Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

История, ставшая впоследствии легендой, началась 8 мая 1911 года в Хейзелхерсте (Hazelhurst), штат Миссиссиппи. На свет появился Роберт Лерой Джонсон, будущий знаменитый блюзмен, певец и гитарист, легенда блюза, тот, кто, будучи музыкантом-любителем, пообещал друзьям, что будет играть блюз, как никто. Наверное, те отнеслись к его обещанию скептически, тем более, что прежде никаких особых способностей за ним не замечали, да и сам Роберт, после этого заявления, исчез на несколько месяцев. Однако когда он вернулся, о его словах вспомнили. Знакомые музыканты были поражены: вместо любителя-блюзмена перед ними был совсем другой человек - неподражаемый виртуоз, настоящий мастер. Вот это удивительное превращение, видимо, и легло в основу мифа о том, что свое искусство Джонсон купил у дьявола, продав ему душу. Надо сказать, что после смерти Роберта Джонсона поклонники его таланта яростно опровергали слухи о том, что их кумир, якобы, продал душу за умение играть блюз. Они чувствовали себя оскорбленными, а нелепые слухи считали порочащими память музыканта.

В среде афроамериканцев блюз считался в то время греховной «дьявольской» музыкой. Некоторые из черных блюзменов на этом мифе делали себе неплохую рекламу. Певец-гитарист Томми Джонсон (Tommy Johnson) называл себя не иначе, как «Пасынок дьявола», а другой музыкант, Айк Зиннерман утверждал, что репетировать ходит после полуночи на кладбище. И таких примеров история блюза знает немало, но лишь по отношению к Роберту Джонсону это звучало правдоподобно. Любопытно свидетельство современника Джонсона, блюзмена Мадди Вотерса. Тогда он был молодым человеком и увидел Роберта, про которого до того только слышал. Джонсон пел на улице, окруженный слушателями. Мадди протолкался сквозь толпу, постоял и поспешил выбраться обратно. «Он был опасным человеком», сказал Мадди в одном интервью много лет спустя. У блюзменов тогда была репутация людей, путающихся с самим сатаной, а Джонсон очень любил петь песни на дьявольскую тему, как бы постоянно разговаривая с нечистой силой, основным же настроением его музыки было состояние тревоги, ожидание опасности и чувство обреченности. Его песни навсегда закрепили за ним репутацию человека, совершившего сделку с дьяволом: блюз «Я и сатана» ("Me and The Devil Blues") и «Черт идет за мной по пятам» ("Hell Hound On My Trail") и другие. У суеверия глаза велики, а уж про суеверия чернокожих и говорить нечего! Так что достаточно было шепнуть, что Роберт Джонсон на короткой ноге с дьяволом, а иначе как бы он научился так играть? - и вскоре уже мало кто в этом сомневался. Но все-таки, почему в историю о продаже души так легко поверили? Дело в том, что тогда среди черных блюзменов действительно существовало поверье о сделке с дьяволом.Блюз – музыка сатанинская. И если хочешь им овладеть, – очень сильно хочешь! – то существует только один способ. Надо взять гитару, и в полночь прийти на перекресток, где-нибудь в глуши, чтоб никто поблизости не было. Зови того, кто может дать тебе дар, власть над музыкой – и не сомневайся: он явится. И явится не просто так, а с деловым предложением: предложит сделку и выгодный контракт.

И после подписания контракта человек получит то, что так желал: он станет петь и играть блюз, как никто. Что ему придется отдать взамен? Всем известно. Сколько ему будет отпущено сроку? Всем по-разному. Роберту Джонсону выпало быть гениальным блюзменом совсем немного. Но кому же он продал душу? Если вы смотрели сериал «Сверхъестественное», серию «Блюз на перекрестке», то, наверное, помните ту песню, что наигрывал черный музыкант как раз перед тем, как услышал лай явившихся за ним адских псов. Запоминающаяся музыка – это был как раз знаменитый «Блюз о перекрестке» ("Cross Road Blues"), визитная карточка Роберта Джонсона. Когда же, десятью годами раньше, блюзмен вышел на перекресток, чтобы обменять душу на умение играть блюз, он дождался демона в обличье красивой молодой девушки, которая и заключила с ним сделку.

image

Но скорее всего, если такая сделка и состоялась, на перекрестке музыканта встретила вовсе не девушка. В фильме «Перекресток», тоже посвященному жизни Роберта Джонсона, этот момент показал более достоверно: на перекрестке поджидал Легба – он встречал всех чернокожих блюзменов. Легбы, Сатаны, Старина Скрэтч – его по-разному называли в мире блюза Легба - самый главный дух вуду. Без него не начинается ни одно дело, как в реальном мире, так и в мистическом. Он хозяин дорог и перекрёстков. Он может открыть или закрыть дорогу к выполнению любого дела и он же является проводником и посредником между людьми и миром духов. Его фотография в нижнем ряду посередине.

image

Но почему именно вуду и почему именно перекресток? С перекрестком все понятно: он всегда был особым местом. Во многих странах существуют легенды о перекрестках. Именно здесь, на пересечении дорог обитают демоны и злые духи, привидения и живые мертвецы, тут можно встретить кобольдов и фей, кроме того, на перекрестке ведьмы любят проводить свои шабаши. На перекрестках хоронили самоубийцы и убийц и здесь же приносили жертвы богам, чтобы попросить защиты от зла. Перекресток — символ выбора, в том числе, выбора между жизнью и смертью, знак перехода из одного пространства в другое, из этого мира – в тот. А почему вуду? Вуду - древняя религия чернокожих,самая распространенная, всепроникающая и многоликая зловещая магия, та самая, с которой связано зомбирование человека. Она попала в Америку на невольничьих судах, вместе с рабами. Спустя несколько лет после смерти Роберта Джонсона, человек по именно Хулио Финн написал книгу под названием: «Блюзмены: музыкальное наследие черных музыкантов в Америке». Там есть такие строки "Вряд ли Джонсон мог бы писать сам такие песени. Все были уверены, что дело нечисто, что здесь не обошлось без вуду» Так что, можно предположить, что когда говорилось о том, что Роберт Джонсон продал душу дьяволу, можно предположить, что в виду имелся Legba. Подлинной цитаделью американского вуду был тогда Новый Орлеан, где жила знаменитая вудуистка Мари Лаво (Marie Laveau, 1794-1881) — "Змеиная королева". Она была самой известной женщиной Нового Орлеана, а "змеиной" ее называли потому, что свои ритуальные танцы она исполняла с огромным питоном по кличке Зомби. Мари Лаво была видной фигурой в истории американского вуду, она получила сильное влияние как среди простого народа, так и среди аристократического дворянства, что было просто невероятно для черной женщины во времена рабства. Сейчас Королева вуду живет в Новом Орлеане только в легендах. Ее могила круглый год посещается приверженцами вуду и просто любопытными. Кто-то кладет на ее могилу небольшие жертвоприношения, кто-то ставит мелом на каменной плите кресты. Многие полагают, что 23 июня, в канун Святого Иоанна, дух Мэри поднимается из могилы. В этот день проводится захватывающий ритуал поклонения Королеве вуду. Судя по русской книге на могиле Мэри, в России у нее тоже есть поклонники.:)

image

Но мы отвлеклись, а пока вернемся к музыканту, продавшему душу Легбе. Каждому, подписавшему контракт, отпускается свой срок, а когда этот срок заканчивается – будь добр, плати по счетам. Не стал исключением Роберт Джонсон. Конечно, за ним не явились из преисподней адские псы, нет, он умер в 28 лет в августе 1938 года, при странных обстоятельствах: скорее всего, был отравлен. В официальном свидетельстве о смерти в графе «Причина» стоит только «Нет доктора»... Вот как рассказывает об этом автор передач о блюзе, Алексей Калачев (радио «Россия»). «Поскитавшись вдоволь, Роберт Джонсон оказался тем памятным летом в местечке под названием «Три Вилки». Это недалеко от городка Гринвуд в штате Миссисипи. Компанию Джонсону тогда составлял такой же «блюзмен-перекати-поле» по кличке «Сладкий Мальчик». С его слов биографы впоследствии и реконструировали происшедшее. В «Трех Вилках», на околице у проезжей дороги, располагалось некое увеселительное заведение – со стойкой бара, с музыкой, танцами и, как положено, с разборками и мордобоем. Последнее часто происходило из-за дам. У Джонсона завязался роман с чернокожей красавицей, которая, как выяснилось потом, принадлежала владельцу заведения. История, старая как мир: здесь вам и завязка, стремительный смертельный сюжет, и страшный банальный финал. 13 августа 1938 года в Фри Форкс выступал Хани Бой Вильямсон. Зажигательная музыка звучала вовсю, веселье достигло апогея, табачный дым и пыль из-под ног танцующих поднимались к потолку. И все было хорошо, но… что-то нехорошо, как рассказывал потом Вильямсон. Нехорошо было то, что Роберт Джонсон, полностью поглощенный флиртом, не замечал, как за ним наблюдают. Этот взгляд был полон ненависти и в нем таился смертный приговор. Откуда вынырнула бутылка, уже откупоренная бутылка, которую кто-то предложил Роберту? Кто знает? Когда Джонсон поднес ее к губам, Хани Бой выбил её из руки приятеля. Вильямсон был опытней и осторожнее. «Парень, никогда не пей из открытой бутылки. Ты же не знаешь, что в ней может быть». Но Джонсон уже прилично выпивший, пробурчал в ответ: «Парень, никогда не вышибай бутылку у меня из рук». И когда ему поднесли вторую – также уже распечатанную – Вильямсону ничего не оставалось, как молча наблюдать.

image

Роберт Джонсон вновь взялся за гитару, вновь запел, и вечеринка покатилась своим чередом. И вдруг посреди одной из песен он неожиданно прервался - Роберту стало плохо и к двум ночи его отвезли в больницу. Никакой помощи ему не оказали, причину смерти не установили и лишь потом, задним числом большинство интересовавшихся этим случаем очевидцев пришло к выводу, что блюзмена отравили, скорее всего, стрихнином. Он умер 16 августа 1938 года. В последний путь его сопровождали мать и сводный брат. Денег у них не было, поэтому Роберта Джонсона похоронили за казенный счет на церковном кладбище городка Морган-Сити, штат Миссисипи, в двух шагах от шоссе № 7. И как он просил в одном из своих блюзов, его могила действительно оказалась рядом с шоссе — чтобы его «старый злой дух мог сесть на автобус и укатить». Так закончился путь черного блюзмена, но осталась легенда о том, как музыкант продал душу дьяволу в обмен на талант.

©

Подпишитесь на наш
Блоги

Городские легенды: блюз на перекрестке

23:24, 28 ноября 2010

Автор: lisenok

Комменты 25

S

вообще, если нужны расово чистые напевы - это или в доблюзовую эпоху надо, или отличное есть направление нойз. только там ни ритма, ни мелодии нет, и вообще уже японцы успели позаимствовать.

Аватар

Утомительно читать выпады в адрес черной музыки в комментариях. Если уж хочется делить музыку, то нельзя не признать как повлиял примитивный африканский фольклор на всю современную музыку. Непосредственно народные мелодии проявляют себя и джазе, и в блюзе, и в черной эстраде 20-х, и в Мотауне, и в краут-роке, везде. Моцарт и Бах же повлияли только на то, что классическая музыка выродилась в академическую. Зачем обижать африканцев, радоваться надо тому, что у них крутая музыкальная культура.

Аватар

афроамериканцы подарили музыку человечеству великолепную...рабство чудовищное пережили,увозили их на кораблях из Африки с ритмом родины внутри.Творец награждает за страдания людей "подарками",в их случае-этот подарок музыка!

Аватар

О да, В "Сверхъестественном" был классный эпизод на тему этой легенды...

Аватар

жуткая история. люблю такие городские страшилки.

Подождите...