родилась: 1 октября 1975 года в г. Казани образование: в 1997 году окончила актерский факультет РАТИ (курс Алексея Бородина) карьера: с 1998 г. – актриса театра «Современник», снялась более чем в 35 фильмах и сериалах, в том числе «Страна глухих», «Время танцора», «Львиная доля», «Дети Арбата», «Домовой» телекарьера: вела программу «Жди меня», участвовала в проекте «Ледниковый период» семейное положение: первый муж – Иван Волков, актер, второй муж – Алексей Дубинин, танцор, третий (нынешний) муж – Александр Шейн, режиссер, три дочери вкусы: музыка — Шинэд О'Коннор; книги — Марина Цветаева, Сэмюэль Беккет; хобби — чтение, путешествия
Чулпан Хаматова - Заслуженная артистка России (2004), ведущая актриса театра «Современник», лауреат Государственной премии в области театрального искусства (2004), а также премий «Золотая маска», «Кумир», «Чайка», "Коронация", "ТЭФИ" зрительской премии «ЖЖивой театр». Член Общественной палаты Российской Федерации, одна из учредителей благотворительного фонда «Подари жизнь». В 2010 году стала лауреатом премии «Персона года-2009» в номинации "За активную гражданскую позицию". Чулпан - одна из наиболее востребованных актрис современного европейского кино.
Чулпан Хаматовой – актрисе, которая известна не только по ярким ролям в кино и театре, но и по работе благотворительного фонда «Подари жизнь», 1 октября исполнилось 35 лет.
Чулпан с братом Шамилем Ее имя с татарского переводится как «звезда рассвета». Она не любит давать интервью и появляться на телеэкране. Носит джинсы, слушает «Битлз» и с удовольствием променяла бы автомобиль на велосипед. Свои дни рождения предпочитает отмечать в онкологических больницах с врачами, больными детьми и их родителями. Она крайне осторожна в выборе ролей и считает, что лучше не сниматься совсем, чем сниматься в плохом кино, и поэтому каждая ее новая киноработа оказывается в центре внимания зрителей и критиков.
Чулпан с мамой и братом Чулпан Хаматова родилась 1 октября 1975 года в Казани в семье инженеров. О своём детстве она всегда вспоминает с теплотой, считает, что была по-настоящему счастливым ребенком: "Обычная семья. И мама, и отец — инженеры, жили в панельном доме в однокомнатной квартире — пять человек плюс кошка, хомяк, рыбки. Казанская осень, огромные кленовые листья, любимые учителя. Детство было счастливое, прошло в атмосфере доброты."
С ранних лет родители прививали дочери любовь к искусству: водили в театры, на выставки, знакомили с классической русской литературой. Любовь к чтению во многом повлияла на судьбу Хаматовой, ведь будущая звезда «Современника» не просто прочитывала каждую книгу, а проживала ее, погружаясь в мир чужих страстей и переживаний.
Актриса и сейчас считает себя книжно зависимым наркоманом и признаётся, что, взявшись за книгу, не может остановиться: "Если открываю книгу, значит, я должна прочесть ее до конца. Даже если мне вставать в семь утра. Читать люблю и расстраиваюсь, когда книга заканчивается. Могу даже заплакать".
С первым мужем - Иваном Волковым и тёщей - Ольгой Волковой Впрочем, любовь к чтению повлияла не только на характер Чулпан Хаматовой, но и на ее политическую позицию. Самым большим откровением стал роман Достоевского «Бесы», который разрушил революционные идеалы воспитанной в Советском Союзе девушки.
Чулпан со вторым мужем - Алексеем Дубининым и дочерьми Ариной и Асей — «Бесы» были моим первым в жизни потрясением. Я прочитала роман в 9-м классе и вдруг потеряла почву под ногами: те, кто делали революцию, неожиданно оказались бесами. Слава богу, что с произведениями Достоевского я познакомилась раньше, чем взялась за «Мастера и Маргариту», потому что иначе я бы просто сошла с ума и потом бы уже не восстановила свое душевное здоровье. Представьте, как трудно смириться с тем, что, корчась и извиваясь в ужасных муках, гибнут ваши кумиры, каковыми для меня тогда являлись Ленин и Сталин, и что красный флаг из символа свободы, добра и света превращается в символ зла.
Третий (нынешний) муж – Александр Шейн Чулпан Хаматова была свободолюбивой, строптивой ученицей: уже в школе слушала битлов, носила рваные джинсы, а когда за провинности ее ругал директор школы, делала поклон и выходила из кабинета. Ей было неинтересно жить так, как все: ее тянуло к приключениям, к путешествиям, она обожала походы и палатки.
Несмотря на тягу к творчеству, Чулпан не думала о том, чтобы стать актрисой, и считала, что нет более романтической профессии, чем водитель трамвая. Ее родители считали иначе и решили отправить дочь по своим стопам: окончив математическую школу, девушка поступила в Казанский государственный финансово-экономический институт. Однако неожиданно для всех бросила его и так же неожиданно поступила в театральное училище, где проучилась всего один курс, после чего преподаватели посоветовали ей не губить талант в провинции, а непременно ехать в Москву.
Чулпан Хаматова и Евгений Миронов в спектакле "Рассказы Шукшина" — Я тогда не понимала, в чем заключается профессия, но она манила меня, – рассказывает актриса. — В этом смысле я не искала профессию — она сама меня нашла! До сих пор удивляюсь тому, что у меня есть возможность играть с такими потрясающими актерами, как, например, Женя Миронов. Порой смотрю на него и думаю: «Рядом стоит — живой, необыкновенный, любимый!»
"Бедная Лиза" В Москву Чулпан Хаматова ехала с мечтой не просто поступить в ГИТИС, а поступить именно на курс Алексея Бородина, которого любила за спектакль«Наш город». Мама будущей актрисы так не хотела отпускать дочь из дома, что в глубине души надеялась на провал, но Хаматова поступила, причем уже со второго тура.
"Время танцора" А потом начались бесконечные кастинги и попытки сняться в кино, которые заканчивались неудачами. Чулпан не сдавалась, свернуть с пути ее даже не заставило замечание одного из режиссеров о том, что у нее невыразительные глаза. Если бы он только знал, что пройдет совсем немного времени и дебют Чулпан Хаматовой в кино мгновенно сделает ее одной из самых востребованных актрис.
"Страна глухих" Первым ее фильмом стала картина «Время танцора» Вадима Абдрашитова, а потом – «Страна глухих» Валерия Тодоровского, которая принесла молодой актрисе всероссийскую известность. Впрочем, к своим киноролям Чулпан Хаматова относится прохладно, потому что гораздо больше любит театр.
Чулпан Хаматова и Артем Ткаченко в фильме "Меченосец" — Нет таких актеров, которые любят кино. Актер кино — зависимая профессия. Редко попадается режиссер, которому можно довериться. В театре все намного проще — можно сыграть и старуху, и девочку, и мальчика, и песика — кого хочешь!
"Голая пионерка" С 1998 года Чулпан Хаматова играет в «Современнике», где перевоплощается в самых разных героев, действительно, играя и мальчика, и пёсика. Она не боится экспериментов, не боится быть смешной, некрасивой, и, наверное, именно поэтому спектакли с её участием проходят при аншлагах.
Галина Волчек и Чулпан Хаматова О художественном руководителе «Современника» Галине Волчек Чулпан Хаматова отзывается с особой теплотой: "Счастье — знакомство с Галиной Борисовной Волчек. Я помню тот момент до мелочей. Он был похож на чудо. Я в нее влюбилась. Она сразу же показалась мне ужасно близким, сестринским, родным человеком. Долго не могла отделаться от этого ощущения, понимая, что оно мне мешает, что так нельзя: передо мной режиссер…"
"Три товарища" ___________________________________________________________________________ Чулпан Хаматова: неожиданный ракурс
Оказывается, в ее биографии есть фильмы, о которых мало кто знает. «Старые песни о главном-3» (Телеконцерт, Россия, 1998 год)
Роль – ассистентка режиссера, девушка- «хлопушка» на «Мосфильме» По данным сайта IMDB (крупнейшая в мире база данных кинематографа), эта роль – первая в ее фильмографии, хотя она уже снялась в картине «Время танцора». Из интервью актрисы: «…Вася Пичул, режиссер «Песен», приглашая меня, сказал, что это фильм, где в главных ролях будут звезды: Яковлев, Куравлев. Мне сценарий недосуг было прочесть... В первый день правда прибыли актеры. Но когда потом привезли Киркорова, я поняла, что будет еще одна порция «Старых песен...». Решила сделать ноги, да Пичул отговорил». «Тувалу» (Tuvalu) (Драма, Германия, 2000 год)
Роль – Ева Отзыв с сайта Screenplayers.net: «Хаматова, играющая мужественную, решительную Еву, обладает внешностью и обаянием, редко встречающимися на экране с 1940-х гг. Владеющая тремя языками (русский, немецкий, английский), она была названа лучшей актрисой в России и заслуживает внимания американских продюсеров». «Виктор Фогель – король рекламы» (Viktor Vogel – Commercial Man) (Романтическая комедия, Германия, 2001 год)
Роль – Роза Браун, художница Гюнтер Х. Якубзик, кинокритик, filmtabs.de: «Чулпан Хаматова играет роль подруги Виктора Фогеля. Роль неудачная, и играет ее слабо. Эту работу быстро забудут…» «Сукин сын» (Hurensohn) (Драма, Австрия – Люксембург, 2004 год)
Роль – Сильвия, эмигрантка из Хорватии, проститутка Отзыв с сайта movieeveryday.blogspot.com: «Захватывающе наблюдать, как она превращается из хорватской проститутки в первоклассную немецкую девушку по вызову. В конце она выглядит потрясающе красивой». «Любовь в Калининграде» (Eine Liebe in Koenigsberg) (Драма, Германия, 2006 год)
Роль – Надежда Отзыв из Германии на сайте imdb.com: «Чулпан Хаматова играет красивую девушку-гида по Калининграду, и благодаря мучительному повороту сюжета она влюбляется в круглощекого иностранца… В общем, Чулпан – единственная причина посмотреть этот фильм...» «Янова ночь» (Midsummer Madness) (Романтическая комедия, Латвия – Великобритания – Австрия – Россия, 2007 год)
Роль – Аида, русская стюардесса Из интервью актрисы: «Мне очень понравился сценарий, там такой сильный юмор, которого не хватает в кино… Кроме того, очень интересно сыграть такую больную на голову девочку, совершенную психопатку, повернутую на сексе, у которой один стимул в жизни. Это женщины-охотницы, напичканные глянцевыми журналами... Пустышки». «Метеоидиот» (The Rainbowmaker, Meteoidioti) (Мелодрама, Финляндия – Италия – Германия – Нидерланды – Россия, 2008 год)
Роль – Лиа, летчица Ираклий Квирикадзе, режиссер фильма: «Очень хорошо играют Мераб Нинидзе, Чулпан Хаматова. …Мне очень понравился «Бумажный солдат» Германа-младшего, где Мераб и Чулпан тоже главные герои. Параллельно они снимались у нас и там. Так что вот что-то делается и что-то движется в русском кино и вообще кино…» «Колыбельные» (Schlaft ein Lied in allen Dingen) (Музыкальная драма, Германия, 2009 год)
Роль – Кристина Из интервью актрисы: «Стойкого образа Чулпан Хаматовой за границей нет... Из-за отсутствия амплуа мне и предлагают не всегда хорошо прописанные, зато яркие и неожиданные роли… В России мне такие роли долго еще не светят». ___________________________________________________________________________ «Подари жизнь!»
Имя Чулпан Хаматовой сегодня ассоциируется с двумя понятиями: «актриса» и «благотворительность». Созданный при ее участии фонд «Подари жизнь!» стал неотделим от Чулпан, как кино или театр.
Жизнь Чулпан Хаматовой изменилась после случайного знакомства с врачом-онкологом. " Я узнала о том, насколько дорого лечить лейкоз и как дети, которых можно спасти, умирают только потому, что у их родителей нет денег".
Сначала ее попросили провести благотворительный концерт классической музыки, чтобы помочь собрать средства на аппарат для облучения донорской крови. "Обходиться без него очень сложно. Мамы больных детишек клеили пакеты с необлученной кровью себе на грудь, чтобы она не остыла, и сами отправлялись в Институт рентгенорадиологии — с «Юго-Западной» на «Калужскую» — ее облучать. А так как кровь должна быть всегда в движении, мамы ехали, подергиваясь и покачиваясь, — сначала в институт, а потом обратно.
Галина Борисовна Волчек тут же согласилась помочь: «Мы вам даем театр, сцену бесплатно». Так у нас появилась площадка. – вспоминает актриса. — Дальше мы обзвонили всех наших друзей, которые сразу же сказали «да». Появился режиссер Кирилл Серебренников, который тоже сказал «да». Помню этот момент до сих пор — ощущение сдвинутого, тронутого льда. В зале были врачи, были люди, которые отдают собственные деньги. В зале были выздоровевшие дети, были дети, которые только начинают лечение. Пришел тогдашний министр здравоохранения Зурабов, настоял на своем выступлении. Оно было настолько невпопад… Ему казалось, что он сможет овладеть залом. Не смог. Начались выкрики разные. И совсем иное: вышел Олег Иванович Янковский. Ничего не говоря, просто открыл кошелек и дал деньги.
Мы провели благотворительный концерт классической музыки вместе с Сережей Гармашом. Предполагалось, что удастся собрать $200 тыс. А собрали меньше. Намного. И врачи испугались, потому что аппарат уже был приобретен в долг. И если деньги не будут собраны, аппарат уйдет назад поставщикам. Я тогда подумала: как же это нелепо, глупо. Двести тысяч долларов — столько стоит автомобиль, который на тот момент могли себе позволить многие граждане нашей страны.
Буквально на следующий день после концерта ко мне в гости пришла Дина Корзун. Я рассказала ей эту ужасную, потрясшую меня историю. И мы решили сделать свой концерт. Но каким он должен быть, не знали. Поэтому обратились к потенциальным жертвователям, у которых есть эти машины за $200 тыс. Это были наши друзья и знакомые. Они подсказали: чтобы пригласительный не был выброшен в мусорное ведро, концерт должен быть необычным. Мы решили собрать на сцене лучших артистов и музыкантов. Открыли записные книжки и стали обзванивать наших друзей, которых считали самыми лучшими музыкантами и артистами. Все соглашались.
Кроме одного человека, который не поверил, что мы с Диной это делаем без каких-то потаенных задних мыслей. Мы чуть-чуть порасстраивались, но продолжили листать записную книжку. Режиссером концерта стал Кирилл Серебренников, который не задумываясь сказал «да» и ради нас подвинул свою основную работу. С нами были лучшие — Женя Миронов, Гарик Сукачев, Юра Шевчук, Нино Катамадзе, Александр Калягин, Олег Янковский, Инна Чурикова, Лия Ахеджакова, Олег Табаков. Мы сделали концерт и собрали $300 тыс. Аппарат для облучения донорской крови был выкуплен, а на оставшиеся $100 тыс. мы приобрели аппарат для молекулярной диагностики.
А потом Сережа Гармаш, еще не зная о том, чего это будет нам стоить, сказал: «Давайте сделаем такие концерты ежегодными!» Так что изначально это была его идея. Мы с Диной так и присели, потому что не были уверены, что сможем это делать. Ощущали себя выпотрошенными и уставшими. И идея повисла в воздухе. Но тут ее с радостью подхватили врачи — и уже не отпустили нас. И мы сделали еще один концерт — собрали деньги для регионов, у которых не было элементарного, например инфузоматов, которые отсчитывают количество капель для химиотерапии.
Мамы в региональных клиниках сидели и считали капли на глазок. И если мама на секунду отвлекалась и задумывалась, возникала очень опасная для ребенка ситуация. Потому что если ребенок недополучит капли — не все раковые клетки погибнут, а если произойдет передозировка химии, могут возникнуть сильнейшие внутренние ожоги. Мы не просто отправляли в регионы деньги, а закупали все необходимое — от катетеров до сложной техники — сами. Нам помогали врачи и просто неравнодушные люди. Работали все бесплатно. Заполняли дорожные декларации, договаривались, чтобы контейнеры встретили, организовывали машины, сопровождение.
А потом изменился закон о сборе благотворительных средств. Те деньги, которые мы собирали, отправляли в РДКБ на наших больных детей, а после принятия этого закона больница получила право самой решать, на что потратить деньги. И если решали, что аппарат нужен для другого отделения, то деньги к нашим детям не попадали. И получалось, что мы врем. Заявляем на концерте одно, а средства уходят на другое. Поэтому мы организовали фонд".
Ни Чулпан Хаматова, ни Дина Корзун не хотели создавать фонд: это слово ассоциировалось у них с чем-то нечестным. Они просто стремились оказывать адресную помощь, много времени проводили в больницах, приводили к детям известных людей, искали деньги, пользуясь своими связями и авторитетом. Но закон, который препятствовал помогать таким образом, заставил актрис все-таки учредить в 2006 году фонд, который получил название «Подари жизнь».
"Признаюсь честно, мы с Диной этого фонда не хотели. Потому что кроме эмоциональной ответственности появлялась бумажная — за деньги, и немаленькие. И согласились, только когда поняли: другого выхода нет. Это было летом. Три года назад. И дело выросло до больших объемов. Сегодня наша репутация — самое дорогое, что есть у фонда".
"Лечение рака крови на сегодняшний день — самое дорогостоящее из существующих в медицине. И ни в одной стране мира оно не обходится без благотворительных денег. Теоретически лечение бесплатно: обязательства выделять детям какое-то количество лекарств берет на себя государство. Но тут есть ряд нюансов.
Во-первых, это очень долгое лечение, во-вторых, часто возникают осложнения, потому что иммунитет у детей из-за воздействия различных препаратов становится хуже, чем у больного СПИДом, и каждая безопасная для здорового человека бактерия может стоить им жизни. Развитие высокотехнологичного медицинского оборудования, в котором все — и диагностика, и лечение — идет семимильными шагами. Так чтобы не терять дорогое время и не оглядываться каждый раз на медицинских бюрократов, ожидая от них какой-то мобильности, проще это сделать самим. Вот мы и делаем".
Сегодня Чулпан Хаматова сама воспитывает троих своих детей и признаётся, что если бы у неё была возможность бросить театр и кино и заниматься только фондом, то она сделала бы это не раздумывая. Однако столь презираемый ею звездный статус – это то, что помогает кричать о проблемах больных детей.
"Мне кажется, это потрясающая часть моей профессии – быть полезной. Не просто доставлять радость, а делать что-то реально, физически помогать. Для чего еще жить на земле? Мы все уйдем отсюда, мы все здесь временно. Я, наверное, эгоистка, и просто получаю от этого удовольствие. Это потрясающе – видеть, как из больницы выписываются дети, как поднимается настроение у их родителей…"
...Несколько лет назад Чулпан Хаматова собиралась уехать из России, но именно фонд заставил ее иначе взглянуть на нашу действительность: "Сегодня у меня есть корабль, который я не могу бросить, — это наш фонд. У меня 5 лет назад было некое ощущение страны без людей в ней. Сейчас все намного сложнее, и я вижу и страну, и людей, которые когда-то мне казались жутким быдлом. Я вижу, что страшно заблуждалась, и в любой самой захудалой провинции есть прекрасные, красивые интеллигентные люди..."
Чулпан Хаматова с дочками Асей и Ариной Своих детей Чулпан Хаматова пытается воспитывать так, чтобы они поняли, как это важно – помогать, и теперь они разрешают маме отвозить в больницу свои новые игрушки, которые им дарят на праздники. Многие пациенты больниц, находящихся под покровительством фонда «Подари жизнь», приходят к Чулпан Хаматовой в гости и становятся друзьями ее дочерей.
"У меня мурашки по коже, когда ко мне приходит подросток, который три года назад — лысый, грустный, опутанный проводами — лежал в стерильном боксе, а сейчас стоит и знакомит меня со своей девушкой и, хитро подмигивая, говорит: «Если она тебе понравится, то я женюсь на ней!» Я понимаю, что сейчас при нем расплачусь, потому что помню, как врачи боролись за его жизнь, как все волновались, приживется у него костный мозг или нет.
Мы уже настолько привыкли к всевозможным подозрениям по поводу чистоты наших помыслов и дел, что каждый раз, когда эти подозрения случаются, мы не бьем себя в грудь и не говорим, какие мы добрые и хорошие. Просто тихо думаем о детях, которые живы, которые учатся. Знаете, ведь многие из них именно в этом году поступили в институты. Целых 8 человек — в МГУ! Сами! Выбрали очень разные специальности: двое решили стать журналистами, кто-то пошел на биофак…"
У актрисы много наград, она относится к ним равнодушно, говорит, что переросла свою профессию и не хочет до старости играть. Впрочем, по ее признанию, от «Оскара» она вряд ли смогла бы отказаться: "Наверное, этот момент, когда ты сидишь вся красивая, в украшениях, похож на маленький день рождения. Мне было бы интересно прожить этот момент. Не до такой степени, чтобы сейчас все бросить и к нему стремиться. Но все же интересно".
В свои 35 Чулпан Хаматова уже мудра и давно определила для себя, что самое главное в жизни: "Свою жизнь надо творить. Нельзя говорить, что правительство ужасное, соседи — уроды, и вести себя так же — воровать, хамить, жить для себя, потому что жизнь коротка. О жизни нельзя говорить плохо, она прекрасна, ее надо любить".
Чулпан Хаматова: "О жизни нельзя говорить плохо"
10:37, 9 октября 2010
Автор: shnaket
Комменты 19
Пересмотрела "Дети Арбата" с ней недавно, не могу, хожу опять под впечатлением. Она гениальна!
Светлый человек и блистательная актриса. Единственная!
о, Боже...у одной ком в горле, другая читала и рыдала...вас дружно пожалеть? слезами горю не поможешь.
Читала и рыдала. Как хорошо и светло на душе становится, что есть такие люди которые могут и которым не все равно. Она делает ОГРОМНОЕ дело. Удачи ей. Я ее заново открыла для себя. Ну а лунный папа - это вообще один из моих любимых фильмов!
"страна глухих" одно время был моим любимым фильмом, раз 10 его видела. мне так нравится, что она всегда выглядит, как девочка, не меняется.