Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Вот есть такое выражение "Sеlf-made"- человек, который сделал себя сам. Вот и об ансамбле "Березка" можно сказать такое. Конечно, их поддерживали, их продвигали и помогали. Но, сам факт создания уникального ансамбля одним человеком с нуля в самые голодные послевоенные годы уникален. Череда творческих людей и талантов прошло через этот коллектив, но его создательница Надежда Надеждина и ее ученица Мира Кольцова, самые большие авторитеты и вдохновители. И просто приличные люди.

С мамой Анной Николаевной Равичер (урожденной Кольцовой).

С мамой Анной Николаевной Равичер (урожденной Кольцовой).

Всю свою жизнь Мира Михайловна Кольцова посвятила русскому началу. Ее работу можно назвать уникальной. Настоящее имя и фамилия Миры Кольцовой — Мириам Равичер. Ей знаменитая наставница Надежда Сергеевна Надеждина как-то сказала: «Иди в загс и меняй имя. Ты — Мира». Помолчав, добавила: «Мира Кольцова…»

Я смотрю на фотографию маленькой Миры и вижу маленького лидера. Редко кто из детей принимает такую позу, она кажется, означает твердую позицию. Счастья, что эта девочка, когда выросла, попала в "Березку" и подхватила у своего учителя эстафетную палочку.

Цепочка.

Родилась она 21 декабря 1938 года в Москве. В "Березку" 19 летнюю Миру привела мама. Её сразу же взяли, хотя отбор был очень строгий. Брали девушек с очень хорошей подготовкой, учитывались, конечно, и внешние данные, обаяние, "огонёк в глазах".

А еще девушка была очень музыкальна. Музыкальное дарование её проявилось с 2 лет, когда она стала петь. В 4 года мама отвела дочку в Дом железнодорожников, где её взяли и в хор, и на сольный вокал. Малышка, кроме пения, танцевала в концертах, играла в спектаклях. Когда Мире было 9 лет, комиссия порекомендовала ей показаться в Хореографическом училище при Большом театре. После просмотра она стала там учиться. Девочка мечтала стать дирижером и выкраивала из скромных выделяемых училищем средств деньги на нотные книги. Поэтому могла спеть много арий. Любила подбирать на слух мелодии.

С детства в танце.

С детства в танце.

У неё простая трудовая книжка. Три места работы: хореографическое училище Большого театра, ансамбль "Березка" и ГИТИС. Причем общий стаж в ансамбле 65 лет, повод для гордости.

Даже режиссер С.Герасимов, в фильме которого она снялась («Девичья весна», исполнив главную роль – солистки хореографического ансамбля), не смог переубедить её оставить любимую работу. Она была верной и от добра добра никогда не искала.

Надежда Сергеевна Надеждина.

Надежда Сергеевна Надеждина.

В неё с юности был влюблен блистательный танцовщик солиста ансамбля Игоря Моисеева Борис Санкин. И Мира Михайловна влюбилась. И когда она ждала ребенка, то попала в трудное положение. Уйти в декрет оказалось сложно, возник конфликт. Сына она родила, но через месяц вернулась в коллектив, а мальчика воспитывала её мама.

Сын Филипп, красавица невестка Наталья и внук Николай.

Сын Филипп, невестка Наталья и внук Николай.

Об этом артистка сожалела и чувствовала вину перед ним. Мира Михайловна вышла второй раз замуж за скромного и талантливого баяниста Леонида Смирнова. В последующие годы он продолжил работать с женой в одном коллективе. Был главным дирижером оркестра. И в то же время надежным помощником, истинным рыцарем, преданным своей даме сердца. Она была счастлива, что её сын и её внук состоялись в профессии, став композиторами, они с мужем всё для этого сделали.

Главный танец.

На вопрос, почему расстались с первым мужем, Мира Михайловна отвечала: "Знаете, как у Чехова, ревновал бешено, сам же изменить был большой охотник. За ними бегали дамы… Он позволял им бегать…"

Леонид Смирнов и Борис Санкин.

Леонид Смирнов и Борис Санкин.

Недавно экранизировали историю "Берёзки", создав сериал. Я увидело её раньше, чем познакомилась с творчеством этого ансамбля. Мне он понравился, интересная тема. А потом я уже узнала, что он был слишком художественно-вымышленным и от настоящей "Березки" там почти ничего нет. Сериал прежде всего коммерческий, безусловно с хорошими актерами и захватывающим сценарием. Вот одна из неточностей, в коллективе на самом деле не было ни одного человека, которого в соответствии со временем, когда это происходило, могли бы назвать предателем. Ни один танцор не остался за границей после гастролей, никто не занимался незаконными валютными операциями, шпионажем или контрабандой. Я слышала такие же признания от Григория Чапкиса известного танцора Государственного ансамбля танца. Не доверять им нет оснований и это удивительно. Поэтому подобные мифы, как состарившиеся сплетни, обнуляются, не находя подтверждение.

Березка.

Скажу вам со всей ответственностью, что счастлива, потому что меня Господь уберег и от гордыни, и от амбиций. А взамен дал требовательность к себе. Я сомневалась и не была довольна собой с первого танца и по сей день. Всегда колоссальное волнение до дрожи…

Большинство из нас помнит только легендарный танец, с ветками берёзы и известный особенной походкой девушек, создающей впечатление, что они стоят на месте, а сцена под ними вращается. Но, всего в репертуаре театра более 50 сценических произведений. Как говорила Мира Михайловна: «У нас нет танца ради танца. Наши артисты должны мыслить, они должны быть интеллектуалами, добиваясь при минимальном жесте максимального выражения чувств».

Обложки,афиша.

Она прожила яркую жизнь, как танцовщица, солистка и актриса. И не менее яркую жизнь с 1979 года, после смерти Н. С. Надеждиной, как  художественный руководитель и главный балетмейстер ансамбля, оставаясь в этой должности до конца жизни. Насколько это была цельная работа, чтобы поставить её на первое место? Выражение Надежды Надеждиной во время репетиций говорившей: «Худая корова — ещё не газель» означала следующее, что кроме техники важной задачей артиста было поддерживать сценический образ. А это прежде всего чистота, одухотворенность взгляда, народное начало.

Выступление.

Люди так устроены, что к безобразному легче привыкаешь. Уродливое гораздо легче познается, чем прекрасное. Но есть воспитание, есть привитое чувство меры.

Я всегда привожу пример: ребеночек сам помыл руки? Да ни за что в жизни! Он грязными ручками хватанет с удовольствием. Значит, надо учить.

Плохое всегда доступней, оно проще. Не надо идти и мыть ручки. Не надо мучиться, учиться, как взять вилку, ложку. А обучение дается все-таки с трудом.

А как приходится работать в танце! Не удается «дробушка» — давай, оттачивай! Ногу справа, выровнять, чтобы чувствовать мышцы. Это больно. Сейчас больно, но потом будет прекрасно.

А безобразного сколько угодно. Оно толстым слоем под ногами лежит, за ним даже нагибаться не нужно.

Повод для гордости-Мира Кольцова.

Как удается держать мир в таком сложном творческом коллективе? Мира Михайловна говорила: «Прежде всего, не слушать наушников. Всегда выслушать противоположное мнение. Любую ситуацию проговорить и разобрать в самом ее устье. Не я придумала, что маленький ручеек непонимания рождает большую реку недоверия. Все конфликты начинаются с того, что не выслушал, не проговорил, не продумал. Мне Надеждина говорила: «Мира, ты жутко женственна, но обладаешь абсолютно мужским умом, холодным и аналитическим…»

С Ким Чен Иром.

Её самым пылким поклонником был Ким Чен Ир руководитель КНДР. В трудные годы становления новой России он помог коллективу продержаться на плаву, когда вся страна переживала трудные времена. Ансамбль практически каждый год приезжали в Пхеньян. И Мира Михайловна часа беседовала с ним о народном фольклоре, о музыке и танце, о жизни…

Самой большой наградой для неё, было здание, в самом центре Москвы, которое стало домом для «Березки». Они двадцать лет скитались по чужим углам, различным ДК, клубам и подвалам. Не было своей базы и постоянного, удобного места для репетиций.

Повод для гордости-Мира Кольцова.

Мира Михайловна Кольцова закончила свой земной путь 1 августа 2022 года на 84-м году жизни.

"Она пришла в ансамбль девочкой, молоденькой красивой девочкой из училища Большого театра. И Надежда Сергеевна Надеждина – создатель ансамбля "Березка", создатель стиля ансамбля – выбрала ее, поставила на нее весь сольный репертуар, который до сегодняшнего дня лучше Миры никто не танцевал. Она сохранила ансамбль – это самое важное, потому что было два момента в ансамбле "Березка", когда его могло не быть вообще. Особенно в последнее время. Но у нее хватило сил, терпения и выдержки сохранить ансамбль практически в первозданном виде, и самое главное, что она сохранила наследие Надежды Сергеевны Надеждиной. Этот стиль "Березки" показывал историю нашей страны. Это было что-то феерическое на самом деле. А Мира Кольцова – это лицо "Березки". Это душа ансамбля, и ее должны помнить и знать все новые поколения", – рассказала худрук – директор Ансамбля народного танца им. Игоря Моисеева, народная артистка России Елена Щербакова.

Кадр из фильма «Девичья весна»,1960

Кадр из фильма «Девичья весна»,1960

Насколько надо быть одержимыми и вдохновленными, чтобы не потерять тот дух, который когда-то вдохнула в него Надеждина. Главное, что весь коллектив правильно отвечает на три главных вопроса художника: Что ты делаешь? Как ты делаешь? Зачем ты делаешь? Без адекватных ответов на эти вопросы, творчество превращается в бесконечное самолюбование. Мира Михайловна Кольцова не дала затушить творенье своего учителя, преумножив культурное наследие. Пока в ансамбле будет оставаться уникальная атмосфера, профессионализм, особенная хореография, добрые, здоровые отношения он будет жить и радовать людей, культивируя истинные ценности.

Танец.

 

 

 

 

Блоги

Повод для гордости-Мира Кольцова.

10:40, 22 октября 2022

Автор: LaraMild555

Комменты 54

M

Гифка прекрасна! Реальное ощущение что сцена движется

Аватар

Я смотрела сериал про Берёзку Вполне вероятно, что во времена СССР, партийная номенклатура много решала и по культуре и по Берёзке в частности Солистка ансамбля в фильме вызывает противоречивые чувства Понравилась Лидия Вележнева в роли руководителя ансамбля Надежды Петровны Светловой Когда писала комментарий, почему то была уверена, что эту роль играла Елена Сафонова Посмотрела в гугле, Вележнева Видимо, для меня они похожы)

Аватар

Спасибо, интересный пост. Мириам - еврейское же имя? Здесь часто яркие представительницы "ненацистов" любят писать про кого нибудь: ну какой же он русский, он еврей. Или говорить, что не было гонений на евреев в советское время. Но ни один из них не придёт и не скажет, что вот еврейка спасла не просто ансамбль, а часть русского искусства и русского духа. Что именно благодаря труду этой еврейской женщины образ России формировался как что то прекрасное.

Аватар

Плывущие по сцене девушки просто восхитительны

Аватар

Знать бы ещё, что такое настоящий русский народный танец. Я так поняла, что все это придумала Надеждина, у кого она могла учиться после революции? Если за исполнение русского романса могли арестовать.

Подождите...