Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Есть очень красивый фильм «Тени забытых предков» Сергея Параджанова 1965 года.
В нем режиссер впервые воплотил своё личное видение киноискусства - раскопки культурного наследия человечества. Слой за слоем открывая нам драгоценные детали народного прошлого на фоне вечной истории любви.


Эта история украинских Ромео и Джульетты из двух враждующих гуцульских родов.
Сюжет здесь не так важен, как эмоциональное погружение в
традиции, верования и природу жителей Карпат. Вопреки
вражде семей, зарождается детская чистая, светлая любовь Ивана и
Марички. Выросший Иван уходит на заработки, а Маричка гибнет в горной
реке. Иван не может забыть любимую. Он скитается по лесу, ощущая в
самой природе присутствие Марички. Даже женитьба на красивой
Палагне не может возвратить Ивану утраченное счастье. Молодая
жена Палагна тщетно мечтает о детях, но супруги как будто чужие друг
другу. Палагна обращается к деревенскому колдуну-мольфару. Они
становятся любовниками. Застав их в деревенском трактире, Иван нападает на
мольфара, но проигрывает схватку. Мольфар хочет сжить Ивана со
свету. Перед смертью, блуждая в лесу, Ивану чудятся
миражи Марички в воде, за деревьями, она повсюду. Сельчане хоронят
Ивана. На поминках веселье и пляски.
Картина народной красоты наполнена выразительной народной музыкой и пением, зовом трембит из глубин веков.



«Тени забытых предков» - экранизация одноименной повести Михаила
Коцюбинского. Сценарий фильма был утвержден в декабре 1962 года, на заседании
художественного совета Киевской киностудии им. А. Довженко по случаю
празднования столетия со дня рождения Коцюбинского. Сценаристами
«Теней» стали Иван Чендей, составитель закарпатских сказок, и Сергей
Параджанов, режиссер Киевской киностудии.


Для Ивана Миколайчука главная мужская роль в «Тенях…» стала первой
работой в кино. О его пробах Сергей Параджанов позже вспоминал так: «Он
очаровал нас. Юный, ужасно взволнованный, он светился удивительным светом.
Такая чистота, такая страстность, такая эмоциональность выплескивали из него,
что мы были ошеломлены, забыли обо всем, даже о том, что уже утвержден другой
актер…»



«Создать для фильма гениальную музыку» - именно такую задачу поставил
режиссер перед композитором Мирославом Скориком. Кроме авторской, фильм
насыщен и народной музыкой в аутентичном исполнении. Композитор вспоминал,
что гуцульских музыкантов даже возили в Киев, чтобы сделать запись в
павильоне, ведь получить правильное звучание под открытым небом было очень
тяжело. Нелегко было поместить десять трембит в пассажирский салон
самолета, но Параджанов справился.


На время съемочного процесса режиссеру было предложено поселиться в гостинице. Однако такой вариант Сергей Иосифович отклонил. Зато поселился среди гуцулов. Изучал их обычаи и быт. Местные жители дарили Параджанову вышиванки, иконы и угощали банушем. А он благодарил их Киевскими тортами и учил готовить голубцы из виноградных листьев.


Однажды несколько дней режиссер жил по соседству со знаменитой бабушкой. Никто не знал, сколько ей лет, говорили, что больше сотни. Параджанов познакомился с ней и подарил французские духи, а она рассказала, как ходила с поэтом Иваном Франко собирать грибы.

В одной песне-коломыйке Сергей Параджанов услышал аллегорию на неравный брак – мужчина захотел невесту в ярмо. В своем фильме режиссер буквально совершил обряд ярма над героями – Иваном и Палагной. Это возмутило гуцулов, которые боялись позора из-за несуществующего у них обряда. Сам режиссер объяснял суть эпизода так: Иван женится на Палагне, осознавая, что им обоим придется тащить ярмо собственного брака.




Во время съемок в Карпатах Параджанов много конфликтовал с оператором фильма
Юрием Ильенко. Последний после очередной ссоры даже вызвал режиссера на дуэль.
Было выбрано время дуэли, расстояние и оружие – гуцульские пистоли. Оба пришли
в назначенное время с секундантами, впрочем, дуэль не состоялась. Чтобы
попасть на место поединка, нужно было перейти через реку Черемош. Ливень
накануне сорвал мост.


Всемирное признание фильма - это плод мольфарских чар. По крайней мере,
на это намекнул последний известный мольфар (так гуцулы называют человека,
наделенного сверхъестественными способностями) Михаил Нечай. Он жил в селе
Верхний Ясенов в Ивано-Франковской области и в 1960-х годах консультировал
Сергея Параджанова по поводу гуцульской самобытности и истории края.




«Тени забытых предков» получили 39 международных наград, 28 призов на кинофестивалях (из них – 24 гран-при) в двадцать одной стране, что попало в книгу рекордов Гиннеса. Параджанову присылали свои поздравления Феллини, Антониони, Куросава, а польский режиссер Анджей Вайда встал перед Параджановым на колени и поцеловал руку, благодаря за этот шедевр.


Иван Дзюба, активный участник акции протеста, прошедшей во время
просмотра фильма в Киевев 1965, вспоминал, что опасался ссоры с Параджановым
за сорванную премьеру. В кинотеатре "Украина", где в 1965 году Иван
Дзюба, Василий Стус и Вячеслав Чорновил устроили первую публичную акцию
протеста против массовых арестов украинских интеллигентов. Впрочем, режиссер
не только не обиделся, но и поддержал протест, поскольку и сам был человеком
внесистемным, с огромной жаждой свободы. За что в будущем подвергся гонениям и
заключению в тюрьму.


Оцифрованный и отреставрированный фильм в HD выложен на ютубе
Тени забытых предков
19:19, 16 сентября 2022
Автор: Анонимка
Комменты 43
спасибо за пост, очень интересно, фильм фантастически красивый!
спасибо за пост, очень интересно, фильм фантастически красивый!
К своему стыду ни разу не смотрела!! Спасибо за наводку
Вроде и выглядит красиво, но видна гнетущая атмосфера и какая-то ненормальность. Не люблю такие фильмы
Не смотрела фильм, спасибо за красочное описание. Мне одной кажутся крайне непривлекательными усы ( мне они и условного Гейбла не нравятся) в сочетании с такими стрижками?