Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Есть очень красивый фильм «Тени забытых предков» Сергея Параджанова 1965 года. 

В нем режиссер впервые воплотил своё личное видение киноискусства - раскопки культурного наследия человечества. Слой за слоем открывая нам драгоценные детали народного прошлого на фоне вечной истории любви.



Эта история украинских Ромео и Джульетты из двух враждующих гуцульских родов. Сюжет здесь не так важен, как эмоциональное погружение в традиции, верования и природу жителей Карпат. Вопреки вражде семей, зарождается детская чистая, светлая любовь Ивана и Марички. Выросший Иван уходит на заработки, а Маричка гибнет в горной реке. Иван не может забыть любимую. Он скитается по лесу, ощущая в самой природе присутствие Марички. Даже женитьба на красивой Палагне не может возвратить Ивану утраченное счастье. Молодая жена Палагна тщетно мечтает о детях, но супруги как будто чужие друг другу. Палагна обращается к деревенскому колдуну-мольфару. Они становятся любовниками. Застав их в деревенском трактире, Иван нападает на мольфара, но проигрывает схватку. Мольфар хочет сжить Ивана со свету. Перед смертью, блуждая в лесу, Ивану чудятся миражи Марички в воде, за деревьями, она повсюду. Сельчане хоронят Ивана. На поминках веселье и пляски.

Картина народной красоты наполнена выразительной народной музыкой и пением, зовом трембит из глубин веков.



«Тени забытых предков» - экранизация одноименной повести Михаила Коцюбинского. Сценарий фильма был утвержден в декабре 1962 года, на заседании художественного совета Киевской киностудии им. А. Довженко по случаю празднования столетия со дня рождения Коцюбинского. Сценаристами «Теней» стали Иван Чендей, составитель закарпатских сказок, и Сергей Параджанов, режиссер Киевской киностудии.


Для Ивана Миколайчука главная мужская роль в «Тенях…» стала первой работой в кино. О его пробах Сергей Параджанов позже вспоминал так: «Он очаровал нас. Юный, ужасно взволнованный, он светился удивительным светом. Такая чистота, такая страстность, такая эмоциональность выплескивали из него, что мы были ошеломлены, забыли обо всем, даже о том, что уже утвержден другой актер…»



«Создать для фильма гениальную музыку» - именно такую ​​задачу поставил режиссер перед композитором Мирославом Скориком. Кроме авторской, фильм насыщен и народной музыкой в ​​аутентичном исполнении. Композитор вспоминал, что гуцульских музыкантов даже возили в Киев, чтобы сделать запись в павильоне, ведь получить правильное звучание под открытым небом было очень тяжело. Нелегко было поместить десять трембит в пассажирский салон самолета, но Параджанов справился.

На время съемочного процесса режиссеру было предложено поселиться в гостинице. Однако такой вариант Сергей Иосифович отклонил. Зато поселился среди гуцулов. Изучал их обычаи и быт. Местные жители дарили Параджанову вышиванки, иконы и угощали банушем. А он благодарил их Киевскими тортами и учил готовить голубцы из виноградных листьев.

Однажды несколько дней режиссер жил по соседству со знаменитой бабушкой. Никто не знал, сколько ей лет, говорили, что больше сотни. Параджанов познакомился с ней и подарил французские духи, а она рассказала, как ходила с поэтом Иваном Франко собирать грибы.

В одной песне-коломыйке Сергей Параджанов услышал аллегорию на неравный брак – мужчина захотел невесту в ярмо. В своем фильме режиссер буквально совершил обряд ярма над героями – Иваном и Палагной. Это возмутило гуцулов, которые боялись позора из-за несуществующего у них обряда. Сам режиссер объяснял суть эпизода так: Иван женится на Палагне, осознавая, что им обоим придется тащить ярмо собственного брака.


Во время съемок в Карпатах Параджанов много конфликтовал с оператором фильма Юрием Ильенко. Последний после очередной ссоры даже вызвал режиссера на дуэль. Было выбрано время дуэли, расстояние и оружие – гуцульские пистоли. Оба пришли в назначенное время с секундантами, впрочем, дуэль не состоялась. Чтобы попасть на место поединка, нужно было перейти через реку Черемош. Ливень накануне сорвал мост.



Всемирное признание фильма - это плод мольфарских чар. По крайней мере, на это намекнул последний известный мольфар (так гуцулы называют человека, наделенного сверхъестественными способностями) Михаил Нечай. Он жил в селе Верхний Ясенов в Ивано-Франковской области и в 1960-х годах консультировал Сергея Параджанова по поводу гуцульской самобытности и истории края.



«Тени забытых предков» получили 39 международных наград, 28 призов на кинофестивалях (из них – 24 гран-при) в двадцать одной стране, что попало в книгу рекордов Гиннеса. Параджанову присылали свои поздравления Феллини, Антониони, Куросава, а польский режиссер Анджей Вайда встал перед Параджановым на колени и поцеловал руку, благодаря за этот шедевр.



Иван Дзюба, активный участник акции протеста, прошедшей во время просмотра фильма в Киевев 1965, вспоминал, что опасался ссоры с Параджановым за сорванную премьеру. В кинотеатре "Украина", где в 1965 году Иван Дзюба, Василий Стус и Вячеслав Чорновил устроили первую публичную акцию протеста против массовых арестов украинских интеллигентов. Впрочем, режиссер не только не обиделся, но и поддержал протест, поскольку и сам был человеком внесистемным, с огромной жаждой свободы. За что в будущем подвергся гонениям и заключению в тюрьму.

Оцифрованный и отреставрированный фильм в HD выложен на ютубе

Поделиться

Подпишитесь на наш
Блоги

Тени забытых предков

19:19, 16 сентября 2022

Автор: Анонимка

Комменты 43

E

спасибо за пост, очень интересно, фильм фантастически красивый!

E

спасибо за пост, очень интересно, фильм фантастически красивый!

P

К своему стыду ни разу не смотрела!! Спасибо за наводку

Аватар

Вроде и выглядит красиво, но видна гнетущая атмосфера и какая-то ненормальность. Не люблю такие фильмы

L

Не смотрела фильм, спасибо за красочное описание. Мне одной кажутся крайне непривлекательными усы ( мне они и условного Гейбла не нравятся) в сочетании с такими стрижками?

Подождите...