Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Древние храмы Ангкора.
Сегодняшнюю Камбоджу трудно назвать успешной страной. Она до сих пор преодолевает последствия кровавого правления Пол Пота и зализывает раны. Но постепенно ее имидж меняется и ее уже чаще вспоминают не как самую заминированную страну мира, а как страну, имеющую уникальные культурно-исторические памятники. И все это благодаря удивительным храмам в районе Ангкор, которые посещают около 2 миллионов туристов в год. Наверное, нет человека, который не знал бы о храмах Ангкора и не слышал о самом знаменитом храме Камбодже Ангкор-вате. Предлагаю сегодня вспомнить, что же представляют собой храмы Ангкора, кто и когда их построил и почему они оказались заброшены и заросли джунглями. Обратимся мы и к истории Древнего государства кхмеров.
Ангкором называют область на северо-западе Камбоджи, к северу от озера Тонлесап, центр процветающей в средние века кхмерской империи. На территории около 200 километров находятся памятники архитектуры этой канувшей в Лету империи. Ангкор-Ват и Ангкор-Тхом вошли в список Всемирного наследия Юнеско.
Посмотрим на памятники Ангкора. Ангкор-Ват пожалуй, самый знаменитый храм Камбоджи, национальный символ страны.

Это самый большой в мире храм, посвященный богу Вишну, Ангкор -ват так впечатляет людей, что его часто называют восьмым чудом света. Ангкор-ват был построен в 12 веке, на его строительство ушло больше камней, чем на строительство великой пирамиды Хеопса, а стены храма практически сплошь покрыты барельефами. Трудно представить сколько же усилий было приложено, чтобы создать такое сооружение.


Храмовый комплекс символизирует собой Вселенную, пять его башен представляют собой райскую обитель богов- гору Меру с ее пятью пиками. Центральная башня, самая высокая, 65 метров, остальные пониже. Весь комплекс Ангкор-ват занимает 210 гектаров и окружен рвом в 190 метров. С любой точки обзора можно увидеть одновременно лишь 3 башни храма. Семиглавая мифическая змея Наг символизирует мост из радуги, связывающий землю с жилищем богов. Главный, западный вход в храм Ангкор-Ват — широкие, богато украшенные барельефами и скульптурами ворота. С правой стороны — трехметровая восьмирукая статуя Вишну. От ворот до основного храма ведет широкая улица со скульптурами наг на балюстрадах. По обеим сторонам улицы располагаются два пруда. Внутри храм представляет собой три яруса галерей с множеством прекрасных барельефов. В древние времена подниматься на верхний ярус Ангкор-Вата могли только король и верховный жрец, сейчас он открыт для всех.

В западной галерее храма на барельефах изображена сцена их Махабхарата, на южной картина триумфального шествия короля Сурьявармана II, на восточной сцена из священной книги Бхагавата-Пураны - взбивание молочного океана, на северной - битва бога Кришны с королем демонов Баном.


Еще один знаменитый барельеф Ангкор-вата- суд Ямы, 60-метровая панель с изображением суда над умершим богом смерти Ямой. По сути, на барельефе изображены ад и рай, в раю дворцы слуги и красота, а в аду палачи, пытки и страдания.

Ангкор-Тхом еще один крупнейший архитектурный памятник Ангкора.




Ангкор-Тхом - это город, окруженный 8-метровой стеной, каждая сторона стены имеет длину 3 км, город защищал широкий ров с водой. Город был построен а конце 12- начале 13 века, ученые считают, что это был мегаполис того времени и в нем проживало до 1 миллиона человек. В Ангкор-Тхом можно попасть через ворота, самыми красивыми считаются южные ворота. Их украшают 108 каменных скульптур, с одной стороны деваты, с другой асуры, которые поддерживают нага, кхмерский символ радуги, моста между небом и землей. Площадь Ангкор-Тхома - 900 гектаров.
Храм-гора Байон. Байон находится на территории Ангкор-Тхома, когда-то храм имел 54 башни, но до нашего времени сохранились не все. Храм украшают многочисленные огромные головы и к какой бы точке храма не находился человек, на него всегда смотрят 5-6 голов.



Храм был построен на рубеже 12-13 веков в правление короля Джаявармана VII и посвящен его матери. В правление данного короля в стране активно внедрялся буддизм и Байон посвящен Локешваре, бодхисатве буддизма направления махаяна, одной из самых популярных фигур буддийского пантеона. Стены храма украшают прекрасные барельефы на которых изображаются батальные сцены, религиозные сцены и дворцовые церемонии.




Храм-монастырь Та Пром. Находится в километре к востоку от Ангкор-Тхома. Это буддийский университет и монастырь, он построен тоже в правление Джаявармана VII. В Та Пром практически не велись работы, после его обнаружения и храм предстает перед туристами в своем естественном виде, с деревьями, причудливо вросшими в здания.



Та Пром был очень богатым монастырем, в китайских источниках сохранилась информация о нем. Храму принадлежало 500 килограммов золотых пластин, множество драгоценных камней, к нему были приписаны более 3 тысяч деревень с население около 80 тыс человек. В монастыре был многочисленный обслуживающий персонал и 615 танцовщиц.
Розовый храм Бантей Срей, храм из розового песчаника некоторые считают самым красивым храмом Ангкора. Бантей Срей находится в стороне от основных храмах Ангкора, в 25 километрах на северо-восток, это храм старше основных храмов, он построен в 10 веке и посвящен Шиве. Храм был построен не королем, как это было обычно, а королевским сановником по имени Яджнаваранаха, и построен в его же городе. Яджнавараха был ученым и филантропом, в источниках сохранились сведения о его благотворительной деятельности.




В храме французами проводились активные восстановительные работы, конечно, до нашего времени он дошел не в таком прекрасном состоянии.
Пирамида в Кох Кере, 35-метровая, 7- ярусная пирамида находится в городе и храмовом комплексе Кох Кере в 90 км на северо-восток от Ангкора, площадь комплекса- 35 км, построен этот комплекс в 10 веке.


Про пирамиду предприимчивые экскурсоводы сложили множество легенд, ее называют пирамидой смерти, говорят, что в ней приносили в жертву людей. Конечно, все это мифы, назначение пирамиды точно неизвестно, по своей форме она очень похожа на американские пирамиды.
Преа Кхан - Храмовый комплекс в 100 км к востоку от Ангкора. Территория 5 км, построен в 12 веке. Комплекс труднодоступен, поэтому его редко посещают, туда можно добраться вертолетом и доехать на автомобиле повышенной проходимости в сухой сезон, в сезон дождей дороги размывает. Похоже, посещение данного храмового комплекса на для обычных туристов, а для экстремалов.



Преа Кхан посвящен отцу Джаявармана VII, это буддийский храм, в нем множество изображений будды и других, второстепенных богов. В храме много изображений гаруд, держащих в руках нагов. Поскольку гаруды являются символами воинов ( изначально гаруда - ездовая птица Вишну), а наги символизируют поверженных врагов, то символика храма становится более понятной. Отец короля тоже был воин в посвященном ему храме воспеваются победы и воинская доблесть. Названия храма, кстати. переводится с кхмерского, как "священный меч".


После краткого обзора памятников Ангкора, предлагаю также кратко окунуться в историю древнего государства кхмеров.
Территория современной Камбоджи заселена издревле. Откуда сюда пришли первые поселенцы доподлинно неизвестно, предположительно они пришли с территории Китая. В начале новой эры земли Камбоджи попали под влияние Индии, шла активная торговля. Именно тогда на землях будущей Камбоджи распространился индуизм. Начали формироваться протогосударства- небольшие княжества. В китайских источниках они назывались кхмерскими. Первым относительно крупиным государство на территории Камбоджи стал Бапном, с центром в нижнем течении Меконга и столицей в Ваядхапуре. Основателем этого государства считался Каундинья, во 2- 3 веках государство значительно расширило свою территорию, благодаря завоеваниям. В культурной жизни Бапнома сочетались традиционные кхмерские культы, индуизм и буддизм.
В 6 веке Бапном ослаб, а зависимое от его государство Чен Ла, находящееся в среднем течении Меконга, наоборот, сильно укрепилось.В результате правитель Чен Лы объединил два государства, так появилось первое крупное кхмерское государство. В культурной жизни нового государства большую роль играл индуизм (шиваизм) и в высших классах страны люди говорили не только на кхмерском, но и на санскрите. В политическом плане Чен Ла не было прочным образованием и в начале 8 века распалось на 2 государства.
В начале 9 века на территории одного из этих государств ( Чен Лу Воды) началось формирование новое государство, Кхмерской империи, Ангкорского королевства или Камбуджадеша, так называют данное государство в историографии.
Ангкорский период кхмерского государства- период его максимального могущества и влияния в регионе, расцвета кхмерской культуры и искусства, историки датируют 802-1431 годам. В ее состав входили земли не только современной Камбоджи, но и земли современных Таиланда, Лаоса, части Вьетнама, Мьянмы и Малайзии.

Вот такую вот карту я нашла, чтобы представлять наглядно границы Кхмерской империи.
Основателем Кхмерской империи считается Джаяварман Второй, который учредил культ дэва-раджи. то есть бога-царя. Это способствовало формированию сильного государства с мощной централизованной властью.
Период расцвета империи связан с именами таких правителей как, Сурьяварман Первый, Сурьяварман Второй и Джаяварман Седьмой. В периоды из правления империя добилась наибольших успехов на полях битв и построила свои архитектурные шедевры.
С середины 13 века начался постепенный упадок Кхмерской империи, это было неизбежно, у всех империй за периодом расцвета идет упадок. Вокруг появлялись другие государства и они стремились захватить территории. Шли постоянные войны с государством Чампа. После образования в 14 веке государства Аютия (Сиам), столица кхмеров оказалась под постоянной угрозой и даже была захвачена. В результате этого экономический центр государства все больше смещался к востоку от озера Тонлесап, в 1431 году столицу перенесли в Пномпень. Ангкорская эпоха завершилась, величественные храмы оказались заброшены, их поглотили джунгли.
Но слухи о храмах в джунглях ходили среди местного населения, некоторые паломники даже посещали затерянные храмы. Эти слухи дошли и до французов, которые сделали в 19 веке Камбоджу своей колонией. Мессионер Шарль Буйево побывал в Ангкоре и подробно описал его в своих дневниках.

Вдохновившись этими дневниками и рассказали крестьян, исследователь Анри Муо в одиночку отправился искать затерянные храмы.

В январе 1860 года. после долгих скитаний, он достиг Ангкора и подробно описал все, что увидел. После этого Муо еще путешествовал на Индокитаю, был в экспедиции в Лаосе, где и умер от малярии в 1861 году. Следом за Муо, в Ангкор поехал Луи Делапорт и нарисовал гравюры с изображением Ангкора.

Стоит отметить, что поскольку тогда эта территория находилась под властью Сиама, европейцы не могли свободно там перемещаться и исследовать Ангкор, поехать могли лишь путешественники -одиночки. Его системное изучение началось уже в начале 20 века, когда французы расширили свои владения в колониях, тогда они начали изучать храмы Ангкора и занялись реставрацией некоторых из них.
На этом заканчиваю свой краткий экскурс о Камбодже, жду ваших отзывов о храмах Ангкора, потому, что туристы из России бывают там, ведь Таиланд и Камбоджа рядом, а Таиланд раньше был одним из самых популярных направлений у российских туристов.
Спасибо всем, кто дочитал до конца.
Древние храмы Ангкора.
04:31, 13 августа 2022
Автор: ladylu

Комменты 31
Это так мило, что все стрелки сознательное человечество перевело на Пол Пота. Эх, правда немного неудобна. Как известно, через Камбоджу проходила знаменитая "тропа Хо Ши Мина" и бравые американские военные, покидая негостеприимный Вьетнам, отбомбились от всей своей широкой души и по Камбодже. Так за 8 месяцев было сброшено 243 тысячи тонн бомб. Так сказать на память. Массировано минировались рисовые поля, щедро сыпались химикаты. Сделав все, что могли, сеятели демократии отчалили. Вслед за ними приказал долго жить оставленный ими марионеточный режим. Работать на земле было невозможно. Выйти в поле равнялось остаться без ноги. А в Камбодже есть только сельское хозяйство и города. И вот под эти города прибывают и прибывают беженцы. Кормить их нечем. Принято решение о переселении. Колонна в 300 тысяч человек уходит в поход. Во время этого экстремального переселения понесены огромные потери. Так кто же виноват в гибели камбоджийцев? Однозначно - Пол Пот! P.S. Своих карт минирования американцы не выдали до сих пор...
Спасибо! Была там несколько лет назад, мечтаю вернуться вновь недели на две....там не просто великолепные захватывающие храмы, там невероятная атмосфера, не описать словами...мистически раслабляющий , одухотворенный что ли .... Смотрела орёл и решку с Региной Тодоренко, так вот она там плакала...абсолютно её понимаю))) И ещё нам монах в рыжей одежде, показал знак пис на пальцах, и весело улыбался..))), у меня после этого перевернулся взгляд на религию в целом ...
Была, лазала по крутым ступенькам храмов (страшно, очень), впечатлена! Еще была в Сиануквиле, тоже понравилось. Камбоджу щас говорят под протекторат Китая попала, ее активно инвестируют. Камбоджийки самые красивые азиатки, не устану повторять. Про Джаявармана VII есть в книге 1985 Можейко, он пишет, что этот царь под конец правления помешался на строительстве храмов, возвеличивающих себя любимого. А до этого был норм царь, строил дороги (в Тае есть мини-подобие Ангкора, это типа остановка на общей дороге) и т.д. Вот эти лица на Ангкоре это его, они должны были смотреть во все стороны света и символизировать его величие (вроде так). В общем, по версии Можейко такое активное храмовое строительство очень сильно подорвало силы империи.
Была там аж два раза, первый раз друзья показывали, второй раз через год уже я будущему мужу показывала. Фантастика, конечно. Восход над храмом - в топе моих самых красивых видов.
Как интересно, спасибо огромное! Только не смогла рассмотреть изображения Нагов на фото. Бросился в глаза факт про монастырь с танцовщицами ( монастырь-то мужской?)