Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Сегодняшний пост пройдет под лозунгом "Пипл хавает" многоуважаемой сплетницы S_o_e. В комментариях жду перекличку от всех, кто не перепутал этот сайт с научной библиотекой )))). Представляю вашему вниманию очередную порцию исторических сплетен. 

Петр Бирон был правителем небольшого герцогства Курляндия в Прибалтике, рядом с Латвией. Территория досталась ему по наследству от папеньки, одиозного фаворита императрицы Анны Иоанновны. После смерти благодетельницы семейство Бирон провело в ссылке более 20 лет, вернувшись на родину только в 1762 году. Курляндское дворянство не слишком обрадовалось появлению законных правителей, а герцогское семейство попало в прямо в перекрестье политических интересов трех пограничных стран: России, Пруссии и Польши. 

Герцог Петр Бирон

Старый герцог вскоре умер, оставив разбираться с текущей политической ситуацией старшего сына Петра. Вот только правитель из него оказался не самый умелый - и в итоге он предпочел передать свои владения в русское подданство за очень солидное вознаграждение, после чего перебрался на постоянное жительство в Европу.

Петр Бирон не отличался политическими талантами отца, зато унаследовал его предпринимательские способности. Состояние герцогской семьи, весьма круглое благодаря Анне Иоанновне, увеличилось в несколько раз, что сделало Биронов сказочно богатыми. Им принадлежали дворцы в Праге и Берлине, поместья в Богемии и Пруссии, а главной жемчужиной стало Саганское княжество в Силезии. 

Единственное, что омрачало жизнь герцога - отсутствие законного наследника. Первые два брака закончились разводами из - за бездетности, и только с третьей попытки молодая курляндская дворянка Анна Шарлотта Доротея Медем осчастливила немолодого мужа сыном и шестью дочерями. Правда, взрослого возраста достигли только девочки - Вильгельмина, Паулина, Иоганна и Доротея.

Герцогиня Анна Шарлотта Доротея Бирон

Отсутствие наследника мужского пола в семье превратило герцогинь Бирон в самых желанных невест Европы. Войны, революции, политические союзы - все меркло на фоне погони за приданым "Курляндских граций". Складывались самые немыслимые коалиции, велись подковерные интриги с участием правителей крупнейших европейских держав. Тем более, что помимо богатств девушки были красивы, образованы и прекрасно воспитаны. Даже свободное поведение их матери, которая еще при жизни мужа не раз компрометировала себя любовниками, а в роли вдовствующей герцогини славилась слишком открытым домом, не останавливало охотников за приданым.

Дворец Биронов в Курляндии

Свободный нрав матери унаследовала старшая дочь Вильгельмина. Именно она по праву рождения наследовала внушительную часть имущества отца, включая герцогство Саганское. Но все блестящие планы по устройству ее брака были развеяны после того, как Вильгельмина влюбилась в любовника своей матери, шведского генерала Армфельта. Историю замять не удалось, поскольку девушка забеременела, а генерал жениться не мог, так как дома его ждала законная супруга. Правда, родившуюся девочку он забрал и передал на воспитание своим родственникам.

Естественно, начались поиски жениха, готового закрыть глаза на произошедшее. Велись переговоры с полководцем А.В. Суворовым, который хотел женить сына Аркадия на юной герцогине, но он вскоре скончался, а потенциальный жених переговоры о браке не продолжил. Тогда на помощь пришел  Армфельт, сосватавший Вильгельмине разоренного французского аристократа принца Рогана - Гемене. Брак оказался неудачным, слишком разными были муж и жена, да и неверность Рогана сыграла свою роль. Омрачало их жизнь и то, что некомпетентность акушерки во время первых родов лишила Вильгельмину возможности иметь детей. 

Вильгельмина Бирон

Свобода нравов, царившая в Европе в начале 19 века, позволила герцогине избавиться от неугодного мужа. В статусе разведенной женщины она была недолго - через полгода состоялся новый брак с русским князем Василием Трубецким. Но и эти отношения продлились недолго - Вильгельмина добилась второго развода после отъезда мужа из Европы.

Между вторым и третьим браком перерыв составил 12 лет. Большую часть этого времени Вильгельмина провела в Вене, неподалеку от своего Саганского княжества. Она открыла политический салон, активно следила за передвижениями наполеоновских войск по Европе и не стеснялась участвовать в дипломатических интригах. Тем более, что к ногам "Клеопатры Курляндии", как называли ее в Вене, падали самые блестящие мужчины того времени. Во время конгресса 1814 года за внимание Вильгельмины боролись император Александр I и австрийский канцлер Клемент Меттерних. Пикантности этим взаимоотношениям добавлял тот факт, что в одном доме с герцогиней Саганской проживала еще одна красавица - княгиня Екатерина Багратион, которая к тому моменту родила Меттерниху двоих дочерей. Любовный квадрат развалился по окончании Венского конгресса. Александр вернулся в Россию, а австрийский канцлер к законной жене. Вильгельмина вскоре утешилась очередным замужеством - с графом Шуленбургом, который, по традиции, завершился скорым разводом.

Саганский дворец

Следующие годы герцогиня проводила между Веной и Саганскими землями. Не имея собственных детей, она занималась воспитанием девушек в собственных владениях. Ее любимицей стала дочь ключницы Божена Немцова, будущая знаменитая чешская писательница. Теплое отношение к девочке породило много слухов о ее происхождении, но подтверждения они не нашли. Божена в свою очередь отблагодарила Вильгельмину, увековечив ее образ в своем самом знаменитом произведении - романе "Бабушка". 

Поскольку законных наследников у Вильгельмины не было, все ее имущество перешло к следующей по старшинству дочери Петра Бирона - Паулине. История ее жизни известна не так широко, как биография сестры, хотя склонность к бурным страстям у нее была выражена не меньше.

В отличие от Вильгельмины, Паулина поначалу не совершала поступков, вредящих ее репутации. Она вышла замуж за князя Фридриха Гогенцоллерн - Гехингенского, наследника владений в Германии и Бельгии. Через год после свадьбы родился сын Константин. Фридрих был дипломатом и частенько находился в разъездах, а заскучавшая жена нашла утешение у собственного зятя, мужа старшей сестры. На простую интрижку, наверное, все бы смогли закрыть глаза, но Паулина забеременела, а муж не захотел признавать чужого ребенка. Супруги разъехались, формально оставаясь в браке - развод был невозможен из - за принадлежности Фридриха к католической церкви. Сын остался с отцом и отношения с матерью поддерживал формально. Зато после ее смерти именно Константин унаследовал не только ее часть бироновского наследства, но и доставшийся от Вильгельмины титул герцога Саганского. Поскольку первый брак у него был бездетный, а второй морганатический, то все богатства затем отошли к наследникам его младшей тетки Доротеи Бирон.

Паулина Бирон​​​​​​

Почему Доротея, когда следующей по старшинству среди дочерей Петра Бирона была Иоганна? А очень просто. Еще при жизни отца девушка сбежала из дома с музыкантом и была лишена наследства. Не смягчил семью даже брак с итальянским аристократом Франческо Пиньятелли, герцогом д`Ачеренца. Правда, в лучших традициях старшей сестры, Иоганна развелась с мужем через несколько лет ( помог его родственник, кардинал) Оставшуюся жизнь она провела в доставшемся от матери имении Лебихау. 

Поместье Лебихау

Понятно, что с такой семьей младшая из сестер Бирон Доротея продолжила традицию шокировать светское общество. Мать, среди любовных увлечений которой были аристократы со всей Европы, нашла дочери жениха во Франции. Им стал граф Эдмон Талейран де Перигор, племянник известного деятеля наполеоновского времени. Благородное семейство изрядно обнищало за годы революции, что заставило влиятельного дядю тряхнуть старыми связями - в прошлом он был любовником матери Доротеи. 

Доротея Бирон

Юной девушке в Париже пришлось нелегко. Муж постоянно отсутствовал в военных походах, в свете она не прижилась из - за антифранцузского воспитания. Единственной отдушиной стал престарелый дядя - министр, который с удовольствием беседовал с юной родственницей, сопровождал ее в свете и даже взял в Вену на знаменитый Конгресс. Скорее всего, именно там дружба превратилась в нечто большее. Любовников не смутили ни родство, ни разница в возрасте в 40 лет. 

Герцог де Талейран, любовник Доротеи

Вернувшись из Австрии в Париж, Доротея вскоре разошлась с мужем, хотя официальный развод состоялся только через лет. Поэтому отцовство ее младшей дочери Жозефины - Паулины приписывают ее любовнику, с которым она открыто проживала и даже сопровождала в качестве официальной спутницы в Лондон, где Талейран служил послом. Поговоривали, что у Доротеи были другие незаконные дети, в частности, вышеупомянутая Божена Немцова, но вот кто был их отцом - неизвестно. 

Доротея стала единственной наследницей Талейрана, получив после его смерти весьма внушительное состояние. Она унаследовала деловые качества своего отца и постоянно приумножала свои доходы. Пережив старших сестер, герцогиня Талейран стала одной из самых богатых аристократок Европы. 

Доротея частенько бывала в родовом Саганском герцогстве, где ее гостями бывали виднейшие деятели Европы того времени. Деньги и знакомства открывали ей двери в любые дома. Замуж она больше не выходила, но сохранились свидетельства о ее романтических увлечениях.

Замок Рошкотт, подаренный Доротеей дочери

Герцогиня скончалась в почтенном возрасте 69 лет. Наследниками ее стали сыновья Луи и Александр и дочь Паулина. Конечно, к тому времени земли не приносили былых доходов, но, тем не менее, Талейраны сохранили приличное состояние до Второй мировой войны. Внук Доротеи Бозон де Перигор был известен как законодатель мод и звезда французского высшего общества. Он и его сын удачно женились на богатых наследницах, сохраняя финансовое благополучие семьи. В 1929 году в Париже скончался Говард, правнук Доротеи, который должен был стать наследником семейного состояния. 19 - летний юноша застрелился после того, как родители не разрешили ему жениться на любимой девушке, посчитав слишком молодым для брака. К сожалению, тот дух авантюризма и свободолюбия, благодаря которому его предки из семейства Бирон заставляли мир прогибаться под свои желания, в Говарде не возродился. 

Замок Валансе, родовое имение Талейранов

Подпишитесь на наш
Блоги

Десятки поводов для сплетен. История сестер Бирон

21:58, 29 июля 2022

Автор: MonicaGeller

Комменты 33

K

Талейран! Как он на старости лет влюбился в молоденькую девушку! Видимо, очень была нескучной Доротея.

Аватар

Шалуньи, вот как надо жить, на всю катушку!

Аватар

Интересно, как же именно они преумножали капиталы? Почему владение землей в те времена приносило баснословный доход? Сейчас присматриваю себе «имение» в Европе. Основное требование, что бы ферма приносила какой то доход и как минимум содержала себя. Но даже это очень трудно.

Аватар

Ну, на самом деле на Венском конгрессе именно Вильгельмина билась за внимание Александра I - он там был самым лакомым кусочком, и это за него бились. Причем, есть мнение, что с подачи Меттерниха, который хотел добиться своих целей. Александр I был в плане любви человеком инертным, по женщинам особенно не бегал. А в целом - да, интересная семья.

A

"Бабушка" Немцовой,моя обожаемая книга детства,сестра из Тарту привезла в подарок чудесное чешское издание с потрясающими картинками!

Подождите...