Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Жизнь Мстислава Леопольдовича Ростроповича нельзя описать полноценно в одной статье, потому что, его личность была многогранна, память о нем остается жива у многих людей и в нашей стране и во всем мире, может быть только формат книги для этого подойдет. Судьба одарила его многими талантами и главным человеческим талантом – любить людей.

Моменты биографии я буду переплетать некоторыми историями из его жизни, коих великое множество. Рассказ о его супруги Галине Вишневской я публиковала несколько дней ранее.

Мстислав Ростропович родился в 27 марта 1927 в Баку в музыкальной семье: отец был виолончелистом, а мать — пианисткой. Уже в четыре года мальчик подбирал на рояле сложные мелодии на слух и пытался сочинять свои собственные, а в восемь лет начал играть на виолончели. Играть Мстислава Ростроповича учил отец — ни у кого другого брать уроки он не хотел.

История-Музыкант шутил, что у него в детстве не было колыбели. Известная фотография Мстислава в футляре виолончели была сделана для эффектности, а стала пророчеством, определяя путь гения.

Мстислав рос непоседливым ребёнком (эта черта — энергичность и непоседливость — была свойственна Ростроповичу и во взрослом возрасте) и однажды вскарабкался на табуретку и встал на ней «ласточкой». После чего со всего размаху шлёпнулся на пол и сломал кости запястья правой — смычковой — руки.

Плачущего ребёнка отвезли в больницу и загипсовали руку. Однако врачи не смогли толком вправить кость, и она срослась неправильно, «ступенькой», и почти не двигалась. В больнице родителям Ростроповича дали список упражнений лечебной физкультуры и объяснили, что, при условии регулярных занятий, со временем кисть начнёт немного двигаться, но прежняя подвижность, необходимая для игры на инструменте, не вернётся. С тем Славу и выписали домой.

Все планы родителей на будущее Славика рухнули. Надежды на блестящую музыкальную карьеру не осталось в семье ни у кого… кроме самого пострадавшего. День за днём ребёнок, превозмогая боль в руке, часами трудился, выполняя предписанные упражнения, а если его пытались отвлечь от этого занятия, плакал вплоть до истерики. «Мне нужно заниматься! — кричал бедный малыш — Мне нужно заниматься, а она не двигается!!!» И он продолжал трудиться до тех пор, пока однажды рука не ухватила смычок.

Час за часом, день за днём терзал маленький Ростропович несчастную руку, кости которой так и остались на всю жизнь торчать «ступенькой» в месте перелома. Подвижность вернулась, но рука не могла удерживать виолончель обычным образом: инструмент необходимо было ставить на шпиль почти вертикально, а не под наклоном, как принято. При этом смычок Маэстро держал таким особенным образом и извлекал с его помощью настолько необыкновенные звуки, что другие музыканты, как ни пытались скопировать его манеру игры, неизменно отступались от этой задачи как от невыполнимой.

«Меня часто спрашивают, как добиться подобной манеры, — рассказывал позже Ростропович, — Только опоздали вы, ребята: для этого надо было не просто руку сломать, но и познакомиться с советской медициной!»

История - «Я была занята твоими руками» — ответила его красивая мама, когда Мстислав Ростропович спросил ее, почему она не смогла сделать ему лицо получше.

В 1932 году семья переехала в Москву, и через два года семилетний Ростропович поступил в музыкальную школу имени Гнесиных, где преподавал его отец. В 1937 году вслед за отцом он перевелся в музыкальную школу Свердловского района Москвы — мальчик всегда учился там, где работал его отец. Впервые на сцене виолончелист выступил в 12 лет: в сопровождении симфонического оркестра он сыграл главную партию Концерта французского композитора Камиля Сен-Санса.

После музыкальной школы Мстислав Ростропович поступил в музыкальное училище при Московской консерватории имени Чайковского. Он хотел научиться, профессионально писать музыку. Но вскоре началась война, и семью эвакуировали в город Чкалов (сейчас Оренбург). Четырнадцатилетнего Мстислава Ростроповича отдали в железнодорожную школу и в местное музыкальное училище, в котором преподавал его отец.

Город Чкалов стал профессиональной школой юного музыканта: сначала он разрабатывал небольшие концерты, которые отец давал в кинотеатрах перед показом фильмов, а затем устроился в местный оперный театр. Здесь под руководством композитора Михаила Чулаки он начал сочинять музыку для виолончели и фортепиано.

В 1942 году пятнадцатилетнего музыканта включили в отчетный концерт советских композиторов, где он выступил одновременно и как композитор, и как пианист, и как виолончелист. Появление Мстислава Ростроповича стало главным событием вечера. Газета «Чкаловская коммуна» 10 апреля 1942 года писала: «Произведения Славы Ростроповича свидетельствуют о большом мелодическом даровании, тонком гармоническом чутье и музыкальном вкусе. Юный автор подкупает слушателя и своими прекрасными исполнительскими возможностями», в этом же году семья осиротела отец умер от сердечного приступа в Оренбурге. Мстислав стал зарабатывать не только преподаванием в школе, но и мастеря рамки для фото и коптилки. Так в 15 лет он стал уже главой своей маленькой семьи. Именно тогда он воспитал в себе режим на всю жизнь. Сон не более пяти часов в сутки, никаких каникул и отпусков. Занятия на инструменте на рассвете и перед сном.

В 1943 году семья Ростроповичей возвратилась в Москву. Юноша вернулся в музыкальное училище при Московской консерватории имени Чайковского. Талантливого и трудолюбивого студента со второго курса перевели сразу на пятый, и в 1946 году он с отличием окончил два факультета — композиторский и класс виолончели.

Затем Мстислав Ростропович поступил в аспирантуру, а после нее стал преподавать в Московской и Ленинградской консерваториях. Музыкант проработал здесь 26 лет — многие из его учеников позже стали знаменитыми исполнителями и преподавателями в музыкальных академиях по всему миру. Среди них — Наталья Шаховская и Давид Герингас, Иван Монигетти и Наталья Гутман.

Во второй половине 1940-х годов виолончелист дал свои первые большие концерты в Москве, Киеве, Минске. А после победы в нескольких международных музыкальных конкурсах отправился на гастроли по странам Европы, а затем и по всему миру — так Мстислав Ростропович получил международное признание.

Со студенческих лет он дружил с великим композитором С.С.Прокофьевым, дружба завязалась, когда Ростропович поставил себе цель выучить и исполнить сложнейшее произведение композитора Первый виолончельный концерт. Сергей Прокофьев умер в тот же день, что и Сталин, — 5 марта 1953 года.

С.С.Прокофьев

С.С.Прокофьев

История - Из воспоминаний Галины Вишневской: «В течение нескольких лет Слава, еще юношей, был дружен и близок с Прокофьевым, который имел на него огромное влияние — и не только как великий композитор, но и как человек. Часто бывая у него в доме, а летом живя вместе с ним на даче на Николиной горе, он увидел для себя в Прокофьеве идеал человека и старался во всем быть похожим на него, даже в мелочах. Прокофьев любил духи — и у Славы появилась эта страсть. Любовь к галстукам — тоже от Сергея Сергеевича. Если ему говорили, что он внешне похож на Прокофьева, это было для него огромным комплиментом. Да и самому Сергею Сергеевичу это нравилось, и он любил обращаться к Славе с вопросом (это у них превратилось как бы в игру):

— Сэр, вы хотите, чтобы я сказал вам гадость?

— Скажите, если вы считаете нужным, — в тон ему отвечал Слава.

— Вы на меня ужасно похожи!

И оба, счастливые, смеялись, как дети»

Пятидесятые годы Ростропович называл периодом «страстного желания играть хорошо». Он овладел виолончельной классикой не только как инструменталист-исполнитель, но и как композитор: штудировал партитуры виолончельных концертов и изучал трактовки виолончельных партий разными композиторами.

В 1955 году на фестивале «Пражская весна» Мстислав Ростропович познакомился с известной оперной певицей Галиной Вишневской и спустя четыре дня сделал ей предложение.

Выдающийся музыкант был человеком эмоциональным и страстным. В молодости, не обладая внешностью мачо, имел репутацию мужчины крайне влюбчивого, после его женитьбы сложили такую байку: "шелестел-шелестел, зарился-зарился, маялся-маялся, а подавился вишневой косточкой", намекая на громкие романы со знаменитыми балеринами Аллой Шелест, Майей Плисецкой и певицей Зарой Далухановой. Была у него и сильная, чистая любовь к осетинской певице Цецелии Джатиевой, которая рано умерла из-за врачебной ошибки, память о ней он чтил всю жизнь.

Про знакомства с Вишневской сам маэстро рассказывал так: «Я скучающе смотрел на лестницу и увидел две спускающиеся чудесные ножки, ждал, что появится фигура наверняка, не такая прекрасная, но смотрю и фигурка замечательная, ну лицо уж должно было подвести, но лицо было такое, что я остолбенел и тут я узнал, это была Вишневская. Вишневская упрашивала меня не смешить ее, уже появляются морщины, но я не уставал, и четырех дней стало достаточно, чтобы немедленно развернуть свою жизнь на 180 градусов».

Когда его спрашивали, что он сейчас думает о том, что он сделала Вишневской через 4 дня, он ответил: «Я жалею, что потерял эти четыре дня».

С женой

Они прожили вместе 52 года и потом, когда музыканту задали вопрос о рецепте такого долгого брака, он ответил: "Когда я смотрю на Галю, я каждый раз на ней женюсь".

Вернувшись из Праги, он сразу же перевез Вишневскую в свою квартиру, где жила его сестра и мама. И вскоре вложился в кооператив, у них появился свой дом. Почти сразу после свадьбы они стали выступать вместе: Вишневская пела, Ростропович аккомпанировал. Вскоре их дуэт стал одним из самых знаменитых в мире.

История- Представительница загса в момент регистрации с Вишневской, оскорбилась внешним видом и фамилией Ростроповича, предложив ее поменять.

Друг за другом родились дочки Оля и Елена, счастья стало полным. Девочек он обожал и страшно ревновал.

История- Чтобы оградить девочек от поклонников на даче, он посадил специальный колючий сорт шиповника. Брюки и платье выше колен он не допускал. Галине Павловне пришлось самой довязывать крючком платье привезенной на выпускной дочке, которое не соответствовало его правилу допустимости. Это платье Ольга будет любить, и хранить всегда. Джинсы, которые он считал безобразными штанами, он облив бензином сжигал на веранде, под плачь своих девчонок.

Самым большим его другом и учителем был, несомненно, Дмитрий Дмитриевич Шостакович! Титаническая и глубоко трагическая фигура в мировом искусстве XX века. Хотя Ростропович и занимался в классе инструментовки у Шостаковича в бытность студентом Московской консерватории, хотя он и исполнял неоднократно в ансамбле с автором его виолончельную сонату, начало их сотрудничества можно с уверенностью датировать летом 1959 года, когда композитор задумал написать для него Концерт для виолончели с оркестром. То, что рассказывает об этих днях Мстислав Леопольдович сегодня, уже тиражировано в десятках интервью, расцвечено множеством подробностей в книгах, журнальных и газетных статьях, посвященных виолончелисту. И все же какие-то новые «вкусные» детали, а Слава – так он настоятельно просит себя называть – мастер на них, невольно обращают на себя внимание. «До сих пор не могу придти в себя, когда вспоминаю, как гениальный, боготворимый мною композитор скромно так, будто не рассчитывал на мое согласие, спросил не буду ли я возражать, если он напишет мне посвящение на титульном листе Концерта? Я? Возражать? Получив утвердительный ответ (я буквально заорал от восторга!), Дмитрий Дмитриевич вручил мне партитуру с посвящением и я несколько дней вел затворническую жизнь в «Европейской», где остановился по приезде в Ленинград. Через четыре дня, выучив концерт досконально, отправился вместе со своим постоянным партнером пианистом А. Дедюхиным на дачу к Шостаковичу в Комарово. И вот, когда Дмитрий Дмитриевич, увидев нас, бросился за пультом, – наступил мой звездный час. Я, знаете, с некоторой театральностью сказал: пульта не надо. И сыграл Концерт наизусть! Да не один раз!» Шостакович был покорен. Вскоре последовали премьеры – в Ленинграде с Мравинским, в Москве с Гауком. В течение года Ростропович объехал с виолончельным концертом Шостаковича Старый и Новый свет, выступая с такими дирижерами, как Юджин Орманди, Игорь Маркевич, гастролируя с оркестром Ленинградской филармонии под управлением Мравинского

Д.Д.Шостакович

Д.Д.Шостакович

«Когда мы со Славой поженились, он ввел меня в дом Дмитрия Дмитриевича — вспоминает Галина Вишневская в своей автобиографической книге «Галина» – С тех пор я постоянно бывала там, и тесная дружба между нашими семьями продолжалась вплоть до нашего отъезда из России». К сожалению, они не проводил в последний путь умершего в 1985 году Д.Д.Шостаковича, т.к. в это время были уже в эмиграции. И когда спустя 16 лет вернулись, сразу с аэропорта поехали к нему на кладбище, почтить память.

К 1960-м годам виолончелист, вступил в пору своего расцвета: много концертировал, помогал молодым музыкантам и композиторам, дирижировал на симфонических и оперных спектаклях и совершенствовал свое мастерство аккомпаниатора.

История - Он с удовольствием поддерживал миф о своей роли мужа-подкаблучника, неизменно констатируя: - Да! Но каков каблучок!

«Я вел педагогическую работу в двух консерваториях — Московской и Ленинградской, дал 30 концертов в США, гастролировал в Германии, четырежды выступал в ансамбле с Вишневской… и для своего виолончельного цикла в течение одного сезона выучил двадцать два новых концерта для виолончели с оркестром. Что это? Избыток способностей? Нет, скорее избыток желаний, энергии».

История- Однажды утром Вишневская сказала Ростроповичу: – Слава, ты ночью, когда храпел, во втором такте так фальшивил!

В 1950-60-х годах Ростропович стал Лауреатом Ленинской и Сталинской премии и народным артистом СССР.

Мстислав Ростропович не был диссидентом, но при этом не одобрял решения правительства, которые считал морально неприемлемыми: «Ведь кого только ни ругали, кого ни уничтожали! Уничтожали Ахматову, уничтожали Осю Бродского, с которым мы очень дружили, когда он жил в Америке. Но уничтожали только тех, кто чего-либо стоил; тех, кто не стоил, не трогали…»Ростроповичи несколько лет поддерживали опального писателя Александра Солженицына и даже поселили его на своей даче в 1969г. Это вызывало недовольство властей. Позже Солженицын писал, что Ростропович, «предложив мне приют, еще совсем не имел опыта представить, какое тупое и долгое на него обрушится давление».

Весной 1972 года Мстислав Ростропович вместе с Андреем Сахаровым и другими известными деятелями советской науки и культуры подписал два обращения в Верховный Совет СССР: об амнистии политических заключенных и об отмене смертной казни. Вскоре после этого музыканта уволили из Большого театра, лишили зарубежных гастролей, запретили столичным оркестрам приглашать звездную семейную пару для выступлений.

История- Ростропович, лишенный работой, увлекся коллекционированием русского фарфора и икон. Начал ездить по деревням, по коллекционерам, в общем кинулся на поиски сокровищ. Пока он научился разбираться, была масса конфузов и обманов. Вишневская радовалась такому увлечению и всячески поддерживала в нем энтузиазм, понимаю, что лучше в доме битые, склеенные чашки, чем пьяные компании и разговоры ни о чем до утра. Так началась знаменитая коллекция, которую в последствии, выкупил на аукционе миллиардер Алишер Усманов и передал в дар Константиновскому дворцу.

Оставшись без работы и денег, Ростропович добился выездной визы и в 1974 году уехал с семьей в Лондон. Поездка была оформлена как командировка на длительный срок от Министерства культуры СССР. Через четыре года пребывания за границей Мстислава Ростроповича и Галину Вишневскую лишили гражданства СССР из-за «антипатриотической деятельности», порочащей советский общественный строй. Одним росчерком по словам Ростроповича «идиотского пера Брежнева» была изменена его судьба!

На вопрос, почему они уезжают, Вишневская отвечала: «Нам ясно дали понять, что здесь мы никому не нужны, вот поэтому мы и уезжаем». Они уехали, потому что их уничтожали системно, а они не готовы были сломаться.

Перед эмиграцией

Первое время за границей музыкант почти не выступал, но постепенно его положение в зарубежном музыкальном мире упрочилось: он начал давать много концертов, устроился в Вашингтонский симфонический оркестр художественным руководителем и со временем стал одним из ведущих дирижеров и виолончелистов мира.

История - Пришел к нему как-то один милый человек, Джером Ворбург, банкир и страшный любитель виолончельной музыки. И вот он спросил:"Слава, хочешь взглянуть на Страдивари "Дюпор"?" И тут меня затрясло. Дело в том, что все великие инструменты имеют имена. Обычно это имена великих музыкантов, которым они принадлежали. Однажды Дюпор играл в Тюильри императору Наполеону. И Наполеону так понравилось, что он сказал Дюпору: "Дайте-ка мне вашу виолончель, хочу попробовать сам". Взял, уселся, и тут раздался истошный крик Дюпора. Дело в том, что у Наполеона на сапогах были шпоры. Но - поздно. Одной шпорой он уже процарапал виолончель. Вот эту легендарную вещь с царапиной Наполеона мне и предлагалось посмотреть. Ночь я не спал. Я думал об этой виолончели. Я понимал, что, поскольку никогда не буду ею обладать, может, не стоит и встречаться, но соблазн был велик, человек слаб. Наутро я отправился на свидание с ней. И мне ее показали. Я попросил разрешения до нее дотронуться. И мне разрешили, а жена Ворбурга сделала "полароидный" снимок этого касания. Я коснулся мифа. И повез в Москву снимок-доказательство. Из Москвы меня вышибли 26 мая 1974 года. Все отобрав на таможне. "Это же мои награды", - сказал я таможеннику, сгребавшему конкурсные медали, значок лауреата Сталинской премии. "Это, гражданин Ростропович, - отвечал таможенник, - награды не ваши, а государственные". "Но вот и международные награды, и они не из латуни, из золота". - "А это – ценные металлы, которые вы хотите вывезти за границу!" Мне оставили только собаку Кузю. А в Англии бедного Кузю сразу схватили и бросили за решетку. В карантин. На полгода. И мне, самому оставшемуся без гроша, ничего не оставалось, как страдальца навещать и носить ему передачи. Спасли друзья. Вдруг позвонил дядя Марк, Марк Шагал, и сказал: "10 сентября открывается моя мозаика в Первом американском банке в Чикаго. Не смог бы ты сыграть на этом открытии Баха?" Ну, я же не мог отказать дяде Марку. Взял аванс, прилетел в Чикаго, зашел в гостиничный номер, услышал телефонный звонок, поднял трубку и услышал женский голос: "Слава, может быть, вы меня не вспомните, я вдова Джерри Ворбурга. Он умер два года назад и перед смертью сказал: "Предложи нашу виолончель Ростроповичу. Если он ее не купит, пусть она навсегда останется в нашей семье". Я знаю, купить ее вы не сможете, но звоню, выполняя последнюю волю мужа". Я покрылся мурашками от наглости и сказал: "У вас единственный шанс безукоризненно выполнить волю вашего покойного мужа - немедленно прислать мне эту виолончель". Вдова Глубоко вздохнула: "Хорошо, я сейчас посмотрю расписание самолетов и, если успею, пришлю ее вам". И перед самым началом концерта распахнулась дверь, за ней стоял человек, держа в руках Страдивари "Дюпор". Я взял за горло это сокровище и на подгибающихся ногах отправился играть. В маленьком зале, у камина, я играл Третью сюиту Баха, все плыло у меня перед глазами, в руках моих пела моя виолончель... Моя, потому что у меня был друг, Пауль Сахер, в Швейцарии. Я поехал к нему на другой же день и сказал: "Ты можешь составить счастье моей жизни?" Он спросил:"Сколько?" И тут же выписал чек. А оформлена была покупка за один доллар. Так принято, когда продается вещь, не имеющая цены. И даже те деньги, которые я заплатил, - ничто)(он заплатил 500 тысяч долларов), этот инструмент - достояние человечества. А я на нем играю. ...С некоторых пор я не могу понять, где мы с ней разъединены. У меня есть портрет, сделанный замечательным художником Гликманом, он живет в Германии, ему за восемьдесят сейчас. На портрете виолончель стала таким красным пятном у меня на животе, вроде вскрытой брюшины. И в самом деле, я ощущаю ее теперь так, как певец ощущает свои голосовые связки. Никакого затруднения при воспроизведении звуков. Она перестала быть инструментом". Из интервью: « У вас два великолепных инструмента - Страдивари и Сториони. На каком из них предпочитаете играть?- Сториони это жена, с которой я уже более 30 лет, взял ее еще из Москвы и не расстаюсь. А любовницей я считаю знаменитый инструмент Страдивариуса. В Петербург вы прибыли с верной женой или с поцарапанной любовницей? - С женой. Понимаете, любовница должна быть красивее жены, если это возможно. В жизни я не имею любовницы: не могу найти женщины красивее Вишневской. А виолончель Страдивари-Дюпора, надо признать, красивее, чем моя жена... Поэтому иногда с ней езжу, когда играю Баха и музыку лирического плана. (Вишневская: - Любовницу-виолончель я стерплю...)

Гликман и Нельсон Шэнкс запечатлели виолончель "Дюпон" с его хозяином

Вечер и ночь падения берлинской стены 09 ноября 1989 года Мстислав Леопольдович наблюдал по телевизору в своей квартире в Париже. BBC и другие телеканалы вели прямую трансляцию. "Смотрел, пил и плакал", - вспоминал Ростропович об этой ночи.Тогда же, ночью, он начал обзванивать друзей по обе стороны бывшего "железного занавеса". Одного из них, французского банкира и предпринимателя Антуана Рибу, он без труда подбил на полет в Берлин. На личном самолете Рибу они приземлились в аэропорту Темпельхоф. Добыв где-то стул, Ростропович уселся возле бывшего контрольно-пропускного пункта "Чекпойнт Чарли" и сыграл вторую и третью сюиту Баха для виолончели. Позднее в интервью он объяснял, что в день падения стены срослись две разорванные половины его собственной жизни: до и после изгнания. И началась принципиально новая эпоха.

Белый дом и Берлинская стена

История- Его очень любила английские королевы, однажды за ужином с королевой матерью он допустил бестактность, перепутав бокалы, выпивал из бокалы Елизаветы I, поняв ошибку, начал извиняться, на что королева сказала, что «это честь, для меня, что вы пьете из моего бокала», вот такие они королевы.

Указ Верховного Совета СССР о восстановлении гражданства, четой Ростропович- Вишневская был воспринят, как акт справедливости.

А в 1991 году, соврал семье, что уехал по делам в банк, а сам сорвался первым самолетом в Москву и помчался защищать Белый дом. «Я сел в такси, поехал в аэропорт, взял билет из Парижа в Москву. Провел с ополченцами весь день, считая, что даже если убьют, я сделал все, что мог, отдал последние силы Родине, своему дому».

После августовского путча семья стала чаще бывать в России, а спустя два года переехала в Петербург. Они вернулись через 16 лет эмиграции и увидели только кресты на могилах своих самых близких друзей. Д.Д.Шостаковича, А.И.Хачатуряна, Д.И.Ойстраха, А.А.Дедюхина и др. самое светлое, что было в их жизни погасло.Теперь он свободно гастролировал в Москве и Ленинграде, стал одним из самых популярных исполнителей в стране.

История-Ростропович и Вишневская были заядлые собачники. У них всегда были пудели. А однажды поклонники из Канады преподнесли Мстиславу Леопольдовичу свою национальную гордость, породистого щенка ньюфаундленда. Ходят легенды, что для получения потомства толпами приезжали хозяева ньюфаундлендов в гости к канадскому Кузе, и он стал прародителем всех московских представителей породы. Так и говорят, что во всех этих собаках «капля крови Ростроповича». Кузя был первым, кто отправился с маэстро в, как позднее оказалось, заграничную ссылку. По прилету четвероногого друга задержали в аэропорту, и Ростропович каждый день приезжал навещать его, пока, с помощью музыканта, пленника не удалось вызволить.

Президент США Рональд Рейган называл Ростроповича «славой Америки», а королева Англии Елизавета посвятила его в рыцари и, по легенде, сняла перед ним свою королевскую шляпу. Но никакая слава, успехи и достижения не смогли заставить великого музыканта делить людей по социальному признаку. Его 70-летие праздновали в Елисейском дворце в Париже. В списке гостей – короли, президенты… И - консьерж из дома в Париже на Жорж Мандель, таксист из Нидерландов, и много других простых людей, которые были его друзьями. Устроители вечера перепугались: все-таки тут протокол, короли, министры… Может, не надо консьержа? И таксиста? Мы для них отдельный вечер организуем. Ростропович в ответ: «Нет! Нельзя! Это мои друзья. И я хочу пригласить их на мой день рождения!»

с Немцовым

Для него писали музыку, самые великие композиторы XX века и он был ее первым исполнителем. Он первым играл в возрожденном Храме Христа Спасителя. Вместе с Вишневской Ростропович организовывал в России концерты, в которых участвовали знаменитые и малоизвестные исполнители, дирижеры и композиторы. На сборы с этих концертов в 1997 году он основал фонд поддержки молодых музыкантов, который существует и сегодня. Его возглавляет дочь виолончелиста Ольга Ростропович. Стипендии, которые получают юные исполнители из разных городов России, носят имена учителей и друзей Ростроповича: Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Святослава Рихтера и других известных музыкантов.

В 2002 году The Times назвала его «величайшим из ныне живущих музыкантов», а в 2007 году британский виолончелист Ллойд Уэббер - «вероятно, величайшим виолончелистом всех времен». Он пятикратный лауреат премии Грэмми и победитель всех возможных музыкальных конкурсов. Его имя включено в число «Сорока бессмертных» – почетных членов Академии искусств Франции. Он был членом Академии наук и искусств (США), Академии «Санта Чечилия» (Рим), Королевской академии музыки Англии, Королевской академии Швеции, Баварской академии изящных искусств, обладателем Императорской премии Японской ассоциации искусств и множества других премий. Удостоен звания почетного доктора более 50 университетов в различных странах. Почетный гражданин многих городов мира. Командор орденов Почетного легиона (Франция, 1981, 1987), почетный рыцарь-командор Светлейшего ордена Британской империи. Награжден множеством государственных наград 29 стран. В 1997 награжден Большим Русским Призом «Слава/Gloria».

Он и она

Он и она.

Мстислав Леопольдович Ростропович закончил свой земной путь 27 апреля 2007 году в возрасте 80 лет. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

Когда один журналист спросил его как он понимать изречение с Нагорной проповеди «Блаженны нищие духом..», на секунду подумав, он гениально ответил: «Что эти слова можно интерпретировать, как нищий дух- свободный от зла...».

Спасибо вам за ваш талант, горячее сердце которое разрушало границы стран и возвышало человеческое сознание, за абсолютную доброту вашего духа…

Без  комментариев
Подпишитесь на наш
Блоги

Мстислав Ростропович. История росчерка идиотского пера.

06:47, 9 июля 2022

Автор: LaraMild555

Комменты 37

Аватар

Спустя годы можно поблагодарить медиков, ведь манеру его игры, с неправильно сросшийся кистью никто не смог скопировать. А насчет бытовой желчи, она присутствует у многих и он как человек несдержанный подчеркнул так свою травму. Лично я от советской медицины видела только хорошее и раньше врачи были не только лечащие, но и выслушивающие (душевные).

Аватар

После "познакомиться с советской медициной" читать не стала. Не "я - идиот, скакал на тубареточке", а медицина ему не такая. Ню-ню. Дальше вполне логично, что он путешествовал по лагерям. Идиотизм и гениальность - две стороны одной медали.

Аватар

в день смерти Ростроповича, я как раз была на концерте, дирижировал Спиваков, весь зал рыдал

Аватар

Невероятно, но мне довелось пожать руки Ростроповичу и Вишневской.. он был очень простым человеком! Вишневская действительно была его госпожой!

Аватар

Спасибо за пост. Грустно, что все повторяется.

Подождите...

Главный врач клиники "Чайка Белые Сады", акушер-гинеколог Лейла Наджи/Фото: Арина Кириллова

Что такое "коучинг здоровья", как меняются глобальные медицинские тренды, что стоит за всеобщим культом молодости и почему психотерапия нужна всем — и доктору, и пациенту? Обо всём этом и не только Spltnk поговорил с главным врачом клиники "Чайка Белые Сады", акушером-гинекологом Лейлой Наджи.

"Тот уровень медицины, который мы можем предложить, — это наше конкурентное преимущество"

История "Чайки" насчитывает уже 11 лет — первая клиника открылась весной 2013 года. Сейчас это уже шесть клиник в Москве и три за рубежом — в Тбилиси, Дубае и Ереване. За эти годы менялись глобальные медицинские тренды и локальные стратегии развития, но два фактора для "Чайки" оставались неизменными: стремление к торжеству доказательной медицины и партнёрские отношения с пациентом. "Чайка" начиналась как клиника, в основном ориентированная на тех, у кого есть добровольное медицинское страхование. Вот почему все московские клиники появились в бизнес-центрах — расчёт был на то, что как раз здесь работают люди с ДМС и им будет удобно приходить в клинику, которая находится тут же. Тем более что планку медицинских стандартов в "Чайке" сразу же решили брать высокую и предлагать пациентам передовые достижения медицинской науки. "Наша идея была в том, что хорошая медицина, во-первых, может быть доступна людям со средним достатком, а во-вторых, по своему уровню может конкурировать с самой дорогой медициной в Москве", — рассказывает Лейла Наджи.

В 2023 году сразу три клиники "Чайки" открылись за пределами РФ: в Тбилиси, в ОАЭ (партнёрская клиника Kandinsky Clinic) и в Ереване. Такая масштабная экспансия случилась спонтанно — когда стало понятно, что довольно большое количество пациентов "Чайки" оказалось в других странах. И оказалось не готово к тому, чтобы справляться с медицинскими проблемами в чужой стране в одиночку: "Медицина — это тоже часть культуры. И какая бы ни была прекрасная медицина за рубежом, выясняется, что мы все, в общем, довольно сложно интегрируемся в непривычную среду. Особенно когда нам плохо, когда мы болеем и не понимаем, как устроена медицина".

Помимо массы пациентов, уехавших из России, в других странах оказалось и несколько докторов "Чайки", которые, попробовав поработать в местных медицинских учреждениях, непрерывно сравнивали свою новую реальность с тем, что было в "Чайке".

Благодаря двум этим факторам (отъезду и врачей и пациентов) родился онлайн-проект Doctor On Call — справочная "Чайки" для "своих пациентов", оказавшихся в другой стране: где лучше сдать анализы, сделать МРТ, найти нужного врача — врачи "Чайки", как такие же релоканты, уже обладали этими знаниями и активно делились ими с пациентами. И вскоре стало понятно, что если в месте, куда попал пациент "Чайки", нет его привычной клиники, то она должна там появиться. Так "Чайка" открылась в Тбилиси, в Дубае и в Ереване.

Конечно, адаптация была непростой: нужно было принять, что в каждой стране есть свои особенности, и соответствовать им. Да, везде находились врачи, которые нередко ориентировались на доказательную медицину и отталкивались от мирового научного опыта, но вот навыки коммуникации в общении с пациентом были развиты далеко не у всех. Пациенты тоже отличались от московских, поскольку проявляли далеко не такую вовлечённость и заинтересованность в собственном здоровье, к каким привыкли доктора "Чайки".

Сейчас иностранная история "Чайки" только начинается, но планы у неё уже амбициозные: компания хочет работать и с местными жителями, и с русскоговорящей аудиторией, и с экспатами. "Тот уровень медицины, который мы можем предложить, — это наше конкурентное преимущество на рынке: сюда входят и IT-технологии, и постоянно повышающаяся квалификация врачей. У наших докторов есть некая медицинская надстройка: например, навыки коммуникации и курсы по психотерапии. Всё это сильно расширяет горизонты базовой медицины".

"Мы никогда не оставим нашего пациента один на один с его проблемами"

Одно из главных конкурентных преимуществ "Чайки" и стратегия развития, которую выбрала компания, — концепция личного доктора: сделать так, чтобы у каждого пациента клиники был свой доктор, с которым можно было бы советоваться по всем вопросам своего здоровья — от срочных медицинских до профилактических.

Изначально такой концепции не было: на заре создания за основу "Чайки" была взята модель типовой по устройству российской поликлиники, где есть несколько терапевтов, педиатров, гинекологов и много узких специалистов. Тогда всем казалось, что чем больше узких специалистов, тем круче сама клиника. Сейчас в "Чайке" верят в другое: в то, что высококвалифицированные врачи общего профиля — это та база, на которой держится клиника. Терапевты, педиатры, гинекологи — все они как минимум в 80, а то и в 90% случаев могут помочь решить любую медицинскую проблему, с которой приходит пациент, и правильно поставить диагноз, направив пациента к нужному специалисту, а если нужна помощь узкого специалиста, то организовать её — как в "Чайке", так и за её пределами.

"К сожалению, у многих есть представление, что терапевт — это такой доктор, который в районной поликлинике сидит раздаёт талончики к другим врачам-специалистам с позиции "как бы так лучше пациента к специалисту не пустить". Такое представление не соответствует современным подходам и практикам, ведь врач общей практики в "Чайке" — это специалист, который "собирает" человека целиком и может интерпретировать практически любой симптом. Это первичное звено медицинской помощи, врачи, максимально понимающие, как устроен человек и его здоровье. Например, у пациента болит ухо, он идет к лору, тот отправляет его к неврологу, тот — к стоматологу. Можно долго обследоваться у специалистов, а можно сократить этот путь с помощью врача общей практики: хороший терапевт, проанализировав всю историю болезни, скорее всего, сам сможет разобраться или направит пациента к нужному врачу и сэкономит ему и время, и деньги.

"Конечно, не все проблемы можно решить амбулаторно и только в одной клинике. Но это не значит, что мы бросим пациента и ему придётся бродить по сети в поисках правильного места для лечения. Нет, если мы не можем помочь ему сами, то устроим ему консультацию в другой клинике, будем сопровождать его в другую больницу, присутствовать на другом обследовании, консультировать дистанционно и так далее. Личный доктор, которого пациент выбрал своим врачом, всё равно будет с ним на связи и будет держать руку на пульсе: если не в прямом смысле, то образно — точно".

Клиника "Чайка"/Фото: личный архив
Клиника "Чайка"/Фото: личный архив

"Применить самые актуальные научные знания для укрепления здоровья пациента" 

Концепция личного доктора и желание пациента оставаться на связи с врачом после приёма привели к тому, что потребовался новый экономический формат взаимодействия доктора и пациента, помимо обычной разовой консультации. Так появилась подписка "Чайки" — услуга, в рамках которой ты можешь выбрать доктора и заключить контракт на сопровождение, чтобы быть на связи со своим личным врачом в любое время и при любой медицинской проблеме. 

"В современной медицине совсем не всё происходит в кабинете у доктора. Очень много чего потом должно ещё произойти до приёма у доктора или после. Если мы взяли анализы, назначили исследование или лечение, нам важно понимать, что дальше происходит с пациентом, а у пациента должна быть возможность узнать, что значат его обследования, и обсуждать появляющиеся вопросы с врачом".

Есть два варианта такой подписки. Первый — "Чаты". Это годовая подписка по цене, сопоставимой со стоимостью одной консультации доктора (на сегодня это от 6500 руб. в год), которая дает возможность быть на связи со своим доктором в специальном чате и предоставляет 8-процентную скидку на консультации и обследования по направлению этого доктора.

Эта подписка даёт возможность консультироваться со своим врачом: задавать вопросы и делиться результатами лечения. Например, проконсультироваться о том, в каком случае надо приходить на приём и к кому и нужно ли предварительно сделать какие-то обследования. Также можно получить напоминание о запланированных исследованиях или встречах и прочее.

В рамках этой подписки в ваш чат можно пригласить и других докторов, которые занимаются решением конкретных проблем. Каждый доктор расскажет пациенту, в каком режиме он может отвечать на вопросы, а в случае если не получается сделать это быстро, то на подхвате ИИ и ассистенты. Этот формат удобен не только для пациента, но и для его родственников, которые — с согласия пациента — могут следить за состоянием здоровья близкого человека.

Promo Block

Заботиться о здоровье проще с подпиской на Чайку. Будьте на связи с докторами и получайте скидки на услуги

Подробнее

"Главная идея чатов в том, чтобы пациент всегда имел возможность задать вопрос, касающийся его здоровья или здоровья его близких, именно тому доктору, которого он выбрал в качестве своего доверенного лица. Чтобы человек не растерялся и не оказался в ситуации, что он не понимает, как ему быть, и у него нет возможности спросить, что ему дальше делать, у того врача, которому он доверил своё здоровье".

Второй вариант — это "Премиум подписка". Она включает в себя ту же связь с выбранным доктором в чате, но, помимо этого, позволяет пациенту более точно спрогнозировать масштаб затрат, потому что имеет фиксированную годовую стоимость (на сегодня от 65 тыс. руб. в год) и предоставляет 80-процентную скидку на обслуживание в "Чайке" (подробности можно узнать на сайте), т.е. подразумевает 20-процентный соплатеж. По сути, это похоже на принцип страховки.

Отличие "Премиум-подписки", которую предлагает "Чайка", от тех страховых продуктов, что предлагают страховые компании, заключается в следующем: "Действующие правила страховых компаний довольно ретроградны, они не могут идти в ногу с наукой, там куча проверяющих инстанций: проблемы доверия, контроля за тем, чтобы врачи не сделали лишнего и не заработали лишнего. А у нас именно  доктор и, надеемся пациент, заинтересованы в том, чтобы применить самые актуальные научные знания для укрепления здоровья пациента, и экономический расчёт должен помогать это делать: "ничего лишнего" не для того чтобы сэкономить, а для того, чтобы не навредить и делать только то, что доказано работает". 

 

И тут важно, чтобы у врачей хватило терпения и навыков рассказать пациентам и убедить их в этом самом научном подходе, ведь про доказательную медицину знают и говорят все, а вот применяют на деле, увы, не всегда: "Часто нам приходится даже отговаривать пациентов делать анализы и исследования. В голове у многих есть довольно логичная схема, что, чем больше сделать анализов, тем проще доктору будет разобраться. Это не так. Более того, ненужные исследования могут только навредить пациенту как с точки зрения психологического здоровья — пациент начинает тревожиться и повышается уровень стресса, — так и с точки зрения физического здоровья: часто случайные и необъяснимые находки начинают лечить и "залечивать", оперировать, что приводит к реальным осложнениям вплоть до самых тяжелых. Так что экономия средств и ресурсов заботится ещё и о психических и физических ресурсах".

"Есть пациенты, которые принимают решение не лечиться. Врачам невозможно это принять" 

Сегодня медицина повернулась лицом к человеку: на смену патерналистской модели, когда врачей считали божествами и их мнение не оспаривалось, и после десятилетий строго научного подхода доказательной медицины, когда во главу угла ставилась только статистика, пришла модель, в которой пациент становится интересен врачу как человек. "Не как тело с органами и с какими-то физиологическими состояниями, а как человек со своими желаниями, сомнениями и потребностями. Врачу хорошо бы не только интересоваться личностью пациента, но и доверять ему". Доверять — значит учитывать мнение пациента при определении медицинской стратегии и принимать решения совместно с ним. "В отношениях "врач — пациент" обычно есть две крайности: когда доктор принимает решения за своего пациента и когда пациент продавливает доктора своей позицией "клиент всегда прав". Партнёрские отношения, в которые верят в "Чайке", не означают, что нужно остановиться на том варианте, который кажется абсурдным доктору и на котором настаивает пациент. Нет, совместное принятие решения означает, что вместе врач и пациент выбирают наиболее подходящий научно обоснованный медицинский вариант решения проблемы из всех существующих. Но при этом каждый пациент имеет право на свой запрос — даже если тот, на взгляд доктора, противоречит здравому смыслу. Это отдельная задача вообще — принять то, что пациент может выбрать совсем не то, что ему предлагает врач. Есть пациенты, которые принимают решение не лечиться. Врачам невозможно это принять — мы так устроены, что для нас это словно преступление. На самом деле это тоже выбор пациента — просто не тот, который ему предлагает доктор".

Главный врач клиники "Чайка Белые Сады", акушер-гинеколог Лейла Наджи/Фото: личный архив
Главный врач клиники "Чайка Белые Сады", акушер-гинеколог Лейла Наджи/Фото: личный архив

"Нет такого понятия, как "слабый иммунитет"

Принятию помогают "прокачанные" коммуникативные навыки и базовые психотерапевтические знания — почти все врачи "Чайки" так или иначе проходят соответствующее обучение, чтобы уметь общаться с пациентом и понимать себя и его. У каждого пациента разные потребности, и все они влияют на эффективность взаимодействия, поэтому врачу очень важно понять, чего же именно хочет пациент в перспективе: сделать операцию, отказаться от лечения, лечиться экспериментальным способом. "Если бы одна и та же медицинская проблема была просто задачкой в учебнике, её можно было бы решать без учёта того, что хочет пациент, просто с точки зрения тела. Но так не получится, потому что человеком человека делает не только тело, но и психика — нельзя отделять одно от другого".

Здесь психотерапия помогает разобраться с психосоматикой, о которую было сломано столько копий в последние годы. "Психосоматический компонент есть в любом вопросе, который связан со здоровьем человека. Либо у человека возникает соматическая проблема: он шёл, сломал ногу, и по поводу этого у него возникают какие-то психические реакции. Или, наоборот, человек очень сильно переживает, у него хронический стресс — и возникают панические атаки и различные проблемы, которые часто случаются на фоне перенапряжения. Понимаете, в медицине нет такого понятия, как "слабый иммунитет": нет ни линейки, которой можно померить этот иммунитет, ни тестов. А понятие хронического стресса — есть. И есть чёткое понимание, что если человек начинает часто болеть, то стресс имеет к этому отношение".

Но даже если стресса ещё нет, психотерапия не повредит — сегодня современная медицина движется к тому, чтобы забота о ментальном здоровье стала такой же гигиенической привычкой, как уход за телом: "Я из тех, кто убеждён, что каждому современному жителю мегаполиса нужна психотерапия. А чем дальше, тем времена всё сложнее и тем сложнее без психотерапии нормально функционировать, жить и строить своё здоровье".

Соматические проявления наших психических состояний могут быть как позитивными, так и негативными, поэтому так важно научиться саморегуляции. "Я как-то поймала себя на том, что никогда не ставлю диагноз "бесплодие" женщинам, у которых не получается забеременеть. Потому что толку от такого поставленного штампа вообще нет. А психика начинает работать отчаянно — всё, двери закрыты. Но тем не менее у большинства пациенток в итоге наступает беременность, причём без каких-то сверхтехнологических процессов. Да, может показаться, что это антинаучная история, но мы это фиксируем. И, видя это, понимаем, что человек сам много чего может сделать для своего здоровья, если с ним рядом окажется доктор, который сможет его направить". Сегодня быть осознанным модно, даже если ты и не понимаешь, что это значит. Но пациенты "Чайки" не только понимают, но и по-настоящему заинтересованы в своём здоровье и осознанно подходят не только к лечению и решению каких-то медицинских проблем, но и в принципе к качеству своей жизни и построению здоровья в целом. "Пациент "Чайки" — это особенный пациент: суперобразованный, который много чего знает про своё здоровье, с которым мы говорим на очень похожем языке и с которым мы умеем договариваться". 

"Если человеку хочется молодо выглядеть — это окей" 

"Иногда мы с докторами говорим про такой парадокс: мы, врачи, искренне желаем пациентам быть здоровыми, ведь это результат нашей работы, по-другому просто не измерить, насколько мы хороши. При этом сегодня организация здравоохранения устроена так, что с пациента берут деньги только тогда, когда он болеет. А мы хотим попробовать брать с пациента деньги за то, чтобы он оставался здоровым, насколько это возможно". 

По такому принципу сегодня работают клиники превентивной медицины, поэтому так популярны различные скрининги и чекапы, поэтому биохакинг — в трендах. Появилось направление "коучинг здоровья", которое задаётся вопросом, а что вообще нужно делать, чтобы оставаться здоровым максимально долго. Но как это — чувствовать себя здоровым? Как ни странно, внятно на этот вопрос мало кто может ответить, в основном у всех всё сводится к описанию здоровья через отрицание: когда ничего не болит. Но чтобы долго "ничего не болело", нужно осознанно "строить" своё здоровье — под наблюдением специалистов. Именно такую стратегию выбрали в "Чайке".

Желание быть здоровым пересекается с желанием остаться молодым, ведь в молодости человек активнее, выносливее, эмоционально веселее, счастливее — одним словом, здоровее. "Возможно, именно по этой причине люди идут на пластические операции и решают визуально продлить молодость — бессознательно они ищут не той внешности, которая была у них в юности, а того состояния тела и здоровья. Конечно, было бы лучше, если бы люди пытались вернуть свою молодую версию не с помощью пластики, а работая комплексно со всем своим организмом. Но при этом ничего плохого в таком решении тоже нет: если человеку хочется просто молодо выглядеть, быть стройным, без морщин, с подтянутой кожей, — это тоже окей. Можно взглянуть на проблему с точки зрения обратных нейронных связей: если его радует собственный вид в зеркале, он уже что-то делает для того, чтобы быть бодрее, веселее, энергичнее и здоровее в соматическом смысле этого слова". 

Вообще, сегодня люди — наши пациенты так точно и современный человек в принципе — довольно много делают, чтобы быть здоровыми. Кто-то меняет образ жизни, кто-то решает измениться с помощью "Оземпика" или пластической операции: на самом деле любые входные ворота в эту тему — уже славно, а для получения эффективного и долгосрочного результата стоит прийти со своим запросом к врачу, который сможет помочь выбрать оптимальный путь. Мы все наверняка имеем какие-то болезни, более или менее серьезные, но в нас точно есть здоровая часть. И эту здоровую часть стоит поддерживать, укреплять и приумножать.  

Врачи клиник "Чайка"/Фото: Маша Макарова
Врачи клиник "Чайка"/Фото: Маша Макарова
Promo Block

Заботиться о здоровье проще с подпиской на Чайку. Будьте на связи с докторами и получайте скидки на услуги

Подробнее
Реклама, ООО "Чайка Москва-Сити", ИНН 7702775040
Подпишитесь на наш
Спецпроект

"Мы все имеем какие-то болезни, но в нас точно есть здоровая часть". Главный врач клиники "Чайка Белые Сады" Лейла Наджи о медицинских трендах, культе молодости и "слабом иммунитете"

Реклама, erid: F7NfYUJCUneLtWfUFGfU

18:07, 13 августа 2024

Комменты 35

Аватар

А почему она как-то должна комментировать свой развод??? Ну если этот процесс расставания такой публичный, то понятно.

Комментарий был удален

Аватар

Куда делся раздел БЛОГИ и зачем раздел ХАЙП.

Комментарий был удален

Аватар

Вот так вот никогда не поздно родить,выйти замуж и все успеть. Пока живем все возможно в этой жизни.

Подождите...