Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Средневековая Европа: романских стиль и готика. 

Решила опять написать про искусство. Поскольку я не искусствовед и даже не культуролог, то не судите строго. Я очень люблю средневековую Европу, может, поэтому и вдохновилась написать о двух ее больших художественных стилях: романском и готика. Я думаю, что эти стили из себе представлять в общих чертах знают все. В моем же после я постараюсь рассмотреть эти стили более подробно. 

Начнем с более раннего, романского стиля или романики, как его еще называют. Следует отметить, что  название стиль получил только в 19 веке. 

Романским называют первый из больших художественных стилях, появившейся в Европе после падения Римской империи и  окончания великого  переселения народов.  Данный стиль господствовал на всей территории Западной и части Восточной Европы с 10 до 12 веков, пока в конце 12 -13 веке его сменила готика. 

Это было искусство новой феодальной цивилизации, которое являлось продолжением и одновременно, антитезой античному искусству. Источником романского искусства послужило Византийское искусство, раннехристианские формы и искусство народов севера. Основной чертой романского искусства являлась его теологичность, свои эстетические основы это искусство искало в божественном. 

Романское искусство имело свои региональные особенности, которые порой значительно отличались. 

Общими чертами романского стиля являлись:

-рельефная плоскость, лаконичность, простота;

-прямоугольные и цилиндрические формы;

-каменные, массивные, толстостенные конструкции;

- замковая и рыцарская тематика- факелы, бои. оружие, гербы;

-цвета; черный, коричневый, зеленый, красный, серый, белый;

-бочарные, полуциркулярные, прямые, вертикальные и горизонтальные линии;

- полуциркульный фриз, повторяющейся геометрический и растительный рисунок, залы с открытыми потолочными балками и опорами по середине:

 В центре романского стиля, конечно,  была архитектура. Главным  чертами  романской  архитектуры  являлись строгость и монументальность. Что же строили в те времена? Конечно, церкви, замки и монастыри. 

Вот смотрю на эти сооружения, такие они массивные и грозные, но есть в инх какая-то невероятная романтика. По крайней мере, у меня такое восприятие. 

Романская церковь делилась на восточную алтарную часть, символизировала Рай,  западная ад и была посвящена сценам страшного суда, северная олицетворяла смерть и зло, южная - жизнь  и была посвящена Новому Завету. Обычно верующие заходили через западную часть храма и шли к алтарю. что символизировало путь души человека  из ада и мрака к  спасению. 

Интерьеры храмов были строгими, чтобы не отвлекать верующих от молитвы, а всея тяжеловесность и строгость храма символизировала силу божественного и бессилие и ничтожность человека перед этими силами. 

Рыцарские замки той эпохи по сути, были в первую очередь крепостями, а уже потом жильем. Замки строились часто на возвышенности, чтобы иметь хороший обзор местности и лучшие возможности для защиты. Замок был функционален для обороны, все было подстроено под эти задачи. Узкие, маленькие окна, мощные стены, непреступные, толстые башни- донжоны. 

Замок был центром жизни тех времен, он символизировал власть феодала и был символом защиты, в случае опасности крестьяне могли укрыться за его стенами. 

Интерьеры замков тех времен были под стать самим сооружениям, то есть строгими и функциональными, поскольку в те времена жили в основном, натуральным хозяйством и предметы роскоши еще не производились или были большой редкостью. Мебель была тяжеловесной, без особого декора. 

Гобелены в Европе в 11 веке уже делали, но тогда их было не много и основным заказчиком была церковь. Памятником истории является так называемый "гобелен  их Байе" , созданный в 11 веке, на нем сцены битв, всадники, корабли, около тысячи сцен. 

Скульптура романского стиля - это храмовая скульптура, в основном, внешнее украшение собора. 

Особое внимание уделялось отделке западной части храма, где размещали сцены Страшного суда, колонны и порталы  украшали  статуи пророков и апостолов. 

Также часто скульптуры изображали разных фантастических существ, бесов, чудовищ из народной мифологии. новым в скульптуре то, что скульпторы не избегали изображения безобразного. Человек обычно не наделялся красотой, изображения были непропорциональными, во многом из-за того, что изображения делались по канонам Византии и из-за того, что скульптура подстраивалась под пропорции зданий. 

Живопись романского периода - это в основном настенная живопись в церквях, а также миниатюры, украшающие рукописи и книги. 

Самая ранняя настенная живопись того периода из сохранившихся относится к концу 11 века.

Основной идеей всей романской живописи является борьба божественного блага и греховности человека, как выражения дьявольского зла. 

 Для романской живописи характерно изображение фигур непропорциональными, часто вытянутыми или со слишком большой головой. Видимо, для художника не было главной целью изобразить человека достоверно, важнее было показать позы, жесты , то есть выразить чувства изображаемого. Пространств художники того времени не отображали, изображениям характерна плоскость. 

Кроме настенной живописи, развитие получила миниатюра. Книги в те времена были редкостью и предметом роскоши, их обильно украшали. 

Сюжеты миниатюр тоже были библейскими, там  часто изображали евангелистов и апостолов.  

Романский стиль дал миру классический витраж,  в котором картинка складывалась их кусочков цветного стекла и профиля их металла. В деле изготовления витражей появилось разделение труда,  один мастер делал металлические профили, другой собирал картину из стекла. Сохранились романские витражи 11 века. 

Витраж "Распятие и Воскресение" в Пуатье. 

Витраж в соборе Аугсбурга. 

Витражи были очень дорогими и позволить себе их могли  богатые города для своих храмов. 

Стоит отметить, что  в период господства романского стиля активно развивалась литература. Конечно, церковная литература была на первом месте. Библия, жития святых, трактаты отцов церкви - все это пользовалось большим спросом  у людей того времени. Но, как ни странно, в эпоху тотального засилия церкви в  духовной жизни на свет  появилась светская литература. Прежде всего, это были героические поэмы. Корни этих поэм уходили в древность и народные предания. Наиболее известными произведениями это жанра являются: "Песнь о Роланде", " Песнь о Нибелунгах", "Песнь о Сиде", соответственно, французский, немецкий и испанский героические эпосы. Нельзя забывать  и об английском героическом эпосе-Беовульфе. Тут мы видим, что как бы далеко не было от нас средневековье, а названия эти явно знакомые. Я думаю фильмы про Беовульфа и нибелунгов смотрели многие. 

Также в конце романского периода, в 12 веке,  в литературе появился новый жанр- роман. Конечно, тогда это был рыцарский роман.  Знаменитая история Тристана и Изольды - как раз  рыцарский роман той эпохи, правда, его существовало много вариантов, даже с другими именами героев. В то же время появились романы об Артуре и рыцарях круглого стола. Источником для этих романов послужила книга Гальфрида Монмутского "История королей Британии", которая  получила большую популярность во Франции во второй четверти 12 века. 

Наиболее известным автором романов об подвигах  Артура и рыцарей круглого  стола является Кретьен де Труа. До настоящего времени дошло 5 его романов. Важной фигурой литературы того времени был Вольфрам  фон Эшенбах.

 Он написал множество лирических стихов, а его роман "Парцифаль"  интересен тем, что в нем впервые в европейской литературе много времени уделяется внутренним переживаниям и метанием героя,  хотя обычно в романах основным являлось описание разных внешних событий: подвигов, встреч, приключений. 

Наверное, по романскому стилю все, перейдем к готике. 

Готика- стиль легко узнаваемый. его трудно  перепутать с другим стилем. Как и романский стиль, готика - это прежде всего архитектура, при чем церковная архитектура, но готика распространилась во сферы искусства и даже нашла свое отражение в моде. Готика появилась в Франции в 12 веке и постепенно распространилась на всю Европу. Она занимала господствующее положение до конца 15 века, а в Восточной Европе и до 16 века. В 19 веке появилась неоготика и литературный  жанр - готический роман.  

Обычно готику делят на раннюю. зрелую и позднюю (пламенеющую). 

Главными отличиями готики от романского стиля, если говорить в общем, это более чуткое отношение к жизни, природе и человеку, мечтательность, патетический вздет духовных порывов, стремление к прекрасному, интерес к красоте реального мира, интерес к чувствам человека. 

Основные черты готики:

-модные и преобладающие цвета - желтый, красный, синий;

-стрельчатые арки, переходящие в столбы;

-каркасные, ажурные конструкции, вытянутые вверх, подчеркнутый скелет конструкций;

-веерный свод с опорами, сложный лиственный орнамент, длинные узкие залы;

-вытянутые вверх окна с цветными витражами, иногда по верху здания круглые декоративные окна. 

А началась готика  с одного деятельного аббата по имени Сугерий, который решил реконструировать церковь монастыря Сен -Дени. 

Реконструкция началась в 1140 году и шла несколько десятилетий. Примечательным же в этой реконструкции было то, что Сугерий хотел построить церковь, сильно отличающуюся от традиционных, воплотив в ней идею  о Боге, как о Свете, при этом используя новейшие для того времени достижения инженерной мысли. 

Дело в том, что Сугерий был  последователем Дионисия Ареопагита, ученика апостола Павла, известного христианского мистика, который в своей работе " О небесной иерархии" показал  новый путь  из плена материального мира к высотам мира божественного. Идея заключалась в том,что прикоснуться к божественному можно через созерцание света,  который является отражением Света истины, божественного света.  Поэтому храм и должен был  наполняться светом. 

Для того. чтобы наполнить храм светом нужны были радикальные изменения  в его конструкции. Для этого массивный цилиндрический свод был заменен крестовым сводом, тогда уже изобретенном и применяемым архитекторами Нормандии и Бургундии. Лежащая  в основе этой конструкции арка вытянулась и стала остроконечной, стрельчатой, швы между распалубками   получили ребра жесткости -нервюры, переносящие тяжесть всей конструкции со стен на колонны. 

Мы видим, что готическое здание стремится вверх. как будто тянется  к небу, наверное,  в этом есть выражение стремления человека прикоснуться в божественному, дотянуться до Бога, проще говоря. Стремление к невозможному идеалу. Не знаю. у кого как, а у меня в готических соборах всегда было ощущение, что само здание  как будто хочет поднять человека вверх, вознести, зовет к небу. 

Первым крупным собором в готическом стиле стал Нотр-Дам-де-Пари. чуть позднее начали строить соборы в Реймсе и Шартре. Ну а потом  готические соборы стали расти по всей Европе. 

Основными конструктивными элементами готического стиля являлись:

1. Арочные своды, выполняющие роль несущего каркаса. 

2. Аркбутаны и контрфорсы. которые принимали на себя боковую нагрузку. 

3.Порталы- углубления на фасаде со скульптурными изображениями. 

4. Витражи, играли важнейшую роль, благодаря им храм наполнялся почти мистическим светом. 

Большую роль в строительстве этих грандиозных соборов сыграло то, что в данный период города начали играть все большую  роль в обществе и становится центрами цивилизации и культуры. 

Скульптура эпохи готики оставалась храмовой и обрамляла в основном, наружные стены храмов , для готики характерно их большой количество. 

Взаимоотношение архитектуры и скульптуры в готике иное, чем в романской стиле. Готическая скульптура более самостоятельна  и не подчинена так плоскости стены, как романская. 

В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Но скульптура все равно остается неотъемлемой частью архитектурного ансамбля. подчеркивая стремления здания вверх. 

Живопись готики начала развиваться на несколько десятилетий позже архитектуры. В ней появились новые приемы и сюжеты. В ранней готике  стали по-новому изображать сцены распятия, появился натурализм, показывали эмоции людей: страдания Христа, скорбь Богоматери. то есть мы видим больший интерес именно к человеку и его эмоциям. 

Поскольку в отделке храмов первое место заняли витражи и мозаики, фрески отошли на второй план. Художники старались вписать их в архитектуру здания и заимствовали архитектурные  элементы   для своих изображений. 

В живописи появились новые мотивы, художники стали прописывать детали интерьеров, началось это , конечно, с предметов культа. Так появились первые натюрморты. 

В живопись готики проникли идеи Фомы Аквинского, который предлагал отойти от символизма  и изображать реальный мир Так,  в  религиозные сюжеты  добавился реализм, Мадонна стала похожа на реальную женщину.Тщательно писались предметы интерьера, природа, окружающая среда. Эти фоновые пейзажи носили эстетический характер и должны были воздействовать на чувства зрителей. 

Произошел отказ от византийского канона, который требовал изображать фигуры только фронтально. 

Развивался жанр портрета. 

Один из первых готических портретов. Портрет короля Франции Иоанна Второго Доброго. 1359 год. 

В 15 веке развивалась придворная живопись писались портреты с индивидуальными чертами. 

Жан Фуке. 1452 год Агнесса Сорель, любовница короля Карла Седьмого в образе Мадонны. Правда, некоторые источники относят творчество Фуке уже в следующей эпохе, к Возрождению, поэтому относя его к готике, я не уверена. Может, кто-нибудь уточнит, куда правильно относить творчество Фуке?

Известными художниками эпохи готики являются:

Дуччо ди Буонинсенья, работал в Сиене. 

Джотто ли Бондоне.

Симоне Мартини

Франческо Траини.

Микелино да Безаццо

Ангерран Картон (Шаронтон)

На готический период приходится расцвет книжной миниатюры. В них появились не только религиозные, но и бытовые сцены. 

 Конечно, часословы  и псалтыри были очень распространены в домашнем обиходе и они богато украшались. 

Общими чертами готической живописи являются: 

-религиозность сюжета;

-яркие, сочные цвета;

-линейное построение композиции;

-передача реального мира через метафоры.

По живописи все. 

Витражи: конечно, готика - это расцвет витражного искусства, они украшали многочисленные окна храмов. Техника изготовления витражей не поменялась, но цветовая палитра стала ярче и богаче, кроме цветного, стало использоваться бесцветное стекло. К религиозным сюжетам добавились бытовые. 

Готика внесла свой вклад и в развитие мебельного искусства. Появилось много предметов мебели, которых ранее не было и которые используются в быту до сих пор. Яркий пример  - это шкаф для одежды, ранее одежду хранили в сундуках. 

Это стилизация, но готические шкафы должны были  быть похожи на этот. 

Появились первые секретеры. Но главным изобретением готики в мебельном деле стало то, что конструкция предметов  корпусной  мебели изменилась.Именно тогда была изобретена называемая сейчас рамочно-филенчатой конструкция, которая значительно облегчила мебель и сделала ее менне материалоемкой.

Для декорирования мебели использовалось 4 вида орнамента. Это ажурный, геометрический орнамент ( в основе круг, треугольник, квадрат), растительный, орнамент ленточного плетения  и орнамент льняных складок. 

Литература периода готики. Если очень кратко, то  появился новый жанр - городская литература. Мы помним, что как раз на готический период приходится расцвет городов. Городская литература носила светский характер. В ней появилась сатира.  "Песнь о Лисе"- одно из самых популярных произведений такого жанра , в нем высмеивались пороки общества, только персонажами были животные. 

"Песнь о Розе "- еще одно произведение городской литературы. Это аллегорическое произведение о любви и ее завоевании. Интересно  то, что в нем есть определенный отход от идеалов куртуазной любви и пусть и через аллегории говорится о победе природы и плотской любви, что  довольно интересно для литературы того времени. 

Конечно, к эпохе готики относится творчество Данте и Петрарки. 

Не могу не сказать о моде хотя бы кратко. Пусть церковь  и всячески укрепляла в людях мысли о греховности красоты и женщин вообще, дамы хотели быть красивыми и модными.  Вопреки всему. Готика внесла в моду обувь с острыми носками, платья с завышенной талией, моду на беременность в позднеготический период (небеременные дамы даже подкладывали подушечки под платье) и знаменитые устремленные вверх, как шпили соборов головные уборы - эннены, они же атуры, которые тоже стали "визитной карточкой" готики. 

Церковь, конечно, ругалась на эту моду, особенно на рогатые эннены, но ничего не смогла с этим поделать. Волосы прятались полностью под головной убор и даже часть сбривалась, зато шея оставалась обнаженной, что по мнению церкви было возмутительно. Высота эннена показывала статус дамы в обществе, часто эннены были настолько высокими,  что даме приходилось приседать, чтобы пройти в дверь. Но эннены - это уже поздняя готическая мода, 15 век и прижились они не везде. Они были очень популярны во Франции,  Фландрии, Бургундии, но в Италии, например,  они  вообще  не пришлись ко двору. 

На этом, пожалуй все на сегодня о средневековом искусстве. Хотелось бы услышать ваши мнения, уважаемые "сплетницы", что вы думаете о культурных достижениях средневековой Европы, какие произведения видели своими глазами, какие чувства и мысли у вас вызывают эти стили искусства? Жду комментариев. Спасибо всем, кто дочитал до конца. 

Подпишитесь на наш
Блоги

Средневековая Европа: романской стиль и готика.

10:33, 4 июня 2022

Автор: ladylu

Комменты 50

O

очень классный пост! Спасибо большое за Ваш труд. с удовольствием почитала и посмотрела фото!

Аватар

Оставила пост "на сладкое", почитала сегодня спокойно, картинки посмотрела. Готика все таки мне нравится больше, особенно пламенеющая. Это нечто грандиозное, легкое и виртуозное. А я читала Кретьена де Труа, Ланселота - рыцаря телеги, очень хороший перевод, читается легко. А потом читала комментарии литературоведов и было еще интереснее, оказывается, это описывался поход в иной мир, вот так вот. Так что может стоило сначала почитать комментарии, а потом уже роман. Мы рыцари, сказали дружно, Идем туда, куда нам нужно. Из-за такой большой приязни Когда разлука горше казни, Ушел он телом, Сердцем нет. (последнее четверостишие я так помню, но там лучше написано)

Аватар

Спасибо за пост! Я обожаю готику. Романский стиль тоже понравился. У нас в Красноярске есть очень красивое здание в готическом стиле, раньше это был польский костёл, сейчас там органный зал. Хожу туда слушать орган. Это для меня такой портал в готику и средневековье в сердце Сибири)

Аватар

Какой чудесный пост! Спасибо автору!

Аватар

Классный пост, но смело могли поделить информацию на два - это же целых два огромных стиля.

Подождите...

Главный врач клиники "Чайка Белые Сады", акушер-гинеколог Лейла Наджи/Фото: Арина Кириллова

Что такое "коучинг здоровья", как меняются глобальные медицинские тренды, что стоит за всеобщим культом молодости и почему психотерапия нужна всем — и доктору, и пациенту? Обо всём этом и не только Spltnk поговорил с главным врачом клиники "Чайка Белые Сады", акушером-гинекологом Лейлой Наджи.

"Тот уровень медицины, который мы можем предложить, — это наше конкурентное преимущество"

История "Чайки" насчитывает уже 11 лет — первая клиника открылась весной 2013 года. Сейчас это уже шесть клиник в Москве и три за рубежом — в Тбилиси, Дубае и Ереване. За эти годы менялись глобальные медицинские тренды и локальные стратегии развития, но два фактора для "Чайки" оставались неизменными: стремление к торжеству доказательной медицины и партнёрские отношения с пациентом. "Чайка" начиналась как клиника, в основном ориентированная на тех, у кого есть добровольное медицинское страхование. Вот почему все московские клиники появились в бизнес-центрах — расчёт был на то, что как раз здесь работают люди с ДМС и им будет удобно приходить в клинику, которая находится тут же. Тем более что планку медицинских стандартов в "Чайке" сразу же решили брать высокую и предлагать пациентам передовые достижения медицинской науки. "Наша идея была в том, что хорошая медицина, во-первых, может быть доступна людям со средним достатком, а во-вторых, по своему уровню может конкурировать с самой дорогой медициной в Москве", — рассказывает Лейла Наджи.

В 2023 году сразу три клиники "Чайки" открылись за пределами РФ: в Тбилиси, в ОАЭ (партнёрская клиника Kandinsky Clinic) и в Ереване. Такая масштабная экспансия случилась спонтанно — когда стало понятно, что довольно большое количество пациентов "Чайки" оказалось в других странах. И оказалось не готово к тому, чтобы справляться с медицинскими проблемами в чужой стране в одиночку: "Медицина — это тоже часть культуры. И какая бы ни была прекрасная медицина за рубежом, выясняется, что мы все, в общем, довольно сложно интегрируемся в непривычную среду. Особенно когда нам плохо, когда мы болеем и не понимаем, как устроена медицина".

Помимо массы пациентов, уехавших из России, в других странах оказалось и несколько докторов "Чайки", которые, попробовав поработать в местных медицинских учреждениях, непрерывно сравнивали свою новую реальность с тем, что было в "Чайке".

Благодаря двум этим факторам (отъезду и врачей и пациентов) родился онлайн-проект Doctor On Call — справочная "Чайки" для "своих пациентов", оказавшихся в другой стране: где лучше сдать анализы, сделать МРТ, найти нужного врача — врачи "Чайки", как такие же релоканты, уже обладали этими знаниями и активно делились ими с пациентами. И вскоре стало понятно, что если в месте, куда попал пациент "Чайки", нет его привычной клиники, то она должна там появиться. Так "Чайка" открылась в Тбилиси, в Дубае и в Ереване.

Конечно, адаптация была непростой: нужно было принять, что в каждой стране есть свои особенности, и соответствовать им. Да, везде находились врачи, которые нередко ориентировались на доказательную медицину и отталкивались от мирового научного опыта, но вот навыки коммуникации в общении с пациентом были развиты далеко не у всех. Пациенты тоже отличались от московских, поскольку проявляли далеко не такую вовлечённость и заинтересованность в собственном здоровье, к каким привыкли доктора "Чайки".

Сейчас иностранная история "Чайки" только начинается, но планы у неё уже амбициозные: компания хочет работать и с местными жителями, и с русскоговорящей аудиторией, и с экспатами. "Тот уровень медицины, который мы можем предложить, — это наше конкурентное преимущество на рынке: сюда входят и IT-технологии, и постоянно повышающаяся квалификация врачей. У наших докторов есть некая медицинская надстройка: например, навыки коммуникации и курсы по психотерапии. Всё это сильно расширяет горизонты базовой медицины".

"Мы никогда не оставим нашего пациента один на один с его проблемами"

Одно из главных конкурентных преимуществ "Чайки" и стратегия развития, которую выбрала компания, — концепция личного доктора: сделать так, чтобы у каждого пациента клиники был свой доктор, с которым можно было бы советоваться по всем вопросам своего здоровья — от срочных медицинских до профилактических.

Изначально такой концепции не было: на заре создания за основу "Чайки" была взята модель типовой по устройству российской поликлиники, где есть несколько терапевтов, педиатров, гинекологов и много узких специалистов. Тогда всем казалось, что чем больше узких специалистов, тем круче сама клиника. Сейчас в "Чайке" верят в другое: в то, что высококвалифицированные врачи общего профиля — это та база, на которой держится клиника. Терапевты, педиатры, гинекологи — все они как минимум в 80, а то и в 90% случаев могут помочь решить любую медицинскую проблему, с которой приходит пациент, и правильно поставить диагноз, направив пациента к нужному специалисту, а если нужна помощь узкого специалиста, то организовать её — как в "Чайке", так и за её пределами.

"К сожалению, у многих есть представление, что терапевт — это такой доктор, который в районной поликлинике сидит раздаёт талончики к другим врачам-специалистам с позиции "как бы так лучше пациента к специалисту не пустить". Такое представление не соответствует современным подходам и практикам, ведь врач общей практики в "Чайке" — это специалист, который "собирает" человека целиком и может интерпретировать практически любой симптом. Это первичное звено медицинской помощи, врачи, максимально понимающие, как устроен человек и его здоровье. Например, у пациента болит ухо, он идет к лору, тот отправляет его к неврологу, тот — к стоматологу. Можно долго обследоваться у специалистов, а можно сократить этот путь с помощью врача общей практики: хороший терапевт, проанализировав всю историю болезни, скорее всего, сам сможет разобраться или направит пациента к нужному врачу и сэкономит ему и время, и деньги.

"Конечно, не все проблемы можно решить амбулаторно и только в одной клинике. Но это не значит, что мы бросим пациента и ему придётся бродить по сети в поисках правильного места для лечения. Нет, если мы не можем помочь ему сами, то устроим ему консультацию в другой клинике, будем сопровождать его в другую больницу, присутствовать на другом обследовании, консультировать дистанционно и так далее. Личный доктор, которого пациент выбрал своим врачом, всё равно будет с ним на связи и будет держать руку на пульсе: если не в прямом смысле, то образно — точно".

Клиника "Чайка"/Фото: личный архив
Клиника "Чайка"/Фото: личный архив

"Применить самые актуальные научные знания для укрепления здоровья пациента" 

Концепция личного доктора и желание пациента оставаться на связи с врачом после приёма привели к тому, что потребовался новый экономический формат взаимодействия доктора и пациента, помимо обычной разовой консультации. Так появилась подписка "Чайки" — услуга, в рамках которой ты можешь выбрать доктора и заключить контракт на сопровождение, чтобы быть на связи со своим личным врачом в любое время и при любой медицинской проблеме. 

"В современной медицине совсем не всё происходит в кабинете у доктора. Очень много чего потом должно ещё произойти до приёма у доктора или после. Если мы взяли анализы, назначили исследование или лечение, нам важно понимать, что дальше происходит с пациентом, а у пациента должна быть возможность узнать, что значат его обследования, и обсуждать появляющиеся вопросы с врачом".

Есть два варианта такой подписки. Первый — "Чаты". Это годовая подписка по цене, сопоставимой со стоимостью одной консультации доктора (на сегодня это от 6500 руб. в год), которая дает возможность быть на связи со своим доктором в специальном чате и предоставляет 8-процентную скидку на консультации и обследования по направлению этого доктора.

Эта подписка даёт возможность консультироваться со своим врачом: задавать вопросы и делиться результатами лечения. Например, проконсультироваться о том, в каком случае надо приходить на приём и к кому и нужно ли предварительно сделать какие-то обследования. Также можно получить напоминание о запланированных исследованиях или встречах и прочее.

В рамках этой подписки в ваш чат можно пригласить и других докторов, которые занимаются решением конкретных проблем. Каждый доктор расскажет пациенту, в каком режиме он может отвечать на вопросы, а в случае если не получается сделать это быстро, то на подхвате ИИ и ассистенты. Этот формат удобен не только для пациента, но и для его родственников, которые — с согласия пациента — могут следить за состоянием здоровья близкого человека.

Promo Block

Заботиться о здоровье проще с подпиской на Чайку. Будьте на связи с докторами и получайте скидки на услуги

Подробнее

"Главная идея чатов в том, чтобы пациент всегда имел возможность задать вопрос, касающийся его здоровья или здоровья его близких, именно тому доктору, которого он выбрал в качестве своего доверенного лица. Чтобы человек не растерялся и не оказался в ситуации, что он не понимает, как ему быть, и у него нет возможности спросить, что ему дальше делать, у того врача, которому он доверил своё здоровье".

Второй вариант — это "Премиум подписка". Она включает в себя ту же связь с выбранным доктором в чате, но, помимо этого, позволяет пациенту более точно спрогнозировать масштаб затрат, потому что имеет фиксированную годовую стоимость (на сегодня от 65 тыс. руб. в год) и предоставляет 80-процентную скидку на обслуживание в "Чайке" (подробности можно узнать на сайте), т.е. подразумевает 20-процентный соплатеж. По сути, это похоже на принцип страховки.

Отличие "Премиум-подписки", которую предлагает "Чайка", от тех страховых продуктов, что предлагают страховые компании, заключается в следующем: "Действующие правила страховых компаний довольно ретроградны, они не могут идти в ногу с наукой, там куча проверяющих инстанций: проблемы доверия, контроля за тем, чтобы врачи не сделали лишнего и не заработали лишнего. А у нас именно  доктор и, надеемся пациент, заинтересованы в том, чтобы применить самые актуальные научные знания для укрепления здоровья пациента, и экономический расчёт должен помогать это делать: "ничего лишнего" не для того чтобы сэкономить, а для того, чтобы не навредить и делать только то, что доказано работает". 

 

И тут важно, чтобы у врачей хватило терпения и навыков рассказать пациентам и убедить их в этом самом научном подходе, ведь про доказательную медицину знают и говорят все, а вот применяют на деле, увы, не всегда: "Часто нам приходится даже отговаривать пациентов делать анализы и исследования. В голове у многих есть довольно логичная схема, что, чем больше сделать анализов, тем проще доктору будет разобраться. Это не так. Более того, ненужные исследования могут только навредить пациенту как с точки зрения психологического здоровья — пациент начинает тревожиться и повышается уровень стресса, — так и с точки зрения физического здоровья: часто случайные и необъяснимые находки начинают лечить и "залечивать", оперировать, что приводит к реальным осложнениям вплоть до самых тяжелых. Так что экономия средств и ресурсов заботится ещё и о психических и физических ресурсах".

"Есть пациенты, которые принимают решение не лечиться. Врачам невозможно это принять" 

Сегодня медицина повернулась лицом к человеку: на смену патерналистской модели, когда врачей считали божествами и их мнение не оспаривалось, и после десятилетий строго научного подхода доказательной медицины, когда во главу угла ставилась только статистика, пришла модель, в которой пациент становится интересен врачу как человек. "Не как тело с органами и с какими-то физиологическими состояниями, а как человек со своими желаниями, сомнениями и потребностями. Врачу хорошо бы не только интересоваться личностью пациента, но и доверять ему". Доверять — значит учитывать мнение пациента при определении медицинской стратегии и принимать решения совместно с ним. "В отношениях "врач — пациент" обычно есть две крайности: когда доктор принимает решения за своего пациента и когда пациент продавливает доктора своей позицией "клиент всегда прав". Партнёрские отношения, в которые верят в "Чайке", не означают, что нужно остановиться на том варианте, который кажется абсурдным доктору и на котором настаивает пациент. Нет, совместное принятие решения означает, что вместе врач и пациент выбирают наиболее подходящий научно обоснованный медицинский вариант решения проблемы из всех существующих. Но при этом каждый пациент имеет право на свой запрос — даже если тот, на взгляд доктора, противоречит здравому смыслу. Это отдельная задача вообще — принять то, что пациент может выбрать совсем не то, что ему предлагает врач. Есть пациенты, которые принимают решение не лечиться. Врачам невозможно это принять — мы так устроены, что для нас это словно преступление. На самом деле это тоже выбор пациента — просто не тот, который ему предлагает доктор".

Главный врач клиники "Чайка Белые Сады", акушер-гинеколог Лейла Наджи/Фото: личный архив
Главный врач клиники "Чайка Белые Сады", акушер-гинеколог Лейла Наджи/Фото: личный архив

"Нет такого понятия, как "слабый иммунитет"

Принятию помогают "прокачанные" коммуникативные навыки и базовые психотерапевтические знания — почти все врачи "Чайки" так или иначе проходят соответствующее обучение, чтобы уметь общаться с пациентом и понимать себя и его. У каждого пациента разные потребности, и все они влияют на эффективность взаимодействия, поэтому врачу очень важно понять, чего же именно хочет пациент в перспективе: сделать операцию, отказаться от лечения, лечиться экспериментальным способом. "Если бы одна и та же медицинская проблема была просто задачкой в учебнике, её можно было бы решать без учёта того, что хочет пациент, просто с точки зрения тела. Но так не получится, потому что человеком человека делает не только тело, но и психика — нельзя отделять одно от другого".

Здесь психотерапия помогает разобраться с психосоматикой, о которую было сломано столько копий в последние годы. "Психосоматический компонент есть в любом вопросе, который связан со здоровьем человека. Либо у человека возникает соматическая проблема: он шёл, сломал ногу, и по поводу этого у него возникают какие-то психические реакции. Или, наоборот, человек очень сильно переживает, у него хронический стресс — и возникают панические атаки и различные проблемы, которые часто случаются на фоне перенапряжения. Понимаете, в медицине нет такого понятия, как "слабый иммунитет": нет ни линейки, которой можно померить этот иммунитет, ни тестов. А понятие хронического стресса — есть. И есть чёткое понимание, что если человек начинает часто болеть, то стресс имеет к этому отношение".

Но даже если стресса ещё нет, психотерапия не повредит — сегодня современная медицина движется к тому, чтобы забота о ментальном здоровье стала такой же гигиенической привычкой, как уход за телом: "Я из тех, кто убеждён, что каждому современному жителю мегаполиса нужна психотерапия. А чем дальше, тем времена всё сложнее и тем сложнее без психотерапии нормально функционировать, жить и строить своё здоровье".

Соматические проявления наших психических состояний могут быть как позитивными, так и негативными, поэтому так важно научиться саморегуляции. "Я как-то поймала себя на том, что никогда не ставлю диагноз "бесплодие" женщинам, у которых не получается забеременеть. Потому что толку от такого поставленного штампа вообще нет. А психика начинает работать отчаянно — всё, двери закрыты. Но тем не менее у большинства пациенток в итоге наступает беременность, причём без каких-то сверхтехнологических процессов. Да, может показаться, что это антинаучная история, но мы это фиксируем. И, видя это, понимаем, что человек сам много чего может сделать для своего здоровья, если с ним рядом окажется доктор, который сможет его направить". Сегодня быть осознанным модно, даже если ты и не понимаешь, что это значит. Но пациенты "Чайки" не только понимают, но и по-настоящему заинтересованы в своём здоровье и осознанно подходят не только к лечению и решению каких-то медицинских проблем, но и в принципе к качеству своей жизни и построению здоровья в целом. "Пациент "Чайки" — это особенный пациент: суперобразованный, который много чего знает про своё здоровье, с которым мы говорим на очень похожем языке и с которым мы умеем договариваться". 

"Если человеку хочется молодо выглядеть — это окей" 

"Иногда мы с докторами говорим про такой парадокс: мы, врачи, искренне желаем пациентам быть здоровыми, ведь это результат нашей работы, по-другому просто не измерить, насколько мы хороши. При этом сегодня организация здравоохранения устроена так, что с пациента берут деньги только тогда, когда он болеет. А мы хотим попробовать брать с пациента деньги за то, чтобы он оставался здоровым, насколько это возможно". 

По такому принципу сегодня работают клиники превентивной медицины, поэтому так популярны различные скрининги и чекапы, поэтому биохакинг — в трендах. Появилось направление "коучинг здоровья", которое задаётся вопросом, а что вообще нужно делать, чтобы оставаться здоровым максимально долго. Но как это — чувствовать себя здоровым? Как ни странно, внятно на этот вопрос мало кто может ответить, в основном у всех всё сводится к описанию здоровья через отрицание: когда ничего не болит. Но чтобы долго "ничего не болело", нужно осознанно "строить" своё здоровье — под наблюдением специалистов. Именно такую стратегию выбрали в "Чайке".

Желание быть здоровым пересекается с желанием остаться молодым, ведь в молодости человек активнее, выносливее, эмоционально веселее, счастливее — одним словом, здоровее. "Возможно, именно по этой причине люди идут на пластические операции и решают визуально продлить молодость — бессознательно они ищут не той внешности, которая была у них в юности, а того состояния тела и здоровья. Конечно, было бы лучше, если бы люди пытались вернуть свою молодую версию не с помощью пластики, а работая комплексно со всем своим организмом. Но при этом ничего плохого в таком решении тоже нет: если человеку хочется просто молодо выглядеть, быть стройным, без морщин, с подтянутой кожей, — это тоже окей. Можно взглянуть на проблему с точки зрения обратных нейронных связей: если его радует собственный вид в зеркале, он уже что-то делает для того, чтобы быть бодрее, веселее, энергичнее и здоровее в соматическом смысле этого слова". 

Вообще, сегодня люди — наши пациенты так точно и современный человек в принципе — довольно много делают, чтобы быть здоровыми. Кто-то меняет образ жизни, кто-то решает измениться с помощью "Оземпика" или пластической операции: на самом деле любые входные ворота в эту тему — уже славно, а для получения эффективного и долгосрочного результата стоит прийти со своим запросом к врачу, который сможет помочь выбрать оптимальный путь. Мы все наверняка имеем какие-то болезни, более или менее серьезные, но в нас точно есть здоровая часть. И эту здоровую часть стоит поддерживать, укреплять и приумножать.  

Врачи клиник "Чайка"/Фото: Маша Макарова
Врачи клиник "Чайка"/Фото: Маша Макарова
Promo Block

Заботиться о здоровье проще с подпиской на Чайку. Будьте на связи с докторами и получайте скидки на услуги

Подробнее
Реклама, ООО "Чайка Москва-Сити", ИНН 7702775040
Подпишитесь на наш
Спецпроект

"Мы все имеем какие-то болезни, но в нас точно есть здоровая часть". Главный врач клиники "Чайка Белые Сады" Лейла Наджи о медицинских трендах, культе молодости и "слабом иммунитете"

Реклама, erid: F7NfYUJCUneLtWfUFGfU

18:07, 13 августа 2024

Комменты 35

Аватар

А почему она как-то должна комментировать свой развод??? Ну если этот процесс расставания такой публичный, то понятно.

Комментарий был удален

Аватар

Куда делся раздел БЛОГИ и зачем раздел ХАЙП.

Комментарий был удален

Аватар

Вот так вот никогда не поздно родить,выйти замуж и все успеть. Пока живем все возможно в этой жизни.

Подождите...