Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Средневековая Европа: романских стиль и готика. 

Решила опять написать про искусство. Поскольку я не искусствовед и даже не культуролог, то не судите строго. Я очень люблю средневековую Европу, может, поэтому и вдохновилась написать о двух ее больших художественных стилях: романском и готика. Я думаю, что эти стили из себе представлять в общих чертах знают все. В моем же после я постараюсь рассмотреть эти стили более подробно. 

Начнем с более раннего, романского стиля или романики, как его еще называют. Следует отметить, что  название стиль получил только в 19 веке. 

Романским называют первый из больших художественных стилях, появившейся в Европе после падения Римской империи и  окончания великого  переселения народов.  Данный стиль господствовал на всей территории Западной и части Восточной Европы с 10 до 12 веков, пока в конце 12 -13 веке его сменила готика. 

Это было искусство новой феодальной цивилизации, которое являлось продолжением и одновременно, антитезой античному искусству. Источником романского искусства послужило Византийское искусство, раннехристианские формы и искусство народов севера. Основной чертой романского искусства являлась его теологичность, свои эстетические основы это искусство искало в божественном. 

Романское искусство имело свои региональные особенности, которые порой значительно отличались. 

Общими чертами романского стиля являлись:

-рельефная плоскость, лаконичность, простота;

-прямоугольные и цилиндрические формы;

-каменные, массивные, толстостенные конструкции;

- замковая и рыцарская тематика- факелы, бои. оружие, гербы;

-цвета; черный, коричневый, зеленый, красный, серый, белый;

-бочарные, полуциркулярные, прямые, вертикальные и горизонтальные линии;

- полуциркульный фриз, повторяющейся геометрический и растительный рисунок, залы с открытыми потолочными балками и опорами по середине:

 В центре романского стиля, конечно,  была архитектура. Главным  чертами  романской  архитектуры  являлись строгость и монументальность. Что же строили в те времена? Конечно, церкви, замки и монастыри. 

Вот смотрю на эти сооружения, такие они массивные и грозные, но есть в инх какая-то невероятная романтика. По крайней мере, у меня такое восприятие. 

Романская церковь делилась на восточную алтарную часть, символизировала Рай,  западная ад и была посвящена сценам страшного суда, северная олицетворяла смерть и зло, южная - жизнь  и была посвящена Новому Завету. Обычно верующие заходили через западную часть храма и шли к алтарю. что символизировало путь души человека  из ада и мрака к  спасению. 

Интерьеры храмов были строгими, чтобы не отвлекать верующих от молитвы, а всея тяжеловесность и строгость храма символизировала силу божественного и бессилие и ничтожность человека перед этими силами. 

Рыцарские замки той эпохи по сути, были в первую очередь крепостями, а уже потом жильем. Замки строились часто на возвышенности, чтобы иметь хороший обзор местности и лучшие возможности для защиты. Замок был функционален для обороны, все было подстроено под эти задачи. Узкие, маленькие окна, мощные стены, непреступные, толстые башни- донжоны. 

Замок был центром жизни тех времен, он символизировал власть феодала и был символом защиты, в случае опасности крестьяне могли укрыться за его стенами. 

Интерьеры замков тех времен были под стать самим сооружениям, то есть строгими и функциональными, поскольку в те времена жили в основном, натуральным хозяйством и предметы роскоши еще не производились или были большой редкостью. Мебель была тяжеловесной, без особого декора. 

Гобелены в Европе в 11 веке уже делали, но тогда их было не много и основным заказчиком была церковь. Памятником истории является так называемый "гобелен  их Байе" , созданный в 11 веке, на нем сцены битв, всадники, корабли, около тысячи сцен. 

Скульптура романского стиля - это храмовая скульптура, в основном, внешнее украшение собора. 

Особое внимание уделялось отделке западной части храма, где размещали сцены Страшного суда, колонны и порталы  украшали  статуи пророков и апостолов. 

Также часто скульптуры изображали разных фантастических существ, бесов, чудовищ из народной мифологии. новым в скульптуре то, что скульпторы не избегали изображения безобразного. Человек обычно не наделялся красотой, изображения были непропорциональными, во многом из-за того, что изображения делались по канонам Византии и из-за того, что скульптура подстраивалась под пропорции зданий. 

Живопись романского периода - это в основном настенная живопись в церквях, а также миниатюры, украшающие рукописи и книги. 

Самая ранняя настенная живопись того периода из сохранившихся относится к концу 11 века.

Основной идеей всей романской живописи является борьба божественного блага и греховности человека, как выражения дьявольского зла. 

 Для романской живописи характерно изображение фигур непропорциональными, часто вытянутыми или со слишком большой головой. Видимо, для художника не было главной целью изобразить человека достоверно, важнее было показать позы, жесты , то есть выразить чувства изображаемого. Пространств художники того времени не отображали, изображениям характерна плоскость. 

Кроме настенной живописи, развитие получила миниатюра. Книги в те времена были редкостью и предметом роскоши, их обильно украшали. 

Сюжеты миниатюр тоже были библейскими, там  часто изображали евангелистов и апостолов.  

Романский стиль дал миру классический витраж,  в котором картинка складывалась их кусочков цветного стекла и профиля их металла. В деле изготовления витражей появилось разделение труда,  один мастер делал металлические профили, другой собирал картину из стекла. Сохранились романские витражи 11 века. 

Витраж "Распятие и Воскресение" в Пуатье. 

Витраж в соборе Аугсбурга. 

Витражи были очень дорогими и позволить себе их могли  богатые города для своих храмов. 

Стоит отметить, что  в период господства романского стиля активно развивалась литература. Конечно, церковная литература была на первом месте. Библия, жития святых, трактаты отцов церкви - все это пользовалось большим спросом  у людей того времени. Но, как ни странно, в эпоху тотального засилия церкви в  духовной жизни на свет  появилась светская литература. Прежде всего, это были героические поэмы. Корни этих поэм уходили в древность и народные предания. Наиболее известными произведениями это жанра являются: "Песнь о Роланде", " Песнь о Нибелунгах", "Песнь о Сиде", соответственно, французский, немецкий и испанский героические эпосы. Нельзя забывать  и об английском героическом эпосе-Беовульфе. Тут мы видим, что как бы далеко не было от нас средневековье, а названия эти явно знакомые. Я думаю фильмы про Беовульфа и нибелунгов смотрели многие. 

Также в конце романского периода, в 12 веке,  в литературе появился новый жанр- роман. Конечно, тогда это был рыцарский роман.  Знаменитая история Тристана и Изольды - как раз  рыцарский роман той эпохи, правда, его существовало много вариантов, даже с другими именами героев. В то же время появились романы об Артуре и рыцарях круглого стола. Источником для этих романов послужила книга Гальфрида Монмутского "История королей Британии", которая  получила большую популярность во Франции во второй четверти 12 века. 

Наиболее известным автором романов об подвигах  Артура и рыцарей круглого  стола является Кретьен де Труа. До настоящего времени дошло 5 его романов. Важной фигурой литературы того времени был Вольфрам  фон Эшенбах.

 Он написал множество лирических стихов, а его роман "Парцифаль"  интересен тем, что в нем впервые в европейской литературе много времени уделяется внутренним переживаниям и метанием героя,  хотя обычно в романах основным являлось описание разных внешних событий: подвигов, встреч, приключений. 

Наверное, по романскому стилю все, перейдем к готике. 

Готика- стиль легко узнаваемый. его трудно  перепутать с другим стилем. Как и романский стиль, готика - это прежде всего архитектура, при чем церковная архитектура, но готика распространилась во сферы искусства и даже нашла свое отражение в моде. Готика появилась в Франции в 12 веке и постепенно распространилась на всю Европу. Она занимала господствующее положение до конца 15 века, а в Восточной Европе и до 16 века. В 19 веке появилась неоготика и литературный  жанр - готический роман.  

Обычно готику делят на раннюю. зрелую и позднюю (пламенеющую). 

Главными отличиями готики от романского стиля, если говорить в общем, это более чуткое отношение к жизни, природе и человеку, мечтательность, патетический вздет духовных порывов, стремление к прекрасному, интерес к красоте реального мира, интерес к чувствам человека. 

Основные черты готики:

-модные и преобладающие цвета - желтый, красный, синий;

-стрельчатые арки, переходящие в столбы;

-каркасные, ажурные конструкции, вытянутые вверх, подчеркнутый скелет конструкций;

-веерный свод с опорами, сложный лиственный орнамент, длинные узкие залы;

-вытянутые вверх окна с цветными витражами, иногда по верху здания круглые декоративные окна. 

А началась готика  с одного деятельного аббата по имени Сугерий, который решил реконструировать церковь монастыря Сен -Дени. 

Реконструкция началась в 1140 году и шла несколько десятилетий. Примечательным же в этой реконструкции было то, что Сугерий хотел построить церковь, сильно отличающуюся от традиционных, воплотив в ней идею  о Боге, как о Свете, при этом используя новейшие для того времени достижения инженерной мысли. 

Дело в том, что Сугерий был  последователем Дионисия Ареопагита, ученика апостола Павла, известного христианского мистика, который в своей работе " О небесной иерархии" показал  новый путь  из плена материального мира к высотам мира божественного. Идея заключалась в том,что прикоснуться к божественному можно через созерцание света,  который является отражением Света истины, божественного света.  Поэтому храм и должен был  наполняться светом. 

Для того. чтобы наполнить храм светом нужны были радикальные изменения  в его конструкции. Для этого массивный цилиндрический свод был заменен крестовым сводом, тогда уже изобретенном и применяемым архитекторами Нормандии и Бургундии. Лежащая  в основе этой конструкции арка вытянулась и стала остроконечной, стрельчатой, швы между распалубками   получили ребра жесткости -нервюры, переносящие тяжесть всей конструкции со стен на колонны. 

Мы видим, что готическое здание стремится вверх. как будто тянется  к небу, наверное,  в этом есть выражение стремления человека прикоснуться в божественному, дотянуться до Бога, проще говоря. Стремление к невозможному идеалу. Не знаю. у кого как, а у меня в готических соборах всегда было ощущение, что само здание  как будто хочет поднять человека вверх, вознести, зовет к небу. 

Первым крупным собором в готическом стиле стал Нотр-Дам-де-Пари. чуть позднее начали строить соборы в Реймсе и Шартре. Ну а потом  готические соборы стали расти по всей Европе. 

Основными конструктивными элементами готического стиля являлись:

1. Арочные своды, выполняющие роль несущего каркаса. 

2. Аркбутаны и контрфорсы. которые принимали на себя боковую нагрузку. 

3.Порталы- углубления на фасаде со скульптурными изображениями. 

4. Витражи, играли важнейшую роль, благодаря им храм наполнялся почти мистическим светом. 

Большую роль в строительстве этих грандиозных соборов сыграло то, что в данный период города начали играть все большую  роль в обществе и становится центрами цивилизации и культуры. 

Скульптура эпохи готики оставалась храмовой и обрамляла в основном, наружные стены храмов , для готики характерно их большой количество. 

Взаимоотношение архитектуры и скульптуры в готике иное, чем в романской стиле. Готическая скульптура более самостоятельна  и не подчинена так плоскости стены, как романская. 

В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Но скульптура все равно остается неотъемлемой частью архитектурного ансамбля. подчеркивая стремления здания вверх. 

Живопись готики начала развиваться на несколько десятилетий позже архитектуры. В ней появились новые приемы и сюжеты. В ранней готике  стали по-новому изображать сцены распятия, появился натурализм, показывали эмоции людей: страдания Христа, скорбь Богоматери. то есть мы видим больший интерес именно к человеку и его эмоциям. 

Поскольку в отделке храмов первое место заняли витражи и мозаики, фрески отошли на второй план. Художники старались вписать их в архитектуру здания и заимствовали архитектурные  элементы   для своих изображений. 

В живописи появились новые мотивы, художники стали прописывать детали интерьеров, началось это , конечно, с предметов культа. Так появились первые натюрморты. 

В живопись готики проникли идеи Фомы Аквинского, который предлагал отойти от символизма  и изображать реальный мир Так,  в  религиозные сюжеты  добавился реализм, Мадонна стала похожа на реальную женщину.Тщательно писались предметы интерьера, природа, окружающая среда. Эти фоновые пейзажи носили эстетический характер и должны были воздействовать на чувства зрителей. 

Произошел отказ от византийского канона, который требовал изображать фигуры только фронтально. 

Развивался жанр портрета. 

Один из первых готических портретов. Портрет короля Франции Иоанна Второго Доброго. 1359 год. 

В 15 веке развивалась придворная живопись писались портреты с индивидуальными чертами. 

Жан Фуке. 1452 год Агнесса Сорель, любовница короля Карла Седьмого в образе Мадонны. Правда, некоторые источники относят творчество Фуке уже в следующей эпохе, к Возрождению, поэтому относя его к готике, я не уверена. Может, кто-нибудь уточнит, куда правильно относить творчество Фуке?

Известными художниками эпохи готики являются:

Дуччо ди Буонинсенья, работал в Сиене. 

Джотто ли Бондоне.

Симоне Мартини

Франческо Траини.

Микелино да Безаццо

Ангерран Картон (Шаронтон)

На готический период приходится расцвет книжной миниатюры. В них появились не только религиозные, но и бытовые сцены. 

 Конечно, часословы  и псалтыри были очень распространены в домашнем обиходе и они богато украшались. 

Общими чертами готической живописи являются: 

-религиозность сюжета;

-яркие, сочные цвета;

-линейное построение композиции;

-передача реального мира через метафоры.

По живописи все. 

Витражи: конечно, готика - это расцвет витражного искусства, они украшали многочисленные окна храмов. Техника изготовления витражей не поменялась, но цветовая палитра стала ярче и богаче, кроме цветного, стало использоваться бесцветное стекло. К религиозным сюжетам добавились бытовые. 

Готика внесла свой вклад и в развитие мебельного искусства. Появилось много предметов мебели, которых ранее не было и которые используются в быту до сих пор. Яркий пример  - это шкаф для одежды, ранее одежду хранили в сундуках. 

Это стилизация, но готические шкафы должны были  быть похожи на этот. 

Появились первые секретеры. Но главным изобретением готики в мебельном деле стало то, что конструкция предметов  корпусной  мебели изменилась.Именно тогда была изобретена называемая сейчас рамочно-филенчатой конструкция, которая значительно облегчила мебель и сделала ее менне материалоемкой.

Для декорирования мебели использовалось 4 вида орнамента. Это ажурный, геометрический орнамент ( в основе круг, треугольник, квадрат), растительный, орнамент ленточного плетения  и орнамент льняных складок. 

Литература периода готики. Если очень кратко, то  появился новый жанр - городская литература. Мы помним, что как раз на готический период приходится расцвет городов. Городская литература носила светский характер. В ней появилась сатира.  "Песнь о Лисе"- одно из самых популярных произведений такого жанра , в нем высмеивались пороки общества, только персонажами были животные. 

"Песнь о Розе "- еще одно произведение городской литературы. Это аллегорическое произведение о любви и ее завоевании. Интересно  то, что в нем есть определенный отход от идеалов куртуазной любви и пусть и через аллегории говорится о победе природы и плотской любви, что  довольно интересно для литературы того времени. 

Конечно, к эпохе готики относится творчество Данте и Петрарки. 

Не могу не сказать о моде хотя бы кратко. Пусть церковь  и всячески укрепляла в людях мысли о греховности красоты и женщин вообще, дамы хотели быть красивыми и модными.  Вопреки всему. Готика внесла в моду обувь с острыми носками, платья с завышенной талией, моду на беременность в позднеготический период (небеременные дамы даже подкладывали подушечки под платье) и знаменитые устремленные вверх, как шпили соборов головные уборы - эннены, они же атуры, которые тоже стали "визитной карточкой" готики. 

Церковь, конечно, ругалась на эту моду, особенно на рогатые эннены, но ничего не смогла с этим поделать. Волосы прятались полностью под головной убор и даже часть сбривалась, зато шея оставалась обнаженной, что по мнению церкви было возмутительно. Высота эннена показывала статус дамы в обществе, часто эннены были настолько высокими,  что даме приходилось приседать, чтобы пройти в дверь. Но эннены - это уже поздняя готическая мода, 15 век и прижились они не везде. Они были очень популярны во Франции,  Фландрии, Бургундии, но в Италии, например,  они  вообще  не пришлись ко двору. 

На этом, пожалуй все на сегодня о средневековом искусстве. Хотелось бы услышать ваши мнения, уважаемые "сплетницы", что вы думаете о культурных достижениях средневековой Европы, какие произведения видели своими глазами, какие чувства и мысли у вас вызывают эти стили искусства? Жду комментариев. Спасибо всем, кто дочитал до конца. 

Блоги

Средневековая Европа: романской стиль и готика.

10:33, 4 июня 2022

Автор: ladylu

Комменты 50

S

Спасибо, прочитала с удовольствием

Комментарий был удален

Аватар

спасибо большое вам за чудесный пост

Аватар

Спасибо за пост, очень люблю эти старые крепости, замки, церкви, их много по всей Европе, особенно в Англии и Франции. Во Франции в Тулузе соборы интересные - их укреплённые там строили, одновременно церковь и крепость - в архитектуре церкви массивные защитные укрепления. Про короля Артура - это не в 12 веке роман появился, а на столетия раньше, это литераторы в 12 веке изложили, а появилось это как кельтская легенда, 7 век, у валлийцев Уэльса, это от них, а не от англичан. Сейчас там археологи землю роют и приходят к выводу, что легенда не на пустом месте и у короля Артура был реальный прототип - кельтский король 5 века, в Британии в деревне Тинтаджел в Корнуолле места, связанные с королём Артуром. Там на высоком скалистом берегу моря гостиница, стилизованная под замок, внизу в холле огромный камин, круглый стол для 12 рыцарей, вся гостиница в таком духе. Когда я там была лет 10 назад - там на 1-м этаже два огромных дога бегали с королевскими ошейниками в эмблемах, они к служащим гостиницы относились, не знаю, есть ли там сейчас собаки, но колорита они добавляли.

Аватар

Спасибо за такой ликбез, люблю обстоятельные посты) Готическая архитектура прекрасна, очень нравится стиль, особенно изнутри. Но то ли я слишком романтизировала раннесредневековые сюжеты в детстве, то ли запомнилось медитативное состояние, в которое подростком вошла, отсидев службу в Базилике святой Марии Маджоре в Риме, но романский стиль - это любовь. Даже эти вытянутые фигуры на картинах, это же такая драматизация. Италию нежно люблю в большой степени за их удивительные романские базилики - захожу в каждую поездку в каждом регионе и отсиживаю службу, хоть и не христианка) Тем, кто в Москве, очень советую экскурсию «Москва готическая: удивительно, как оказывается много у нас готических зданий, кроме знаковых Римско-католического собора и ЦУМа.

Подождите...