Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

День космонавтики — подходящий повод вспомнить про необычный автомобиль первого человека в космосе. Четырёхколёсные подарки пытались вручить сразу несколько автомобильных компаний. Юрий Алексеевич по понятным причинам отказывался: где это видано, чтобы кумир советского народа ездил на зарубежном автомобиле? И только одной фирме — французскому авиационно-космическому концерну Mechanique-Aviation-Traction — удалось удивить «небесного первооткрывателя» своей продукцией, компактным купе Matra-Bonnet Jet VS. Юрий Гагарин владел необычной для Советского Союза Matra Bonnet Djet V с 1965 года и до самой смерти в 1968-м. Обновлённая техника была представлена на Парижском автосалоне 1965 года. Выставили её и на авиасалоне в Ля-Бурже, который посетил Гагарин. Юрий Алексеевич надолго задержался около столь необычной для советского гражданина машины, изучал «Матру» и, как говорят, даже прокатился на ней по одной из рулёжных дорожек. Представители компании быстро сообразили: нельзя упускать такой шанс сделать первого космонавта фактическим послом бренда. И уже через месяц автомобиль отправили Гагарину в СССР через советское посольство. И тут случился скандал. Один из югославских журналов опубликовал снимки Гагарина, разглядывающего «Матру», прокомментировав фотографии едким комментарием: «В Париже на авиационно-космической выставке Гагарин занимался больше автомобилями, чем авиацией и космосом». Как только издание попало в руки наших «органов», в рабочем кабинете Николая Каманина, начальника первого отряда космонавтов, раздался звонок. Говорил секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов: «Я ответил Суслову, что с содержанием статьи знаком, статья пасквильная, — вспоминал Каманин. — Французы подарили Гагарину гоночную машину, зная, что он увлекается быстрой ездой. Принять подарок от французов посоветовали министры Дементьев и Смирнов и наш посол в Париже Зорин». Суслова ответ Каманина устроил, хотя «осадок остался».

В то время подобный автомобиль был сродни машинам из фантастических рассказов: 2-местное купе с элегантным пластиковым кузовом, новаторской среднемоторной компоновкой, дисковыми тормозами на всех колесах и спартанским салоном. Под капотом находился 1,1-литровый двигатель от малолитражки Renault 8. Разгонятся автомобиль мог до внушительной на то время скорости 173 км/ч при 70-сильном моторе. А первую «сотню» купе разменивало всего за 13,2 секунд. Правда, космонавт №1 не слишком часто пользовался столь запавшей ему в душу машиной, выбирая старую-добрую «Волгу».

Да и в плане практичности к «Матре» были вопросы: на дачу с семьёй на купе особо не поездишь. Тем не менее про подарок Гагарин не забывал — считается, что последний раз за руль французской машины он сел в начале марта 1968 года, то есть менее чем за месяц до гибели. После смерти Юрия Алексеевича Matra Bonnet Djet V ещё долго принадлежала его вдове и стояла где-то в Звёздном городке. Каунасский коллекционер, узнав подробности о подаренном французами Ю.Гагарину автомобиле, ознакомившись с его техническими характеристиками, решил во что бы то ни стало купить это транспортное средство. Так он в 1987 году впервые появился перед глазами Валентины Гагариной и стал умолять ее продать автомашину. После нескольких посещений, как говорит сам К.Индзюлис, "мне удалось уговорить Валентину". Однако она перед оформлением сделки выдвинула условия. "Не хочу, чтобы автомобиль попал в плохие руки. Хочу, чтобы люди знали о том, что этой автомашиной пользовался Юрий. Дайте слово, что ее никому не отдадите и не продадите", – говорила ему В.Гагарина. К.Индзюлис свое честное слово, данное супруге первого космонавта, держал. Желаюших купить "Матру" было очень много. Новый владелец полностью отреставрировал машину, и она была "на полном ходу". Каунасский коллекционер демонстрировал ее на выставках, не скрывая, что эта автомашина Гагарина. К нему даже приезжали люди из Москвы, давали за "Матру" хорошие деньги, но К.Индзюлис им отказ. "Я им заявил, что выполняю обещание, данное Валентине Гагариной", – говорил он. Коллекционер признался журналистам, что автомашина космонавта доставляет ему большие проблемы. Дело в том, что в Каунасе многие знают, кому раньше принадлежал автомобиль. Из гаража, в котором хранится "Матра", уже было пять попыток ее украсть. "Пришлось установить дорогостоящую сигнализацию, вдобавок нанял сторожа, который ночью оберегает машину от угонщиков", – утверждает К.Индзюлис. Он очень гордится тем, что является владельцем такого "редкого, дорогого и известного экспоната".  (но это по материалам ИТАР-ТАСС за 2002 год).

Известная фотография Ю.А. Гагарина возле памятника покорителям космоса была черно-белая.  И вот, во времена, когда стала доступна техника цифрового раскрашивания старых фотографий, кому-то пришла в голову мысль раскрасить Матра- Боннэ Джет 5 Гагарина в голубой цвет. И эта версия пошла гулять по интернету. Но однажды фотограф из Риги Майк Моторов, заинтересовался историей данного автомобиля и нашёл её в Литве в городе Каунас у частного коллекционера Кястутис Индзюлис , который купил у ее у вдовы Юрия Гарина после его смерти и с удивлением обнаружил что настоящий цвет автомобиля цветом оказался платиново-серый!

Для проверки данного факта фотограф попросил помощи у клубов владельцев спорткаров Matra из Европы. И от бывшего персонала, работавшего на производстве автомобилей Matra получил информацию: на самом деле оригинальный цвет автомобиля Юрия Гагарина — «gris platine irisé», что в переводе означает «радужный платиновый серый». Из этого следует что подаренная космонавту Matra-Bonnet Djet V S на самом деле была не голубого цвета. Майк Моторов внес историческую справедливость, предложив свой вариант раскраски этой исторической фотографии:

вот рекламный плакат с таким цветом

Что сейчас с автомобилем - неизвестно. Информации не нашла.

Но любил Гагарин черную «Волгу» с номерами 78-78 МОД, которую Юрий Алексеевич получил в подарок от Совета министров СССР после своего полета. До самой гибели он ездил именно на том черном седане, который сейчас выставлен в стеклянной витрине музея Гагарина и является одним из главных экспонатов.

Блоги

Подарок Юрию Гагарину

14:48, 12 апреля 2022

Автор: Gatsby

Комменты 22

Аватар

С Днём Космонавтики!

Аватар

Автор, спасибо за пост.Какое симпатичное и открытое лицо у Гагарина.Все прям млели от него).Руководство тогда понимало,кого первым в космос надо посылать ,креативили,так сказать)

Комментарий был удален

Q

Какой интересный пост , спасибо!!

Аватар

Какая красивая машинка.

Подождите...