Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
С. Бегбуди:
- Он интересовался женщинами, это я абсолютно точно говорю. Например, у него над кроватью висел портрет Аринбасаровой. Он мне указал на этот портрет и говорит: "Но вот, к сожалению..." Он не договорил.
***
И. Тарасова:
- С Юрой мы работали на картине "Последняя охота". Вся она снималась в
экспедициях, сначала на Кольском полуострове, потом в Керчи. Группа обычно
делится на маленькие компании, и проводит свободное время раздельно.

Наша компания была - я, подруга и художница Оксана (мы в обоих экспедициях
жили вместе) и Юра, который, кажется не выходил из нашего номера. Общались,
раскладывали пасьянсы, которые Юра очень любил. Каждый вечер, сидя в нашем
номере, просил меня разложить на кого-нибудь, на отношения... Юрочка много
чего рассказывал, делился. Он был трогательный, бесхитростный, ранимый.
Совершенно не мог без жилетки, в которую можно поплакаться. В общем, большой
ребёнок! Его все называли "Юрочка", иначе и нельзя. Как ещё назовешь
ребёнка? И для меня, 19-летней (20 мне исполнилось во время съёмок) он тоже
был дитём!

Его драма (сугубо моё мнение) была в том, что было в нём два начала -
мужское и женское. Вот это женское требовало дружбы исключительно с
девочками, чтобы посплетничать, пообсуждать мальчиков... Так мы и общались.
Юра не скрывал своих безобидных влюбленностей. Признался, ему нравился
Никита на съёмках "Чужого..."
У нас восхищался Димой - красавчиком-каскадером. Без влюблённости он не
мог! Это его подпитывало, окрыляло, подвигало творить! Но это тогда ещё было
невинно, по крайней мере, мне так казалось... Юра был молод, неискушен,
неиспорчен...
В. Стихановский:
- Иногда Юра приходил к нам и с женщинами, но это были случайные знакомые,
не из театральной среды. Он уже устал от лишних разговоров. Поэтому,
наверное, он больше дружил с посторонними людьми, не из мира театра и кино.
Там было проще. В театре же его слабость раздули бы до каких-то невероятных
величин… Он это знал, и ему было бы больно.

По-моему, для него была важна прежде всего человеческая личность. То, что
эта личность оказывалась женщиной, для него было вторично. Его привлекала
именно неповторимость натуры.
И все же я понимал… Он хотел такой же семьи, как у меня. Домашнего уюта.
Тепла и заботы. Он испытывал внутренние страдания – и поэтому тянулся к
семье, в которой все органично… К такой семье, как наша. Ему у нас было
душевно комфортно. Ведь цирковые артисты меньше лезут в душу. Это открытые
люди, у них другая психология, чем у драматических актеров…

(Стихановский с дочерью)
(Из интервью с Н. Засеевым-Руденко)
Интервьюер: В 80-х в своей картине "Странный отпуск" вы снимали Юрия
Богатырева. Прекрасный фактурный актер, который ушел из жизни в 41 год.
Говорят, что все из-за его нетрадиционной сексуальной ориентации?
— Да, к сожалению, из-за этого над ним многие глумились. Я помню, как
однажды он зашел в буфет, где завтракали актеры, и кто-то четко и громко
сказал: "О, наша девочка пришла". Представляете, каково ему было такое
слышать?
Он и правда очень страдал от этой своей ориентации. А ведь был замечательным
человеком, очень ранимым. Юра честно пытался измениться — заводил романы с
девушками. Но... проклятые дружки-приятели его в пучину какую-то засасывали.
И выбраться из нее он уже не смог.
Когда мы работали вместе, мы были одна "семья", которая вместе работала,
гуляла, пила, и всё это существовало, как естественная жизнь. А когда он стал
существовать в другой плоскости, я думаю, для него это стало возможностью
забыться и ослабить напряжение между собой и окружающим миром. Он не доходил
до невменяемого состояния, но, как мне кажется, это усугубляло его
одиночество.

***
Он выкладывался полностью, не умел что-то эмоционально приберегать. Я думаю,
что в какой-то степени это стало поводом для болезни, потому что он работал
абсолютно наизнос. К тому же вот этого внутреннего успокоения в своей квартире
на своем диване под теплым пледом у него не было никогда.
Е. Цымбал:
- Я помню, как великолепно играл он роль Клеанта в спектакле по пьесе
Мольера «Тартюф», уже в середине 80-х. Его партнерами были Станислав Любшин
и Анастасия Вертинская. Юра к этому времени располнел, был дороден и
вальяжен.

Это был необычный спектакль. В центре сцены стоял стол с длинной до полу
скатертью, из-под которой вылезал и в которую прятался Тартюф. Под столом
был люк в полу, он позволял актеру каждый раз появляться на сцене в
неожиданных местах. И вот, в самом начале спектакля, Любшин в ажиотаже
поднял стол и ударил им об пол. И у стола отвалилась ножка.
Юра проявил фантастическую реакцию. Он мгновенно подхватил падающий стол и
дальше играл чрезвычайно динамичную, требующую огромных физических и нервных
затрат роль, придерживая стол либо рукой, либо ногой, либо спиной, так и не
дав ему ни разу упасть.
Не отходя от стола более чем на полметра, он двигался в ритме анимационного
персонажа и выстреливал монологи как крупнокалиберный пулемет. Все это он
делал так легко, ловко и элегантно, что почти все в зале решили, что
отвалившаяся ножка — это изощренная режиссерская находка. Спектакль
закончился шквалом аплодисментов и многократными выходами на бис.
После спектакля я пошел к Юре за кулисы. Он полулежал, совершенно обессилев,
на диване и был насквозь мокрым. Пот лил градом по набрякшему, красному
лицу, гримерша отпаивала его сердечными каплями. «Я думал, сегодня меня
хватит инфаркт», — едва выговорил он.

***
Мало кто знает, что роль генерала в "Сибирском цирюльнике" была написана для
Юры. Когда я читал ему сценарий, он хохотал, хлопал "верхними ногами" (так мы
называли его руки), мечтал ее сыграть... К тому же мы готовили для него роль
императора Николая в "Грибоедове", и вдруг шок – неожиданное известие о его
смерти.

А. Леонтьев:
- И когда Юра умер, я помню, что Михалков на прощании с ним вышел к
микрофону сказать о нем несколько слов... Он не мог начать. Он так плакал,
что не мог выговорить ни слова. И сказал: "Я не знаю, что говорить. Я не
представляю, как я буду дальше работать и кто может Юру заменить во всех тех
проектах, о которых я в связи с ним думал!
К. Райкин:
- Когда это произошло, мы встретились во МХАТе с Никитой Михалковым, и он
мне сказал: "Ты знаешь, странная вещь произошла: еще полдня после того, как
узнал, что умер Юра, я продолжал по инерции жить нормально. Это такое для
меня событие невероятное, что я не могу его воспринять".
***
Бог дал ему невероятные возможности: фактуру, внешность, безукоризненное актерское чутье, блистательную технику, удивительную душевную тонкость. У него были те самые, определенные еще Пушкиным, лучшие качества доброго сердца: чувствительность и благодарность. Не дал же Юрию Богатыреву Господь Бог иммунитета к нашей лицемерно прагматической жизни, подчиняющей, а зачастую и перемалывающей тонкую сущность беззащитного художника.

А. Адабашьян:
- Я про него как-то передачу делал у Лёни Филатова и всех, с кем беседовал,
в конце спрашивал: "А можете вы представить Богатырева старым?" Высоцкого
старого, например, я себе не могу представить, Пушкина с клюкой, Абдулова...
А Юру - запросто: ведущим курс, появляющимся в бобровой шубе, с тростью...
Абсолютно недовольным отношением к себе и в то же время вдруг рыдающим по
поводу какого-то отрывка, сыгранного первокурсниками...

Очень много было в его судьбе несоответствий с тем, на что он, по идее,
природой был заготовлен, заряжен, упакован и полностью снабжен. Много таких
бывает, которые, как машины "Формулы-1", созданы для короткой, но бешеной
жизни. А Юра был такой большой "лимузин" - покойный, слегка только
покачивающийся на неровностях дороги, солидный, не ржавеет, с места
трогается плавно, но надежно и уверенно. И чтоб вот так вот сгореть...

Русский созерцатель, любитель меланхоличных разговоров, он был изумительным
собеседником, умеющим слушать, в суете всеобщего всезнайства не утерявший дара
удивляться новому, ему незнакомому. Он так и не съехал со своей дороги в одну
из тех обочин, которые ему так щедро подсовывала наша действительность.

И жаль только, что дорога эта была столь коротка. Великий вождь и учитель всех
народов, поучая их, воскликнул как-то, что «незаменимых людей не бывает». Я с
удовольствием соглашусь с ним, когда мысль эта будет относиться к партократии,
созданной этим вождем. В безликом бюрократическом механизме действительно «все
и вся» заменимы, мы иногда даже не замечаем этой замены. Но в творчестве, в
искусстве, особенно русском, потери наши невосполнимы.
Разные артисты разных поколений будут играть те роли, которые играли Михаил
Чехов, Николай Хмелев, Борис Ливанов, Михаил Яншин, Ольга Андровская… Но место
их с их уходом никем не заполнено, оно навсегда осталось пустым.
Навсегда опустело и место Юрия Богатырева в искусстве и еще в жизни многих его
друзей, почитателей.
В том числе и моей…



Предыдущие части поста:
https://www.spletnik.ru/blogs/pro_zvezd/189209_yuriy-bogatyrev-kinotalisman-nikity-mikhalkova-chast-1
https://www.spletnik.ru/blogs/pro_zvezd/190056_yuriy-bogatyrev-kinotalisman-nikity-mikhalkova-chast-2
Окончание поста про Михалкова и Богатырева
15:54, 21 апреля 2022
Автор: Ra2121va
Комменты 109
Спасибо вам за такой замечательный пост! Богатырев - глыба! Замечательный актёр и человек. Пишите ещё, не хватает таких постов очень.
Спасибо автор! Богатырев прекрасен. Невыносимо тяжело существовать таким тонким людям в нашем жестоком мире, поэтому так быстро сгорают... Абсолютно с вами согласна, что невосполнимы потери в нашем русском творчестве.
del
Недолюбливаю Михалкова, как и многие, наверное. Напыщенный нарцисс и номенклатурщик. Но всё же надо признать, что именно Михалков открыл Богатырёва миру, поддерживал и подбадривал его много лет и, очевидно, жалел и понимал его больше, чем коллеги по театру. Читать о том, как горевал М. о гибели такого артиста и понимал глубину утраты, и не побоялся высказать в лицо тем, кто его травил, - от этого на душе теплее. Михалков - неоднозначен, но кажется для Богатырёва он делал что мог.
Мне Богатырев очень нравится в "Объяснении в любви". Ну и конечно же в "Свой среди чужих и чужой среди своих".