Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Главный адепт темного фэнтези на сплетнике - это конечно же 10-la, которая, как мне кажется, прочитала все, что можно в этом жанре и к которой можно обратится за советом при поиске книг, но сегодня я тоже чуть-чуть о нем поговорю.

Польское темное фэнтези на постсоветском пространстве уже долгое время является стойким словосочетанием похожим по своей сути на такие выражения как "швейцарские часы", "немецкие машины" или "французские духи", такой себе признак качества. У него очень много фанатов и почитателей, которые ценят польских авторов побольше таких признанных гигантов темного фэнтези как Кук или Аберкромби. Да что там говорить, есть у меня живой пример, знакомый знакомого, такой редкий ценитель, который сам сел и выучил польский язык для того, чтобы приключения Геральта в оригинале читать и перечитывать! Безусловно, главную роль в такой популяризации польского фэнтези сыграл именно пан Сапковский.


Увы, у меня читательские отношения с польскими авторами очень долго не складывались. И сейчас объясню почему. На это было собственно две причины.
Первая - назовем это "вульгарно-сексистскими моментами". Писатели как-бы хотят сразу же показать читателю, что вот мы не какое-то там классическое фэнтези, где Арагорн свой цветочек до восьмидесяти лет для своей любимой Арвен хранил. Мы - темное фэнтези. Поняли? Темное (читать загадочным голосом). Поэтому у них главные герои очень часто думают о груди. О груди благородных дам, о груди дам пониженной социальной ответственности, о груди дам из числа нечисти, о груди трактирщиц и т. д.

Такой "гостеприимный" прием, например, оказала мне моя первая книга в этой нише - "Застава на окраине империи" Гузека (уже очень мэйнстримного сейчас Сапковского начинать читать что-то совсем не хотелось чисто из принципа), которую я с негодованием забросила, а потом еще несколько авторов. "Ах, идите вы к чертям, пановья, со своими курвами!" - подумала я, когда очередной герой бежал на крыльях любви и экзальтических страданий в бордель и очень долго даже не смотрела в сторону темного фэнтези.

Вторая - развешивание гирлянд из мозгов и внутренностей, где оно не всегда необходимо по сюжету. Опять таки - это темное фэнтези, но описание излишней жестокости должны быть уместны. Они должны быть сильны, отвратительны и одновременно красивы в своей ужасности.

Но в конце-концов, как говорится, если вам не нравится польское темное фэнтези, то вы просто еще не встретили своего автора.
Для меня таким открытием стал Роберт Вегнер и его "Сказания Меекханского пограничья". (У него отсутствуют те две вышеназванные претензии, но это в этом случае только приятный бонус).

Итак, «Меекхан» — это один из главных циклов современного польского фэнтези. По структуре он, как и многие польские циклы, состоит из рассказов, где затрагиваются жизни персонажей из разных концов Империи по отдельности. В каждой из них свои герои, но начиная с третьей книги, их сюжетные линии пересекаются: сначала встречаются герои «Севера» и «Востока», затем «Юга» и «Запада», но постепенно и очень мастерски Вегнер сводит все эти разрозненные пути в одну масштабную сюжетною линию. На данный момент написано 5 книг, но цикл еще не закончен.
Для меня в принципе главным показателем любого романа является даже не сюжет, а мир, который кирпичик за кирпичиком выстраивает автор на страницах своей книги. И в этом Вегнер очень хорош, ведь он вроде-бы стандартный для фэтези псевдосредневековый мир, приправленный щепоткой магии и мифов, делает необычайно "вкусным" для читателя. Очень круто, что мы узнаем Меекханскую Империю с разных ее частей, постепенно изучая правила и традиции этой фэнтезийной локации.

Вторым в этой категории романом стал для меня "Закон Ордена" Питера Гурского. Он попроще по своему замыслу и конструкции чем работа Вегнера, и является скорее традиционным примером темного фэнтези, чем уже разросшимся по своим масштабах в настоящий эпос Меекхан. Мир у Гурского тоже имеет ряд своих проработанных особенностей, которые отличают его от остальных. Но, как я уже сказала, он довольно традиционно, я бы даже сказала, что немного стереотипно, темнофэнтезиен. Но он безусловно тоже очень хорош.

Здесь мы следуем за приключениями в большом и жестоком мире охотника за головами Кастеля. Но он, не смотря на образ "я старый солдат и не знаю слов любви", оказывается довольно невинным и наивным персонажем. И это таааак подкупает))))

"Закон ордена" мне тоже очень понравился, но... догадайтесь сплетницы с трех раз, кто же там по задумке Гурского вселенское зло?????

.
.
.
Кто является местным мировым правительством, сосредоточившим в своих руках всю политическую на магическую власть на континенте?

.
.
Кто держит в кулаке даже королей, князей, сагов и вообще всех сильных сего мира?

.
.
Кто уничтожил и по ходу повествования питается добить местный вариант первородных - хунг?

.
.
Кто владеет целыми армиями прислуги и шикарными залами оргий в старинных башенках?

.
.
Кто превратил драконов в послушных рабов, которые используются в качестве ПВО, а иногда и для сексуальных утех?

.
Угадали?
.
Правильно, вселенское зло по старой доброй традиции - это бабы)))) Орден Ама, такой себе местный вариант Бене Гессерит, хотя последние на их фоне выглядят милым кружком по селекции))))

Открывала я также довольно популярный "Слуга Божий" Яцека Пекары. Давно не читала такой омерзительной истории. И тут дело не в таланте писателя, просто сами персонажи настолько отвратительны, что сложно сказать, кто хуже - нечисть и грешники или все же "божьи слуги". Впрочем, судя по истории, это как раз довольно реалистичный поворот, вот только читать очень морально неприятно.

Также хочется вспомнить еще одну польскую писательницу фэнтези Марту Краевскую. Даже странно, что ее взялись переводить на русский, ведь пишет она не темное, а романтическое фэнтези со славянскими мотивами. Довольно милая у нее вышла книжечка "Иди и жди морозов" из цикла о Волчьей Долине. Ничего такого нового (Кроваво-красная Шапочка, серый-пресерый Волк))))), но довольно атмосферненько.

Ах, да, а еще "фишкой" (так еще говорят или слово "фишка" - это уже только "фишка" замшелых миллениалов?) многих книг польского темного фэнтези является местный колорит, славянские мотивы (не всех, конечно же, тот же Меекхан является абсолютно другим по культурной направленности). Но именно в этом колорите свой особенный шарм, согласитесь?

Вот за это и хочется поругать сериал по "Ведьмаку" (бог с ним, с сюжетом, его можно подправлять, это не так страшно). Он абсолютно сменил свою мифологическую ориентацию со славянской на англосаксонскую или около того. И это плохо. Особенно то, что ругается Геральт словом:

Двойка, Геральт, садись на место! Ругаться в польском темном фэнтези надо словом к...ва!
Чуть-чуть о польском темном фэнтези
01:48, 2 февраля 2022
Автор: miracatdream

Комменты 29
Автор, спасибо! Очень крутой пост, придётся теперь и мне открыть для себя мир тёмного польского фентези)
Спасибо за рекомендации! Я так люблю Польшу, мне там так уютно, может и книги понравятся, хотя Сапковского я считаю графоманом.
В этот понедельник дочитала весь цикл о ведьмаке, последние две Книги пролетели незаметно, автор так развернулся. Какое же разочарование, что в сериале этого нет, он полностью другой. Почитаю и эти Книги, о которых вы писали
Чудесненько. Будет что почитать долгими зимними вечерами. Автору спасибо)
Про вселенское зло как вы нагнетали, я с ужасом приготовилась, и.. "бабы" уфф отлегло. Я думала *русичи* со всеми атрибутами, чтобы в фэнтази было понятно кто враг