Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
–
Хочется, чтобы ваша биография начиналась с первого впечатления от кино.
Каким вы его помните?
– Женщина. Мужчина. Такие близкие профили, обращены друг к другу. Крупный
план. Черно-белое кино. И я сижу с мамой в деревенском клубе и изнываю, думаю:
«Господи, когда же это все кончится?!» Вопросы любви меня не сильно волновали
— я тогда еще в школу не ходила. А мама у меня была киношница, как бешеная
ходила на все картины и меня водила с собой. Я ужасно мучилась.
–
Простите, а что вы делали с мамой в деревенском клубе? Вы же в Москве
родились?
– Да, в Москве. Никто мне не верит почему-то. Я, видно, не похожа на
местную. Вообще-то, я наполовину — татарин. Очень, между прочим, хороших
кровей, из рода Юсуповых. Вот видите, у меня приросшие мочки ушей — это
признак вырождения. А в деревенский клуб мы попали, потому что маму заслали в
какую-то командировку — она же врач у меня, хирург челюстно- лицевой. Мы не
просто средне — мы очень бедно жили: зарплата врача тогда была 120 рублей.
Игрушек у меня было наперечет. Две куклы: одна большая и одна поменьше. Была
юла. Вот, собственно, и все. Я даже однажды украла из детского сада куклу.
Была очень сильно пристыжена. Пришлось вернуть куколку. Еще я играла с
пластинками из Большой медицинской энциклопедии. Были такие прозрачные
пластиночки для врачей и студентов. Там были записаны речи шизофреников — я
все время их слушала. Бред мужчины — он чего-то все шептал, шептал. А иногда
попадались пластинки с записью сердцебиений, хрипов астматических —ужас. Я
тогда лучше ставила музыкальные пластинки. Я все время болела. Кстати, до сих
пор здоровья никакого. Такие люди, как я, доживают до старости: болеем,
болеем, уже все здоровые померли, а мы все тлеем и тлеем... Да, а мама, она
все время брала себе какие-то дополнительные дежурства, чтобы заработать
побольше. А еще у них, у врачей, были такие оброки: их посылали в сельские
места. Я помню, мы жили в какой-то деревне, где сумасшедший дом помещался.
Маму туда прислали, чтоб она лечила и деревню, и сумасшедший дом. Маму я
видела только ночью и утром: она много работала. Ключ мне на грудь повесит — и
на дежурство, а я где-то там гуляю. Я подружилась с одной сумасшедшей, ходила
к ней. Она была вся в бантиках, знаете, голова — и много бантов нацеплено.
Среднего неопределенного возраста — вокруг тридцати, чуть вздутая. Она
лечилась — естественно, она была психически больная — и почему-то одновременно
работала: занималась помывкой мертвых. Если кто-то умирал, то обязательно она
мыла труп. Я помню, привезли одного парня в грузовике — он утонул в реке. И
она к нему подбежала, эта женщина в бантах, и сказала: «Ну вот, теперь мне
придется и тебя тоже мыть». Как клиенту. Когда в клуб привозили новый фильм,
мы с мамой шли в кино. Там был один клуб — что привезут, то привезут. А мы же
с мамой не могли вечером не пойти в кино. Привезли индийское — мы пошли на
индийское, как две дуры. Там горстка негодяев — таких отъявленных, подлых, — и
против них один он, герой. Все рыдают рядом со мной, девушки, женщины пожилые,
а я заливаюсь, мне смешно.
– Мама вам за антиобщественное поведение по башке
не дала?
– Нет, что вы. У меня мама продвинутая — она понимала, что мне сдержаться
нельзя.
– А
когда вы начали ходить в кино самостоятельно?
– Мне кажется, я все время ходила в кино. Одна я очень регулярно посещала по
воскресеньям детские сеансы, на десять утра. Смотрела всякую «Русалочку»,
что-то такое. Когда в школу пошла, стала бегать на все подряд. Надену
какие-нибудь каблуки—и понеслась душа в рай.
– Без каблуков никак?
– Обожаю! Я и сейчас все время хожу на каблуках… Обожаю.

–
Знакомая история: в кинотеатрах вы жили, а в школе – срок
отбывали…
– Ненавижу школу. Поэтому детство очень не люблю вспоминать, все эти
общественно-капитальные детские связи, эти школьные годы отвратительные. У
меня такое ощущение, что меня специально мои ангелы поместили в этот
неблагоприятный для меня климат и так меня закаляли. Настолько мне было
дискомфортно, что я не могу рассказать, что могла там с кем-то общаться, что у
меня была какая-то дружба. И когда одно время мне звонили и говорили:
«Собирается наш класс», я думала: «Боже мой, лишь бы не видеть этот класс
никогда в жизни». И чем дальше я встречаю каких-то посланников из той жизни,
тем больше они подтверждают плохую репутацию, которой пользуется у меня
школа.
– Учились вы хорошо?
– По физике у меня было «пять». По химии у меня было «два» — представляете,
что это такое было в советской школе получить за четверть «два»? Я отвечала
так плохо, что они решили, наверное, у меня с головой какое-то затемнение,
ведь я отличница, и стали спрашивать по всему предмету. Выяснилось, что я
вообще ничего не знаю. Химичка схватилась за голову: «Как же я тебе всегда
ставила пятерки?! Пересдавать не заставили — поставили в аттестат тройку. Это
была моя единственная тройка в аттестате. Алгебру я списала у Чичерина. Я в
ней и так ничего не понимала, а когда начались все эти синусы и косинусы —
всё, мне настал край. Причем Чичерину поставили «три», а мне — «пять». Он ко
мне обернулся. «Ну и как ты думаешь, — сказал он мне, — есть на свете
справедливость?» Я ему говорю: «Нет, Чичерин, справедливости нету».
– Вам в школе
нравились какие-нибудь
мальчики?
– В смысле, наши местные? Да вы что, нет! Они все были в полтора раза ниже.
Мне кажется, мои ангелы и об этом позаботились: была произведена селекция,
чтоб в моем классе все мальчики были вот такие... Вот я их сейчас поношу,
своих одноклассников, а они пойдут, соберутся и где-нибудь меня побьют.
– А вы-то им
нравились?
– Я нравилась бог знает кому — но только не в школе. Я даже нравилась
каким-то чемпионам мира, которые тренировались со мной на «Спартаке». Помню,
был там чемпион мира по прыжкам с шестом, Поляков. Я физкультуру в школе
ненавидела— даже на канате подтянуться не могла. А на атлетику в «Спартак»
сама записалась в восьмом классе — мне нравились все эти ассоциации спорта. У
меня есть разряд по легкой атлетике; я бегала на короткие дистанции — от
шестидесяти до трехсот метров. Я там преодолевала такие изнурительные
тренировки! Знаете, что такое «ускоряться»? Ты пробежал дистанцию на время.
Тренировался. Делал, делал, делал — и вот, совсем уставший, садишься в
сторонке, настолько погружаешься в себя, тебе так хорошо, что уже тошнит. И
тут тебе говорят: «Ты должна ускориться в десять раз». Самое удивительное, что
на десятый раз у меня правда улучшалось время. Это дико воспитывает волю. Вот
всё, у тебя нет резерва — но ты берешь себя в руки и улучшаешь результат. И
это дело специально организовали для меня мои ангелы. Еще я до сих пор помню
это ужасное состояние фальстарта, когда ты знаешь, что пистолет еще не
выстрелил, а все равно срываешься. Еще помню, как тренер зачем-то меня
приписал к Фаине Мельник, чтобы я с ней занималась. Она была чемпионкой,
метала диски и во-о-от такие ядра. С ней занималась ученица, Лисовская,
которая потом тоже стала чемпионкой мира. Это были две такие женщины!.. Я была
с ними очень покладистая, потому что это были две горы, а та вторая,
Лисовская, вообще в «жигули» не влезала, голова у нее упиралась в потолок.
Помню, она в душе мылась, так я смотрела и думала: «Ну разве ж это человек?
Это ж великан из сказки». Нет, это была женщина. Человек.
– А как вы
тогда выглядели?
– У меня верхние зубы как-то неправильно выступали. Носила пластинку для
коррекции зубов на верхней челюсти. Меня она так мучила, я в ней сломала все
железяки, а потом однажды с балкона наклонилась и выплюнула ее. Самое главное,
челюсть у меня так и не исправилась. И ничего, живу. Уши у меня были
проколоты: мне сказали, что если проколоть их в некоторых местах, можно
остановить ухудшение зрения. А когда я была совсем младенцем, у меня был
рахит, и лет до трех — до четырех я для быстроты часто передвигалась на
четвереньках. И ужасно пугала гостей, когда неслась их встречать на
четвереньках, как собака: из комнаты на них выбегал четвероногий ребенок.
Представляете, мне мама все эти ужасы про меня рассказывала, когда я уже
выросла. Вот такая у меня мама, в этом вся ее легкость и прекрасность. После
ее высказываний я так закалилась, мне сейчас уже ничего не страшно. Я,
конечно, никого не люблю так сильно, как ее. И пошла в нее: тоже могу
что-нибудь такое ляпнуть. Часто чувствую себя лесорубом, мужланом и
сантехником, который сказал что-то — и не понимает, почему от него женщина
бежит вся в слезах.
– Мама ваши фильмы
смотрит?
– Смотрит. Что-нибудь как скажет!.. Когда она в первый раз смотрела «Небо.
Самолет. Девушка», вышла, я говорю: «Мама, ну как?» А она мне: «Ну, конечно,
твое ногтевое ложе — это что-то ужасное!» Я говорю: «Чего?! Какое ложе?» Всей
группой полчаса вникали, потом оказалось — она в каком-то кадре разглядела у
меня под ногтями грязь. А потом говорит: «Ох! По Дорониной было видно, что она
работает на международных рейсах, что у нее нормальная зарплата, что она ходит
в парикмахерскую и красит губы. А ты? Бедно одетая... Как же ты плохо одета,
ненакрашенная, прически нет никакой! Сразу видно, что ты на внутренних
рейсах». Я говорю: «Ой, мама! Как я тебя люблю!» А вот мастер по гриму,
Галя, она мне принципиально косметику стирала. У нее была какая-то странная
манера, она меня не накрашивала, а кисточку окунала в крем, чуть-чуть брала
грима и точками меня раскрашивала. Я говорила: «Галя, как же так?» А она мне:
«Идите, вы самая красивая, тебе больше ничего не надо». И я выходила со всеми
своими прыщами на волю.

– А что вгиковская
Рената Литвинова ест?
Где живет? Во
что одевается?
– Ужасное время. Кровавый ветер в голове. Сердце билось страшно — но ударов в
минуту. Говоря образно, если есть Москва, то моя тогдашняя жизнь происходила
на окраинах, в Бирюлево-Товарных каких-нибудь. Вот если есть какие-то
парадные, где играют «Прощание славянки», то я была в тупиках, отстойниках,
куда сплавляют все составы. Что я там делала — поди знай, когда в этот момент
могла находиться вообще в самом эпицентре. Почему-то как только происходило
что-нибудь самое интересное, я тут же, в этот самый момент, залетала на
Бирюлево-Товарное, пролетала там по железнодорожным путям и проверяла
наименования составов. Полная какая-то расконцентрация была, никаких четких
заданий. Знаете, я сейчас удивляюсь на детей, как я называю молодежь, какая у
них четкость целей материальных. Иногда это очень удручает. У меня в их
возрасте этого вообще не было. Я стояла под небом и спрашивала: «Боже, ну
скажи, чего же мне хотеть? У меня и так все есть». И Боже отправлял меня в
путешествие. По таким местам, которые не исчерпаешь — будешь исчерпывать всю
жизнь свою. Я почему говорю, что точно верю в существование своих небесных
ангелов, которые меня оберегали, потому что в тех путешествиях были точки и
более дальние, чем Бирюлево, и более опасные.
– А какие у
вас отношения с
однокурсниками?
– Одна моя сокурсница тоже у одного парня — кстати, уже умер, бедный, —украла
дневник и принесла мне прочитать. Там были длинные главы про меня. Оказалось,
он был в меня влюбленный, а потом как-то я его грубо отклонила, и дальше там
понеслось такое! Ужас. Какая я бездарная — почему-то ко всему прочему. А еще
помню, меня послали с одной девушкой на практику, так она тоже про меня
дневник написала. Видимо, я сильно будила в людях склонность к литературному
изложению. В дневнике она меня назвала бессмысленным существом с рысьими
глазами. Я думаю, ну надо же, я с ней каждый день щебечу, а она называет меня
бессмысленной. Сейчас бы я не обиделась, а в юности была склонна к
обидам.
– Какая у вас
во ВГИКе была
дипломная работа?
– Я защищалась сценарием третьего курса «Принципиальный и жалостливый взгляд».
Мне его назначили, я на нем не настаивала, это было единственное, что захотел
мой профессор. То, что я писала для диплома — писала ночью, один вариант,
другой, третий, а его все не утверждали, — она сочла недостойным. У меня
какие-то его ошметки остались, я их недавно перечитала. Вы себе не
представляете, как он мне нравится. Все, что недостойно, — мне очень нравится.
Боже мой, как мне нравится, что написала та Рената! Я часто вспоминаю о себе
именно 24-летней и все время думаю: «Наверное все-таки там, в двадцать четыре
года, она умерла». Потому что она была полностью беззащитна. И потом родилась
другая. Такая — более сильная. Но мне жалко ту Ренату, она была, конечно,
прекрасна. Когда ко мне приходили актеры на пробы, я спрашивала всегда с такой
болью в голосе: «Сколько вам лет?» Если мне говорили: «Двадцать четыре», я
отвечала: «Боже мой, я полна сочувствия!» Я считаю, что этот рубеж — самое
трагическое время в жизни человека. Ужасно больное время, очень… душеранимое,
скажем так. Если ты доживешь до двадцати пяти, у тебя есть шанс дожить до
конца жизни. Единственное, чем могу успокоить: говорят, Господь не посылает
человеку испытаний больше, чем он в состоянии вынести. Я недавно прочитала то,
что было мною в 24 написано, — это намного лучше, чем то, что сейчас.
– А в том
сценарии, которому не
дали защититься во
ВГИКе, было про
убийство?
– Там про ревность, про любовь, что вы! Кстати, он назывался «Нелюбовь». Но
это не тот, который потом стал фильмом.. А защищалась вот этим,
«Принципиальным и жалостливым взглядом». Я отвезла его, этот сценарий,
главному рецензенту, достаточно полной женщине-режиссеру. Она на меня
посмотрела убийственным взглядом и написала, что это очень плохо, что это
достойно только средней удовлетворительной оценки, представляете? А меня
девушки на кафедре так любили! Они посчитали, что надо поставить «хорошо», и
на выпускном экзамене они зачитали эту ужасную рецензию этой жирной
режиссерши, но поменяли резюме на «Я считаю, что нужно поставить «хорошо». И
вот начались прения, сидели какие-то киноведы, редакторы. Меня так все ужасно
критиковали! Одна женщина спросила меня: «А вы вообще умеете говорить
по-русски?» А я еще в короткой юбке, кудрявая, накрашенная — и говорю: «Я,
вообще-то, в Москве родилась». А она мне: «Такое ощущение, что читаешь плохой
перевод, не по-русски вы пишете!» А потом встал Евгений Григорьев, сценарист,
и говорит: «А я считаю, что это гениально». И весь экзамен переломился в
другую сторону. А так, если б Григорьев не встал, я думаю, мне так и поставили
бы «три». Или «два»... Хотя все равно это не повлияло бы на мою
жизнь.
– В итоге вам
поставили
«четыре»?
– Нет, в итоге мне поставили «пять». Потому что после выступления Григорьева
встали другие знаменитые сценаристы. Ежов, который, собственно, написал «Белое
солнце пустыни», «Сибириаду», и сказал: «Я тоже так считаю». Поднялся Мережко.
Стали говорить, как же все у меня интересно, прекрасно, замечательно... Только
я удивляюсь, почему они до этого молчали.
– Вас часто тогда
обманывали?
– Бывало… Однажды заплатили ретроденьгами, долларами двадцать восьмого года. А
еще был смешной случай, нам должна была заплатить одна итальянская продюсерша,
помню, мы пришли к ней в гостиницу обсудить… ну и гонорар тоже. Мне сначала
один ее помощник сказал: «Зачем вам деньги? Вы ведь такая красивая!» А когда
уже пошел разговор про деньги с самой продюсершей, такой милой женщиной, она
вдруг сразу легла на диван и застонала. Меня так интимно вывела ее
переводчица, старая карга со скрипучим голосом, и сказала: «Зачем вы ее
расстраиваете своими вопросами!» Я говорю: «Да? А что такое?» А она мне: «Ей
сразу стало плохо с сердцем! Молчите, не убивайте ее. Это же последняя жена
Роберто Росселлини!!!» Я, конечно, больше не стала о деньгах, и не то чтобы я
была фанаткой Роберто Росселлини, но это был талантливый аргумент…
Отрывок из книги Алексея Васильева "Богиня. Разговоры с Ренатой Литвиновой"
Еще немного фотографий Ренаты в юности




Вспоминая юность– Рената Литвинова
19:50, 1 февраля 2022
Автор: nuve05

Комменты 109
Меня воспитывала одна мама с зарплатой 120 и я ни на миг не чувствовала, что мы живем "очень бедно"! Нормально жили совершенно. Школу художественную оплачивала, по поводу денег ни разу ее нытья не слышала. Ее мама все деньги на кино просаживала?
Блин и эта из рода Юсуповых. Вокруг одни дворяне как я посмотрю
У меня тетя работала библиотекарем во ВГИКе в середине 80-х.Про Ренату рассказывала, что она была такая одинокая и странная, постоянно ходила в бабушкиных свитерах с катушками, но уже тогда лет 17 в ней присутствовала эта пресловутая манерность. Еще помню рассказывала, что ходили слухи, что Рената встречалась с женатым Рербергом. Вот такие дела.
Рената такая странная, что непонятно, то ли талантливая, то ли просто дурная. Легко спутать.
Не из её поклонниц, но кто бы там что ни говорил об украденном имидже, странности, манерности итэдэ, но она себя сделала. В молодости хороша, сейчас тоже иногда интересно её рассматривать.