Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Всё, что я знала о Вере Мухиной до недавнего времени можно уместить в одном предложении. Она была известным советским скульптором и является автором монумента "Рабочий и колхозница". А жизнь у нее оказывается была такой, что можно снимать фильм.
Итак. Вера родилась в Риге в 1889 году в семье зажиточного купца. Её дед сколотил многомиллионное состояние на продаже пеньки, льна и хлеба. Но когда девочке исполнилось два года умирает ее мать, а спустя 13 лет и отец. Так вместе со своей старшей сестрой Машей они оказались в Курске, где их приютили родственники.

Спустя несколько лет девушек привезли в Москву. Опекуны хотели найти им достойных мужей. Но Вера увлеклась сначала живописью, а затем лепкой. И мечтала поехать в Париж учиться скульптуре. Но ей в этом было отказано.
В рождественские праздники 1912 года с девушкой случилась беда. Катаясь на санях с горы Верочка налетела на дерево. Удар пришелся прямо в лицо и сильнее всего пострадал нос, он был почти оторван. За 18 дней Вера перенесла несколько операций. Нос сохранили, но на лице были такие шрамы и рубцы, что родные спрятали от нее зеркала. Вера сменила квартиру, перестала ходить на занятия, забыла о поклонниках. Родные решили, что девушке необходимо сменить обстановку. Тогда и сбылась мечта девушки о поездке в Париж. Там ей были сделаны пластические операции. Но новое лицо сделалось грубым и каким-то мужским. Вера решила, что с таким лицом её никто и никогда не полюбит. Поэтому начала усердно заниматься в мастерской французского скульптора Эмиля Бурделя, ученика знаменитого Родена.



Не смотря на большую занятость, Вера все таки влюбилась. В революционера Александра Вертепова, который скрывался за границей после убийства генерала в 1905 году. Но отношения между ними были очень недолгими. Летом 1914 года Вера уехала в Россию на свадьбу сестры и вернуться в Париж не смогла, поскольку началась первая мировая война. Молодые люди некоторое время переписывались, а затем письма перестали приходить. Оказалось, что Александр вступил в Иностранный легион и вскоре был убит.
Потеряв любимого, Вера совсем отчаялась. Чтобы как-то отвлечься она пошла учиться на курсы медсестер и затем устроилась работать в больницу в самое опасное отделение - инфекционное. Именно там, спустя два года, она встретила своего будущего мужа Алексея Замкова. Он был фронтовым врачом и в госпиталь его привезли умирающим от тифа. Вера выходила его, и в 1918 году они поженились.


В 1920 году у них родился сын Всеволод. Жили они тогда очень бедно и от голода их спасали только поездки мужа в деревню Борисово. Там он принимал больных, которые платили врачу картошкой и хлебом.
В середине двадцатых на Веру обрушился очередной удар. Сын заболел костным туберкулезом. В больницах мальчику отказывали в лечении. И тогда родители решили сами спасти своего ребенка. Дома, прямо на кухонном столе Алексей сделал сыну операцию, а Вера ему ассистировала. Операция прошла успешно, а уже через два года мальчик ходил без костылей. Осталась легкая хромота, которая практически не была заметна.
Сама Вера в эти годы была вынуждена зарабатывать как художник-модельер. Вместе с Надеждой Ломановой они разрабатывали театральные костюмы и обычные наряды для советских женщин. В 1925 году они выпустили альбом "Искусство в быту".


В тот же год их пригласили представлять холщовые и льняные платья с деревянными пуговицами на Всемирной выставке в Париже, где «крестьянская» коллекция получила Гран-при.
Занятия скульптурой Вера также не бросала. Поскольку у нее не было своей мастерской, то работала она на огороде в родной деревне мужа. Две скульптуры, которые она там выполнила к 10-летию Октябрьской революции заняли на выставке первое место, а Мухиной досталась самая большая премия — 1000 рублей.

В конце двадцатых годов Алексей Замков изобрел препарат Гравидан. Он
получил его, выделяя особый гормон из мочи беременных женщин.
Применение препарата давало потрясающие результаты.
Он повышал общий тонус организма и половую активность. Гравидан
стал сенсацией, а Замков получил лабораторию в Институте экспериментальной
биологии. Среди пациентов Замкова было много высокопоставленных лиц,
творческой интеллигенции. Но, нашлись завистливые коллеги, которые
написали на него донос и обвинили в шарлатанстве. Замкова отлучили от
медицины, а препарат запретили.

Супруги в отчаянии решили сбежать из страны за границу. Но им это не удалось.
Их схватили в Харькове. Через пять дней Веру и сына отпустили, а Алексей был
осужден и отправлен в ссылку в Воронеж. Мухина последовала туда за мужем. Но
прожили они там недолго. Кто-то из влиятельных пациентов заступился за
Замкова, их срочно вернули в Москву и дали огромную квартиру в самом центре
города. У Веры появилась своя мастерская и возможность закупать мрамор и
бронзу для своих работ. А Алексея назначили руководителем нового института
урогравиданотерапии.

В 1936 году началась подготовка к Всемирной выставке в Париже. Мухина получила правительственное предписание принять участие в закрытом конкурсе и сразу приступила к работе. Впервые в мире была применена новая технология — скульптуру делали из листов нержавеющей стали, применяя сварку. Вере Игнатьевне, победившей на конкурсе своих коллег, выделили целый коллектив НИИ машиностроения.
На выставке скульптура "Рабочий и колхозница" произвела настоящий фурор. Ей восхищались как простые парижане, так и знаменитые скульптуры. Французам настолько понравилась советская композиция, что они начали собирать деньги, хотели купить ее и оставить во Франции. Но Сталин отказал. В Москву Вера Игнатьевна вернулась триумфатором.


Но тут опять случилось необъяснимое. Институт урогравиданотерапии спешно, за два дня закрыли и превратили в лечебницу для алкоголиков. Единственный в стране электронный микроскоп, купленный на деньги Мухиной, выбросили со второго этажа. Ходили слухи, что гравидан перестал помогать вождям. Выяснилось, что у некоторых пациентов возникало к нему привыкание и он переставал действовать. Кто именно посодействовал закрытию института не известно. Замкова на этот раз не арестовали, но с научной карьерой он попрощался. С большим трудом он устроился на работу обычным терапевтом в районной поликлинике. От пережитого у Алексея Андреевича случился инфаркт.
Дела у Веры тоже шли не лучшим образом. Она много работала, но ни один её памятник или бюст не был установлен.

В начале Великой Отечественной войны всю семью отправили в эвакуацию на Урал. Но Веру Игнатьевну вскоре вернули обратно в Москву. В 1942 году в столицу вернулся и муж, но вскоре скончался от второго инфаркта.
Чтобы как-то пережить горе, Вера Игнатьевна много работает. Мухина выполняет несколько крупных официальных заказов. Самыми известными из них являются памятник Горькому в Москве и статуя Чайковского.

Умерла Вера Мухина 6 октября 1953 года из-за проблем с сердцем.
Что же случилось с наследством деда Мухиной? Кому остались его миллионы?
В 1937 году после парижского триумфа по пути домой она заезжала в Ригу, партийное начальство рекомендовало ей отказаться от семейных денег. Она сделала это с большой помпой: заявление скульптора было опубликовано в газетах. Но никаких бумаг Мухина тогда не подписала.
Вскоре Латвия вошла в состав СССР, и о наследстве забыли .Однако, оказалось, оно ждало своего часа: среди прочего Мухиной причиталось шесть гектаров земли в центре Риги, часть из них правнуку Веры Игнатьевны удалось отсудить.
Женские судьбы. Вера Мухина.
21:55, 15 января 2022
Автор: Celena77
Комменты 246
Какая интересная биография, и здорово, что правнук забрал обратно землю в Риге у гордых латышей, а то они горазды только русскоязычных гонять, а вот тебе и ответочка. История ее мужа чем-то перекликается с историей проф Преображенского, создателя ПП Шарикова
К сожалению, первая половина 20 века в нашей стране выдались такими "насыщенными", что многие семьи столкнулись с невообразимым количеством событий. Как вдумаешься, сколько всего пришлось не небольшой (в масштабах истории) промежуток времени - с 17, скажем, по 56 год. мне очень нравится памятник Чайковскому перед зданием Консерватории - такие "живые" руки и выражение лица. ps и вот как же восприятие себя порой отличается от того, как нас видят другие. Она себя считала некрасивой. А по мне, внешность у Мухиной была очень эффектной = яркая, "сильная" красота, чем-то похожа на Тамару Макарову
Рабочий и Колхозница - культовая скульптура. Интересно, Вера не родтсвенница Альфонса Мухи?
Вера Мухина ещё сопричастна к изготовлению советского граненого стакана
Боже вот это судьба у женщины. Это какая сила воли должна быть... идти вперед и не сдаваться и терпения то какое нужно.