Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
В наше время имя Эльзы Скиапарелли, сюрреалистки от кутюр, упоминается редко, хотя в истории моды она оставила огромный след. Её нестандартные, смелые идеи одни из самых цитируемых по сей день, но их смогли по-настоящему оценить только через несколько десятилетий.
Как возникло соперничество между Коко и Скиап лично мне непонятно. Слишком уж разные взгляды на моду и стиль, но видимо звезда Скиап засияла так ярко, что не оставалось ничего другого - две ярчайшие звёзды мира моды столкнулись лбами. Это была битва классики и сюрреализма, элегантности и эпатажа, традиций и новаторства.
Коко Шанель относилась к сопернице с еле сдерживаемым презрением, называв её не иначе как «та итальянская художница, которая делает платья». Они постоянно переманивали друг у друга манекенщиц и клиентов. Узнав, что у Скиапарелли есть любимая модель — Люда Федосеева, Шанель решила ее перекупить. Тогда Эльзе пришлось заплатить девушке в два раза больше. Но Коко не отступила и предложила Люде тройной гонорар. Также Шанель переманила к себе бухгалтера Скиапарелли, который вел все её финансовые дела.
Однажды Коко Шанель пригласила Скиапарелли к себе домой на день рождения. Эльза пришла в черном бархатном платье, а Коко посадила её на стул, который только что был покрашен белой краской. Конечно, платье было безнадёжно испорчено.
Как-то Коко и Эльза оказались вместе на балу. Шанель стала танцевать со своей соперницей и в какой-то момент «случайно» направила её прямо к канделябру с горящими свечами. Гостям пришлось тушить платье Эльзы газированной водой.
Коко считала, что любовь Скиапарелли к смелым принтам и
ярким цветам – это безвкусица, вульгарность и чрезмерность. Эльза
называла соперницу скучной мещанкой, выскочкой и содержанкой, и заявляла:
«Большинство женщин стесняются выделиться. Они волнуются, что о них
скажут другие. Поэтому они и покупают серые скучные костюмы. Но
они не должны бояться выглядеть иначе».
Простоте и практичности платьев от Шанель Скиапарелли
противопоставила изящные женственные наряды, каждый изгиб которых подчёркивал
изгибы женского тела. Она предлагала вернуть платью формы тела. Так же Эльза
ввела моду на подплечики, чтобы зрительно сделать тоньше талию и подчеркнуть
её.
В 1930-х Эльза увидела скульптуру Сальвадора Дали «Телефон-Омар»
и попросила художника нарисовать нечто подобное для платья. Мастер по
шелкографии перенёс рисунок на лёгкую ткань, и так родился один из самых
известных шедевров Эльзы Скиапарелли – белое платье с лобстером. Наряд
получился в духе сюрреализма, необычайно популярного в то время в Европе.
Вместе с Дали они так же создали знаменитый диван в форме губ.
Любимое слово Эльзы Скиапарелли – «шок»: свои первые
духи она и назвала «Shocking», придуманный ею
оттенок яркого малинового цвета (фуксия) «Shocking Pink» был
зарегистрирован как торговая марка. Даже собственную биографию она
озаглавила «Shocking Life». Свитера с вывязанными бантами-обманками,
нарисованные декольте, перчатки с ногтями-аппликациями, шляпка в
форме перевёрнутой туфельки, раздельный
купальник нюдового цвета (и это в 30-е годы. Задолго до бума
бикини), газетный принт, облегающее платье на запах с драпировкой,
брюки-шорты(по сути сегодняшние колюты), ожерелье из прозрачного пластика
с нарисованными насекомыми, причудливые пуговицы в виде жуков, пловчих и
конфет, заметная, а не привычно скрытая, молния – всё это ее
экстравагантные изобретения. Не говоря уже о том, что именно Скиап придумала
понятие прет-а-порте. В 1930-х гг. Эльза была любимым дизайнером
голливудских звезд: она одевала Грету Гарбо, Марлен Дитрих, Кэтрин Хепберн,
Гари Купера, Мэй Уэст, Уоллис Симпсон.
В отличие от Коко Шанель, Скиапарелли была настроена к нацистам
крайне враждебно. В военное время она занималась благотворительностью и
работала медсестрой в обычной больнице. Однако после войны она так и не
смогла вернуться в мир моды. Её коллекции не имели коммерческого успеха,
а на модном Олимпе появился новый кумир – Кристиан Диор. В 1954 г. она отошла
от дел и последние 20 лет жизни ограничила круг своего общения до самых
близких и родных. Она умерла в 1973 г., завещав похоронить себя в пижаме
цвета «Shocking».
Что касается аромата Shocking Schiaparelli… Не тот
аромат назвали Dolce Vita :) Это медово-животный аромат с нарциссом и
тархуном и сандалом с пачули в базе. Сейчас он никого не сможет шокировать, но
я представляю, какой сахарной бомбой он был в 1937-м году, когда в мире
парфюмерии в большей степени выходили солифлоры (запах одного цветка),
например, один из самых дорогих ароматов того времени Joy Jean Patou с
ярковыраженым ароматом жасмина. Конечно, это был не первый многокомпонентный
аромат. До него выходил и Quelques Fleurs l'Original
Houbigant(1913), и парфюмерный оммаж к нему Chanel No 5 (1924), и,
наверняка, много чего ещё, не дожившего до наших ней и не добравшегося до
моего носа. Но Shocking кажется абсолютно опередил своё время на много
десятилетий, как и творчество самой Скиап. Он звучит, как какой-то парфюмерный
гигант 80-х. Ну, и рекламные постеры аромата кажутся весьма провокационными
для той эпохи.
Я не знаю кого считать победителем. Я вообще не уверена, что победителя стоит выбирать. Однако, по моему скромному и ничего не значащему мнению, Эльза благодаря своей смелости и неординарности, внесла в мир моды гораздо больше. Оттого обиднее, что она сейчас менее знаменита, чем её соперница.
Поздравляю с наступающими праздниками! С наилучшими пожеланиями, ваша Oath.
Скиапарелли и Шанель. История одного соперничества.
15:05, 26 декабря 2021
Автор: Oath
Комменты 64
Спасибо, интересно и познавательно, идеи куда круче скучных Шанель, ей бы в наше время
Даже не знаю такую даму Скиапарелли. Шанель просто какая-то ведьма, если инфа в посте достоверная.
Эльза к тому же подарила миру внучек - знаменитых сестёр Беренсон. Мариза в свои почти 75, о...., эта Мариза:) зайдите к ней в инстаграмм:) PS Спасибо за пост
Скиапарклли не менее знамените, так неверно говорить. Все кто мало-мальски интересуются историей моды, а уж тем более профессионально этим занимаются знают прекрасно Скиапаралли и изучают творчество. Она офигенный была новатор и творец. Готье украл дизайн флакона ее духов, ну и многие так. Просто ее бренд по коммерческим причинам и не состоялся, а бренд Шанель стал мейнстримом, если так можно сказать
Скиапарелли дом возрождился с 2020. Уже в 2021 хорошо. Многие выгуливают наряды и украшения. Летом бум был на этот дом. Гага, Зендая и т.д. Ничего, скоро везде будет греметь. Отличный креативный директор! А Шанель как раз сейчас загибается, нафталин нафталином, если что-то не придумают новое...только на имени и будет еле держаться, да на духах #5.