Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Что актёр Пётр Глебов, сыгравший Григория Мелехова в «Тихом Доне», является родственником Никиты и Андрея Михалковых, через общего прадеда Владимира Сергеевича Михалкова?

Петр Петрович Глебов происходит из дворянского рода Глебовых. Внук крупного помещика Владимира Петровича Глебова (1848—1926), который был избран калужским дворянством своим предводителем, и княжны Софьи Николаевны Трубецкой (1854—1936). Правнук ярославского библиофила В.С.Михалкова, двоюродный брат автора слов российского гимна Сергея Михалкова.

Образ Григория Мелехова из фильма Герасимова «Тихий Дон» для многих является символом настоящего мужчины. Моя бабушка любила Гришу, пятилетняя я любила Гришу вместе с ней, 30-летняя я снова люблю Гришу, и став чьей-то бабушкой, я буду так же любить Гришу, потому у настоящей женщины в жизни бывает только одна любовь — ее Григорий Мелехов

Актер Петр Глебов был рожден в 1915 году в Москве в семье потомственной дворянки Марии Александровны Михалковой, которой поэт Сергей Михалков приходился родным племянником. Что любопытно, Глебовы состояли в родстве с графом Василием Орловым-Денисовым, князьями Трубецким и Голицыным. Некоторые биографы не безосновательно полагают, что его семья была связана со Львом Толстым, а бабушка актера Софья Николаевна Трубецкая являлась прообразом Наташи Ростовой. Как бы это все впечатляюще не прозвучало, но в будущем Петру очень длительное время пришлось скрывать свои дворянские корни. Заполняя анкетные данные, Глебов указывал, что его мать – домохозяйка, а отец – агроном.

Пётр Глебов в юности

Детство мальчика прошло в деревне под Звенигородом, где семья скрывалась от революции. Отец Глебова был коннозаводчиком. Из того далекого детства и была у актера страсть к лошадям, и любовь к живописной природе. Когда Пете, самому меньшему в семье, исполнилось 7 лет, отец умер от тифа, и матери с пятью сыновьями пришлось переселиться во флигель, отдав просторный дом под детский интернат.

Летом 1922 года умер отец. «Папа умер от тифа, когда мне было семь лет. Он ездил отбирать коней для Красной Армии, и когда умер, то был напечатан некролог о замечательном человеке — Петре Владимировиче Глебове, помогавшем становлению Советской власти, хоть родом он был из дворян».

Глебовым довелось буквально выживать, не имея достаточного количества еды, одежды и обуви. Влиятельные родственники, выехавшие в свое время за границу, предлагали им эмигрировать, но мать с сыновьями остались в России. Мать будущего великого артиста заявляла: «Мы — русские, мы ничего плохого не сделали и будем жить в России».

«Повезло» Петру Владимировичу: совсем немного не дожил он до того времени, когда всех «бывших» объявят лишенцами, а потом и репрессируют…

А вскоре подоспела новая беда. Власти решили в родовом имении Глебовых организовать дом отдыха для руководителей партии и правительства, и Марию Александровну вместе с детьми выгнали из флигелька.

«Мы были бедными, плохо одетыми, — рассказывал Петр Петрович о том времени, — с весны до поздней осени не носили никакой обуви, а мама ходила за провиантом за пять километров на станцию Жаворонки».

После окончания семилетки, Петр наугад выбрал мелиоративно-дорожный техникум, не имея даже понятия кем придется работать после его окончания. Но дело было сделано… Отучившись положенный срок, работал гидротехником, а поняв, что это совершенно не его, он попробовал поступить в драматическую студию Станиславского. Однако с первого раза не удалось, и Глебов, морально поддерживаемый старшим братом, пошел на вторую попытку... В 1941 году молодого выпускника студии приняли в театральную труппу. Но на пороге уже стояла война, и Петр записался на фронт добровольцем.

Младший сержант Петр Глебов

Начинающий актер прошел курс молодого бойца и, приняв присягу, стал младшим сержантом и командиром артиллерийского орудия. «Красноармеец Глебов прибыл в расположение с гитарой»,- так воспоминал командир батареи В. Л. Вилков появление артиста в части, - «На протяжении всех четырёх лет войны мы часто заслушивались пением Петра Петровича и в часы отдыха распевали вместе с ним». Так и прослужил до самой победы актер в зенитно-артиллерийском полку. А в часы затишья с другими бойцами-артистами играл на фронтовых театральных подмостках. После отечественной войны он так и остался театральным актером, в кино его долгие годы приглашали лишь на эпизодические роли.

Снимок с фронта. Боевые товарищи

А когда ему стукнуло 32, его мать Мария Александровна, окончательно потеряв веру в то, что сын приведет в дом невестку, сама начала искать кандидатку ему в жены: «Пока я жива, хочу, чтобы мой Петя женился, не оставался одиноким». Волнение матери было понятно, ведь в семье Глебовых было пять братьев, четверо из них давно устроили свою личную жизнь, а вот младший, Петр, все ходил в холостяках. 

Поэтому Мария Александровна внимательно присматривалась к каждой подходящей по возрасту девушке из приличной семьи. А однажды, будучи в гостях у своей подруги, она познакомилась с ее 30-летней племянницей Мариной Левицкой, будущей актрисой. Девушка сразу же приглянулась матери актера. Женщины попили чай, поговорили, а уходя, Мария Александровна многозначительно намекнула, что была бы рада еще раз увидеть Марину.

Актер театра и кино - Петр Глебов

Не прошло и нескольких дней, как Левицкая была приглашена в гости к Глебовым. Ей было страшно неловко, но отказать всеми уважаемой женщине она не посмела и пришла на чай. На момент ее прихода Петр был дома, но спешил в Дом Союзов на Новогоднее представление, где играл Петрушку. 

План матушки актера начал трещать по швам, но она была не из тех женщин, кто быстро сдается. Усадив Марину за стол, она начала пересказывать свою удивительную биографию. Рассказ был длинным и обстоятельным, в ярких красках и мельчайших подробностях. Глебов уже успел сыграть Петрушку и вернуться домой, а увлекательная история Марии Александровны все длилась и длилась, пока не стало совсем поздно и темно. И тут всем стало понятно, что девушку нужно проводить. Петр обреченно вздохнул и под намекающим взглядом матери послушно предложил: «Марина, я вас провожу».

Петр Глебов

То, что почувствовала в тот миг девушка было так ужасно и унизительно, что она наотрез отказалась от провожающего и уехала домой одна. По-видимому, именно этим она и зацепила тогда Петра. Он начал ей названивать, приглашать на просмотры кинофильмов, на прогулки, перезнакомил со всеми своими друзьями и родственниками.

Так прошло целых полгода. Однажды задержавшись в гостях у Глебовых, Марина осталась ночевать. Посреди ночи она в испуге проснулась от прикосновения к своему плечу… Перед кроватью на коленях стоял Петр и делал ей официальное предложение руки и сердца. Марине актер нравился, но она не была влюблена в него, зато она чувствовала, что они с Глебовым сделаны из одного теста. «Он мне нравился, и я была твердо убеждена, что мы с ним одной группы крови…»

Петр Глебов с дочерьми

Затягивать с женитьбой не стали — на другой день пошли в ЗАГС. Жить молодые стали в коммуналке у Глебовых. Вначале, разумеется, было трудно, поскольку квартира была однокомнатной, а жить пришлось вчетвером: молодожены, мать Глебова и няня-старушка. Однако даже несмотря на такую тесноту, Петр с Мариной умудрились произвести на свет двух дочерей. Оля, родилась в 1951-м, а спустя пять лет на свет появилась Лена.

Марина Глебова с дочерьми

Всенародная любовь пришла к Глебову в конце 50-х, когда он сыграл роль Григория Мелехова в фильме Сергея Герасимова «Тихий Дон».

Погожим июльским днем 1956 года Петр Глебов шагал по улице Горького и размышлял: чего бы такое купить в подарок любимой жене, которую всего час назад отвез в роддом. И даже не заметил старого приятеля, актера Александра Шворина. Очнулся, только когда тот тронул его за рукав:

— Чего улыбаешься, Петь? Хорошо живешь?

— Да сам знаешь… Еле свожу концы с концами.

— Есть отличная халтура! Можешь заработать. На «Детфильме» Герасимов пробует меня на Григория Мелехова в «Тихом Доне». Ты там запросто казачьего офицера сыграешь. Приходи завтра к девяти.

До этого Глебов снимался лишь в массовках и коротеньких эпизодах фильмов «Поезд идет на Восток», «Любимая девушка», «Мечта», «Свинарка и пастух»…

«На просмотрах этих фильмов, — вспоминал актер, — мои родные и друзья ждали, когда же они увидят меня. Потом спрашивали: где же я был? А я и сам себя еле успевал разглядеть, где ухом, где плечом промелькну…»

Герасимов пребывал в весьма удрученном состоянии, близком к отчаянию, поскольку все сроки уже вышли, а достойной кандидатуры на главную роль не было. Неожиданно взгляд его остановился на Глебове.

— Кто это? — спросил он у ассистента.

— Артист Театра Станиславского Глебов. Пробуем на роль второго офицера.

— А ну-ка дайте полный свет!

— Да полноте вам, Сергей Аполлинариевич, какой же это Мелехов?.. — попытался было урезонить Герасимова второй режиссер. — Никак это вы от отчаяния?

— Действительно, какой из него Мелехов? — поддержал главный оператор. — Взгляните на его нос! Где горбинка?!

— Я вижу в нем кое-что куда поважнее…

Вскоре в Москву приехал Михаил Шолохов. Герасимов пригласил автора «Тихого Дона» в просмотровый зал киностудии, и, как только на экране появились первые кинопробы Глебова, раздался взволнованный голос писателя:

— Так это же он! Он и есть! Настоящий казак…

Позже Глебов говорил: «Я был влюблен в каждое движение души Григория Мелехова, потому что ясно видел абсолютную правду характера неповторимой человеческой личности, попавшей в водоворот сложнейших социальных потрясений. Он искренен даже в своих заблуждениях. На съемках я жил жизнью Григория Мелехова, мучился его сомнениями, любил его любовью… Очень запомнилась одна сцена. Пьяный казацкий разгул в хате. Третья серия кинофильма. Моя была идея. Спеть очень хотелось. В станице, где съемки велись, казаки частенько вечерами собирались на бережку, распивали вино, пели хоровые песни, и я любил с ними попеть. Ну и Герасимов согласился: «Только чтобы тяжелая, грустная была песня, о судьбе». Я порасспросил старушек на хуторе, и одна мне подсказала песню «Пташка-канарейка». Песня и разгульная, и пронзительно-тоскливая. И в конце третьей серии, когда сцена пьяного разгула и полный раскосец уже: неизвестно, куда и за кем идти, — тут и красные, тут и белые, Григорий поет: «Ляти, пта-ашка, ка-анарейка, ляти в гору высоко… пропой песню про несчастье про мое…»

Работа над фильмом велась в шолоховских местах, на Дону. Глебов уехал на съемки один, но потом не выдержал. В апреле 1957-го, приехав на время в Москву, он стал уговаривать жену отправиться с ним на Дон, разумеется, с детьми. Марина колебалась, ведь их второй дочурке не было еще и года. Но Глебов был весьма категоричен и в качестве главного аргумента сказал следующее: «Один я больше там не справлюсь. Загуляю!». И вполне вероятно это могло случиться. Имея в партнершах такую блистательную актрису, как Быстрицкая, Глебов действительно мог не устоять. После этих слов жена мгновенно сдалась и стала собирать чемоданы. Жить они стали на хуторе Диченском, где им выделила угол в своей хате одинокая женщина. То необыкновенное время Глебовым запомнились как самое счастливое.

Пётр Петрович Глебов в роли Мелихова

Петр Глебов и Элина Быстрицкая, кадр из фильма «Тихий Дон»

После съемок «Тихого Дона» семья перебралась на новую квартиру в доме на Фрунзенской набережной. Жизнь постепенно начала налаживаться. Петр продолжал работать в театре, снимался он и в кино, однако такой звездной роли, равной по величине роли Григория Мелехова, судьба ему больше не дала. Но актер не жаловался - слава артиста по-прежнему была достаточно громкой.

Зато ему намного больше повезло в другом - самом главном... повезло с женой и детьми. Две дочери Елена и Ольга, став взрослыми, считали мать с отцом идеальной парой. Вместе с супругой они прожили 52 года, до самой смерти артиста.

Пётр Петрович Глебов

В Глебове не было ни капли того, что сегодня называется звездностью. Из воспоминаний дочерей актера: «Собираясь в магазин, он звонил в двери соседок-старушек, спрашивал, что купить. Возвращался с кучей пакетов и снова обходил квартиры: «Александра Георгиевна, это вам», «Валентина Ильинична, все как заказывали»... Как-то купили ему калоши, так он боялся их надеть, говорил: «Ну как же, такую красоту буду пачкать». Костюм ему сшила на заказ - концертный, роскошный. Померил: вертелся, вертелся: «Нет, ну не надену. Чего я, Кобзон?» А вот лежать на траве, на солнцепеке, вместе с каким-нибудь кривым дедулькой и петь с ним полуприличные частушки - вот это было для него счастье».

Пётр Петрович Глебов

Пётр Петрович Глебов с супругой и дочерьми

В разгар перестройки у Глебова спросили, что он, человек, проживший большую часть жизни при Советской власти, думает о нынешнем времени? Вот что он ответил: «Люди жили, как могли, работали, учились, отстояли Отечество в кровопролитной войне, переносили лишения, экономили на самом необходимом, чтоб хоть как-то поднять детей. Надеялись на лучшее… И вот на старости лет им объявляют, что вся их жизнь — трагическая ошибка и чуть ли не сами они в том виноваты. А чтобы исправить эту якобы ошибку, людей опять ввергают в социальный эксперимент и опять во имя некоего светлого будущего. Я не политик и не хочу выступать судьей ни нынешнему, ни прошлому режимам, но меня беспокоят нигилизм и нетерпимость: большевики отрицали всю дореволюционную жизнь, демократы — всю доперестроечную. Неужели они не понимают, что за отвергаемой историей стоят людские судьбы? Те, кто перечеркивает прошлое, насаждает ненависть к нему, подкладывают динамит под будущее. Да, сегодня у нас вроде больше свободы. Но при этом большинство населения страны впало в унизительную нищету. Неужто и впрямь судьба у нас такая — сплошные крайности: если свобода — то анархия и беспредел, если капитализм — то непременно дикий, от которого люди шарахаются…»


Пётр Петрович умер 17 апреля 2000 года, спустя три дня, после своего 85-летнего юбилея. Мгновенную смерть спровоцировал оторвавшийся тромб. В то злополучное утро Петр Петрович встал рано, разбудил жену и проводил до двери, закрыл дверь и снова прилег. Неожиданный звонок почтальонши в дверь заставил актера резко встать, а через мгновение упасть на пол замертво. Тромб сделал свое черное дело... Похоронили выдающегося актера на Ваганьковском кладбище. Всего лишь на 9 лет пережила своего мужа Марина, она покоится рядом со своим мужем.

Блоги

А вы знали?

09:41, 26 октября 2021

Автор: Atmosphere

Комменты 118

Аватар

Спасибо, про родство не знала. Мда, вот судьба с Мелеховым. А лучше никто не сыграет - на разрыв. Попадание 200%ое

Аватар

Замечательный актёр и человек был

Аватар

Моя бабушка любила Гришу, мать любила Гришу, а меня, слав-те-оспади, миновала участь «настоящей женщины». Ну и «символ настоящего мужчины» из персонажа Шолохова тоже так себе. Мается всю дорогу как неприкаянный.

Аватар

Достойный был человек, Царствие небесное!

Аватар

Актер прожил 85 лет, и "всего лишь на 9 лет его пережила жена"

Подождите...