Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Привет!
Я была немного в культурном шоке от недавно опубликованной тут, на Сплетнике, рецензии на советскую комедию "Любовь и голуби". Вся эта новая мода препарировать старые фильмы под тупым углом современных трендов, в принципе, фраппирует. Советским комедиям особенно достается - но на самом деле, борцуны СВЖ готовы оплевать все, что чего способны дотянуться - любые произведения "патриархальной" культуры. Не замечая даже того, что истинные посылы этих произведений как раз очень в духе современной повесточки.
Культовые советские комедии не стоит оправдывать тем, что "тогда были иные времена" - тут голосом мамы Рудика: времена всегда одинаковые! Во-первых, есть классические произведения, которые актуальны во все времена. А во вторых, кмк, советские комедии со временем становятся даже актуальнее, чем были в те года, когда выходили на экраны.
Я не стану подробно распинаться об ЛиГ, ибо тут - имха - если надо объяснять, то не надо объяснять. Если вы сейчас не понимаете - ну пересмотрите в более старшем возрасте, с годами, возможно, в голове что-то щелкнет, и понимание придет. Ну или вам это просто не надо. Просто упомяну в числе прочего, итак -

Надежда или - как ласково его называет любящий супруг - Надюха Кузякина, заглавный женский персонаж. Семейный тиран, абсолютный гегемон, верховный матриарх, Кабаниха и Торквемада в одном флаконе. Иначе как с криком и с издевкой ни с мужем, ни с детьми не разговаривающая. Надежда - глава и опора семьи, ее достойный супруг предоставил бразды правления ей, и существует в семействе на правах младшего ребенка.

Советский идеал супруга - Василий Кузякин. В принципе, он и есть искомый нынешними феминистками достойный пример мужчины начисто лишенного всякой токсичной маскулинности. Он добрый, ласковый и безропотный. Можно сказать ушедший во внутреннюю эмиграцию от склочного нрава жены - человек. Абсолютно покорный и ведомый - да, дорогая, конечно, дорогая, как ты скажешь, дорогая. Собственно, именно поэтому разлучнице Раисе Захаровне и удалось так легко увести примерного Васю из лона семьи - он уже так привык подчиняться начальственному женскому голосу, что услышав в голосе Раисы знакомые командирские нотки - немедленно пошел за ней, как старый конь, услышавший звук боевой трубы. Единственный недостаток Василия - его странная страсть к голубям, с которой не покладая топора и борется Надюха. Хотя даже Сусанна разрешила мужчине иметь безобидное хобби.

Разлучница Раиса Захаровна - еще один пример сильной и успешной советской женщины. Раиса и внешне красавица, и упакована по лучшему советскому разряду - собственная квартира, отличная служба, современные разнообразные интересы. Все, чего не хватает Раисе - личного юнита в подчинении, как у каждой сильной советской женщины. Потому заприметив на югах бесхозно бродящего на барам Васю, Раиса немедленно делает стойку и легко уводит доверчивого Кузякина, как барана на поводке. Главная ошибка Раисы в том, что она уж слишком затянула вожжи на Василии, и он додумкал, что Надюха, хоть и склочница, и ненавидит голубей, но хотя бы позволяет употреблять соль и сахар, и травит хлебом.
Итак, главный конфликт фильма - это обсуждение двумя сильными и властными женщинами прав собственности на Василия. Побеждает Надежда - главным образом потому, что она все-таки любит мужа, хоть уже давно и разучилась ценить его. Ей бы следовало, по финалу истории, отправить Раисе, если не цветы, то хотя бы открыточку на 8 марта - ведь именно Раиса заставила Надю увидеть в супруге человека. Надежда уже и принаряжается для него, и кормит разносолами, и занимается сексом с ним - вероятно, впервые за многие годы. Но что самое важное - Надежда пытается разделить увлечение мужа голубями. И ей это нравится. Именно потому там и голуби в самом названии.
Но пропаганда - ласковых, ведомых и послушных мужчин в советском кино, не ограничивается только этой комедией. Раз уж мы вспомнили Сусанну, давайте обратим внимание на еще одну прекрасную комедию: Самая обаятельная и привлекательная.
Надька Клюева - этакая "серая мышка" на кабинетной работе, которая давно уже оставила мысли о женском счастье и для которой "мужики, как класс, не существуют". Надька - тоже очень сильная, независимая и деятельная женщина, не побоявшаяся вступить в схватку с бандитами - благодаря чему на ее милом личике с самого начала фильма красуется здоровенный фингал. По сюжету фильма Надя проделывает значительную работу над собой под руководством более опытной искусительницы Сусанны. Они расставляют женские сети на самого главного альфача всего конструкторского бюро - Володьку Смирнова в исполнении актера Абдулова. Побочной жертвой чар Клюевой становится Леша Пряхин, еще один ее коллега, правда, менее привлекательный, чем сердцеед Володька, а потом его сразу вычеркивают. Не родись красивой, а родись активной - проповедует Сусанна. По ее мнению, активная роль в половых отношениях принадлежит женщине, а мужики - это просто трофеи, и если все делать по правилам, то заполучить можно абсолютно любого - ну и пусть бегают, женится-то он на тебе! (с) Достаточно просто идти к своей цели, не сомневаясь в конечном успехе. Самое интересное, что незамысловатые правила Сусанны - на самом деле, работают, и в конечном итоге, у Надежды получается привлечь внимание и симпатии всех своих коллег по работе и практически завоевать неприступного Володьку... и тут начинается самое интересное.

Знакомьтесь, это пингпонгист Гена. Именно его в конечном итоге выбирает роковая Надька Клюева в качестве героя сердца. Хотя что сделал Гена, чтоб завоевать любовь Нади? Проблеял робко: привет, Надя, почему больше не приходишь играть? Даже Пряхин, только вчера решивший, что влюблен в Надю, уже многое сделал ради нее - приоделся в костюм, угостил яблочками, достал билеты на модный концерт, даже пропустил финал футбольного кубка кубков. А что Гена, не понимающий какие последствия могут вытечь из чашечки кофе? Надя сама решила вернутся к нему. Далее - ей строго по заветам Сусанны, придется ей самой пригласить Гену на концерт, а потом и в ЗАГС. А потом стать, подобно Надюхе Кузякиной, стать главой семьи и нести ответственность за семью, пока Гена будет играть в пинг-понг? Все тот же сюжет о сильной и инициативной женщине и послушном безвольном мужчине. При чем все более сложные и энергичные варианты отмахиваются Надеждой, как не подходящие.
Играйте в пинг-понг, Гена, у вас это хорошо получается...(с)
Ну и нельзя не вспомнить Андрея Мягкова, как главного советского героя-любовника. Образы и Новосельцева, и Лукашина воплотил именно он. И снова этот знаковый советский идеал - тихий, скромный, малоинициативный мужчина, безо всякого мачизма и токсичной маскулинности.
Женя Лукашин абсолютно задавлен властной мамой и не менее начальственной невестой Галочкой. Некоторая лихость и геройство Лукашина в начале фильма обусловлены только воздействием на него алкоголя. Как только пары спирта выветриваются, Женя вновь становится собой - милым, ласковым и очень послушным. Интересно, если бы Надя Шевелева не поехала бы за ним в Москву, чем бы закончилась эта история? Скорее всего, Женя не проявил бы никакой активности, забыл бы Надю, а по прошествии времени замирился бы с Галочкой - естественно, по ее инициативе, поддержанной мамой, отчаявшейся уже женить сыночку.
Образ слабохарактерного Жени выгодно оттеняет импозантный Ипполит Георгиевич -

Выгодно для Жени, конечно, потому что Ипполит, хоть и замечательно хорош собой, прекрасно одет, по советским меркам богат - он чересчур давит, он активен и властен. И потому Надя (все героини тут почему-то Надежды) делает вывод, что он ей не особо подходит. Понятно, что в качестве мужа Ипполит будет весьма заботлив, но не позволит собой помыкать. А советский культурный код не дозволяет этого мужчине - муж должен быть покорен и ведом. Потому Ипполит получает закономерную отставку, а Надя едет в Москву за своим счастьем в виде классово правильного мужчины.
Похожее противопоставление есть и в "Служебном романе" между Новосельцевым и Самохваловым.


Людмила Прокофьевна Калугина - еще один классический образчик сильной и самостоятельной женщины в советском кино. Так же, как Катерина Тихомирова - она строга, но справедлива, блестящий руководитель и селф-мейд вуман. Она одинока, но не особо переживает по этому поводу, не находится в активном поиске мужицкого кулака, и практически все свое время посвящает работе. А работы у нее много - потому что во всем плановом отделе похоже, что работает она одна - пока другие подводят глаза, сплетничают и занимаются профсоюзной деятельностью. И наверное для нее, как и для Надьки Клюевой, мужчины, как класс, не существуют.
И, конечно, сердце такой женщины не может остаться равнодушным к бесхозному и бестолковому Новосельцеву.

Роковой же мужчина, что говорится - мимо не пройдешь, ведь ей одной стало очевидно то прекрасное, что скрыто у него в глубине души. Где-то очень глубоко. И я, конечно, понимаю, почему Людмила Прокофьевна полюбила Новосельцева - искренне понимаю, без иронии, но согласитесь это все очень симптоматично - сильная, яркая, красивая, успешная женщина - и прекрасный душой, но абсолютно никакущий мужчина? Внешность - нет, карьера и деньги - нет, красивые ухаживания - нет, социальная активность - нет.
Судьбы всех этих очаровательных героинь, как все реки в одно море вливаются в историю Надюхи Кузякиной.
... Вы с ним помиритесь, по размышленьи зрелом.
Себя крушить? И для чего?
Подумайте, вы сможете его
Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.
Муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей -
Высокий идеал московских всех мужей...
Пожалуй, есть только одно исключение из данного правила.

И все потому что Гоша, даже не смотря на то, что он простой слесарь, а Катя - большой начальник, не позволил ей на себя орать. В самом начале отношений, когда Катерина попробовала отразить в своем голосе нотки Надюхи Кузякиной - Георгий Иванович это пресек. Он сделал именно то, что посоветует сделать любая современная психологиня - чтоб не допускать психологического насилия в семье, надо уметь устанавливать личные границы. Командным голосом ори на подчиненных у себя на работе - хоть заорись, пожалуйста, но я подобного тона не потерплю. Я уйду, даже если я тебя люблю, потому что мое мужское и мое человеческое достоинство мне дороже.
----
Когда говорят, что надо снимать побольше фильмов о сильных женщинах и менее агрессивных мужчинах, чтоб без мачизма и самцовости, то хочется ответить: ну камон, они давным-давно уже сняты.
Любовь, голуби и советский идеал мужчины
13:25, 22 октября 2021
Автор: valerianne

Комменты 237
На примере своих бабушек, могу сказать что идеал был один - просто наличие мужчины. Увы, последствия войны…
Так и хочется сказать ‘оставьте советское кино в покое’, оно на даже в самые пропагандистские годы добрее, честнее и прогрессивнее всего современного кинематографа.
Я не поняла посыл поста) Фильмы были хорошие, и мужчины в советских фильмах были разные. Новосельцев несмотря на первое впечаталение рохли, как раз оказался принципиальным человеком и нормальным мужчиной, уважающим женщин.
Насчёт Абдулова не согласна, Муравьёва его максимум до чего дожала- он привык, что она рядом торчит с ним в перерыве. Если текст авторский, то очень здорово )))
А выбрала она Гену, потому что нам как бе намекают, что настоящие чувства приходят сами, их не надо стимулировать и из кожи вон лезть. Но там интереснее образ мамы (вот где токсичность ппсто жесть, как и мама учительницы из вам и не снилось )