Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Даже не знаю, как кратко анонсировать. Отзыв глазами поколения, в словаре которого есть слова "абьюз", "токсичные отношения", "психотерапевт", "психотравмы". И это сказано мною не в пренебрежительном тоне, отнюдь. Да и не в восхищенном тоже. Просто констатация факта, как со временем меняется мировоззрение. 

Токсичная простота: Почему пересматривать фильм «Любовь и голуби» сегодня непросто

ЧИСТЕНЬКАЯ СОВЕТСКАЯ ДЕРЕВНЯ. Запойный алкоголик, которого играет Сергей Юрский, приходит к соседке похмелиться. Соседка, простая деревенская женщина (Нина Дорошина), одетая в новенькое чёрное платье в горошек, прогоняет его. Мужчина рассказывает, что от «инфаркта микарда» умерла его жена, тело привезут завтра, потому что в морге «местов нет». Добросердечная соседка плачет и наливает вдовцу самогона. Её дочь в ужасе от случившегося, сын падает с мотоцикла. Внезапно из кустов выходит «воскресшая» баба Шура, которая выглядит как Георгий Милляр в роли Бабы-яги и лишь отдалённо напоминает Наталью Тенякову, выдающуюся актрису и реальную жену Сергея Юрского. Баба Шура выбивает гранёный стакан с самогоном из рук мужа, а затем бежит за ним с лопатой. Все плачут и смеются.

​​​​Если вы не узнали эту мизансцену, то вы или не (пост)советский человек, или не смотрите телевизор. Фильм Владимира Меньшова «Любовь и голуби» всенародно любим: на странице киноконцерна «Мосфильм» в ютьюбе у него нет ни одного негативного комментария. Комментаторы удивляются тем, кто осмелился поставить фильму дизлайк — что же это за люди, кому может не нравиться этот гениальный, по мнению поклонников, фильм? Они задаются вопросом, почему таких душевных фильмов не снимают сейчас, почему кругом одна пошлость, а другие отвечают — потому что так снимали только в СССР.

«Людк, а Людк!» — кричит нарочито визгливым голосом простая деревенская женщина Надежда, и от её крика внутри меня всё сжимается. Любимый миллионами зрителей фильм «Любовь и голуби» вызывает у меня исключительно оторопь и неприятие. Что со мной не так, почему я не могу полюбить его простых, немного чудаковатых героев?

Несмотря на то, что фильм снят в потёмкинской советской деревне, а «алкоголика» играет «интеллигент» Сергей Юрский, в фильме есть та искра жизненной правды, которая наводит на меня ужас, а любящих картину приводит в умиление. Имя ей — простота, «простой» мир деревни противопоставляется натужному и фальшивому миру горожанки, героини Людмилы Гурченко, служащей в отделе кадров и попытавшейся увести мужа у жены. На мой взгляд, фильм наглядно показывает господствовавшую в СССР и отчасти перенятую в России модель отношений между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми: отсутствие личных границ, неуважение к чужому пространству и чужим интересам, безответственность в поступках.

Муж Василий уходит от жены Надежде к женщине, с которой у него завязался курортный роман, но городская жизнь вдали от семьи и любимой голубятни — он разводит голубей — ему приходится не по вкусу, и он возвращается к себе в деревню. Жена после недолгого периода слёз и заламывания рук принимает его обратно. Более того, между супругами вновь разгорается страсть, и Надежда к удивлению для себя и к радости для мужа обнаруживает, что беременна.

«Простой» мир деревни противопоставляется натужному и фальшивому миру горожанки, героини Людмилы Гурченко, служащей в отделе кадров и попытавшейся увести мужа у жены

«Любовь и голуби» — это не только фильм Владимира Меньшова, но и пьеса выросшего в Сибири Владимира Гуркина. Театральная постановка пьесы так растрогала создателя фильма «Москва слезам не верит», что он решил поставить её на большом экране. В 1982 году они с Гуркиным, превратившим пьесу в сценарий, проехали по деревням Иркутской области, и Меньшов пришел в ужас: разруха, снимать там было нельзя, в итоге сибирскую деревню нашли в Карелии. Своей закамуфлированной сибирскостью «Любовь и голуби» перекликается с документальными картинами Ольги Делан, в которых рождённая в Сибири и эмигрировавшая в Германию режиссёрка показывает женские судьбы на фоне деревенской жизни. Картины Делан — это «Любовь и голуби», вывернутые наизнанку, кинокритикесса Мария Кувшинова пишет, что в «Любви по-сибирски» «камера фиксирует эпизод семейного насилия, которое никем из присутствующих не осознаётся как насилие».

В фильме «Любовь и голуби» камера фиксирует эпизод за эпизодом психологическое и вербальное насилие, но оно, как и в документальной картине Делан, никак не считывается ни героями, ни зрителями. Жена обращается с мужем, как будто он её нерадивый сын и у неё не осталось никаких средств для коммуникации, кроме крика. Муж переходит из рук жены к любовнице и обратно, как одолженный предмет утвари. Отношения героя с алкогольной зависимостью и его жены (Юрский и Тенякова) показаны как умилительные: жена тенью нависает над мужем и следит, чтобы он не выпил лишнего, одновременно пеняя ему, сколько крови он из неё выпил. «Все вы как из одной колодки вырезаны», — говорит ему старшая дочь Кузяковых Людмила («Людка»), когда баба Шура поминает любовные похождения мужа.

Комедийная оболочка помогает принять героев, она же поспособствовала тому, что фильм не отправился на полку — напротив, его за 15 месяцев проката, начавшегося в 1985 году, посмотрело 44,5 миллиона зрителей. Но поведенческий паттерн контролирующей жены не возникает из ниоткуда — это реакция на жизнь с человеком с зависимостью, вызывающей у окружающих смесь брезгливости и умиления. Алкогольная зависимость и то, как разрушительно она влияет на отношения в семье, затронуты во многих советских фильмах, но нигде не проблематизируются как конкретная, особая проблема семьи и общества — это просто норма жизни.

Надежда «Надюха» Кузякина не рассматривает мужа и детей как отдельных личностей, её речь — либо сюсюканье, либо вербальный оскал. Мировоззрение Надежды сформировано ограниченным деревенским миром: она вздыхает, когда же проклятые капиталисты отвяжутся от нас, попрекает Василия его увлечением — слишком, по её мнению, несерьёзным, недостаточно мужским. Надежда в сердцах обещает посворачивать шеи голубям мужа-изменника, а младшей дочери, разделяющей увлечение отца голубями, говорит, чтобы та шла жить к отцу и «новой мамке»  (в другой сцене фильма обещает проклясть детей, если они будут общаться с отцом). И если этот эмоциональный выплеск можно было бы оправдать раной, которую нанесла ей измена мужа, то уже в сцене примирения она говорит ему: стыдобище, все мужики как мужики, а ты по крышам с голубями скачешь. Измена мужа, впрочем, открывает ей глаза: она воспринимала его как нечто должное, а оказалось, что он отдельный человек, а не функция мужа.

Сам муж Василий в исполнении Александра Михайлова — полублаженное инфантильное существо, спокойно живущее под пятой у властной жены и по чистой случайности оказавшееся в поле внимания одинокой женщины на курорте. Героиня Людмилы Гурченко — единственная, кого в фильме называют по имени и отчеству, — обращается с Василием как с игрушкой. Фильм показывает её жеманной и неискренней, но из 2021 года она выглядит симпатичнее, чем в 1985-м: читает газеты, интересуется тем, что происходит в мире — больше всего экстрасенсами и инопланетянами, и следит за своим питанием. Есть особая ирония в том, что нескладного деревенского мужика пытается очаровать Людмила Гурченко, дива советского кино, а он говорит ей, что она «бросилась на него от тоски».

Изображение женщины, выглядящей в глазах общества неполноценной, если у неё нет мужчины, — одна из тех правд советской жизни, о которых фильм сообщает зрителю в 2021 году. Баба Шура говорит Надежде: прости уже его, где ты ещё такого мужика найдёшь, работящего, непьющего. Мать говорит дочери, сбежавшей от мужа: вот прищемило тебе хвост, прибежала к матери под юбку. И на невероятную Людмилу Гурченко фильм смотрит снисходительно, как бы жалея её — одинокую женщину, увлечённую экстрасенсами. «Любовь и голуби», несомненно, очень честный портрет гендерного неравенства в СССР. Второсортный статус одинокой женщины, клеймо «гулящей» у женщины, самостоятельно знакомящейся с мужчинами, пьянство мужчин, всеобщая бедность и ощущение, что кругом захватчики, проклятые капиталисты, — все эти приметы советской реальности проглядывают под лакированной поверхностью фильма, где, как полагается в доброй комедии, дети по мгновению ока забывают, что мать орёт на отца благим матом, а пять минут назад грозилась их проклясть.

Противостояние грубой, но искренней деревенской жизни и рафинированной, но фальшивой жизни города абсолютно ложно. Отсутствие манер, панибратство и просторечие совсем не то же самое, что неуважение к человеческому достоинству, обесценивание и психологические манипуляции. «Любовь и голуби» манипулятивно оправдывают «простотой» нравов деревни токсичное отношение героев друг к другу.

Учёный и популяризатор науки Стивен Хокинг говорил, что главный враг знания не незнание, а иллюзия знания. Если заменить в этой формуле «знание» на «любовь», а точнее на отношения, построенные на любви и доверии, то главным врагом и препятствием таких отношений будет иллюзия о них, представление о токсичных отношениях как о любви. Именно это представление транслирует в умы миллионов зрителей фильм «Любовь и голуби», выдавая за любовь модель отношений, в которой ни у кого из героев нет представления ни о чувстве собственного достоинства, ни о личном пространстве.

Текст: Ира Карпова, источник - Wonderzine

Блоги

Отзыв на "Любовь и голуби" (с Wonderzine)

02:33, 19 октября 2021

Автор: Eliena20

Комменты 348

Аватар

В самом фильме был такой момент, когда Леньку в армию провожали. Точно не помню: "А вот когда я служил - сержант проволоку натянет". А дядь Митя такой: "А у нас фриц натягивал". Это были люди из другого теста, жившие в другое время. Ругать их за то, что они не знают того, что мы знаем сейчас - бессмысленно. Смотреть нужно фильмы с учётом и пониманием того, в каком времени они были сняты. И будет всем дзен. И Белоснежка не будет казаться отхарассменной. А за ролевую модель брать более современные и актуальные фильмы, если они есть, хорошего качества.

Аватар

Не люблю этот фильм, но автору статьи от самой себя не душно? Это просто комедия. Да, жизненная, но такие слабохарактерные мужики, сильные дамочки и нелепые алкоголики есть в любое время в любой стране. Так милая её сердцу за то, что она "городская", героиня Гурченко, невероятно занудная баба, с которой даже подкаблучник жить не выдержал. Прощающая его жена это не признак ужасного СССР, а норма для миллионов женщин, будь они хоть уборщицей, хоть Бейонсе.

F

Фильм - гениальный. Со всем написанным в посте согласна на 100%.

Аватар

Несомненно, то, о чем речь в статье в фильме присутствует. Но сюжет и поведение героев настолько жизненные, что не вызывают неприятие. Это просто история жизни, рассказанная с юмором. Эффектная Раиса Захаровна всё же не смогла удержать непутевого мужа и он вернулся к своей Надюхе. Мне ее, честно говоря, жалко. При этом, когда грустно, фильм поднимает настроение, могу смотреть с любого места. Фразы фильма ушли в народ и это однозначно говорит об успехе. Это просто история об обычных советских людях, их горестях и радостях.

Аватар

На святое покусились (с)… фильм люблю нежно, обычная жизнь деревенской семьи, юмор добрый, актёры шикарные. Уже и в советские фильмы свой абьюз притянули.

Подождите...