Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Все началось с заметки Льва Лурье о Мальцове.
Где селились "сливки"петербургского общества в XIX веке?
Ну, например, в Литейной части города.
Здесь, в бывшем особняке графа Кочубея жил «еще один из знаменитого рода стеклозаводчиков Мальцовых» — Юрий Степанович Нечаев-Мальцов. Тот самый, что фактически полностью профинансировал создание Пушкинского музея в Москве, но чье имя сегодня вряд ли знакомо рядовому жителю столицы.

Похожее забвение постигло и другого выходца из этой династии — великого «генератора идей» и непонятого современниками предпринимателя Сергея Ивановича Мальцова.

Сергей Иванович Мальцов
За 30 лет Сергею Ивановичу удалось создать самую крупную промышленную зону в России — Товарищество мальцовских заводов. 16 заводов и фабрик с железным, хрустальным, стекольным и свеклосахарным производством, 9 800 рабочих, территория, сравнимая по площади с небольшим европейским государством и невиданные для того времени технологии и социальная политика.
Комфортное и доступное жилье для рабочих, бесплатная медицина и образование, собственные служба безопасности, железная дорога, судоходство и телеграф. И первый в стране восьмичасовой рабочий день для занятых на вредном производстве сотрудников! Неутомимый Мальцов даже ввел собственную валюту — «мальцовские записки».

Журналист Василий Немирович-Данченко назвал это место «Америкой в России», оазисом среди бездорожья и бескормицы. «Тут люди пробуравили землю и, как черви в орехе, копошатся в ней, вынося на свет Божий скрытые богатства; отсюда добрая часть нашего отечества снабжается стеклом, фаянсом, железом, сталью, паровозами, вагонами, рельсами, паркетами, всевозможными машинами, земледельческими орудиями... Здесь нет роскоши и излишеств, нет и нищеты, нет голодовок».
Помимо немилости царя и осложнившейся экономической ситуации в стране проект Мальцова сгубили собственное единовластие и авантюризм. Он построил империю, которая бы неминуемо рассыпалась в отсутствии своего энергичного хозяина.
Так и случилось. Жена Сергея Ивановича любви к труду и провинции не разделяла: жила светской жизнью в столице и детей приучила к тому же. А в какой-то момент воспользовалась своим положением при дворе и добилась признания мужа сумасшедшим.

Анастасия Николаевна Урусова с детьми
Униженный, Мальцов уехал в свое крымское имение Симеиз, где и умер в 1893 году. Наследники делом отца заниматься не стали, лишь собирали дивиденды. Через несколько лет империя Мальцова пришла в упадок, а там уже и до национализации производств — рукой подать.
Я люблю посерфить в интернете в поисках исторических личностей.
Женой Мальцова была красавица и фрейлина при дворе - Анастасия Николаевна Урусова.
В 1838 году Тургенев писал, что «Мальцова всем кружит головы и все от неё в восхищении. Напоминает Пушкину, вдову поэта, но свежее, очень приветлива и любезна и хорошо себя держит в салоне»
У супругов было 8 детей, я всех просмотрела, один из них привлёк мое особенное внимание, потом станет понятно почему. Это Иван Сергеевич Мальцов (01.02.1847—1920) флигель-адъютант, генерал от инфантерии в отставке с 1905 года.

Иван Сергеевич Мальцов
Был женат на баронессе Екатерине Александровне Остен-Дризен (1853 — после 1920). Был расстрелян в Крыму в 1920 году вместе с сыном Сергеем (1876—1920) и его беременной женой Ириной Владимировной, урождённой Барятинской (1880—1920).
Иван Сергеевич Мальцов вместе с сыном и невесткой в 1918 переехали в Крым, где у обоих семей были имения.

Ирина Барятинская и Сергей Мальцовы (невестка и сын Ивана Сергеевича Мальцова)

Сергей Мальцов

Ирина Мальцовa
В Крыму в то время власть переходила «из рук в руки» неожиданно и быстро. Имение cватьи Ивана Сергеевича Мальцова пытались национализировать два раза… Императрица Мария Федоровна, по воспоминаниям современников, приказала, буквально – приказала Надежде Александровне Барятинской, матери Ирины Владимировны Мальцовой, как статс-даме, как подруге и родственнице уехать вместе с ней, вместе с оставшимися Романовыми на английском дредноуте «Мальборо» 11 апреля 1919 года из Ялты на Мальту. Вместе с Н.А. Барятинской поехала её дочь Ирина Мальцова с семьей.

Барятинская Надежда Александровна
Императрица Мария Федоровна умоляла Надежду Александровну не возвращаться в Россию, приглашала поехать с ней в Европу, сама она так и сделала: далее последовала в Лондон и Копенгаген, где закончила свои дни в 1928 году. В апреле 1920 года барон Врангель П.Н. стал правителем Тавриды / Крыма. И Надежда Александровна Барятинская вместе с семьей дочери Ирины вернулись в Россию. Чтобы погибнуть.

Надежда Александровна Барятинская перенесла инсульт и передвигалась на коляске. Ирина Мальцова ждала рождение четвертого ребенка. Здесь в имении находились ближайшие родственники – Апраксины, Щербатовы, Мальцовы вместе с детьми, прислугой. В это время здесь у Надежды Александровны родилась еще одна внучка, была сыграна еще одна свадьба между родственниками… Но, события вокруг драматизировались и уехали Апраксины, Щербатовы, а Мальцовы остались вместе с бабушкой. Только через более чем 70 лет нам станет известно и то не до конца, как разворачивались события.
Из документальных источников стало известно, что княгиня и ее родственники стали жертвами доноса, который написала бывшая горничная Надежды Александровны, а в 1920 году – «красная сестра» Мария Новикас: «Перед приходом красных семьи Барятинских и Мальцовых готовились к эвакуации, для чего начали укладывать вещи и ценности. Так я знаю, что с помощью няни Барятинских — Полины Ивановны были уложены следующие ценности: одна брошь с бриллиантом, брошь серебряная с вензелями, два образка, усыпанные бриллиантами, золотые серьги, жемчуг, маленький бриллиантик, несколько золотых кулонов на золотых цепочках, золотая булавка и один драгоценный образ, отданный княгиней Барятинской, чтобы скрыть, в одну из церквей по Аутской улице. Две дочери княгини Барятинской– Анна и Аграфена Апраксины –уехали за границу перед вступлением красных в Крым. Настоящие показания даны мною и мне известны. Красная сестра. (Подпись).» По этому доносу в «Сельбиляре» был проведен обыск с целью изъятия денег и ценностей, о которых донесла «красная сестра» Новикас.
Сохранился также документ - заявление какого-то Александра Григорова в особый морской отдел: «Согласно моего заявления были арестованы княгиня Н.А. Барятинская, генерал в отставке Мальцов, и его сын капитан гвардии Мальцов . Зная, что эти люди цензовики, собирались выехать за границу, но почему-то не успели, являются, безусловно, контрреволюционерами и уверен, что имеют иные связи и знают много другой себе подобной сволочи, предложил бы для пользы дела, путем различных предложений и нажимов добиться от них, каких они знают членов национального общества и прочих контрреволюционных организаций, арестовать их хороших знакомых, как безусловную сволочь и уверен, что они могут кое-что дать. Александр Григоров 17/XII с. г.» (1920 г.)»
Вместе с Надеждой Александровной была арестована её дочь Мальцова Ирина Владимировна, 1880 г. р., уроженка Петербурга, княжна Барятинская. Арестовали и мужа Ирины – Сергея Ивановича Мальцова 1876 г. р. , полковник Российской армии, который даже в Белой армии не служил, и его отца Мальцова Ивана Сергеевича, 1847 г. р., генерала от инфантерии в отставке, награжденного многими орденами и медалями Российской империи. Троих детей Мальцовых спрятала няня. 20 декабря 1920 года Чрезвычайная «тройка» особого отдела ВЧК при РВС Южного и Юго-Западного фронтов под председательством Чернабрывого, членов Удриса и Гунько-Горкунова приговорила к расстрелу 204 человека. В конце постановления приписка: «Приговор должен быть приведен в исполнение в 24 часа. Тов. Агафонову предлагается привести приговор в исполнение, после чего доложить».
Троими детьми, которых спрятала и тем самым спасла от смерти няня, были дочери убитых Мальцовых: Мария и Анастасия, и сын Николай Сергеевич Мальцов (1907, Москва — 1992, Лондон).

Барятинские с внуками в Крыму, Николай с сетрами на этом снимке с бабушкой и дедушкой
К сожалению, не нашла как спасенные дети оказались заграницей, может кто-то здесь напишет.
Николай Мальцов был женат на Прасковье Аполлинариевне Хрептович-Бутенёвой (1911—1969. Их дети близнецы Сергей Николаевич Мальцов (р. 1932) и Екатерина Николаевна Мальцова (р. 1932), вышедшая замуж за Винченцо Соццани.
Получается, что Анна, Ольга и Мария Соццани (р. 1969) праправнучки pасcтрелянных в Крыму четы Мальцовых-Барятинских. Последняя, Мария, была женой поэта Иосифа Бродского. Их дочь Анна Александра Иосифовна Соццани-Бродская (р. 1993) уже прапраправнучка.

Мария Соццани и Иосиф Бродский




Анна Александра Мария Бродская
Oт дома в районе Литейного ваш диванный сыщик добрел до дочери Бродского)) Можно конечно сказать ну и что, но мне показалось любопытным, как причудливо переплетаются судьбы выходцев из Петербурга сквозь время и поколения. С дочкой Бродского есть интервью, если интересно, могу пост сделать.
Спасибо за внимание
Петербургское
21:04, 20 августа 2021
Автор: Atmosphere
Комменты 41
Спасибо за пост, не знала о взаимосвязи семьи Мальцовых и Бродского. Недавно прочитала про Барятинских. Насколько же велика была ненависть к бывшим господам у людей, чтобы расстреливать даже беременных женщин и инвалидов.. можно представить их мысли накануне расстрела, когда они осознали какой ошибкой было остаться в России.
Максимально тупорылое решение вернуться в Крым. То что Врангель - калиф на час и это вопрос времени, когда Красная Армия выпнет его с полуострова, знали даже заграницей. По факту совершили самоубийство, неужели думали, что чпокнувшие на шару царскую семью Ленин, Троцкий и Свердлов будут миндальничать с какими-то там дворянами, фрейлинами императорской маман.
Большое спасибо, шикарнейший пост!!!! Очень интересно и очень грустно читать такие истории….
А еще есть связь с Пушкиными ))) Василий Львович Пушкин был женат на московской красавице Капитолине Вышеславцевой. Она познакомилась с Мальцовым и предпочла богача небогатому мужу. Развод получила в результате многолетнего судебного процесса, поймав (или подстроив) супруга на измене с крепостной. Сергей Мальцов с фотографии - как раз сын Капитолины
Как бы вам 14 плюсов поставить?