Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
К открытию Дома культуры «ГЭС-2» на Болотной набережной в центре Москвы фонд V–A–C рад объявить о появлении двух работ современных художников на территории «ГЭС-2». Одна из них — «Большая глина № 4» (Big Clay # 4) Урса Фишера, разместилась 16 августа на Спуске, напротив главного входа в здание. В последний раз она выставлялась во Флоренции на площади Синьории в 2017 году (на фото).


В эти выходные завершилась установка работы Урса Фишера «Большая глина № 4»
Первые зрители уже вчера наблюдали, как розовые перистые облака касаются синих труб, закатное солнце отражается на фактурной металлической поверхности, а неровные контуры работы Фишера, воспроизводящие пластичность глины, контрастируют с выверенной геометрией Спуска у «ГЭС-2».

Работа Фишера «Большая глина № 4» — это отлитая из алюминия
12-метровая увеличенной копия комка глины, который этот швейцарский скульптор
как-то раз смял в руках.
«Большая глина № 4» посвящена осмыслению акта созидания и преображения материи
в руках человека, - комментируют представители фонда. - Это движение
олицетворяет саму суть творчества, в процессе которого художник придает новый
облик не только материи, но и миру вокруг. Произведение апеллирует к тому
непреодолимому импульсу, который все мы испытывали с детства, сжимая в ладони
кусок пластилина, — импульсу к трансформации податливого материала и приданию
ему определенной формы.
Монументальная по своим масштабам работа превращается в символ творчества, простоты и действенности человеческого жеста."
Скульптура вызвала неоднозначную реакцию и множество негативных отзывов в российских социальных сетях.
Одним из первых в соцсетях на нее отреагировал артист Максим Галкин. «Это просто выглядит как 12-метровая стопка не очень аккуратного дерьма. Это кошмар! Но это как бы современное искусство», — сказал Галкин в Instagram. Он также назвал автора скульптуры бездарным и бесталанным художником.

"Что за бессмысленная глыба?? Уберите этот "шедевр", напоминает огромные
фекалии (("
"Безобразие!!!! Надо российским архитекторам и скульпторам, молодым, талантливы дорогу давать! А не наводнять просроченным европейским говном!!!"
"Культурный центр ГЭС-2 поставил рядом символ своей культуры"
"Думаю сесть в позе орла на противоположной набережной и сделать фото что бы скульптура выглядела вываливающейся из зада москвича станет новое московской традицией!"
Пишут возмущенные пользователи в сети.

Московские архитекторы отзываются осторожно и деликатно:
"В скульптуре швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина № 4», которую поставили в Москве напротив дома культуры «ГЭС-2» в центре Москвы, есть доля провокации, - заявил РБК заслуженный архитектор России, академик Академии архитектурного наследия Андрей Анисимов. - К такому искусству мало кто готов. Сначала это надо обкатывать в более подготовленной среде. А городу не хватает парковой скульптуры, которая приносила бы радость и эстетическое наслаждение".
Архитектор Елена Тальская заявила РБК, что скульптуре Фишера не место на Якиманке, в исторической застройке, она должна находиться в галерее или музее современного искусства. «Нужно учитывать окружение, исторический контекст. Я считаю, что такая неоднозначная скульптура не украшает пространство. Если бы это было в рамках биеннале, — интересующийся человек имел бы возможность прийти, посмотреть. Но это ставится в центре города на общее обозрение, что не совсем верно», — утверждает она.
А некоторые так и вовсе обвиняют хейтеров в необразованности и ограниченности:
Как отметил РБК директор Музея имени Андрея Рублева, специалист в области
современного искусства и архитектуры Михаил Миндлин, если в самом центре
города появляются современные здания, то должны появляться и современные
арт-объекты. «Люди брызжут слюной, истекают ядом и желчью из-за яркого и
интересного арт-объекта, который поставлен всего на несколько месяцев в центре
города. У необразованных и ограниченных людей возникают странные
ассоциации — это объясняется тем, что у кого чего болит, тот о том и
говорит», — иронизирует Миндлин.
Он пожаловался, что современное искусство вызывает у «консервативной,
ограниченной, малообразованной части публики» отторжение, так как ее
«клишированное сознание затормозилось на уровне эстетики XIX века». Миндлин
также отметил, что ранее работы Рембрандта ван Рейна, Франсиско Гойи называли
антиискусством, а произведения Ван Гога — антиэстетикой, в то время как
сейчас в любом кафе можно встретить репродукции их работ.
«Мы не слышим волны негодования, когда появляются памятники псевдотрадиционной
эстетики, псевдоклассические, сомнительного качества и уровня, выполненные
плохо, не выдерживающие критики с художественной точки зрения. При этом
современная скульптура вызывает вопли», — заключил Миндлин.

Второй работой, которая появится на территории Дома культуры «ГЭС-2», станет «Пространство света» (2008 г.) Джузеппе Пеноне — она будет установлена во Дворе, перед Рощей. Ранее работа выставлялась в Лондоне (галерея Уайтчепел) и Версале.
В «Пространстве света» автор анализирует пересечение и взаимодействие двух миров — людей и растений. Сам процесс создания работы начался с контакта художника и природы: Джузеппе Пеноне нашел поваленную лиственницу в местечке под названием Долина чудес недалеко от границы Италии и Франции; удалил часть веток и покрыл дерево толстым слоем воска для того, чтобы в дальнейшем отлить свое произведение из бронзы.
Конечная работа представляет собой разделенный на 8 частей полый ствол дерева, снаружи он покрыт отпечатками рук художника, а на его позолоченной внутренней поверхности различим рисунок древесной коры. Видимое сходство этих оттисков означает для Пеноне очевидную и неразрывную связь между человеком и природой — мотив, который он исследует в своем творчестве на протяжении многих десятилетий.

Куратор выставки, арт-критик Франческо Бонами, работавший с проектом Фишера во Флоренции, так отвечает на вопрос, почему именно эти два арт-объекта были выбраны для установки:
"То, что Фонд V–A–C решил установить к открытию ГЭС-2 именно эти произведения, — очень сильный ход. По сути дела, и у Пеноне, и у Фишера схожая цель — запечатлеть некий простой жест, импульс, идущий от природы. А то, что они выставлены одновременно, только усиливает эту идею. Работа Пеноне ведет диалог с рощей позади него, а у Фишера — с окружающей ее архитектурой."
"До Москвы «Большая глина № 4» временно была установлена в Нью-Йорке и во Флоренции и, конечно, вызвала много разных, в том числе и негативных оценок, как и любое произведение искусства в публичном пространстве, неизбежно создающее напряжение с уже существующими контекстом и архитектурой. Но вспомним, что очень негативная реакция была и на фонтан Бернини, когда тот появился на площади Навона в Риме, а против установки «Давида» Микеланджело на площади Синьории во Флоренции возражал сам Леонардо да Винчи.
Что же касается смысла этой работы, то, если хотите, это памятник потребности человека творить, которой он наделен с самого раннего детства. Если вы дадите ребенку кусок глины, он тут же захочет превратить его во что-то другое. Почему? Разве кто-то ему это подсказал? Нет, конечно! Эта потребность творить присуща человеку с самого рождения, что и символизирует «Большая глина № 4». Простота человеческого жеста, который в итоге приведет его к культуре, искусству, религии и духовности. И это трудно отрицать. Работа Фишера, как и «Пространство света» Пеноне, символизирует первые шаги человека к творчеству, которые в конечном итоге привели к нашей культуре со всей ее сложностью и многообразием.

"Мне очень нравится, как эта монументальная работа перед ГЭС-2 сочетается с красотой самого здания и с пространством вокруг — памятником Петру I, то есть историей, храмом Христа Спасителя, этим собором с золоченым куполом в конце моста, то есть религией, и наконец, с самой ГЭС-2 и культурой в широком смысле. Роль «Большой глины № 4» в этом диалоге — стать символом первобытного импульса к жесту, от которого начинался путь человеческой цивилизации, - говорит Франческо Бонами.
И прогнозирует: "Во Флоренции оно простояло всего шесть месяцев. Можете не верить, но многие флорентинцы до сих пор скучают по нему, потому что оно за короткое время стало местом встреч и коллективного общения. Искусство и культура состоят из контрастов и противоречий. Если взять ту же площадь Синьории, где стояла «Большая глина № 4», то здесь и палаццо Веккьо, и Лоджия деи Ланци, и фонтан Нептуна, и куча невзрачных построек XIX века. Вам может нравиться Персей Челлини или не нравиться неуклюжая статуя Нептуна. Но они свидетельствуют о динамике общества на его пути преобразований и смены вкусов. Вот почему в конечном итоге и «Большая глина», надеюсь, станет «гением места», а еще через 100 лет, как и ГЭС-2, настолько сольется с ДНК города, что одно лишь поползновение убрать ее вызовет большой скандал. "
Сколько времени пробудут эти арт-объекты современного искусства в Москве, неизвестно, но обещают, что временно. Так что успейте прикоснуться к прекрасному!
Успейте прикоснуться к прекрасному!
01:53, 18 августа 2021
Автор: euro_padal

Комменты 262
Комментарий был удален
Сначала глина "впечатлила", но ушла на второй план после идущих тараканов
А вот церетелевский памятник Петру Первому уже не уберут...Вот где страх Божий :)
Киса, как художник художнику — Вы рисовать умеете?(c)
Большая глина номер 4 .. где то есть ещё как минимум 3 больших глины? )