Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Доброго вечера, сплетницы!

Наливайте себе в бокалы ледяного игристого и слушайте...

В рамках факультатива по ранее прошедшему музыкальному флешмобу  и страстного желания показать какое же творчество может считаться прорывом,делюсь с вами своими золотыми находками.

Сегодня у меня для вас два героя. И много других крутых ребят, о которых мне хочется рассказать ( или напомнить). Для тех кто не узнал, фото на превью - Осип Мандельштам, фото внутри поста - Рома Либеров. 

Что касается, Мандельштама, даже после школьной мандельштамовской  темы, мне были знакомы многие его стихи...Как оказалось сейчас:

Невыразимая печаль

Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза,—
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь.

Однако, моей фавориткой всегда была Ахматова-Горенко. Из любимого:

На шее мелких чёток ряд,
В широкой муфте руки прячу,
Глаза рассеянно глядят
И больше никогда не плачут.

И кажется лицо бледней
От лиловеющего шелка,
Почти доходит до бровей
Моя незавитая челка.

И непохожа на полет
Походка медленная эта,
Как будто под ногами плот,
А не квадратики паркета...

Ее я учила наизусть без принуждения , выходя далеко за пределы школьной программы. Мандельштам, казался уж очень завитушечным, а поздний через чур символичным. Что забавно, Ахматова и Мандельштам были дружны.

Благодаря же Роме Либерову, идейному вдохновителю и продюсеру  музыкального альбома -посвящения "Сохрани мою речь навсегда...". Для меня Осип Мандельштам,как бриллиант со всей своей флюоресценцией заискрил так,что уже какой месяц я нахожусь под впечатлением. И в том числе от того,что Рома открыл для меня новых творческих ребят. 

Тезисно обозначу кто есть Роман. По сути, этому можно посвятить и отдельный пост. Итак, ему 40 лет. По специальности - вгиковский режиссёр неигрового кино. В его активе  серия документальных фильмов об Ю. Олеше, С. Довлатове, И. Бродском,Ильфе и Петрове, одноименный фильм о Мандельштаме. В список "Посмотреть!" добавила себе. Однако,  это не привычная нам документалка, это документальное кино снятое поэтом о поэтах. Я сделала для себя вывод, что Либеров страстный поклонник периода 20-40х гг 20 века, его знаток и ценитель. И его галстуки- бабочки как бы намекают :). Его увлечение этим периодом,оно такое с печальным налетом,потому что репрессии,НКВД и пр. Мне тоже близка атмосфера того периода.Видимо,тем и зацепил,но, не смотря на весь трагизм, вижу это время очень творческим,  с новым "воздухом".

Как и многие новаторы того периода Роман тоже использует в своих работах разные техники. Смешивает, как в коктейлях, всё, что ему близко по вкусу ;). Кроме того, Роман сам пишет стихи, является соавтором  текстов для инди-группы Сансара. Не менее ценно,то , что он организовал поэтический банк(я бы это так назвала) современных поэтов. Вот что  он говорит о своем фонде Улисс: "...новейший киноархив русской поэзии, а также цикл вечеров, на которых современные поэты читают свои стихи и рассказывают о них. Двадцатый век почти не донёс до нас русскую поэзию в кадре и звуке. Мы убеждены, что поэтическая речь эпохи цифрового прогресса должна быть сохранена навсегда. Каждый месяц мы приглашаем поэта, который не только читает свои избранные стихотворения, но рассказывает истории о них и о себе. Этот процесс мы тщательно снимаем и монтируем.

Побывать на выступлении и стать участником киносъёмки можно по регистрации, вход принципиально свободный...".

Так что, творческие сплетницы, дерзайте.

Возвращаясь к Осипу Мандельштаму и трибьют- альбому:   21 трек, подозреваю, что не случайно именно это число,потому что век сейчас 21.  Каджы трек этого альбома звучит настолько в духе нашего громкого мчащегося цифра-времени, что не зная автора текстов,подумаешь пишет наш современник-ровесник.

Альтернативный рок, этно- хип-хоп, поп, рэп, гранж... Каждый найдет  свою музыку, свои слова в этом альбоме.

Альбом создан с любовью и уважением к таланту Мандельштама,  но смело, и конечно тем лучем , который подсветил для меня всю эту россыпь из стихов, музыки и людей-талантов, стал Роман и ему мои первые аплодисменты.

Хочу обратить внимание,что Роман называет Мандельштама русским поэтом, не российским, не талантливым евреем пишущем на русском, а именно русским поэтом. Меня  это очень тронуло. Объясню почему, Мандельштаму ,как и Ахматовой,и Гумилеву, посчастливилось вобрать в себя ещё те соки, которые напитали в своё время Пушкина и ко. И результат - Мандельштам "отдавал" очень красивую, интеллектуальную, очень широкую, как наша неохватная страна, поэзию. Она так же многогранна и интернациональна, как Россия и многочисленные наши друзья и соседи . И  я не спроста так говорю, в альбоме Мандельштама поют на грузинском, украинском, литовском.

Маленькое отступление.Вот что я вижу и чувствую- среди современных нам евреев очень часто слышны нотки обиды на страну,которая их в прямом смысле вскормила- нас антисемитят, обижают, не дают выражать свои мысли и воплощать творческие идеи. Ребята,остановитесь, ваша привычка жалиться и ныть уже выглядит неактуально... Мандельштам, он был евреем, но был сыном своей земли. Он пишет:

...Я от жизни смертельно устал,

Ничего от нее не приемлю,

Но люблю мою бедную землю
Оттого, что иной не видал.

Он видал,и видал много. Его семья была достаточно обеспечена, чтобы позволить ему образование в Европе.

Он имел возможность покинуть революционную Россию, но ,как, например, и Гумилев выбрал свою бедную землю.

Рефреном во моей голове идёт сравнение Богомолова с Либеровым, два еврея, у которых была фактически одинаковая платформа с которой они взлетали,но у Либерова получилось летать,а Богомолов добровольно спрыгнул в выгребную яму. Ну да, Бог с ним.

Попробуйте послушать сначала аудиоверсию альбома. Представьте свои образы.

Почти на каждую песню альбома создан клип. Также при продюсировании и режиссировании Либерова.

Не все видео- картинки совпали с моими внутренними ощущениями, но с ними и песня сразу с другой грани воспринимается. Как будто ты допущен в сознание другого и  смотришь на эту же историю,но его  глазами. Это забавное ощущение.

Слова,которые отзываются, и музыканты, которые поселились в моем плейлисте :

Только детские книги читать,
Только детские думы лелеять,
Все большое далеко развеять,
Из глубокой печали восстать.

Я от жизни смертельно устал,
Ничего от нее не приемлю,
Но люблю мою бедную землю
Оттого, что иной не видал.

Я качался в далеком саду
На простой деревянной качели,
И высокие темные ели
Вспоминаю в туманном бреду.

Песню на эти стихи представил Женя Мильковский , хэдлайнер украинской группы Нервы. Для меня эта песня - теплые воспоминая о детстве. Слышала о нем и о Нервах раньше, но показались школярам что ли, но теперь  ошибка исправлена- эти парни поют и для меня.

Алина Паш, закарпатская певица, сейчас живёт и работает во Франции. Для меня ее творчество тяжеловато и агрессивно, но она крутая. Алина выбрала для себя стихи, которые подойдут к любому переломному периоду, к любой революции: 

Среди лесов, унылых и заброшенных,
Пусть остается хлеб в полях нескошенным!
Мы ждем гостей незваных и непрошенных,
Мы ждем гостей!

Пускай гниют колосья перезрелые!
Они придут на нивы пожелтелые,
И не сносить вам, честные и смелые,
Своих голов!

Они растопчут нивы золотистые,
Они разроют кладбище тенистое,
Потом развяжет их уста нечистые
Кровавый хмель!

Они ворвутся в избы почернелые,
Зажгут пожар — хмельные, озверелые…
Не остановят их седины старца белые,
Ни детский плач!

Среди лесов, унылых и заброшенных,
Мы оставляем хлеб в полях нескошенным.
Мы ждем гостей незваных и 

сейчас работает во Франции:

Группа Свидание. Эти Лирики и физики,как будто поют нам из 60х годов.  Открытие для меня. Теперь и эти парни со мной. Для себя они выбрали ранние стихи Мандельштама. Очень нежные.

Нежнее нежного
Лицо твоё,
Белее белого
Твоя рука,
От мира целого
Ты далека,
И все твое —
От неизбежного.

От неизбежного
Твоя печаль,
И пальцы рук
Неостывающих,
И тихий звук
Неунывающих
Речей,
И даль
Твоих очей.

Моё знакомство с этим альбомом началось с песни Агутина. Он выбрал для себя очень крымские теплые стихи, солоноватые то ли от слез, то ли от морских брызг стихи. 

Золотистого меда струя из бутылки текла
Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела:
Здесь, в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла,
Мы совсем не скучаем,— и через плечо поглядела.

Всюду Бахуса службы, как будто на свете одни
Сторожа и собаки,— идешь, никого не заметишь.
Как тяжелые бочки, спокойные катятся дни:
Далеко в шалаше голоса — не поймешь, не ответишь.

После чаю мы вышли в огромный коричневый сад,
Как ресницы, на окнах опущены темные шторы.
Мимо белых колонн мы пошли посмотреть виноград,
Где воздушным стеклом обливаются сонные горы.

Я сказал: виноград, как старинная битва, живет,
Где курчавые всадники бьются в кудрявом порядке:
В каменистой Тавриде наука Эллады — и вот
Золотых десятин благородные, ржавые грядки.

Ну а в комнате белой, как прялка, стоит тишина.
Пахнет уксусом, краской и свежим вином из подвала,
Помнишь, в греческом доме: любимая всеми жена,—
Не Елена — другая — как долго она вышивала?

Золотое руно, где же ты, золотое руно?
Всю дорогу шумели морские тяжелые волны.
И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно,
Одиссей возвратился, пространством и временем полный

Это ZOLOTO уже тоже со мной. Владимир Золотухин представляет Казахстан.

Я ненавижу свет

Однообразных звезд.

Здравствуй, мой давний бред,-

Башни стрельчатый рост!

Кружевом, камень, будь

И паутиной стань,

Неба пустую грудь

Тонкой иглою рань!

Будет и мой черед —

Чую размах крыла.

Так — но куда уйдет

Мысли живой стрела?

Или свой путь и срок

Я, исчерпав, вернусь:

Там — я любить не мог,

Здесь — я любить боюсь…

Билли Новик и джаззз. Освежите в бокалах напитки, а предпочтительнее налить шерри- бренди.

Я скажу тебе с последней Прямотой: Всё лишь бредни, шерри-бренди, Ангел мой.

Там где эллину сияла Красота, Мне из чёрных дыр зияла Срамота.

Греки сбондили Елену По волнам, Ну а мне - солёной пеной По губам.

По губам меня помажет Пустота, Строгий кукиш мне покажет Нищета.

Ой ли, так ли, дуй ли, вей ли, Всё равно. Ангел Мэри, пей коктейли, Дуй вино!

Я скажу тебе с последней Прямотой: Всё лишь бредни, шерри-бренди, Ангел мой.

Волшебной Грузии вам в блоги. Mgzavrebi. Отщипнула и для себя кусочек солнечных голосов.

Спойлер: поют на грузинском!

Алина Орлова(Литва) - трепещет, как крылья бабочки  и Iowa - искрит, как ручей под солнцем. Девчонки поют одни стихи, но так по разному.

Возьми на радость из моих ладоней
Немного солнца и немного меда,
Как нам велели пчелы Персефоны.

Не отвязать неприкрепленной лодки,
Не услыхать в меха обутой тени,
Не превозмочь в дремучей жизни страха.

Нам остаются только поцелуи,
Мохнатые, как маленькие пчелы,
Что умирают, вылетев из улья.

Они шуршат в прозрачных дебрях ночи,
Их родина — дремучий лес Тайгета,
Их пища — время, медуница, мята.

Возьми ж на радость дикий мой подарок —
Невзрачное сухое ожерелье
Из мертвых пчел, мед превративших в солнце.

Наслаждайтесь! 

Блоги

Возьми на радость из моих ладоней немного солнца...

23:12, 24 июня 2021

Автор: zianid

Комменты 34

Аватар

В школе была увлечена Мандельштамом, помню вот - Сусальным золотом горят В лесах рождественские елки, В кустах игрушечные волки Глазами страшными глядят. И ещё очень нравился Гумилев, спасибо большое за пост, сейчас всё посмотрю и прослушаю)

Аватар

Спасибо. Мандельштам велик. Его хватит на всех.

Аватар

У Noize MC есть чудный трек :Сохрани мою речь " с куплетом из стихов Мандельштама. Серебряный век велик, у него было много прекрасных певцов

Аватар

В моей последней школе были прекрасные преподаватели литературы. С одной из них - доктором наук (к нашему счастью, отличные вузовские преподаватели соглашались преподавать в нашей школе) - делали рефераты по поэтам Серебряного века. Мы с одноклассницей, такой же отличницей, выбрали Мандельштама. Подошли со всей ответственностью как к наполнению, так и к оформлению - читали его стихи, изучали трагическую историю его жизни. На долгие годы запомнила одно стихотворение: "Паденье - неизменный спутник страха ...". Мандельштам казался таким хрупким, просто хрустальным, как и его стихи. Вообще, школьные и университетские преподаватели по непрофильным предметам (я закончила физмат. класс, затем эконом.факультет) дали мне очень много. Поэтому сейчас негодую, когда студенты говорят: "Зачем нам философия.."

Аватар

"Он имел возможность покинуть революционную Россию, но ,как, например, и Гумилев выбрал свою бедную землю." ____________________ Очень жаль что не покинули, все получили сполна от сталинской России.

Подождите...