Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
- Шляпа, пожалуйста, только не в Слизерин! Только не в Слизерин!
- Лиссабон!
- А можно в Слизерин?
Это я к тому, что Португалия точно не страна из первой десятки и, надеюсь, чаша эта мимо, мимо (как говорится, чего боишься больше всего...). Есть, однако, у меня пристрастие несколько guilty: люблю по зиме послушать заунывные португальские романсы. Такой заскок, простите, сама не понимаю, опять, наверное, подвела меня буква Ы. В этом году всё ещё хуже: зима-то прошла, а нытики - остались! Что за чертовщина? Друзья, если вас вдруг тоже угораздило в это вляпаться, угодить под колесо всем этим "кымыкарбаям", "гайвотам" и "выдам-пырдыдам", знайте, я вам очень сочувствую и протягиваю руку помощи (хотя это с какой стороны посмотреть). Будем умирать красиво.
Поехали. Парад отборных тоски и уныния.
Алфреду Марсенейру (Дуарте)
Алфреду Марсенейру и Амалия Родригеш, Лиссабон, 1950.
Ну это патриарх среди мужчин-фадишташ, константа. Очень удобно, на букву А. Как Амалия Родригеш среди женщин, но легче 20 песен у Марсенейру послушать, чем дослушать одну у Родригеш. Такой у него особый голос, с отрицательной харизмой баритончик, мне нравится. И манерой особой и этим очень узнаваемым голосом он любое фаду делает своим. Даже как-то не хочется, чтобы песенка заканчивалась. Честно, не знаю, для чего фаду-крунер Камане записал трибьют Марсенейру. Это, как говорится, две большие разницы.
Здесь мне больше всего нравится момент на 2:25, но и песня ничего.
Из той же оперы, что и Tricana, на этот раз про проблемы богемных кругов.
Мануэл Де Алмейда
Тоже из признанных мастеров. По первой профессии, кстати, дизайнер дамской обуви, поэтому профессионально выступать как фадишта начал достаточно поздно - в 29 лет. Считается одним из самых значительных исполнителей фаду-каштису (традиционное фаду с фиксированным размером 4/4).
Адэуш а мосидады поёт Мануэл - "прощай, молодость!". Да, пока слушала, тоже хотелось проститься - с жизнью. "Я устал жить, но боюсь смерти" - вот в этой строчке и заключена вся (или почти вся) суть португальской музыкальной философии. Я устаю жить, пока слушаю фаду.
Фаду менор "Fado Meia Noite", которое исполняли многие, но широкой публике в основном известное под названием "Vida Vivida" из репертуара Аржентины Сантуш. Мне версия де Алмейды нравится поболе, но это дело вкуса.
Жуан Феррейра-Роса
Один из трёх моих любимых фадишташ. Очень узнаваемый голос, маскулинный. Чувствуется, что человеку плохо глобально.
Про тоску зелёную без купюр.
Несмотря на то, что выступал Феррейра-Роса до последних лет жизни (умер в 2017), студийную работу не жаловал, предпочитая спонтанность. Разделяю, в студийных записях теряется магия момента. Убеждённый монархист.
Ещё одно фаду на мелодию fado cravo Марсенейру.
Аржентина Сантуш
Уроженка Морарии Аржентина Сантуш, как и Мануэл де Алмейда, начала исполнять фаду профессионально достаточно поздно, но причины были более драматичные: против певческой карьеры Сантуш выступали оба её мужа, предпочитавшие видеть её на кухне, а не на сцене. К счастью (или к сожалению) для Аржентины и фанатов фаду они достаточно рано преставились и в 30 лет певица выпустила первую пластинку (между двумя браками она, впрочем, попевала).
Вот эпизод с ней из известного, местами странного фильма Сауры "Фаду". Этот эпизод хорош, ничего лишнего, только певица и самое известное фаду в её исполнении - "Vida Vivida" (на мелодию fado menor).
Так она звучала в молодости.
Мария Тереза де Норонья
Теперь пачкой аристократия пойдёт, аристократов у нас любят :) В фаду их немало, этот бордельно-кабацкий жанр в привилегированные круги вошёл, как родной, со временем приобрёл вполне рафинированный вид, есть даже разновидность, так называемое "аристократическое" фаду на соответствующую тематику. Но Мария Тереза, представительница знатнейшей фамилии, подобно Мануэлу де Алмейде и Аржентине Сантуш, исполняла прицельно только "простонародное" фаду-каштису. Приятное, мягкое сопрано, в лучшем смысле аристократичный голос. Это леди фаду.
Концертную карьеру закончила на пике формы, в 1961 году и с тех пор выступила всего несколько раз (например, дважды спела приватно для Ренье и Грейс Монакских в казино Монте-Карло), продолжая до 1971 записываться студийно.
Эрману да Камара
Оооо, друзья, скорее прячьте подальше мыло и верёвки, колюще-режущее и огнестрельное на всякий случай, а то вдруг пока слушаете тоже захотите...ну, постричься в монахи, например. В бенедиктинские, как наш герой.
Впрочем, урождённый Эрману Вашку Вильяр Кабрал да Камара, потомок графских фамилий Бельмонте и Кабрал по отцовской линии, виконтов Азенья - по материнской и обладатель самого безысходного на свете голоса до пострига в 1961-ом немного покутил, успев записать несколько пластинок с традиционным лиссабонским фаду. Это мой второй любимый фадишта.
Если подумали, что с абитом он и обет молчания принял, то я вас огорчу. Продолжил брат Эрману (т.е. в переводе на русский брат Брат) весьма активно и всё больше в русле христианской тематики, постепенно вплотную подкатившись к жанру христианский поп и вам это совсем не надо слушать, лучше послушайте, что он успел напеть, пока не обожился окончательно. Из монастыря он, кстати. потом ушёл - основал своё казино с блэкдж..новую религиозную общину, распространяющую идеи II Ватиканского собора посредством музЫки :))
Нуньо Да Камара Перейра
Ещё один племянник Марии Терезы де Норонья и кузен Эрману да Камары и Тересы Таруки. Помимо фаду всю жизнь занимается политикой.
Лично мне в его исполнении больше всех нравится песня про "Карл украл для Клары кораллы", т.е. "Фаду влюблённого вора". Потому что там фигурируют драгоценности, да, других причин слушать это быть не может))
Далее пара фадишташ, часто выступавших дуэтом.
Фернанду Маурисиу
Здесь даже я сдаюс и признаю, что это фаду очень изящное, красивые слова, исполнено вальяжно.
Программное фаду на стихи Федерико де Бриту и музыку Жулиу Кампуша де Сузы. Сегодня вы его ещё много раз встретите. Версия Маурисиу отличается от оригинала.
Франсишку Мартиньу
А вот и самый мой любимый фадишта. Это мнение спустя 14 лет после знакомства с фаду. Чем старше становишься, тем больше ценишь в мужчинах лёгкость, оптимизм и прочую жовиальность. Радость жизни есть в голосе Мартиньу, но и червоточинка небольшая присутствует, двойственность, интерпретирует фаду он совершенно грандиозно. Ни с кем не перепутаешь. Признаться, мне нравится иногда просто отдельно подумать об этом голосе. Самое странное, что жил певец совсем недавно, записей сохранилось прилично и даже видео, но при этом биография его по-прежнему terra incognita, никаких подробностей найти не удаётся уже который год. Умер рано, в 52 года (1939-1992) - вот и всё, что мне известно.
Здоровая альтеранатива поднабившему оскомину "Lisboa Menina e Moça", рекомендую.
Третья "выда-вывыда" за этот пост (а на самом деле версий бессчётное множество), но запись выложили не так давно и интерпретация предсказуемого нравится мне больше других.
В конце 60-х их с Фернанду Маурисиу пригласили петь в заведение "Adega Mesquita", где они сначала пели сольно, но поклонники требовали крови, то есть баттла, поэтому певцы стали выступать дуэтом, впоследствии записав их немало хороших. Но один я выделю.
В "Fado em duas almas" каждый куплет воспевает один из старых районов Лиссабона: Алфаму, Морарию, Байру-Алту, Мадрагоа, Грасу и Кампу де Оурике. Звучит потрясающе, голос Мартиньу звучит ярче, но без Фернанду магии, полагаю, не случилось бы.
Тони ди Матуш
Этого уроженца Порту я бы его охарактеризовала как эстрадного певца, но и в категорию выдающихся фадишташ ди Матуш, конечно, тоже входит.
Карлуш ду Карму
Вообще первым фаду, которое я услышала, было "Duas Lagrimas De Orvalho" Педру Родригеша в его исполнении. Именно версия с франкфуртского концерта 1994 года. Эта песня мне нравится до сих пор. К сожалению, на YouTube запись с того концерта не нашлась, но в принципе нам подойдёт любая.
Что сказать про ду Карму? Певец прекрасный, респектабельный, сын другой известной фадишты, Лусилии ду Карму. Дослушабельно у него практически всё. Выступал, кстати, не Евровидении: в 1976-ом в Нидерландах, с песней на стихи Мануэла Алегри "Uma Flor de Verde Pinho". С 24 очками занял 12 место (но кого это сейчас волнует?).
Это не первая и не последняя Loucura сегодня, но под эту наконец-то можно и станцевать.
К сожалению, Карлуш ду Карму покинул этот мир 1 января сего года - аневризма-стерва.
С совместного альбома с пианистом Бернарду Сасетти мне больше всего нравится прекрасная версия фаду Азорских островов "O sol perguntou à lua" из репертуара Адриану Коррейа де Оливейры.
Бернарду Сасетти погиб, сорвавшись со скалы в Кашкайше 10 мая 2012.
Адриану Коррейя де Оливейра
Представитель более социально-ориентированной, более высокомудрой по сравнению с лиссабонским фаду, исключительно мужской и в первую очередь вокальной традиции "университетского" фаду Куимбры (fado de Coimbra, ), католик и коммунист, чьё творчество cформировалось в годы сопротивления диктатуре Салазара. Скончался в возрасте 40 лет (1982) от внутреннего кровотечения.
На де Оливейре как примере иной традиции, думаю, можно пока закрыть тему старой гвардии, но новое фаду, фаду наших дней меня, если честно, практически не занимает - исполнителей по-прежнему очень много, поют хорошо, но сравнение со старыми выдерживают единицы. Что-то из этой музыки ушло безвозвратно. Фаду по большому счёту жанр спонтанный: встал (или прямо как сидел) и спел, потому что требовало выхода, студийные записи сводят на нет принцип, делающий жанр живым. Но не только в этом проблема. Изменились какие-то реалии, социум, образ мыслей, ушла изолированность и дальше я рискую выразиться быть может как-то нелестно и задеть поклонников фаду как старого, так и нового, поэтому умолкаю и предлагаю послушать нескольких хороших современных фадишташ :)
Марко Родригеш
Душевный фадишта новой формации.
Программное фаду "Loucura", которое вы уже слышали в исполнении Фернанду Маурисиу
Пошёл в самоволку, под раздачу попали всё те же "Duas lagrimas de orvalho", что так нравились мне.
Карминью
Серьёзная и страстная, как матадор, девушка. Замечательный голос и неповторимая экспрессия.
Замечательная интерпретация "Fado das Horas" (в начале поста в исполнении МТ де Норонья), родившаяся спонтанно - Карминьу и Николас Джаар познакомились за день до выступления.
Чрезвычайно эмоциональное исполнение боевика "Uma Vida Noutra Vida" на концерте в Рудольштадте :)
Антониу Замбужу
Человек, чьё имя я очень люблю задавать голосовым поиском на YouTube. Попробуйте тоже, это весело. Он исполнитель в стиле канте Алентежану, это уже не фаду и заслуживает отдельного интересного разговора. По звучанию похож на бразильцев, на Каэтану Велозу (не зря он ему понравился), но и фаду исполняет тоже. Приятно и самобытно, а уж кондовейшее Fado Loucura ему, по-моему, удалось едва ли не лучше всех ("эффект Велозу", у того тоже манера удобная, украшает чужие песни). Звучит свежо, "под другим углом".
Это фаду его конёк. Ниже 3 варианта: от Аны Моуры, Марко Родригеша и Антониу Замбужу. Выбирайте, как говорится, на вкус.
Рикарду Рибейру
Мировую известность ему принёс фильм Сауры "Фаду", где Рибейру появляется среди других фадишташ в удачном эпизоде в casa do fado. Дуэтом с Педру Моутиньу они исполняют "Fama de Alfama" (на мотив Fado Lopes).
Несколько лет назад Рибейру прилично уменьшился в габаритах, что сказалось, кмк, на вокале. Он сейчас в принципе поёт другим голосом. Не могу сказать, что нравится, но хозяин барин. Надежды возлагались большие на этого парня.
Уф, вертятся, конечно, имена ещё нескольких старых и молодых, но пост и так раздут непомерно, поставим точку на сегодня.
Пусть это будет Велозу с Estranha Forma de Vida, раз уж нельзя совсем обойтись без Амалии :)
Как всегда - спасибо за внимание! Делитесь своими размышлениями.
Женщина, я не танцую.
19:15, 13 апреля 2021
Автор: Josephin_Peladan
Комменты 55
смешно все-таки звучит португальский язык, не воспринимаю на нем серьезные песни)
Автор, спасибо за труд)) Немного грустно, но это светлая грусть. Красивая музыка))
Люблю фаду. Нравится певица Mariza. В избранное однозначно)
Люблю фаду)) и просто обожаю португальский язык
Очень нравится португальский язык ( правда у меня были длительные тусы с бразильцами), но много красивых песен. Планировала тур в Португалию, но Ковид зараза все планы испоганил. Спасибо за интересную музыку.