Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Добрый день!
Второй раз участвую в Киноигре, и сегодня моя актриса - Наталья Эдуардовна Андрейченко, известная многим леди Мэри, "само совершенство и идеал".
Наталья Андрейченко родилась 3 мая 1956 года в Москве. Вскоре семья переехала в Долгопрудный, где отец Натальи получил квартиру от Долгопрудненского машиностроительного завода, на котором работал главным инженером. Мать актрисы была инспектором в Министерстве просвещения, заведовала детскими домами.
С Долгопрудным у Андрейченко были связаны "самые теплые воспоминания". Здесь она пошла в музыкальную школу: сначала училась играть на аккордеоне, а затем на фортепиано; начала заниматься балетом и плаванием. "Я очень благодарна своей семье за то, что меня воспитали спортивной девчонкой. Это определяет характер", - рассказывала Наталья в интервью.
Стать актрисой Андрейченко хотела еще в детстве. Но мама была категорически против, поэтому в старших классах Наталья готовилась к поступлению на филфак МГУ. Однако детская мечта переборола волю мамы, и тайком от нее Андрейченко попыталась поступить в Щепкинское училище, а потом во ВГИК. Экзамены во ВГИК Наталья сдала успешно и стала студенткой мастерской Сергея Бондарчука и Ирины Скобцевой.
Уже на втором курсе актриса сыграла в своем первом фильме "От зари до зари" (1975 г.).
К окончанию ВГИКа у Андрейченко было пять ролей. Среди них - большая роль Танюши в фильме "Степанова памятка" по сказам Павла Бажова и эпизод в "Степи" Бондарчука.
В фильме Бондарчука Андрейченко играла девку, которая лежит на возу со снопами. Актриса вспоминала об этой небольшой роли: "Подходит мастер, смотрит на меня внимательно...и медленно говорит: "Ну что, ты в степи. И ты - степь". Это было все, что он сказал. И многие потом говорили, что я стала олицетворением образа степи".
После "Степи" и фильма "Жнецы", в котором Андрейченко сыграла женщину-комбайнера, режиссеры стали предлагать ей похожие роли. Наталью сравнивали с Гундаревой и видели в ней новую Мордюкову.
Признание и популярность Андрейченко принесла роль Насти Соломиной в четырехсерийной киноэпопее Андрея Кончаловского "Сибириада". На съемки фильма Наталья попала благодаря Панкратову-Черному, который помогал режиссеру в поисках актрисы на роль Насти. Кончаловский впоследствии рассказывал: "Высокая, статная, круглая, вся, как яблоко, крепкая - укусить невозможно...Сразу понял: она настоящая и, наверное, может сыграть Настю. Наташа Андрейченко - от природы актриса. В ней русская широта, ощущение себя в пространстве, стать, мощь...Роль свою она сыграла прекрасно".
"Сибириада" получила Гран-при Каннского кинофестиваля 1979 года, представляли фильм режиссер и исполнители главных ролей: Людмила Гурченко, Никита Михалков, Наталья Андрейченко.
В 1982 году Наталья Андрейченко вышла замуж за известного композитора Максима Дунаевского, вскоре у пары родился сын Дмитрий.
А в следующем 1983 году вышли два самых популярных фильма с участием Андрейченко: "Военно-полевой роман" Петра Тодоровского и "Мэри Поппинс, до свидания" Леонида Квинихидзе.
Роль продавщицы пирожков Любы Антиповой считается лучшей ролью Натальи Андрейченко. Сюжет фильма основан на воспоминаниях Петра Тодоровского: "Будучи студентом ВГИКа, как-то зимним промозглым днем я шел мимо ЦУМа и вдруг услыхал до боли знакомый, с хрипотцой, смех. Обернулся. У стены универмага в телогрейке, в перчатках без пальцев продавала пирожки возлюбленная нашего комбата. Рядом на ящике сидела озябшая, замотанная в какие-то платки девочка. Я долго стоял и не мог оторвать взгляд. Что произошло с ней, красавицей, фронтовой королевой? Почему жизнь так изменила ее? Шли годы, а воспоминание о той встрече не давало покоя".
В роли Любы режиссер видел только Андрейченко, но против съемок возражал ее муж: она недавно родила, и Дунаевский не хотел, чтобы Наталья возвращалась к работе. На роль пробовались Анастасия Вертинская и Татьяна Догилева, но в результате сыграла все-таки Наталья Андрейченко. Партнер актрисы по фильму Николай Бурляев вспоминал, что Андрейченко очень нервничала на съемках: "Ведь ролей с такой амплитудой психологических колебаний почти нет: от королевы на фронте до падения на дно после войны и потом возрождение, как у Галатеи. Она очень переживала, что не справится".
Фильм был номинирован на премию "Оскар" как "Лучший фильм на иностранном языке", а Наталья Андрейченко получила приз на Международном фестивале в Вальядолиде за лучшее исполнение женской роли.
В фильм "Мэри Поппинс, до свидания" Наталья Андрейченко попала не сразу. На главную роль была утверждена Анастасия Вертинская, с ней отсняли несколько сцен, но актрисе не нравились героиня и музыка Дунаевского. Поэтому режиссер начал искать замену Вертинской.
Андрейченко очень хотела сыграть и спеть в этом фильме, а Квинихидзе считал ее не подходящей для роли Мэри Поппинс, помня русской красавицей в "Сибириаде". И только увидев постройневшую после родов Андрейченко, утвердил на роль. Сама актриса считала участие в фильме большой удачей: "Мне просто невероятно повезло в том, что довелось сняться в такой картине и в такой роли. Ведь Мэри Поппинс - удивительное создание. Это связь наших поколений. Она как бы переводит язык взрослых на язык детей и наоборот".
Еще одной заметной ролью Андрейченко в середине 1980-х стала роль Марии в фильме Эрнеста Ясана "Прости" по сценарию Виктора Мережко.
Фильм вошел в список лидеров кинопроката 1987 года, Наталья Андрейченко была названа лучшей актрисой года по результатам опроса журнала "Советский экран".
На съемках советско-американского мини-сериала "Петр Великий" Андрейченко познакомилась с актером Максимилианом Шеллом. Он играл Петра I, Андрейченко - Евдокию Лопухину. Наталья развелась с Дунаевским, который неоднократно ей изменял, и вскоре вышла замуж за Шелла. В 1989 году Андрейченко родила дочь Настю, а в 1991 году эмигрировала в США к мужу.
В 1990-е годы Наталья Андрейченко пыталась пробиться в Голливуд. "Понимая, что русскоязычной артистке вряд ли найдется место в Голливуде, следующие полтора года пахала как проклятая, осваивая новую профессию - американской актрисы. Работала с коучем, тренировавшим в мастерстве, убирала акцент, занималась джазовыми танцами", - рассказывала актриса в интервью.
Однако попытки Андрейченко получить признание в США особым успехом не увенчались. Она сыграла небольшие роли в сериале "Доктор Куин: Женщина-врач", в фильмах "Маленькая Одесса", "Свечи в темноте", "Аврора. Операция перехват".
Периодически возвращаясь на родину, снялась в роли Дарьи в сериале Сергея Бондарчука "Тихий Дон", в фильме "Подари мне лунный свет".
После развода с Шеллом в 2005 году Андрейченко на некоторое время вернулась в Россию. Сейчас проживает в Мексике, занимается йогой, на своем сайте запускает марафоны, предлагает онлайн-курсы: "Я пришла сюда, чтобы принести Вам благо, чтобы принести добро".
Возвращаясь к киноработам Натальи Андрейченко, расскажу о трех фильмах, которые я выбрала для Киноигры. Это "Колыбельная для мужчин", в котором Наталья снялась еще будучи студенткой ВГИКа, "Под знаком Красного Креста" и "Леди Макбет Мценского уезда".
"Колыбельная для мужчин" (1976 г.)
Фильм был снят на Киностудии им. Горького режиссерами Иваном Лукинским и Владимиром Златоустовским по рассказу известного писателя Юрия Яковлева "Девушка из Бреста". Режиссер Златоустовский знаком многим, в первую очередь, как исполнитель песни "От героев былых времен" в фильме "Офицеры".
Главные роли сыграли Люсьена Овчинникова, Юрий Шлыков, Наталья Андрейченко, Татьяна Пельтцер.
Клавдия Ивановна воспитывает одна сына Николая. Во время войны Клавдия Ивановна спасла солдата, вынесла его с поля боя. Он стал ее мужем, но их счастье было недолгим: из-за многочисленных ранений он скончался после войны. Николай растет хорошим добрым парнем, с мамой у него очень доверительные отношения. Однажды дает о себе знать тяжелое фронтовое ранение в голову - Клавдия Ивановна слепнет. Теперь ее единственные надежда и опора в жизни - сын. И он, девятиклассник, бросает школу и устраивается на работу, чтобы заботиться о матери.
В основу фильма легла реальная история Клавдии Ильиничны Шаликовой, о которой Юрий Яковлев написал рассказ в 1973 году. Клавдии было всего 13 лет, когда в первый день войны в Бресте она потеряла отца, мать и младшего брата Николая. Клавдия спасла раненого красноармейца, дотащила его до части. Прошла всю войну радисткой, а в марте 1945 года получила тяжелое ранение. Несколько месяцев врачи сражались за ее жизнь, зрение, лицо, изуродованное осколками. Своего сына Клавдия назвала в честь погибшего младшего брата Николаем. В старости Клавдия Ильинична смогла увидеть свет - ей была сделана успешная операция в клинике офтальмолога Святослава Федорова.
Наталья Андрейченко сыграла в фильме роль беспечной и эгоистичной десятиклассницы Вали, с которой встречается Николай. Валю совершенно не трогают проблемы Николая и его мамы, при встрече с Клавдией Ивановной она как бы невзначай рассказывает ей об инвалидном доме. Да и Николая забывает быстро и увлекается Севой.
Прекрасно исполнила роль мягкой, любящей, сильной духом женщины Люсьена Овчинникова. В целом фильм получился добрый и светлый, нет ощущения безнадежности, наоборот, кажется, что несмотря на страшное несчастье все у матери с сыном будет хорошо.
"Под знаком Красного Креста" (1987 г.)
Двухсерийный телефильм режиссера Сергея Сатыренко по сценарию кинодраматурга Иосифа Ольшанского ("Дом, в котором я живу", "Хозяйка детского дома").
Главные герои фильма - муж и жена Малышевы. Михаил (Дальвин Щербаков) возглавляет городской комитет Красного Креста, Нина (Наталья Андрейченко) работает патронажной сестрой, помогает одиноким старикам. Михаил пытается решать проблемы Красного Креста - поиск пропавших во время войны родственников, донорство, нежелание многих участвовать в мероприятиях организации.
Нина все силы, физические и душевные, отдает своим старикам. В блокноте она ведет список стариков, и он постоянно меняется: кто-то из них уходит, появляется новый. Каждый раз она очень тяжело переживает потерю. И не может смириться с тем, что часть ее стариков не одинокие, а брошенные: у них есть родственники, друзья, которые стариков не навещают. Нина пытается помочь своим подопечным: приходит к родственникам, просит их не забывать стариков. Но не всегда ее помощь оборачивается благом.
Не знаю, были ли до этого в советском кинематографе фильмы на тему одиночества и заброшенности стариков. Или только в перестроечный период стали поднимать такие проблемы? Фильм оставляет тяжелое впечатление. Очень хорошо сыграли небольшие роли пожилые актеры. Как будто и не играют - так правдиво и обреченно произносят фразы о своем одиночестве: "Зачем я здесь? Я здесь никому не нужна. А там у меня большая семья..." И особенно грустно смотреть на них, прочитав до просмотра фильма, что для некоторых это были последние роли.
Евгения Ханаева
Михаил Кузнецов
Федор Никитин
Героиня Натальи Андрейченко в этом фильме не просто добрая, участливая медсестра. Своих стариков она не только успокаивает ласковым словом, но и пытается немного взбодрить, борется за них до последнего. Работа Нины тяжелая и требует полной самоотдачи. Посвящая жизнь старикам, Нина почти не имеет сил на собственную семью.
На мой взгляд, это одна из лучших киноработ Натальи Андрейченко. Ей хорошо удаются такие психологические, на разрыв, роли.
"Леди Макбет Мценского уезда" (1989 г.)
Фильм Романа Балаяна по мотивам одноименного очерка Николая Лескова.
Главные роли исполнили Наталья Андрейченко и Александр Абдулов.
Юная бедная Катерина Львовна выходит замуж за пожилого купца Зиновия Борисовича. В течение долгих пяти лет Катерина мается от скуки в купеческом доме: "Походит, походит Катерина Львовна по пустым комнатам, начнет зевать со скуки...прикорнет часок-другой, а проснется - опять та же скука русская, скука купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться".
На шестой год, когда купец надолго уезжает по делам, Катерина Львовна заводит роман с молодым приказчиком Сергеем. Возникшая безумная страсть к Сергею толкает ее на преступления: первой жертвой Катерины Львовны становится узнавший об измене муж.
Из трех просмотренных для Киноигры фильмов с Натальей Андрейченко этот понравился мне меньше всего. В отличие от динамичного сюжета Лескова фильм, на мой взгляд, очень неспешный, и дополнительно атмосферу неторопливости придает однообразная музыка композитора Евсея Евсеева. Хочется зевать вместе с героиней Андрейченко почти весь фильм, даже когда у героини уже проходит скука. Александр Абдулов с длинными волосами и бородой кажется благородным Борисом Хмельницким, а не молодым приказчиком, легко соблазняющим замужних купчих. В первой половине фильма он играет почти без эмоций и раскрывается только в последних сценах фильма. Именно они оставляют сильное впечатление, особенно финальная сцена на пароме, танец Катерины Львовны, после которого она бросается в реку вместе с соперницей.
Киноигра. Наталья Андрейченко
13:56, 22 марта 2021
Автор: HelenK
Комменты 104
я когда маленькая смотрела Мэри, мне она казалась идеалом женской красоты, я даже не могла представить что может быть кто-то красивее ее))
В роли Мэри Поппинс мне не нравилась никогда. Такой мискаст. Как пирожок с ничем.
Впервые запомнила Андрейченко по не упомянутому здесь сериалу «Мужество», там у неё одна из главных ролей и очень яркая. Почему-то все последующие роли мне меньше понравились и запомнились.
Спасибо за пост, очень интересно рассказали. Мне Андрейченко в роли Мэри Поппинс казалась просто невозможной красавицей, аж дыхание перехватывало. В Военно-полевом романе она прекрасная и в Прости тоже. Очень яркая актриса, вероятно поэтому так запоминается на экране и вызывает такие полярные мнения.
Недавно смотрела Леди Макбет, Андрейченко понравилась, а вот с Абдуловым конфуз) Он в молодости невероятно хорош собой (Чародеи, например), и когда я его в ролях увидела, то подумала, что действительно есть во что влюбиться. А по факту Абдулова трудно разглядеть за волосами и бородой(