Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Когда мне в Киноигре попался Родион Нахапетов, я попыталась вспомнить в каких фильмах его видела. И поняла, что не помню его как актёра. Как режиссёра, впрочем, тоже. Помню как он выглядит (хотя было такое, что путала его с Еременко почему-то), очень хорошо помню его голос, слышала про нехорошую историю расставания с Глаголевой. И в общем-то на этом все.

Поэтому проблем с выбором фильмов вообще не было. Открыла список, выбрала с более-менее хорошими рейтингами и вперёд. 

Родился Нахапетов 21 января 1944 года в г. Пятихатки Днепропетровской область, УССР. Успел побыть советским, американским  и российский актёром кино и дубляжа. Кинорежиссер, сценарист и продюсер. Народный артист РСФСР (1985).

Вдаваться в подробности его биографии не хочу, хотя история его детства заслуживает отдельного поста, поэтому приступлю сразу к фильмам. 

«Живет такой парень» 

В общем-то он обыкновенный парень — шофер Пашка Колокольников. Живет себе, работает, мечтает, встречается и расстается с самыми разными людьми. Но есть у него особая черта: он чувствует себя счастливым, только если вокруг всем хорошо.

Собственная жизнь волнует его меньше, чем судьбы других людей. Ради них он и дурачком прикинется, и подвиг совершит…

Фильм Шукшина и это уже о многом говорит. До этого у меня с фильмами Шукшина складывалось так себе. Целенаправленно не смотрела, если случайно попадались по телевизору - втянуться не могла. Но, в школьные годы рассказами его зачитывалась, как ни странно. 

Этот фильм я оказывается смотрела ещё возможно в юности, о чем вспомнила уже к концу истории. 

Главная роль здесь у Куравлева. Простой парень, который работает шофёром. И вроде бы он прост, но в то же время, не глуп, имеет своё представление о чести, о счастье прежде всего других. Со своим несколько сложнее. Отчасти бесцеремонен, но не так безгранично циничен, как тот же Афоня. 

И герой и то, как его играет Куравлев - это настолько яркое явление, что остальных актеров почти не видно за ним. 

Нахапетов играет инженера, девушка которого понравилась герою Куравлева. Как я поняла у Нахапетова это одна из первых ролей в кино. Оценивать в его работе что-то сложно, экранного времени у его персонажа мало. Тем более, когда первую скрипку играет Куравлев. Но в целом, сыграл неплохо. Да и красив же, зараза. Глаз не оторвать. 

Думаю, именно после этого фильма за Нахапетовым и закрепилось амплуа интеллигента. Сдержанного человека, но с внутренним стержнем, склонным порой на отчаянные поступки во имя чести и любви. 

Фильм мне понравился, хотя пересматривать вряд ли буду.

«Нежность» и «Влюбленные» 

Оба фильма сняты в Узбекистане одними и теми же создателями - режиссёр, сценарист, композитор и др. Да и в целом по духу, атмосфере фильмы схожи. О первой любви, первых потерях, предчувствии чего-то важного, надеждах и будущем и легкой тоске по детству. И какая же там замечательная, проникновенная музыка, которая так отличает фильмы 60-х. 

  «Нежность» состоит из трех новелл («Санджар», «Лена», «Мамура»), связанных общими героями. Когда уходит детство и начинается другая, взрослая жизнь? Вряд ли серьезно задумывался об этом ташкенсткий мальчишка Санжар, главарь подростковой команды.

Вместе с другими ребятами он плавал на автомобильных камерах по мутной городской реке Анхор, презирал девчонок, дрался с другими мальчишками. И вот - нежданная встреча с прекрасной и удивительной девушкой Леной.

И горло перехватывает от предчувствия чего-то незнакомого и прекрасного, от соприкосновения с чудом, которое называется первой любовью. В Ташкент Лена была эвакуирована из блокадного Ленинграда. Это тяжелое время не сотрется из памяти никогда. С тех пор у нее больное сердце.

Но сейчас Лена счастлива. Она влюблена и любима. Вместе с друзьями и любимым Тимуром она приезжает в степь, в старый кишлак. Беда подкралась неожиданно: спасая мальчика, Лена хватается руками за электрический провод…

Трогательная, светлая история. Несмотря на черно-белую пленку, картинка все равно видится яркой, сочной. Будто ты сам находишься там, на берегу реки в Ташкенте.

Одна новелла плавно перетекает в другую, поэтому история не кажется рваной. 

Главная женская роль у Марии Стерниковой. До чего же невозможная красавица она. Веришь безоговорочно, что в такую можно влюбиться с первого взгляда. Что такая будет иметь много поклонников младше неё, ровесников, старше. 

Хотя то, как она крутила героем Нахапетова Тимуром, особой чести ей не делало. Впрочем, понять ее тоже можно - вроде бы и есть где-то теперь уже далекий парень, друг детства. А рядом настоящий, преданно ее любящий, но не совсем  тот. А может это просто сомнения. Хотя мне сложно было представить, что можно было выбрать кого-то другого, а не молодого Нахапетова. В роли ещё одного инженера он хорош. 

Но был один момент, который меня царапнул. Когда он рассказывает о том, что его возлюбленная погибла, по-моему он не вытянул. 

Когда-то в интервью то ли Миронова (который Евгений), то ли кого-то другого я прочла, что настоящий актёр в моменте, когда играет убитого горем человека, никогда не будет закрывать лицо. А будет до последнего отыгрывать страдание, может даже слезу пустит. У Нахапетова такого не случилось. И горю его я до конца не поверила. Возможно, сказался недостаток опыта. Потому как в другим фильмах я уже подобных промахов не видела. 

Действие в фильме «Влюблённые» также происходит в Ташкенте. Главный герой, Родин, по собственной инициативе расстаётся с девушкой, которая его не любит, и тяжело переживает разлуку. Рустам, второй герой, влюблён, талантлив и успешен. Третий герой, грек по происхождению, находит свою мать и сестру и возвращается на Родину.

Здесь все же небольшая история из биографии Нахапетова. 

Когда я начала смотреть этот фильм, то была уверена, что героя все называют по фамилии - Родин. Позже я прочла, что оказывается, это настоящее имя актёра. Более того, мать его изначально назвала «Родина», но при оформлении свидетельства о рождении посчитали, что имя женское, поэтому записали как «Родин». А после вновь переименовали, но уже в «Родиона», чтобы звучало привычнее. 

Этот фильм произвёл на меня колоссальное впечатление. Он не является продолжением «Нежности», но по атмосфере, духу очень схож с ним. Но в то же время глубже, тоньше, пронзительнее. 

Главный герой - Родин, пожарный на нефтедобывающих скважинах. В силу своей профессии он сдержанный, возможно даже несколько скупой на эмоции человек. Видимо, этого не хватило в нем героине Вертинской, которая ушла к другому. Опять же - променять красивого и вообще отличного парня на мямлю-аспиранта ну такое себе)) Впрочем, такие уж мы женщины. 

И вот сцена, где Родин падает в горную речку и его утягивает сильное течение, швыряет на камни вместе с арбузами… Мне не хватит словарного запаса, чтобы передать всю гамму эмоций героя и своих. Когда его вытянули рыбаки, там такие глаза у Нахапетова, что веришь абсолютно. Он очистился и возродился. 

Второго героя играет Рустам Сагдуллаев, будущий лётчик-Ромео из фильма Быкова. Здесь он ещё совсем зелёный с девственной щетинкой над губой)) Ему приходится переживать из-за матери, которая больна, из-за отца, который не признаёт его. И из-за первой любви, но хотя бы тут все хорошо будет. 

Истории третьего героя внимания уделено мало, возможно оно и к лучшему. Там много пропаганды, хотя юношеский максимализм все сглаживает и делает более достоверным. 

Но в целом от этого фильма я в восторге. Здесь сложилось абсолютно все: сценарий, режиссура, актеры, картинка, виды Ташкента и старинных крепостей. Более того, после ковида имею проблемы со сном, а после просмотра этого фильма чуть ли не впервые уснула сразу и крепко. Словно и меня помотало по порогам речки и очистило от дурного.

Однозначно рекомендую к просмотру. 

И да, какие же узбекские девушки красавицы - глаз не оторвать от этих скул, бровей, волос, кожи и вообще)

«Раба любви»

Из занятой большевиками Москвы уезжает в Крым на съемки звезда немого кино Ольга Вознесенская. Она остро переживает крушение старого мира, стоит перед мучительным выбором: принять перемены или бежать от них. Быть может, спасением для знаменитой актрисы окажется любовь?..

Я сейчас скажу крамольную вещь и быть мне потом закиданной тапками в комментариях, но буду честной. До Киноигры я видела лишь один фильм Михалкова - «Свой среди чужих, чужой среди своих», и он мне не понравился. В нем сложилось комбо моих нелюбимых тем - Гражданская война в советских фильмах и закос под вестерн. Хотя даже мой папа, не особо питающий тёплые чувства к этому человеку, фильм обожает и пересматривает с удовольствием.

Впрочем, не отметить замечательные актерские работы я там не могла. Однако вот так сложилось - общее впечатление так себе.

Поэтому перед просмотром «Рабы любви» ожидания у меня были заниженными . Возможно, именно это и сыграло на руку. Не думая, что увижу нечто прекрасное, я все ж таки влюбилась в эту картину. 

Тут опять же сложилось все: режиссёр, сценарий, актеры, восхитительная  музыка Артемьева, потрясающая картинка - яркость природы и постановок кадров. 

Здесь тема Гражданской войны и смены политического строя показана именно так, как надо. Ну почти, но я стараюсь закрывать глаза некоторые моменты, чтобы не портить просмотр для себя. 

Переломный момент, герои понимают, что как раньше уже не будет, а как будет - оно им надо? Смогут ли они влиться? Поэтому снимают фильмы здесь и сейчас, живут здесь и сейчас. 

Моя мама всегда отзывалась о Соловей как о манерной актрисе, которая переигрывает и вообще в кадре смотрится чуждо. Однако именно в этом фильме вся ее манерность была к месту. И там, где казалось бы, она переигрывает - это все было в тему. Потому как играть актрису, да ещё такую - а как иначе?

Про Калягина и Басилашвили вообще молчу. Какие же они… слов не подобрать. Что ни фраза, то цитата. Что ни сцена, то потрясающе.

И, конечно, герой поста Нахапетов, сыгравший подпольного революционера Потоцкого. По-моему, если бы у него почти не было слов и он только бы разъезжал на своём автомобиле по пыльным дорогам и посматривал на героиню Соловей влюблённо и чуть снисходительно, и этого было бы достаточно)) Ну хорош же, чертяка. Но его монолог, где он упрекает в узости  взглядов свою возлюбленную - проникновенный, честный, порывистый. И все это под гениальную музыку Артемьева, что аж комок в горле.

В общем, такого Михалкова я смотреть согласна))

«Поздняя любовь»

По одноименной пьесе А.Н. Островского. О верности и коварстве, о чистоте человеческих чувств и вере в подлинное счастье…

Люблю Островского прежде всего в театре, а в фильмах сразу же вспоминается совершенно замечательный  «Жесткой романс». Здесь ожидала нечто похожее, но увы.

Хотя казалось бы - такой потрясающий актерский состав: 

Смоктуновский - главная звезда фильма, Герасим, честный человек, который оказался в трудной ситуации по чужой вине, но пытающийся найти выход и с достоинством все преодолеть.

 Каменкова со своим чарующим голосом, играющая дочь Герасима. Потерявшая от любви голову и чувство собственного достоинства. Наплевашая на отца. 

Нахапетов - Николай - гуляка, игрок, заблудшая душа, в которую влюбилась героиня Каменковой.

Проклова - первостатейная стерва.

Ханаева - мать Николая. Подобострастная и лебезящая перед героиней Прокловой.

С одной стороны все как всегда - почти нет героев, за которых переживаешь и которых жалко. Хотя здесь отдельно все же стоит Герасим. Смоктуновский - гений однозначно. Любой интонацией,  любой эмоцией он настолько тонко передаёт переживания героя, что смотришь за его игрой открыв рот.

С другой стороны - у меня после просмотра фильма осталось мерзкое послевкусие. Если в том же «Жестком романсе» все как-то закономерно, то тут, когда из единственного честного человека делают дурака и его же попрекают, что он видите ли на проходимца подумал плохо, а проходимец (герой Нахапетова), решивший вдруг поступить честно, обиделся, что его честность не оценили. Все это вызывает чувство брезгливости и к Николаю и к Людмиле, героине Каменковой. Хочется говорить как Станиславский «не верю» - люди так не меняются. Если человек подлец - то это надолго. 

Нет, все сыграли хорошо, хотя на фоне Смоктуновского это архисложно. Но в целом фильм затянут, и мне особого удовольствия не принёс. 

Рекомендовать к просмотру не буду. 

«Торпедоносцы»

Фильм по мотивам военных рассказов Юрия Германа. 1944-й год. Вторая мировая война. Полк морской авиации базируется на небольшом аэродроме. Для летчиков это одновременно — и фронт, и тыл. Они выполняют боевые задания и возвращаются к своим семьям. Но каждый вылет может оказаться последним.

Вот тут заметно, что в основе фильма лежат рассказы. Ибо повествование рваное, дёрганное. И постоянно кажется, будто чего-то не хватает.

Герой Нахапетова получил контузию и пока лечился в госпитале его возлюбленная вышла за другого. Когда он возвращается на свою базу, тот, другой, погибает. 

Казалось бы - война. Но летчики живут со своими семьями. Жены-дети ждут их дома и не все дожидаются. Вот такая двойственность. 

Тут, к слову, играет и Глаголева. Но играет она подругу Нахапетова, которая как раз и не дождалась своего мужа. Причём в его день рождения. 

Садальский здесь играет весельчака-балагура, милого парня. На удивление приятная для него роль.

Жариков - трогательный недотепа, тоже непривычное для него амплуа. Он пытается ухаживать за героиней Кравченко, но из-за нерешительности и, вероятно, отсутствия опыта, получается ерунда)

Герой же моего поста в привычном для себя амплуа, особенно на фоне всех просмотренных мною ранее фильмов. Брошенный, с разбитым сердцем. При этом честный, благородный мужчина. И чего этим женщинам надо?) особенно меня добила фраза героини, которая бросила Нахапетова: «Мог хотя бы сегодня не опоздать». Когда он приехал провожать Глаголеву и эту подругу, садящихся на паром - они уезжали с базы на материк.  Хотя в прошлый раз он опоздал из-за контузии, но кому нужны такие подробности)) Впрочем, героиня эта блеклая и снулая рыба, особенно на фоне яркой Глаголевой. Абсолютно непонятно, что мужчины в ней находили. Возможно, в литературном первоисточнике этот образ более раскрыт, но почему-то прочитать мне это не захотелось, хотя книги о войне люблю. 

В общем, я также не могу рекомендовать этот фильм к просмотру.  В отзывах к этому фильму часто говорят, что это лучший фильм о летчиках ВОВ.  Дескать, он без излишней романтизации, как в том же «В бой идут одни старики». Хотя последний действительно другой по атмосфере, подходу и вообще. Но он душевный и проникновенный.  А «Торпедоносцы» словно в погоне за излишней достоверностью потерял весь изюм. И получился производственный роман, который почему-то не вызывал особых эмоций, ну если только местами раздражение. Не цепляет и все тут. Даже в сцене, когда героиня Глаголевой узнаёт о смерти мужа, даже когда лётчики видят обломки парома, на котором уехали их близкие - вот ничего в душе не колыхнулось. Холодный фильм, не то, чтобы поверхностный, но будто галопам по европам проскакали. Будто хотелось показать всего и побольше, а в результате не довели до ума ничего. 

На самом деле я рада, что мне достался именно этот актёр. Открыла для себя много новых фильмов.

Сначала я ещё хотела посмотреть на Нахапетова как режиссёра, но решила все же это сделать после киноигры, чтобы не смазывать впечатление как об актере. А актёр он замечательный. Ну и красавец-мужчина же.

Про личные качества сказать ничего не могу - опять же специально не стала вдаваться в подробности личной жизни, чтобы не смазывать впечатление.

Всем спасибо за внимание, а Skarletty за организацию киноигры!

Блоги

Киноигра. Родион Нахапетов

11:49, 16 марта 2021

Автор: Olga_Smirnykh

Комменты 83

Аватар

По поводу фильма "Торпедоносцы". За роль в этом фильме Нахапетов стал Лауреатом Государственной премии СССР. В 1883 году были живы миллионы ветеранов, и если это самый реалистичный фильм о военной авиации, значит так и выглядит война по их воспоминаниям. Рваная, полная трагизма и повседневности картина. Нельзя ту страшную войну помнить только по гениальному, но романтизированному "В бой идут одни старики".

Аватар

Не знала, что Нахапетов такой красавчик в молодости был! В Рабле любви он мне уже таким не кажется. Не знаю почему, но не цепляет его игра.

Аватар

Родион Нахапетов - это не только красивая внешность! Это и большой режиссер и сценарист, снимать прекрасные картины, когда тебе нет и 30, это не каждому дано. Жаль, что такая внешность не передалась дочерям, они очень приятные, но не красавицы.

Аватар

Красавец какой статный!! Видела наверное в кино, но не отмечала для себя (что странно и что им женщинам надо))). Спасибо за пост, отлично написано. А у меня "Поздняя любовь" записана в список к просмотру)) Беру еще обязательно "Жил такой парень" и узбекские фильмы. Показалось по описанию, что герой Куравлева похож на своего же героя из фильма "Урок литературы". Кстати, советую всем этот фильм, отличный, с молодым Стебловым в роли учителя, который решил говорить правду. Чудный фильм, отличная комедия и сатира, в авторах отметился Рязанов. Простите за оффтоп.

B

Вот говорят, что, только, мужчины меняют женщин на более молодые их копии) Оказывается, Шубский, молода версия Нахапетова

Подождите...