Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Вы знаете сколько фунтов в килограмме? А сколько галлонов в литре? Ох уж эти метрическая и имперская системы! Мили, километры, футы и фунты... не разберёшься. Иногда из-за этой путаницы происходят авиакатастрофы.

23 июля 1983 года самолёт Boeing 767-233 компании Air Canada выполнял плановый рейс AC143 по маршруту Монреаль–Оттава–Эдмонтон. На борту находились 61 пассажир и 8 членов экипажа. Всё было в порядке пока на высоте 12 000 метров в кабине пилотов прозвучал сигнал, предупреждающий о низком давлении в топливной системе двигателя №1. При этом бортовой компьютер показывал, что авиатоплива более чем достаточно. Капитан Роберт Пирсон и второй пилот Морис Куинталл решили, что неисправен топливный насос, и отключили его. Но через несколько минут прозвучал аналогичный сигнал двигателя №2, и пилоты решили изменить курс на Виннипег как ближайший подходящий аэропорт. Несколько секунд спустя двигатель №1 отключился, и пилоты начали готовиться к посадке на одном двигателе. Пока пилоты пытались запустить двигатель №1 и вели переговоры с Виннипегом, снова прозвучал акустический сигнал отказа двигателя, сопровождавшийся другим дополнительным звуковым сигналом — длинным ударным звуком «бом-м-м». Оба пилота услышали этот звук впервые, так как ранее при их работе на авиатренажёрах он не звучал. Это был сигнал «Отказ всех двигателей».

Самолёт остался без электроэнергии, свет в салоне, в кабине пилотов и большинство табло приборов на панели погасли. К этому моменту самолёт уже снизился до 8500 метров, направляясь к Виннипегу. Второй пилот Куинталл попытался отыскать в аварийной инструкции раздел о пилотировании самолёта без двигателей, но такого раздела не было. Капитан Пирсон принял решение посадить самолёт, планируя. В молодости он занимался в клубе планеристов и умел обращаться с планёрами. Но он никогда до этого момента не сажал таким способом огромный современный самолёт с десятками пассажиров на борту.  Несмотря на колоссальную массу, Boeing 767-233 не падает камнем на землю в случае отказа обоих двигателей. Его аэродинамика позволяет оставаться в воздухе и продолжать полет, подобно планёру, постепенно снижаясь и теряя скорость.

До Виннипега оставалось около 60 км, когда второй пилот стал производить расчет, удастся ли самолету долететь в режиме планирования до посадочной полосы.  Оказалось, что шансов нет. Самолет мог продержаться в воздухе еще максимум 30 км. Было принято решение садиться в Гимли, который находился в 18 км и где располагается выведенная из эксплуатации авиационная база. По стечению обстоятельств второй пилот Морис Куинталл 15 лет назад учился водить самолеты именно на этой военной базе и хорошо знал её взлётную полосу. Незадолго до посадки капитан Пирсон понял, что самолёт летит слишком высоко и на слишком большой высоте для посадки. Для того чтобы снизиться без увеличения скорости, он выполнил манёвр, нетипичный для больших самолётов - скольжение на крыло, при котором самолёт накреняется и опускает одно крыло вниз, к земле. Впоследствии из-за этого уникального манёвра, который после не удалось повторить ни одному пилоту на тренажёрах, рейс AC143 стали называть планёром Гимли.

В нескольких десятках метров от полосы второй пилот  заметил, что проблемы еще не закончились. Посадочная полоса, на которую они собирались приземлиться, больше не использовалась по назначению, теперь на ней проводились автогонки. И как раз в тот день там было много семей с детьми, гонки уже закончились, но около полосы был устроен пикник. Без двигателей самолёт летел бесшумно, и люди на земле даже не подозревали об опасности. Когда колёса шасси коснулись взлётно-посадочной полосы, носовое шасси, которое из-за отсутствия электроэнергии незафиксировалось, сложилось, и самолёт уткнулся носом в землю, продолжая двигаться вперёд. Все, кто находился на полосе, успели покинуть её, и командиру не пришлось отворачивать самолёт. Лайнер остановился менее чем в 30 метрах от людей.

В носовой части самолёта начался небольшой пожар, и была отдана команда начать эвакуацию пассажиров. Из-за того, что хвостовая часть была поднята, наклон надувного трапа в заднем аварийном выходе был слишком большим; 10 пассажиров получили лёгкие травмы, но серьёзно никто не пострадал. Пожар вскоре был потушен силами автолюбителей с ручными огнетушителями.

Но почему двигатели отказали практически в середине полёта? Когда техники осмотрели топливные баки самолёта выяснилось, что в них  просто не осталось топлива. Но как такое могло случиться, ведь, согласно бортовому компьютеру, топлива было достаточно? Началось расследование, в результате которого оказалось, что горючего изначально было закачано в самолет значительно меньше – то есть столько, что его хватило всего на полпути. 

С 1970-го года Канада переходила с имперской системы мер на метрическую. Процесс этот протекал медленно, но на 767-х уже использовались килограммы и метры. А вот почти на всех остальных все ещё были фунты и галлоны. В итоге при расчёте необходимого объёма топлива вместо плотности в килограмм на литр взяли величины фунт на галлон, и наземная команда приняла неправильный переводной коэффициент 1,77 — массу литра авиатоплива в фунтах. Эта ошибка осталась незамеченной экипажем рейса АС143. Принятый коэффициент был записан в справочнике заправщика и ранее всегда использовался на самолётах Air Canada, использовавших британскую имперскую систему мер. 

Вместо необходимых 20 089 литров (что соответствовало бы 16 131 килограмму) наземные службы залили в баки 4916 литров (3948 килограммов) топлива, то есть в четыре с лишним раза меньше необходимого. С учётом имевшегося на борту топлива, его количества хватало на 40-45 % пути. Командир Пирсон проверил расчёт, но использовал тот же самый неправильный коэффициент и в итоге получил тот же самый неверный результат и ввёл его в бортовой компьютер. Вообще-то, согласно инструкциям Air Canada для самолётов других типов, это действие должен был выполнять бортинженер, но в составе экипажа Boeing 767 его не было — самолёт-представитель нового поколения управлялся только двумя пилотами, а должностные инструкции Air Canada никому не делегировали ответственность за эту задачу. Вот так из-за неправильных расчётов произошла авиакатастрофа.

Блоги

Сколько вешать в килограммах или история одной авиакатастрофы.

11:42, 6 марта 2021

Автор: __________

Комменты 43

Аватар

Раз никто не погиб, то будем считать не катастрофа! До чего же пилоты хладнокровные люди, восхищаюсь.

Аватар

Это не катастрофа, никто же не погиб. Но пилоты, конечно, невероятные профессионалы.

Аватар

Господи Иисусе, у меня тахикардия началась пока читала

Аватар

Командир Пирсон невнимательно считает, но зато отлично пилотирует. Пилоты просто герои, столько жизней спасли.

Аватар

Это удивительное стечение обстоятельств. Один пилот умел маневрировать в воздухе, другой хорошо знал базу, где они приземлились. Это невероятно, и так и хочется сказать, что случайности не случайны. Это было невероятное испытание, которые эти два железных человека с честью прошли! Уверена, до конца жизни они трижды всё перепроверяли и пересчитывали.

Подождите...