14 августа 2005 года самолёт кипрской авиакомпании Helios Airways потерпел крушение в горах под Афинами. Все 121 человек, находившихся на борту, погибли. Самому крушению предшествовала череда загадочных событий.
9:07 — самолет вылетел из Ларнаки в Афины. На высоте 4800 метров капитан связался со служащим компании Helios, находившемся в Центре управления полетами. Первый пилот доложил, что на борту возникли проблемы — сработала сигнальная система, предупреждающая о неготовности самолёта к взлёту. Это в уже взлетевшем самолёте! Чуть позже первый пилот сообщил о сигнализации системы кондиционирования самолёта. Разговор с землей длился около восьми минут. Связь прервалась на высоте 8670 метров, но лайнер продолжал полёт.
10:21 — «Боинг» заметили кружащим в посадочной зоне международного аэропорта Афин. На запросы с земли экипаж не отвечал.
11:24 — Из-за опасений, что самолёт может быть захвачен террористами, было принято решение поднять в воздух истребители F-16 для сопровождения лайнера.
11:32 — Согласно докладу летчиков-истребителей, сиденье пилота было пустым. На сиденье второго пилота находился человек. Он не двигался и, судя по позе, был без сознания. В салоне были видны пассажиры без признаков жизни. Некоторые из них были в кислородных масках. На призывы летчиков «Боинг» не реагировал.
11:49 — В кабину зашел человек без кислородной маски и занял место пилота. Истребители попытались привлечь его внимание, однако их попытки оказались тщетными. Чуть позже неизвестный все же подал рукой сигнал пилоту истребителя. На связь самолёт по-прежнему не выходил.
12:00 — Самолёт начал снижаться.
12:03 — «Боинг» рухнул на землю неподалеку от деревни Грамматико. Все 115 пассажиров и шесть членов экипажа погибли.
Следователи выяснили, что самолёт всё время летел на автопилоте, а упал от того, что в баках закончилось горючее. Но почему пассажиры и экипаж были без сознания?
Официальная причина трагедии — клапан регулировки давления на борту самолета, который после проведения предполетной подготовки «Боинга» остался в режиме ручного управления, хотя должен был находиться в автоматическом режиме. Из-за этого произошла разгерметизация салона самолета. Пилоты и пассажиры потеряли сознание. Другими словами, главным «виновником» трагедии стал пресловутый «человеческий фактор»: техники на земле провели предполетную проверку «спустя рукава», пилоты не проверили показания приборов перед вылетом и не смогли адекватно отреагировать на сигналы тревоги, раздававшиеся в кабине самолета.
У этого лайнера и раньше были проблемы . Впервые он столкнулся с серьезной проблемой разгерметизации салона 16 декабря 2004 года. Во время полета в Варшаву в салоне самолета резко начало падать давление. Экипажу удалось благополучно снизить «Боинг» до безопасной для здоровья людей высоты. Команда стюардов сообщила о неплотно прикрытой двери в хвостовой части самолета. Тогда кипрская авиационная комиссия по расследованию чрезвычайных ситуаций не смогла точно определить, что стало причиной ЧП. Эксперты назвали две возможные причины: электрическая неисправность при открытии клапана, контролирующего отток воздуха из салона, либо случайное открытие двери в хвостовой части лайнера. Авиакомпания провела тщательную инспекцию самолета, потратив на нее около одного миллиона долларов. По словам пресс-секретаря авиакомпании Христоса Неоклеуса, никаких неисправностей в работе лайнера обнаружено не было, и поэтому «Боинг» был допущен к полетам.
Сын погибшего второго пилота Памбоса Хараламбуса дал показания в суде. По словам Янниса Хараламбуса, отец вел дневник, в котором записывал все неполадки, случавшиеся в ходе полетов. В частности, в дневнике в деталях были описаны проблемы, имевшие место во время рейса из Тель-Авива на Кипр в августе 2004 года. Пилот был настолько подавлен ситуацией в Helios Airways, что начал искать работу в другом месте. Он рассматривал даже вариант трудоустройства в авиакомпанию, базирующуюся в Гонконге.
Показания бывшего начальника отдела лицензирования департамента гражданской авиации Республики Кипр Хараламбоса Хаджигеоргиу растянулись на три дня работы следственной комиссии в Никосии. Экс-глава отдела лицензирования в выражениях не стеснялся. По его словам, в недрах департамента гражданской авиации царят фаворитизм и полное равнодушие к системе безопасности полетов. Людей, заявил Хараламбос Хаджигеоргиу, набирают в штат «с улицы»: поэтому не удивительно, что служащие департамента не обладают профессионализмом. По данным экс-главы отдела, до момента крушения лайнера ни один кипрский самолет не проходил проверки в течение восьми предшествующих трагедии месяцев. По закону, лайнеры должны проходить проверку как минимум два раза в год.
Бывший служащий министерства транспорта, к которому принадлежит отдел лицензирования, заявил, что авиакомпании Helios Airways отдавалось предпочтение во всем. Ее руководство без проблем получало разрешение на трудоустройство дополнительных пилотов, в то время как ее конкурент Eurocypria сталкивалась с трудностями в этом вопросе. По словам Хараламбоса Хаджигеоргиу, некоторым пилотам Helios Airways разрешили летать, хотя у них не было лицензий, одобренных европейскими властями. Кипрские власти предоставили авиакомпании шестимесячную отсрочку, в течение которой пилоты должны были получить новые лицензии.
Суды велись как на Кипре, так и в Греции (по месту крушения). На Кипре были предъявлены обвинения по 1190 пунктам как самой авиакомпании Helios Airways (как юридическому лицу), так и ее руководству. Самое тяжкое — убийство 121 человека. Максимальным наказанием в случае доказательства вины обвиняемых могло стать пожизненное заключение. Компанию и руководство также обвинили в халатности при найме на работу некомпетентных пилотов. Все, находившиеся на скамье подсудимых, свою вину отрицали. В декабре 2011 года Уголовный суд Никосии большинством голосов вынес вердикт: имеющихся улик недостаточно для того, чтобы привлечь подсудимых к ответственности.
В Афинах судебные разбирательства завершились тюремными сроками для руководства авиакомпании. 2 февраля 2013 года апелляционный суд Афин приговорил каждого из трех обвиняемых по делу о крушении лайнера авиакомпании Helios Airways к 123 годам тюремного заключения. Директор авиакомпании Димитрис Пантазис, руководитель службы обеспечения полетов авиакомпании Андреас Кикидис и старший пилот Helios Airways Янко Стойменов были признаны виновными в непредумышленном убийстве. Четвертый подсудимый — главный инженер авиакомпании Алан Ирвин, который проводил предполетную подготовку «Боинга», был признан невиновным. Однако родственники погибших до сих пор считают, что истинные виновники крушения смогли избежать наказания.
Самолёт-призрак в небе над Афинами.
00:32, 2 марта 2021
Автор: __________
Комменты 34
Заголовок не соответствует содержанию. Страху нагнали, а на деле банальная разгерметизация. Людей очень жаль, но к сожалению зачастую так и бывает - какой-нибудь винтик не докрутили и ...
Моя знакомая стюардесса работала в одной Авиакомпании известной, так вот, однажды она весь полет держала ручку шлюза потому что она не закреплялась. Пассажиры даже не подозревали об этом.....
Границы откроют и начнутся истории, успела отвыкнуть...
Ну зачем я это прочитала? Вчера только купила билет. Буду надеяться, что в моем полёте всё будет хорошо!
Жуть! Надеюсь, что другим авиакомпаниям Греции это послужило уроком. Хотя, не дай Бог, учиться на подобных ошибках.