Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
“Я знаю, даже кораблям необходима пристань”, — пел когда-то Александр Вертинский. Корабль 84-летней дочери Сталина пересек несколько океанов и бурных морей и еще более бурных исторических событий и наконец бросил якорь в полусонном фермерском Висконсине, в комплексе для престарелых под названием “Ричард-центр”.
У нее однокомнатная квартира, и свои дни она проводит за чтением и вязанием. Иногда она слушает радио, поскольку у нее нет телевизора, и чистосердечно признается, что обожает гамбургеры.
Лана Петерс, она же Светлана Аллилуева, она же Светлана Сталина, любимая дочь и жертва величайшего тирана в нашей истории. Она стала Агасфером — вечным странником, пытавшимся бежать от огромной тени своего отца.
Это была трагическая и тщетная попытка, ибо она была семенем Сталина и всегда носила его с собой, даже отчаянно отвергая. Недаром ее мемуары — это гобелен, сотканный из любви и ненависти.
Если верить ее словам, она довольна своей теперешней жизнью и даже счастлива. Живет она на 600 долларов в месяц, которые получает в качестве пособия, плюс государственная медицинская страховка и скидка на квартиру.
(В “Ричард центре” старики и инвалиды платят лишь 30% от полной стоимости своей жилплощади.) “Наш центр имеет госпиталь и отличается хорошими услугами в социальной сфере”, — говорит она.
Приблизительно четырнадцать лет назад Светлана-Лана поселилась в Спринг-Грин, штат Висконсин, чтобы быть поближе к своей дочери Ольге от брака с архитектором Вилльямом Петерсом (1970 год). Петерс был учеником великого американского зодчего Фрэнка Ллойда Райта.
Это его вдова посватала Светлану и Вилльяма. Брак со стороны жениха был по расчету. Сваха и жених рассчитывали на тайное наследство Сталина и баснословные гонорары его дочери.

“Смехотворно, — говорит Светлана. — Мой отец жил за счет государства. Он никогда не имел личного богатства”. Да, это так и было. Сталину принадлежало все, в особенности жизни людей, и ничего. Что же касается сказочных гонораров, то их растащили стервятники — издатели, литературные агенты, адвокаты.
В документальной ленте “Светлана о Светлане” на вопрос — думает ли она о своем отце, Светлана отвечает: “Нет, он дважды сломал мою жизнь”. Светлана имела в виду два эпизода из своей многострадальной жизни.
Дети Светланы Аллилуевой В семнадцать лет она влюбилась в кинорежиссера Алексея Каплера, который имел несчастье быть евреем. Сталин, бывший стальным антисемитом, сослал Каплера в ГУЛАГ. “Я впервые увидела, на что был способен отец”, — вспоминает Светлана. (Способен он был на куда большее.)
Вторая “ломка” произошла при поступлении Светланы в университет. Она хотела пойти на искусствоведческий, а отец настоял на историческом. Он хотел сделать дочь “настоящей марксисткой”.
Конечно же, Сталин “ломал” Светлану не только два раза. Он ломал ее на протяжении всей своей жизни и даже после своей смерти. Достаточно сказать, что он лишил ее матери и родины. А ведь он любил ее больше всех! “Я была похожа на его мать. Такая же рыжая и веснушчатая”, — говорит Светлана…
Я не могу сказать, что дружил со Светланой, но мы часто встречались. Один из ее мужей — Морозов — учился со мной в МГИМО. Он тоже был евреем, и его брак со Светланой не получил отцовского благословения.
Живо вспоминается встреча со Светланой на даче Микояна. Это было сразу же после знаменитого доклада Хрущева, развенчавшего “культ личности” Сталина. Светлана сидела в окружении пожилых женщин в черном — вдов и сестер репрессированных Сталиным старых большевиков.
Они рассказывали ей о своих страшных судьбах, расстрелах мужей, о годах, проведенных в ссылке в Сибири и Казахстане, о детях, оставшихся без родителей и ставших беспризорными.
Светлана слушала не перебивая. В ее взгляде сквозило нечто мазохистское. Она словно наслаждалась этим словесным шахсей-вахсеем. Лишь изредка она просила женщин в черном поподробнее рассказать, как пытали их мужей в застенках НКВД и как насиловали их вертухаи.
Женщины в черном, похожие на фурий мщения, охотно удовлетворяли эти ее просьбы, и она жадно впитывала в себя их леденящие кровь рассказы. Впрочем, такой была вся ее жизнь. Она отвергала и проклинала отца, но поневоле несла его крест на своих слабых женских плечах. Сталин был в ее сердце, и она не могла, сколько ни пыталась, вырвать его из груди. Вырвать его можно было только вместе с сердцем…
Вспоминается и последняя наша встреча, по-моему, где-то в начале 70-х годов. Я работал тогда в Нью-Йорке собкором “Известий”. В Карнеги-холле выступал не то Коган-отец, не то Давид Ойстрах, сейчас точно не помню. Я усаживаюсь в кресло “согласно купленным билетам” и вдруг обнаруживаю, что как раз впереди меня сидит Светлана, которую я не видел пропасть времени — с тех пор, как она бежала из страны победившего социализма. Я наклоняюсь к ней и полушепотом говорю:
— Светлана, я Мэлор. Вы узнаете меня? — Конечно, узнала. — Тогда давайте встретимся в антракте и поговорим. Вспомним прошлое.
— Нет, не надо. За нами, наверное, следят, и это может повредить вам. Лучше сделаем вид, что мы не знаем друг друга, — с этими словами она отвернулась от меня и уставилась на сцену, где оркестранты уже настраивали свои инструменты…

Не думаю, что Светлана отказалась от встречи, опасаясь за мою карьеру. Кстати, она не уточнила, кто следил за нами — КГБ или ФБР. Скорее всего ей не хотелось возвращаться в прошлое, которое я ей напоминал. И потом, я был журналистом и мог написать о нашей встрече, даже дав клятву не делать этого.

А я, прислушиваясь к разноголосице настраиваемых струнных инструментов, думал о том, как глубоко въелось в нас наследие Сталина, если его тень возникла даже в Карнеги-холле Нью-Йорка спустя двадцать лет после его смерти и втиснулась между рядами вопреки “купленным билетам”. Недаром Светлана, ставшая Ланой и обитательницей дома для престарелых в висконсинской глуши, говорит о себе: “Я вечная пленница имени моего отца”. Из таких застенков не смог бы бежать даже граф Монте-Кристо.
Московский Комсомолец № 25427 от 18 августа 2010 г.
Я вечная пленница имени моего отца
16:13, 18 августа 2010
Автор: loveislove

Комменты 35
по мне так Путин и Медведев тираны, они наверное, за свое недолгое время у власти уже больше похоронили, чем Сталин! Чтобы ни говорили, я считаю, что этот грузин сделал для нашей страны больше, чем кто бы то ни был. Плодами его деятельности мы до сих пор пользуемся!
Smotrela peredachu pro nee....konechno, ona ochen silnay jenschina...No mne do sih por ne poneatno , kak ona smogla brosit svoih dvoih detei v SSSR, i daje potom, kogda poyavilas vozmojnost s nimi obschatsea , ona ne poshla na kontakt....Ee starshi sin stal hirurgom, on umer god nazad...I sredneya dochka - v preamom smisle slova bomjaut na Sahaline...
спасибо за интересный пост!
Смотрела о ней фильм. Оказывается несчастная женщина. Любит только дочь Ольгу, которая живет в Америке и работает в каой-то сувенирной лавке. Сын Иосиф знать не хочет свою мать, да и еще одна дочь, которая живет, где-то на краю географии, не хочет о ней слова слышать.
Леденящая душу история. Как такая сильная личность, как Сталин, может оставлять след в судьбах многих поколений... что даже читая коротенькую статью, сразу вспоминаются впитанные с детства книги, рассказы, история страны... и мороз по коже проходит.