Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Когда я получила задание для киноигры, я обрадовалась - ведь "Летят журавли" и "Анну Каренину" я видела (все, наверное, видели), дальше будет очень интересно, подумалось, но вот пересмотрев несколько фильмов, села писать и так тяжело идет пост, вернее не идет совсем...
Родилась Татьяна в Ленинграде, в 1934 году, в семье известного советского актера Евгения Самойлова, мать девочки Зинаида была инженер, когда Татьяне исполнилось два года семья переехала в Москву, на Патриаршие пруды.
Отец Татьяны - Евгений Самойлов (красавец)
кадр из фильма "В шесть часов вечера после войны" (для меня - один из самых удивительных фильмов в детстве )
Татьяна занималась в балетной школе и сама Майя Плисецкая предлагала продолжить занятия у себя в школе при Большом театре, но Таня выросла за кулисами театра и представляла себя только на сцене.
Самая первая роль актрисы случилась еще во время учебы в Щуке, фильм "Мексиканец" по рассказу Джека Лондона, а после окончания училища Татьяну пригласили на роль Вероники в "Летят журавли"- эта звездная роль очень тяжело далась актрисе, во время съемок она заболела туберкулезом, но продолжала работать на уколах.
Успех фильма был невероятный, несмотря на критику сверху об аморальном поведении главной героини (Хрущев обозвал Веронику "шлюхой"). Однако через год фильм стал призером Каннского кинофестиваля и получил "Золотую пальмовую ветвь", а Татьяна Самойлова премию "апельсиновое дерево" за лучшую женскую роль. Эта картина Михаила Калатозова не просто вошла в золотой фонд отечественного кинематографа, она считается одной из лучших картин о войне. Соавтором картины был оператор Сергей Урусевский, его работа считается уникальной по тем временам и также была отмечена Призом высшей технической комиссии Франции - ни до, ни после операторы специальных призов не получали. В Канны фильм попал вообще случайно, прибыв впервые в Россию летом 1957 года в качестве оператора документального кино, молодой Клод Лелуш оказался на «Мосфильме». Михаил Калатозов, работавший в павильоне, пригласил его присутствовать на съемках картины «Летят журавли». Будущий режиссер был так впечатлен, что по возвращении во Францию рекомендовал картину дирекции Каннского фестиваля. Вообще про Урусевского можно делать отдельный пост, и вот даже тема для одной из коноигр - техническая сторона кинематографа: операторская работа, спецэффекты, костюмы, музыка...
Мартин Кароль, Татьяна Самойлова и Джина Лоллобриджида. Канны, 1958 год.
"Самойлову собирала на фестиваль вся кинематографическая и театральная Москва: «Вещи для поездки Самойловой во Францию собирали чуть ли не по всей Москве: в магазинах было хоть шаром покати. Галя Волчек дала длинное шифоновое платье и пеньюар. Зина Кириенко – юбку и туфли, еще кто-то – кофточку, бижутерию. Самой Тане всегда было безразлично, как она выглядит, но тут статус обязывал: всё же представляла великую страну»".
Софи Лорен, Лилия Юдина, Митци Гейнор и Татьяна Самойлова. Канны, 1958 год.
После звездной роли Татьяна не так уж много получала предложений от режиссеров, за 4 года было 2 роли, одна из них снова у Калатозова. В 1961 году актрису пригласили сниматься в Венгрию в фильме про войну "Альба Регия", а еще через три года итальянский режиссер Джузеппе де Сантис в фильм "Они шли на восток". Ну а в 1967году Татьяну Самойлову пригласили сниматься в экранизацию Л.Толстого "Анна Каренина" на главную роль. Этот фильм снова сделал ее звездой, о ней снова заговорили на западе. Дальше снова затишье, несколько фильмов в начале 70-х и следующий аж в 1995-м. Такая актерская судьба.
Что касается личной жизни Татьяны Самойловой, то с мужчинами у нее не складывалось, она три раза была замужем, первым мужем стал Василий Лановой, вот как сама актриса описывает их любовь: "Мы были детьми... Лишили друг друга невинности и счастливы были безумно. Вспоминая наше с Лановым время, я всегда плачу". Самойлова и Лановой поженились еще студентами, жили бедно, и оба много работали, что отдаляло их, во время работы над фильмом "Летят журавли" Татьяна заболела туберкулезом и когда забеременела, сделала аборт, могли родиться близнецы, это совсем расстроило их брак и они разошлись, но остались в хороших отношениях. Через 10 лет они встретились на съемках "Анны Карениной", где Лановой играл Вронского, и поддерживали друг друга. Вторым мужем Самойловой стал писатель Валерий Осипов, с ним она прожила 6 лет. С 1964 по 1967 год Самойлова состояла в гражданском браке с белорусским писателем, кинорежиссером, одним из основателей популярнейшего в свое время «Альманаха кинопутешествий» Соломоном Шульманом, а в 1968 году вышла замуж за Эдуарда Машковича, который был младше на 15 лет и хотел, чтобы Татьяна содержала его материально, в браке родился единственный сын Дмитрий и вскоре они развелись.
Татьяна Самойлова умерла в день своего рождения 4 мая 2014, ей было 80 лет.
Перехожу к просмотренным фильмам.
Альба Регия, 1961г, Венгрия, реж. Михай Семеш
Партнером актрисы стал Миклош Габор , читала где-то неподтвержденную сплетню, что Татьяна была влюблена в Миклоша и хотела остаться в Венгрии, но ей не разрешили, съемки фильма продолжались два года (раньше так долго снимали, но все фильмы не более полутора часов). В основу фильма легла реальная история советской разведчицы, но фильм художественный, поэтому достоверность событий не так здесь важна. В городе с интересным названием Альба Регия происходят ожесточенные бои, госпиталь, в котором работает Миклош несколько раз переходит от немцев к русским и наоборот. Героиня Татьяны просит убежища у доктора, он соглашается, а дальше любовь... Сказать, что фильм мне понравился, я не могу, но и совсем уж плохим его тоже не назову. Есть несколько интересных моментов, но в основном скучноватый. Татьяна играла очень искренне, так просто, к ней вопросов нет, но сам фильм наверное больше конъюнктурный, наверное и на деньги СССР снят был, поэтому и пригласили советскую звезду.
Следующий фильм "Бриллианты для диктатуры пролетариата" 1975год, подумала еще при выборе - что за название, но вникать не стала.
Открыла сайт, а там столько прекрасных актеров! Кайдановский, Дуров, Пороховщиков, Терехова, Васильева (Екатерина), Джигарханьян, Эдита Пьеха!!! Вот это я сейчас получу удовольствие... Оказывается, фильм снят по повести Юлиана Семенова про Максима Исаева (позор мне!!), это практически начало карьеры Штирлица. Все актеры прекрасно справились с задачами, Кайдановский просто мегазвезда тут (жду про него пост и, конечно же, впечатления от этого фильма, вообще обожаю, когда у нескольких блогеров совпадают фильмы и можно прочитать разные мнения), Терехова в эпизоде прекрасна, ну все замечательные, но сам фильм как набор отрывков, пазлов, которые мне было сложно сложить воедино, возможно, что дело в хронометраже - две серии всего, может этого недостаточно для раскрытия всего сюжета. Роль Татьяны Самойловой маленькая - она шифровальщица в русском посольстве в Таллине, которая безумно влюблена в графа Воронцова (Кайдановский) и готова ради него на все, в том числе и на предательство. Сначала Самойлову показали женщиной, горячо влюбленной, она вся в любви, вся в любимом, потом она в руках провокатора - ничего не понимает, просто глупая, не способная даже думать рационально - только чтобы помочь Воронцову, перепуганная идет передать ценную информацию. Достойно справилась с ролью, героиню и жалко и дурасамавиновата одновременно. Штирлица играет Ивашов - красивый, мужественный, не сравниваю с Тихоновым, Ивашов играет совсем еще молодого агента. И, изучив, интернет, обнаружила, что режиссер Урсуляк снял сериал "Исаев" в 2009г с Даниилом Страховым в главной роли (кто смотрел, напишите в комментариях как вам новый сериал), где использовал этот же роман в первых 8-ми сериях.
«Длинная дорога в короткий день», 1972г, реж. Тимофей Левчук.
В главных ролях Н.Олялин и Т.Самойлова. Фильм об ученых-физиках, Олялин играет талантливого и передового ученого, который вот-вот откроет новое сверхмегасупер топливо, а Татьяна играет его жену, тоже ученого, вместе они работают над получением результата. В целом фильм слишком пафосный, патриотический и местами наивный - обязательно есть завидующий бесталанный интриган, как показаны США - стремление любой ценой обогнать СССР, сделать новое оружие и т.д. Но, несмотря на вышесказанное, мне понравился образ главного героя- упорный, уверенный, отдающий всего себя науке, Олялин красавец - в нем чувствуется стержень (кто-то делает о нем пост?), Татьяна играет тоже очень уверенную женщину, у которой есть свое мнение, своя линия, она говорит своему мужу: "Я очень тебя люблю, но не хочу быть тенью, даже твоей". Не согласная с мнением своего мужа по работе, она даже уходит от него, но возвращается на помощь, когда понимает, что он был прав. Как пара они хорошо смотрелись, но...скорее всего дело в режиссуре, вот не хватило достоверности для героини, как-то картинно получилось, как говорил мой учитель в художке: "перестаньте делать литературщину, вы должны творить!", и вот про такую литературщину я и думала, смотря этот фильм.
"Океан", 1973г, реж. Юрий Вышинский
Снова Олялин и Самойлова в главных ролях, фильм рассказывает о трех друзьях, которые закончили военно-морское училище лейтенантами и, получив распределение, стали нести свою службу. Еще в стенах училища герой Олялина Платонов влюблен в героиню Самойловой, которая старше его, и отказывает ему на предложение руки и сердца. Тогда Платонов прямо на выпускном балу училища делает предложение медсестре Анечке (совсем молоденькая Белохвостикова), в Анечку влюблен лучший друг Платонова Костик (Борис Гусаков). Но Костик так любит друга, что просится с ним на северный флот. В общем, получилась такая сложная история трех друзей и двух женщин, третий друг, кстати, оказался гадким завистником, а героиня Самойловой через шесть лет приезжает к Платонову на север, чтобы сказать, как она ошиблась и как она его любит. Фильм вышел через год после того, где Олялин и Самойлова сыграли мужа и жену, в фильме Океан между ними действительно океан, такая разница в возрасте, Татьяна в фильме смотрится намного-намного старше своего партнера, реально получился мискаст. Самойлова прекрасно сыграла, хоть роль и небольшая, сначала ей надо сделать тяжелый выбор - молодой лейтенант, которого она любит, но ведь она его старше и надо ехать с ним на север или офицер с положением, героиня выбрала второе. Мне понравилась сцена, когда героиня Татьяны понимает, что Платонов никогда к ней не придет, такая безнадега, безысходность в глазах, но визуальная сторона тоже важная часть кино, и несоответствие актеров вызывает некоторое недоумение - куда смотрел режиссер. Я очень расстроилась после этого фильма, мне не удалось схватить главное в актрисе. Вот как читала пост про Мордюкову - все красиво и понятно, как в песне, а я в раздумьях. Решила вернуться к старым работам Татьяны и посмотреть фильм
"Неотправленное письмо", реж. М.Калатозов, 1959 год
Четверо геологов в сибирской тайге ищут месторождение алмазов, среди них двое совсем молодых девушка Татьяна (Самойлова) и ее парень Андрей - у них любовь, Иннокентий Смоктуновский руководитель их группы, я никогда не видела Смоктуновского таким симпатичным и молодым, обычно он был уже противным дядькой (пишу только о внешнем восприятии, актер он прекрасный), здесь он чудесный. Все лето они находятся в поисках, уже быстро наступает осень, а алмазов не нашли, и вот совершают последний рывок перед тем, как вызвать самолет, и удача все-таки улыбнулась им, они нашли то, что искали - надо сказать, что это самоотверженные люди, соль земли, те, кто отдают себя любимому делу без всяких вопросов, вот об этих людях фильм. Снова Урусевский и Калатозов поработали вместе и картина получилась сильная, держит зрителя в напряжении, есть такие сцены, где сердце замирает. Что касается актерской игры - все актеры замечательно сыграли, все на своих местах, даже больше, они как-будто вот всю жизнь играли геологов в тайге. Татьяна прекрасна - молодая девчонка, попавшая в такое приключение, она здесь и веселая влюбленная с нежным взглядом, и дерзкая геолог, которая выбрала нелегкую профессию. Очень интересный любовный треугольник в этом фильме и обыграно так деликтно, так искренне, так переживаешь за каждого. Я очень рада, что решила дополнительно посмотреть этот фильм, он для меня все и разъяснил - Татьяна Самойлова прекрасная, уникальная актриса, которой нужен был опытный режиссер для огранки ее таланта, таким стал Калатозов, который разглядел в ней тот драгоценный алмаз, правильно использовал ее внутренние состояния, ощущения. С Калатозовым Татьяна сумела показать такой сложный образ, как Вероника. Мне грустно, что такой актрисе выпала нелегкая и не совсем уж удачная карьера, но так случается, в любой профессии удача тоже важна.
Все коллеги по цеху рассказывают в своих интервью о Татьяне, как об очень закрытом человек, погруженном в собственный мир, но в тоже время очень очень чутком, скромном и деликатном. Последней работой Т.Самойловой стала роль Маргариты в фильме "Нирвана" И.Волошина 2008 года.
Имя Татьяны Самойловой внесено в список лучших актрис XX века.
Отпечаток ладони навечно запечатлён на звёздной набережной Круазет в Каннах. В
Париже её именем названа аллея роз.
«Я по-прежнему считаю, что мне в жизни повезло. Многим ли женщинам выпадает такое счастье — сниматься в кино, да еще в таком — бессмертном!» Татьяна Самойлова
Киноигра. Татьяна Самойлова.
13:43, 19 января 2021
Автор: olysita
Комменты 150
Автор, большое спасибо за пост! С детства считала Самойлову одной из самых красивых актрис. И Вероника мне ее очень нравится и Каренина. Очень жаль, что мало достойных ролей было у нее.
Я Самойлову считаю красивой, глаза у нее просто необыкновенные. И очень ей идут черно-белые фильмы. Вот в "Анне Карениной" она мне меньше нравится, но я не фанат Толстого ) И спасибо вам за интересный пост )
Очень интересный, насыщенный, но лёгкий пост, спасибо! С удовольствием прочитала! Самойлова красавица, бесспорно, но виден в ней внутренний надрыв какой-то..
Вы такой хороший пост сделали. Хотя даже по комментариям понятно, что не все воспринимают эту актрису. Для меня она тоже тяжеловата, энергетически тяжеловата, непроницаема, упрямо закрыта. Прочитала о её болезни, и стала она чуть более понятна. Спасибо за ваш труд!
Самойлова нравится только в Анне Карениной, в других фильмах ее не воспринимаю( отец редкой красоты был!