Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Я тот еще Блиц - скорость без границ, поэтому только сегодня здесь (это канал ютуб-проекта Лонгплей - там очень лампово и хорошо) узнала о том, что в сентябре 2020 Rolling Stone обновили свой список 500 лучших альбомов.

Как эта новость прошла мимо меня тогда, когда она была действительно была новостью, ума не приложу. Поэтому я сразу же подписалась на все возможные музыкальные телеграм-каналы, и впредь буду бдеть.

Короче говоря, для тех, кто вместе со мной ехал в танке, новость вот в чем: в 2003 был опубликован список 500 лучших альбомов, где первая десятка наполовину состояла из Битлов, а в топ-50 был только один альбом, выпущенный после 1990 года: Nevermind Нирваны. Как говорится, большое видится на расстоянии, а в 2003 году еще сложновато было понять, что великие альбомы создавались не только в 60-70-е в жанре рок-н-ролл. Над этим списком потешались с момента его создания все, кому не лень, но в 2020 настала пора решительных действий и список обновили. Как все продукты непростого 2020 года, результат вышел показательным.

Битлы сохранили один альбом в 10-ке - Abbey Road, а вот Sgt Pepper, улетел с 1 места на 24. В целом список альбомов стал, что называется более diverse: ВНЕЗАПНО в 2020 оказалось, что музыку делают не только белые рокеры-мужчины. Таким образом, в первую десятку по женской квоте прошли Лорин Хилл и Джони Митчелл. Далее в рамках программы разнообразия "Purple rain" Принса совершил спринт с 76 на 8 место, а "Songs in the Key of Life" Стиви Уандера улучшил позицию с 57 до 4. Ну и, наконец, увенчал список альбом Марвина Гэя посвященный борьбе с несправедливостью, неравенством, а также затрагивающий экологическую повестку.

На сплетнике живет в основном довольно консервативная публика, поэтому сразу скажу, что несмотря на ехидный тон предыдущего абзаца, мне новый список все-таки нравится. Конечно, расстановка альбомов по местам - полная ерунда: нельзя найти самый великий альбом всех времен, а главное, всех жанров. Как может соул или рок альбом быть самым великим для кантри или джаза? Это просто смешно. А вот, если отвлечься от мест, изучать и слушать новый рейтинг гораздо интереснее. Тут в топ-50 Канье, Кендрик, Радиохед (вот это поворот: Kid A выше OK Computer) и Эми Вайнхаус. Вообще по понятным причинам в новом списке значительно улучшились позиции рэп-альбомов, но это ведь и круто: я, например, не очень хорошо знаю американский рэп, и рейтинг - еще один повод разобраться, почему так крут Ноториус Биг. Хотя симптоматично, что Ноториус в списке - 22, а "The Marshall Mathers LP" Эминема - только 145-ый. Ну да ладно, я же говорю - не надо зацикливаться на местах. Главное не победа, а участие :)

В то же время новый рейтинг - это, конечно, еще один плод мучительной агонии авторитетных изданий. В последние годы умудрились оскандалиться, по-моему, все музыкальные, кино- и книжные премии. Они всё еще пытаются собирать какую-то универсальную общую правду о самых выдающихся произведениях искусства, попутно сверяясь с политическими методичками и подсчитывая квоты разнообразия. Результат обычно выглядит настолько жалким, компромиссным и предсказуемым, что не устраивает вообще никого.

Раньше мнение экспертов ценилось безусловно, по нему сверяли часы, и не надо было в принципе думать самостоятельно. Так, список топ-500 альбомов 2003 года был создан, очевидно, старыми пердунами (извините), лучшие годы которых пришлись на 60-70-е, и которые с трудом уже принимали новую музыку. Однако этот полный заплесневелого очарования рейтинг умудрился на полном серьезе прожить 17 лет без особых обновлений (и это в индустрии, которая производит гигабайты музыки каждый день!). А все потому, что существовал общий консенсус, что подобный список - стартовый набор юного интеллигента, вместе с 100 лучшими книгами и рекомендациями ВГИКа по выбору фильмов для просмотра. Подобные рейтинги всегда были чертовски консервативны, но для того их и читали: чтобы приобщиться к "элитарной" культуре.

И вот, когда такие жутко консервативные издания и премии стали рубить свой сук глубокомысленнной экспертизы и элитарности, недовольными остались вообще все.

В целом, я согласна с Галиной Юзефович, которая вот тут рассказывает, что большие премии и списки - ВСЕ. Дальше - только культура инфлюенсеров, из которых нужно выбирать подходящих тебе, и которые будут советовать великие песни-книги-фильмы именно для тебя.
Ну а смотреть за агонией старого-доброго мира, где был один самый великий альбом года на Грэмми и самый лучший фильм на Оскаре, конечно, грустно и тревожно. И сложно разбираться в инфлюенсерах, и хочется доказать всем, что именно любимый тобой фильм ОБЪЕКТИВНО САМЫЙ ВЕЛИКИЙ. Но все-таки надо с легкой грустью и любовью в сердце уже отпускать простой мир, в котором была одна универсальная правда (на самом деле, конечно, не было). Жить будем сложно, но интересно.

Про 500 лучших альбомов Rolling Stone's и проблемы таких списков
04:32, 8 января 2021
Автор: mj1







Комменты 99
Недавно попадался на глаза пост о том, что сейчас в принципе невозможно такое явление, как рок-звезда, которую знает весь мир, или писатель, которого читают все-все. Потому что искусство разбилось на ниши, и у каждого творца своя аудитория, которая может не пересекаться с остальными. И дело не только в доступности, но и в переизбытке творческого продукта. Сейчас просто невозможно отслушать всю музыку, которая выходит, даже мейнстрим. Про книжки уж и не говорю.
Я что-то вспомнила как в начале 2000х музыку просто так в интернете не послушать было. Покупали сборки мп3, ходили перезаписывали у знакомых, ждали клипы на тв и песни на радио. Помню как переписывала у знакомых альбомы kasabian, franz ferdinand и killers - они казалось жутко модными и крутыми. А теперь вон терабайты музыки в интернете на любой вкус, только кнопку нажми. И как-то уже и не интересно, и не хочется ознакомиться. То ли старость, то ли пресыщенность
Роллинг, ну они там в свои списки кого-то кроме американцев и британцев вообще включали? Если в новом списке нет Челентано, то я против ))) А по поводу ваших размышлений я. Согласна. Благодаря интернету в самом начале нулевых для меня открылся целый космос, поэтому на рейтинги давно не смотрю, но из любопытства конечно иногда интересуюсь. Обычно смотрю рейтинги по стилям. Это даёт таааакой размах! В торрентах проводится ежегодное голосование за лучшие альбомы в стиле джаз (я поклонница джаза). Там за год столько шика, что я потом всё переслушать не успеваю. А если речь идёт о всееех альбомах, то об объективности речи быть не может. Музыка, которую продвигают и музыка без хорошей поддержки на ТВ и радио это два разных полюса. А журналы, как правило работают только с первой.
Я обожаю читать такие рейтинги и списки во всех вообще сферах! Как можно музыкантов разложить на более или менее выдающийся альбом я не могу понять. Это верх субъективности. Есть куча достойных жанров, которые мне не заходят абсолютно и не понятно как это оценить. Гигабайты созданной с 2003 года музыки вообще можно спустить в утиль. Количество не равно качество. Когда смотрю в этом году списки техже ролингов, NME, Spin и какого-нибудь Pitchfork, я выгляжу как Траволта из знаменитого мема. Я могу понять как можно оценить кино - там сценарий, игра актёра, куча технических вещей, диалоги, костюмы и прочее прочее. Музыкальные топы я люблю пролистать, но они вообще ни разу ни показатель ничего абсолютно для конкретного слушателя. Только for fun.
Просто Интернет уничтожил этих самопровозглашенных авторитетов, непонятно с какого бодуна определяющих, какая музыка "лучшая". Как только у меня в 99-2000 появилась возможность качать музыку, а не "жрать что дают" по радио/MTV и на CD, я быстро выяснила, что Битлы, Бобы Диланы и иже с ними - говно собачье и в тех же 60-х были десятки групп/исполнителей, делавших музыку намного круче. Но они просто пели клевые песни, а не продвигали левую пропаганду как Битлы, и поэтому в рейтинги если и вошли, то ближе к концу 5-й сотни. Ну и я уж не говорю о том, что классная музыка была и до 60-х, но в ней тоже не продвигалась левая адженда, поэтому ее решили задвинуть, провозгласив устаревшей и немодной.