Родилась 21 февраля 1942 года в городе Котласе Архангельской области.

Заслуженная артистка РСФСР (11.06.1982).
Народная артистка России (25.08.1992).

Вера родилась в семье актеров. Отец, Быков Валентин Михайлович, умер, когда девочке не было 4 лет. Мама - Алентова Ирина Николаевна, актриса, работавшая во многих театрах СССР.

Будущая актриса планировала поступать в медицинский, но параллельно пробовала свои силы в театре, где служила ее мать. Вера была актрисой вспомогательного состава.  

Мама, Ирина Николаевна, не признавала на профессиональной сцене любительщины. Она предложила дочери поехать в Москву и поступить в театральный институт, а до поступления — вместо театра пойти на завод, поработать там.
Проработав год на Барнаульском меланжевом комбинате в должности чернорабочей, следующим летом поехала в Москву.

В 1961 году поступила в Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТе на курс В.П. Маркова. На 2-м курсе вышла замуж за студента Владимира Меньшова. В 1965 году, после окончания Школы-студии, поступила на работу в Московский театр имени А.С. Пушкина.

У Алентовой довольно обширный список театральных работ, но смотреть я ничего из них не стала. Все-таки магия театра - в присутствии,  возможности увидеть воочию.

В кино у Веры ролей в советские годы было не так много. Возможно, это было связано с плотной работой в театре, а может это просто мне так показалось. Хотя если почитать интервью актрисы, то там в первую очередь всегда фигурирует театр. К тому же она является доцентом кафедры актерского мастерства ВГИКа.

Но если говорить про Алентову и кино, то конечно, в первую очередь всплывет "Москва слезам не верит". Культовый фильм, к которому можно относиться по-разному, но эмоции он всегда будет вызывать.

Но все же на нем я не буду акцентировать внимание, его видели практически все. Мама моя так вообще обязательно на 8 марта пересматривает его.

Единственное, что хочу отметить, упоминая этот фильм, это голос актрисы. Им она владеет просто потрясающе. Как он меняется с возрастом героини, с ее статусом, ее мироощущением. Голос - такой же важный инструмент актера, как и его внешность, мимика и пр. Важны не только интонации, эмоции в голосе, но и тембр, который также отражает личность героя.

"Время желаний" 

Светлана Васильевна, красивая предприимчивая женщина в возрасте "за тридцать", очень хочет выйти замуж за солидного человека. Подруги знакомят ее с Владимиром Дмитриевичем. Он - немолодой, несуетный и скромный. Казалось бы, у этих людей нет ничего общего...

Этот фильм я посмотрела впервые и скорее всего, если бы не киноигра, вряд ли бы до него добралась. А зря. Вот умели же снимать неспешные, вдумчивые фильмы, без особой динамики, но от которых не оторваться, так как не хочется ничего пропустить. Хотя казалось бы - история тривиальна. Молодая женщина ищет  состоятельного и состоявшегося мужа. Ищет преимущественно в творческой среде - композиторы, архитекторы, писатели и т.д. , но ей несколько раз напоминают, что для таких людей всегда на первом месте будут их творчество и они сами. И после этого она переключает свое внимание на немолодого  не особо высоко поставленного служащего большого ведомства, которого сыграл Папанов.

Отдельно отмечу работу костюмеров и вообще художников фильма. В дозамужний период у героини, а также ее подруг, стильная, красивая одежда, на которую не обратить внимание не получится.

После замужества героиня, Светлана Васильевна, работавшая в салоне красоты (а до этого и секретаршей в солидном учреждении, и администратором в кафе, и тренером по плаванию) уходит с работы и посвящает себя обустраиваю семейного гнездышка, поиску нового гнездышка и устройством карьеры мужа. У Светланы Васильевны подвешен язык, отличная хватка, куча знакомых, с которыми она знает как договориться, чтобы выбить нужное ей. А ее муж - тихий, спокойный человек, которого все устраивает - и его жилье, и должность, и все остальное. Однако супруга находит, как продавить его. Ведь она сама знает, как лучше для него.

Чем все закончится, рассказывать не буду. Но итог закономерен.

Алентова отлично смогла передать деятельную натуру своей героини. А Папанов - такой трогательный, но ничуть не жалкий. В общем, замечательный вышел актерский дуэт.

Сама актриса так описала эту героиню:

Играла я и женщину, которая могла бы управлять бизнесом, — в картине «Время желаний». Это как раз такая бизнес-вумен, которая и мужа выбрала «того самого», и судьбу его устроила. Перепробовала массу профессий и, не имея образования, везде добилась успеха. Режиссер Юлий Райзман тогда ухватил зарождающийся новый тип женщины, которая очень быстро соображает и умеет построить дело.

А еще в фильме потрясающая музыка - проникновенная, цепляющая.

Фильм не особо известен, его не растащили на цитаты. И очень жаль. Он хорош, однозначно рекомендую посмотреть, кто не видел.

"Завтра была война"

Начало сороковых. Герои фильма - обычные советские старшеклассники. Они учатся в советской школе, стараются быть правильными и идейными комсомольцами-активистами. Но не всегда «правильность», внушаемая учителями, совпадает с внутренними убеждениями юных душ - им сложно смириться с тем, что их родные и любимые люди оказываются вдруг «врагами народа».

Повесть я прочла ещё в школе. Я была ненамного младше героев книги, видимо поэтому события приняла очень близко к сердцу и легко прониклась атмосферой книги, ее героями. До сих пор помню, что читать начала повесть вечером, а закончила часа в три ночи. И на утро встала с опухшим от слез лицом, благо был выходной. 

Я очень люблю, уважаю и восхищаюсь Борисом Васильевым за то, как он пишет о женщинах. И неважно сколько этим женщинам лет - хоть 15, хоть 60 лет. С каким трепетом, уважением, нежностью он описывает своих героинь, всех по-разному, но однозначно тонко и глубоко. 

К фильму по этой повести я долго не могла подступиться, потому как  ожидания однозначно были завышенными. И когда я, наконец, посмотрела его, ожидания действительно  не оправдались.

Нет, фильм хорош и к просмотру я могу его рекомендовать однозначно. Но имея такую сильную литературную основу, дотянуть до неё непросто. Не могу точно сформулировать чего мне не хватило, это скорее на уровне ощущений, а не каких-то логических фактов. Но возможно молодой актёрский состав оказался слабоват и режиссёр, Кара, не вытянул из них тот нерв, который был так нужен.

Больше всего мне не понравилась Негода, сыгравшая Зиночку. Образ получился почти карикатурным.

Хотя Юлия Тархова, сыгравшая Вику, понравилась. В ее больших светлых глазах отражались все те эмоции, что были нужны: некоторая нездешность, инаковость, отчаяние и горе.

Впрочем, Ирина Чериченко, она же Искра, тоже справилась неплохо. 

А вот старшее поколение на высоте. Никоненко, Русланова, Алентова.

Русланова шикарна - вот она нерв ухватила так, что звенело.

Алентова… Мне кажется это был рискованный ход брать на роль Валендры, самого мерзотного персонажа, харизматичную и привлекательную Веру. Однако Алентова доказала, что она замечательная актриса: Валендра у неё вышла как надо. От одного ее вида внутри поднималось омерзение и отвращение. И видишь уже не привлекательную женщину, а необаятельную, бесформенную, противную училку в худшем смысле этого слова. Да и голосом она добавила всех этих ноток так, будто даже скрежет слышен между произнесенными словами. 

Ну и в этой книге и фильме прозвучала фраза, которую так часто вспоминали в конце уже прошлого года:

– Какой тяжелый год!

Все примолкли. А Зиночка сказала, как всегда, невпопад:

– Знаете почему? Потому что високосный. Следующий будет счастливым, вот увидите!

Следующим был тысяча девятьсот сорок первый.

Надеюсь, 2021 будет все-таки спокойным и счастливым годом)) Чего всем и желаю!

"Ширли-мырли"

Невероятная история о братьях-близнецах, никогда прежде не слыхавших друг о друге. Один из них, в младенчестве подброшенный в табор, стал цыганским бароном; другой рос в детском доме - и теперь он еврей - музыкант с мировым именем; третьего воспитывала родная тетя, и домашнее воспитание принесло свои плоды: он стал авторитетнейшим в СНГ вором и аферистом. Именно он, благодаря своим талантам, обводит вокруг пальца главу мафии и похищает фантастический алмаз «Спаситель России». Стоимость найденного в Сибири драгоценного камня такова, что вся страна сможет 3 года отдыхать на Канарских островах.

Фильм-фарс, гротеск, немножко сюр.

Будучи еще подростком я не смогла его досмотреть, поэтому к киноигре ответственно решила посмотреть от начала до конца. Увы, меня хватило на 2/3 фильма. Все-таки такой жанр - категорически не мое. Да, еще подростком мне многие шутки были непонятны, казались глупыми, напыщенными. В более осознанном возрасте я понимала уже что к чему, но проникнуться этим не смогла. Такой винегрет не для меня.

Мне даже сложно что-то сказать об актерских работах, той же Алентовой, потому что я понятия не имею как это оценивать. Справилась, не справилась, передала личность героини? Ну если как карикатура и гротеск - наверно, все как надо. Взбалмошная иностранка, как она могла бы выглядеть глазами русских, особо не видевших людей оттуда.

Хотя не отметить Чурикову нельзя. Она однозначно божественна. 

"И все-таки я люблю" (сериал)

Москва семидесятых. Вера, приехавшая работать «по лимиту» встречает в столице любовь своей жизни. Но что делать, если против чувства молодых оказываются номенклатурная семья избранника и ее окружение. Беременность Веры только усугубляет неразрешимый клубок обстоятельств и противоречий, сложившийся вокруг молодой и неискушенной провинциалки.

Сможет ли она устоять совершенно одна с ребенком в большом и враждебном городе и все же доказать свою невинность и отстоять право на любовь? Что будет с Ритой - ребенком Веры и Вадима, который долгие годы не верил в то, что это его дочь? Как сложится судьба девочки после того, когда она останется совершенно одна?..

Я его не заявляла изначально, специально к киноигре не смотрела, но впечатления свои от просмотра несколько лет назад помню. 

История о провинциальной золушке, оказавшейся в большом городе, которая вышла замуж за "принца", и у которой с этим принцем не сложилось.

Сериал неплох, даже хорош, но где-то на 2/3. Последние серии помню досматривала из принципа, так как бросать не хотелось. Первая половина, сериала 70-е и чуть позже, очень даже ничего. А вот уже ближе к современности, ну такое...  Накрутили что попало, хоть и не без просветов.  

Несмотря на шаблонный сюжет, история увлекательна, местами все-таки нетривиальна, эмоциональна. А актерские работы - вполне неплохи.

По-моему у Арнтгольц это лучшая роль. А Алентова, к слову, за роль свекрови получила Тэфи.

С одной стороны свекровь типичная - властная, лучше знающая, что нужно ее сыночке-корзиночке. С другой стороны ее тоже можно понять - для сына же хочется все самое лучшее, в том числе и супругу. Однако героине Алентовой все не чуждо признание собственных ошибок и попытки их исправить. Впрочем, в своей манере.

Хабаров, в роли сыночки, прекрасен. Он сам по себе прекрасен, еще и голос у него чудесный, а такие баритоны вообще моя слабость.

Иванова, сыгравшая дочь главных героев, вполне органична и даже не подбешивала меня, как обычно))

Мне сложно было выделить положительных персонажей, все они в той или иной степени раздражали, наверное, в этом и прелесть неоднозначности.

Не могу не упомянуть про потрясающую музыку Дмитрия Маликова. Он замечательный композитор, и его музыка в этом сериале неотъемлемая часть всего действа. Без нее история не заиграла бы нужными красками.

"Зависть богов"

1983 год. Телевизионный редактор Соня и переводчик из Франции Андрэ встретились в Москве и полюбили друг друга. У Сони есть сын-подросток и муж, успешный писатель. У Андрэ тоже есть семья в Париже. И вдруг для них исчезло все, кроме внезапно нахлынувшей страсти. Несколько дней своей жизни они были абсолютно счастливы, однако боги не остались равнодушными…

Попытка Меньшова снять Анну Каренину в советских реалиях. Хотя тут герои более взрослые, зрелые, обстоятельства их жизни другие, время само собой другое. И получилась скорее история о том, как важно быть счастливыми, и что за этим может последовать.

— А ещё мне почему-то страшно.

— Страшно. Просто вы русские боитесь быть счастливыми.

— Не только русские. Между прочим древние римляне даже сами себе не позволяли признаться, что они счастливы, они боялись вызвать зависть богов. Боги не прощают и наказывают людей, которые хотят хоть в чем-то сравниться с ними.

Но счастье, увы, мимолетно. Главное, успеть его ухватить, урвать. Ведь этому могут помешать собственные принципы, вбитые с детства догмы, общество, семья, друзья, чувство долга.

Пара Алентовой-Лобоцкого замечательная. Пылкие взгляды Андрэ, пронзительные его синие глаза (ах!), настойчивость и неумолимость. Скромная, сомневающаяся Соня.

Страстные возлюбленные, рискнувшие окунуться в счастье. 

История двойственна. И в том, что героиня боится быть счастливой, хотя нам настойчиво показывают, как обыденна, скучна ее жизнь, где все уныло, рутинно, катится по инерции. В том, что потом обязательно будет расплата за попытки быть счастливой, жить для себя, любви.

И в противопоставлении Союза и заграницы, в данном случае Франции.  Герой Лобоцкого восхищается русскими, якобы они свободны, а французы думают лишь о деньгах. На что героиня Алентовой парирует: тут-то все думают о том, как не просто купить что-то, а достать.

Или как коллега, бывший связным между двумя возлюбленными, ругает свою страну, а потом простодушно отвечает, что не поедет жить и работать в другие страны, потому что его и здесь неплохо кормят.

Ну а потом случается южно-корейский Боинг, и вновь все по разные стороны баррикад, в том числе и Соня с Андрэ.

Концовка мне не понравилась. Все-таки героиня Алентовой мало похожа на Каренину, как бы ее не сравнивала с ней даже мать Сони, которую сыграла Скобцева. И в такую концовку я не поверила. Если ее оставить за скобками, то остальное я вполне могу принять. Даже то, что Андрэ то ли сглупил, то ли так выдвинул на первое место свою якобы честность и совесть, написав ту статью, зная, как это может ударить по Соне. В случае Андрэ такой поступок не кажется неорганичными. 

В остальном, фильм понравился, без восторгов, правда. Но поразмыслить есть над чем.

Не могу сказать, что сделала какие-то выводы для себя по итогу подготовки к этой киноигре. Все-таки с творчеством Алентовой и без того была знакома. 

Но то, что напрягла мозги в новогодние праздники - однозначно плюс)) 

Спасибо Skarletty  за подготовку киноигры и всем спасибо за внимание!

С праздниками!

Подпишитесь на наш
Блоги

Киноигра. Вера Алентова

14:56, 6 января 2021

Автор: Olga_Smirnykh

Комменты 116

Аватар

обожаю Ширли-мырли, гениальный фарс. Цитаты на все случаи жизни, я ни одного такого фильма больше не знаю, только Любовь и голуби могут составить конкуренцию. Меньшов в этом плане прямо монстр.

Аватар

Наверное, самая моя любимая советская актриса. Очень красивая, приятная женщина с недооценённым, как мне кажется, талантом.

Аватар

А есть еще какой то белорусский, что ли фильм. С Еременко старшим и Еременко младшим. Что то про больницу, там Алентова любовницу и зама главврача в исполнении Еременко играет. Какой то вроде конфликт по поводу передела собственности, криминальные структуры на эту больницу посягают. А Еременко младший устраивает разборки и улаживает вопрос.

Аватар

Хороший пост, хорошо написано. Надо же, действительно отыгрывала голосом в "Москва слезам не верит", а я и не замечала, но ее стальные начальственные нотки во второй серии так и звучат в ушах. Мне тоже не нравится "Ширли-мырли", даже Чурикова с капусточкой, какие то шутки все грубоватые, для меня - не смешные.

Аватар

Я к Алентовой спокойно отношусь. В ролях своих органична, кмк, не бездарь. Ширли-Мырли не фанат, но линию Чуриковой с сыновьями люблю и цитирую часто ) И спасибо за обзор.

Подождите...