Обратила я сегодня внимание на новый дудл от Гугла и решила поинтересоваться, чему посвящена эта красота. Как оказалось, годовщине открытия пещеры с наскальными рисунками Ледникового периода - пещере Шове.
Полистала, почитала, фотки посмотрела и решила принести вам.
Итак, 18 декабря 1994 года на юге Франции три спелеолога, Жан-Мари Шове, Элиет Брюнель и Кристиан Иллэр, совершенно случайно, когда обследовали ещё одну пещеру не подалёку, обнаружили уникальный грот небольшого городка Вальон-Пон-д'Арк в ущелье реки Ардеж, притока Роны. Это была ранее не тронутая пещера с сетью галерей и комнат, покрытых наскальными рисунками и петроглифами, а пол пещеры был завален различными палеонтологическими останками, включая черепа медведей и двух волков. Некоторые из этих костей были расставлены в особом порядке.
По своим размерам пещера значительно превосходит знаменитую Ласко (более детально о ней можно почитать вот тут - NO ENTRY. Пещера Ласко). В гроте Шове много залов и галерей общей длиной 800 метров и высотой до 18 метров.
По оценкам ученых, первобытные люди жили в гроте 33-37 тысяч лет назад, а затем вернулись в его в период 28-31 тысячи лет назад. Благодаря оползню, который перекрыл вход около 25 тысяч лет назад, все изображения в пещере сохранились в идеальном виде!
Сенсационность пещеры Шове состоит в том, что её открытие отодвинуло датирование возникновения первобытных рисунков на 5 тысяч лет назад, и перевернуло сложившуюся к тому времени концепцию эволюции палеолитического искусства, основанную, в частности, на классификации французского учёного Анри Леруа-Гурана.
По его теории (как и по мнению большинства других специалистов) развитие искусства шло от примитивных форм к более сложным, и тогда самые ранние рисунки из Шове должны были бы вообще относиться к дофигуративной стадии (точки, пятна, полосы, извилистые линии, прочие каракули). Однако, исследователи живописи Шове оказались лицом к лицу с тем фактом, что древнейшие изображения чуть ли не самые совершенные по своему исполнению из известных нам палеолитических.
На стенах четырех «залов» Шове вместе с соединяющими проходами общей протяженностью около 500 метров обнаружено 435 изображений различных животных, обитавших в те времена (всего 14 видов представителей фауны тогдашнего мира, включая таких как давно вымершие шерстистые носороги и мамонты), в том числе масштабные многофигурные композиции. В самой глубокой галерее изображено человеческое тело, а на других стенах — абстрактные серии красных точек. Также рядом с рисунками были обнаружены следы когтей пещерного медведя.
Изобилует пещера Шове большим количество изображений хищников - пещерных львов, медведей и носорогов, помимо привычных для других пещер рисунков животных, которых первобытные люди употребляли в пищу – быков, лошадей, оленей.
Одна из главных особенностей грота - изображения с множественными контурами, наслаивающимися друг на друга. Существует две версии касательно них. Согласно первой, это что-то вроде первобытной анимацией, когда в погружённой во мрак пещере вдоль рисунка быстро водили факелом, животные словно "оживали". А по другой теории, таким образом изображается в перспективе группа животных.
Исследователи сходятся на том, что пещеры, содержащие рисунки в таком
количестве, явно были предназначены не для жилья и не представляли из себя
доисторические картинные галереи, а являлись святилищами, местами проведения
обрядов, в частности, инициации юношей, вступающих во взрослую жизнь (об этом
свидетельствуют, например, сохранившиеся детские следы).
Техника исполнения изображений также уникальна. Перед нанесением рисунка стены очищались и выравнивались, процарапывались контуры животных и только затем наносилась краска. Вообще рисунки здесь выполнены настолько виртуозно, страстно и искусно (с применением пропорций и теней), что многие учёные не могут поверить, что они настолько древние!
В Шове так же есть и просто гравировки.
За 26 лет с момента открытия учёными было проведено более 350 исследований, чтобы установить датировку рисунков различными методами, включая радиоуглеродный. Правда, как считают специалисты, даже этих анализов недостаточно для установления подлинного возраста изображений.
В дополнение к рисункам, пещера также является домом для человеческих следов и около 4000 окаменелостей доисторических животных. Признавая огромное значение этого места для истории человечества, ЮНЕСКО внесла пещеру Шове в Список всемирного наследия в 2014 году. В список исторических памятников Франции она была внесена через год после открытия.
Сегодня Шове считается одним из сакральных мест человечества. И сама пещера "законсервирована". Вход в неё открыт исключительно для ограниченного круга ученых. Да и тем позволено в нее входить лишь дважды в год, весной и осенью, и работать там всего пару недель по несколько часов в день.
В 2015 году французские власти открыли точную копию легендарной пещеры, и она стала доступна и для простых обывателей. Её создание обошлось в 55 миллионов евро.
Пещера Шове
02:56, 19 декабря 2020
Автор: Encore
Комменты 120
Жаль, что нет фотографий изображения человеческого тела. Интересно было бы посмотреть, так же красиво получилось? Автору огромное спасибо, и скорейшего вам выздоровления!
55 млн евро? Ну не знаю, насколько оправданы такие траты, когда есть видео пещеры хорошего качества
Не могу поверить, что пещерные люди рисовали настолько профессионально! Просто с ума сойти, если сравнивать с теми же, уже ранее сверху упомянутыми, средневековыми "кошками и собачками". Просто небо и земля. Очень интересно, спасибо за пост!
Вспомнились Ося и Кися ) очень интересный пост, но ощущение, что это мошенничество в особо крупных масштабах.
Щас заминусуют меня, думаю, но вот не могу отделаться от мысли, что это развод какой-то. Невозможно представить, чтоб человек того времени мог так рисовать. Ну или это был предок Леонардо или Рафаэля))