Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
«Только женщина имеет право строго придерживаться канонов импрессионизма» - написал как-то искусствовед Теодор де Визева в своей статье 1891 года, утверждая, что данный стиль в своей сущности женственен. И это был отнюдь не комплимент со стороны критика: «Она одна может позволить себе ограничиться передачей одних лишь эмоций» (или впечатлений, англ. Impressions). Его поддержал другой критик, стыдивший новое направление в искусстве за то, что оно восхваляло мягкие, женственные по своей природе, черты, в отличие от четких линий и детальных изображений, свойственных классической школе.
Действительно, импрессионизм в свое время произвел фурор в искусстве как с точки зрения техники написания, так и в выборе сюжетов. Вследствие этого, его долгое время не принимали в художественных кругах, а мастера этого направления были вынуждены организовать собственные выставки для представления своего искусства обществу. Впрочем, об этом было написано немало статей, в т.ч. на Сплетнике. Мне же хотелось бы сосредоточиться на женском лице импрессионизма, которое часто теряется в лучах славы Дега, Мане, Моне, Ренуара и других мастеров.
По иронии судьбы, именно эти радикальные для классической школы черты импрессионизма открыли художницам дверь в закрытую область элитарного искусства. Изучение человеческой анатомии и рисование обнаженного тела в то время считалось неприемлемым занятием для деликатного сознания женщин, то же самое касалось и написания исторических сюжетов, женщины не могли даже копировать картины в галереях без сопровождения мужчин. Единственной альтернативой для художниц оставались домашние занятия и иллюстрации повседневной жизни, которые, с приходом импрессионизма, стали главным фокусом современного искусства.
Конечно, не все складывалось так радужно для представительниц слабого пола: женщины в 19-м столетии по-прежнему не могли изучать изобразительное искусство в государственных заведениях (например, в Школе изящных искусств в Париже, которая ограничивала студентов не только по половому, но и по национальному признаку, допуская к обучению лишь французских граждан) и брать формальные уроки у мастеров. Однако, оставались частные школы и неформальные занятия, а также невероятный энтузиазм, трудолюбие и талант женщин, решивших развиваться в области импрессионизма, несмотря на многочисленные запреты.
Берта Моризо (1841-1895)

Берта Моризо по праву считается одной из самых известных художниц в импрессионизме: она единственная среди женщин участвовала практически во всех (в семи из восьми) выставках импрессионистов, начиная с самой первой.

Моризо родилась в буржуазной французской семье, где образование (в смысле домашнего воспитания) в области искусства было само собой разумеющимся. Несмотря на то, что она не имела права получать формальное обучение и даже работать в галерее Лувра, копируя шедевры живописи, ей все же удалось познакомиться с коллекцией через своего преподавателя Йозефа Гишара, у которого Берта брала частные уроки. Под влиянием известного представителя Барбизонской школы, Камиля Коро, с которым Берта познакомилась позднее, она начала работать на открытом воздухе (en plein air) акварелью и пастелью. Спустя какое-то время Моризо уже достаточно уверенно работала и маслом, а затем стала экспериментировать с углем и карандашами. Как и другие мастера, она увлеклась фотографией и японским искусством, что заметно отразилось на ее работах. Легкие и нежные мазки, за которые так ругали импрессионистов, сочетались у нее с интересными и часто сложными композициями.

В 1864 году в возрасте 23 лет Моризо впервые принимает участие в выставке Парижского салона. А десять лет спустя она присоединяется в движению «отвергнутых» импрессионистов и участвует в первых их самостоятельных выставках наряду с Сезанном, Дега, Моне, Писсарро, Ренуаром и Сисли. Импрессионизм проплетает как профессиональную, так и личную сторону ее жизни: Берта выходит замуж за брата Эдуарда Мане – Эжена, а их единственная дочь, Жюли, часто позирует как для матери, так и для других импрессионистов, например, Ренуара.


В 2013 году Моризо также становится одной из самых высокооцененных художниц, после того как ее картина «После ланча» (1881) продается на аукционе Кристи за рекордных 10.9 миллионов долларов!

Мэри Кэссэтт (1844-1926)

Мэри Кэссэтт родилась в Пенсильвании, США, но переехала во Францию, чтобы обрести финансовую и артистическую свободу, развиваясь в области импрессионизма. Мэри входит в тройку самых известных художниц этого направления, а ее картины по своей технике часто сравнивают с работами ее друга и учителя – Эдгара Дега.


Как и другие женщины, Кэссэтт брала частные уроки живописи, за неимением других альтернатив, а также смогла получить доступ к коллекции Лувра, где проводила дни, копируя шедевры наряду с Бертой Моризо и Мари Бракемон.
В 1868 году Мэри стала первой американкой, которая удостоилась чести выставлять свои работы на обновленном Парижском салоне, а затем на отдельных выставках импрессионистов, как в Европе, так и в США.
Также как и Моризо, Кэссэтт много вдохновлялась японским искусством в своей работе и, одна из немногих в то время, экспериментировала с техникой гравировки в помощью акватинта и сухой иглы.

Самая популярная картина Мэри Кэссетт «Маленькая девочка в голубом кресле» (1878) является ярким примером ее уникального стиля, и показывает весьма радикальный взгляд на написание детей того времени: яркие небрежные мазки и естественные позы выгодно отличали работы Кэссэтт от классической школы, где дети больше походили на кукол. Инфракрасный рентген показал, что к картине приложил руку и друг Кэссэтт – Эдгар Дега, нарисовавший в центре композиции угол комнаты вместо плоской стены.

В течение всей своей жизни Мэри активно поддерживала борьбу за равные права женщин в образовании и других сферах, в т.ч. отправляла финансовые средства на развитие движения суфражисток.
В 1914 году Кэссэтт пришлось оставить свои занятия из-за практически полной потери зрения, но ее вклад в развитие импрессионизма и независимости женщин нельзя переоценить.

Мари Бракемон (1840-1916)

Несмотря на то, что сейчас Мари Бракемон входит в тройку самых известных представительниц импрессионизма, она была практически неизвестна широкой общественности вплоть до 1980-х гг. Интересный момент, что забвению Мари способствовал ее собственный муж, Феликс Бракемон (арт-директор керамического магазина Хэвиланд), который не одобрял ее занятия живописью, в результате чего художница долгое время практически не упоминалась в книгах по истории искусства.

Еще будучи ребенком, Мари Бракемон создала свою первую картину к дню рождения матери, используя пигмент из полевых цветов, которые она собственноручно измельчила. Имея весьма ограниченные финансовые средства (ее семья принадлежала к рабочему классу), Мари не могла брать частные уроки, поэтому ей приходилось учиться живописи самостоятельно. Большой удачей для нее стало знакомство через друзей семьи с неоклассическим художником Жаном Огюстом Домиником Энгром, который распознал в ней природный талант к рисованию и пригласил заниматься в его студии. Несмотря на поддержку Энгра (который даже помог 16-летней художнице выставить свою первую работу в 1857 году), Бракемон в конце концов покидает его студию, объяснив свой уход тем, что Энгр не признавал кураж и настойчивость женщин в живописи, поэтому она могла рассчитывать у него лишь на изображение цветов и натюрмортов. Вскоре Мари увлечется новаторским направлением в искусстве того времени – импрессионизмом.

Однако, встреча Бракемон с ее будущим мужем Феликсем в Лувре и последующее замужество в 1869 году навсегда изменит планы на развитие молодой художницы. В воспоминаниях Пьера, их сына, Феликс предстает как весьма авторитарный и ревнивый супруг, который часто критиковал работы Мари, скрывал ее картины от гостей и отговаривал от публичных выставок. В результате в 1890 году Мари, уставшая от постоянных конфликтов с мужем и проблем со здоровьем, забрасывает публичное занятие живописью и практически перестает выезжать из их дома в Севре.


Берта Моризо, Мэри Кэссэтт и Мари Бракемон считают легендарным трио женщин импрессионизма. Однако, на них история женского импрессионизма не заканчивается. Во второй части будут представлены менее известные (но от этого не менее талантливые) художницы этого направления.
Спасибо за внимание!
Женщины в импрессионизме - часть 1
17:26, 13 августа 2020
Автор: babare2

Комменты 7
Мэри Бракемон удивительная техника - живопись как объемная и напоминает о фарфоре, цветовая гамма изумительная. Вот же вредитель Ее благоверный (
Большое спасибо!
Чудесный пост, ожидаю продолжения)))) Спасибо Вам от души
Спасибо за пост! Люблю узнавать что-то новое.
А где " девушка в саду" Моне