Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Татьяна Николаевна Егорова – советская и российская актриса театра и кино, журналистка, писательница. В 1999 году увидела свет её книга «Андрей Миронов и я», которая произвела эффект разорвавшейся бомбы. Книга посвящена взаимоотношениям актрисы с Андреем Мироновым, длившимся 21 год (до самой смерти актера в 1987 году).

Честно, что это за актриса, я не знала, и не слышала ничего о ней. Ни одного фильма с ней не видела. Знала, что Миронов был в браке дважды. Его жены были довольно популярны в советское время, хотя по большому счету у них было мало известных ролей. Знала, что Миронов хотел жениться на Фатеевой и что ему нравилась Анастасия Вертинская. Про романы с Прокловой, Кореневой, Алёной Яковлевой… А кем ему приходилась Егорова?

Татьяна Егорова называет себя главной любовью Миронова. И совсем немногие с этим согласны.

Знакомая рассказала мне о книге, заявив: «Не очень веришь автору, читая книгу, где все вокруг плохие, весь мир против автора и только она стоит в незапятнанном белом пальто, да ещё нимб над головой развился…» (так и сказала «развился»). Но книгу я прочитала.

Читается очень легко, слог отличный, острый, «сплетнический» или сплетниковский , все как я люблю; иногда автора заносит. Многие читают это произведение не как мемуары, а как любовный роман. Процент правды в этой книге… его знает только сама Егорова и те люди, про которых она написала (многих из них уже нет в живых). Автор и главная героиня иногда раздражает, иногда вызывает недоумение, иногда – жалость. Многие считают книгу очень ядовитой и злобной. Некоторые, в том числе знаменитости, восхищаются смелостью актрисы и говорят «всё, что написано в книге - правда».

По моему мнению, автор вполне могла написать правду. Только где-то преувеличила факты или дополнила своей фантазией в пользу… чего? Художественного вымысла? Или я запуталась? Значит, для меня книга тоже не столько мемуары, сколько роман. Тут очень видна субъективность автора.  Я лично считаю, что эта в общем неплохая женщина была, судя по всему, дико обижена и обозлена на актеров, актрис, руководство театра, да и на своего возлюбленного тоже. По разным причинам. Но в ее книге не только язвительные характеристики, скандальные подробности и обличение артистических нравов, но и встречаются мудрые и интересные мысли о вере и семье, об искусстве и жизни, о любви. После прочтения я пошла перечитывать любимые стихотворения Блока, Пушкина, Пастернака, Есенина, Ахматовой, так как автор чуть ли не в каждой главе приводит строки какого-нибудь русского поэта. Но это другая история.

Про себя Егорова пишет так же много, как и про Миронова, и довольно интересно. Миронов – неуверенный, ведомый человек, паталогически зависимый и  зависящий от мнения матери. Татьяна обнамекалась в книге про эдипов комплекс в последней стадии и про всякие семейные тайны.  Кроме того, Андрей был отчаянным ловеласом, ни одной юбки не пропускал. Он мог даже пару выпускниц «академии порядочных девиц с Ленинградки» под настроение снять, деньги-то имелись. Он даже с самой Майей Плисецкой роман крутил. Но сам был ужасно ревнив. Если Андрей начинал ревновать Егорову, мог и руки распустить, и мебель летала, образно говоря.

Атмосфера театральной и киношной тусовки 60-х и 70-х годов передана шикарно. То и дело на страницах мемуаров можно встретить известного актера, режиссера, сатирика, драматурга… Егорова раздала «всем сестрам по серьгам». Никто из персонажей тогдашнего «шоубиза» необделенным не остался. Условно их можно поделить на три группы.

1. Те люди, к которым Татьяна Николаевна относилась с симпатией.

- Наталья Селезнева, подруга и сокурсница. Она и ее мама давали автору дельные советы.

- Марк Захаров. Татьяна посвятила ему много восхищенных слов, называла гением и Магистром.

Ах да, она каждому персонажу дала прозвище-характеристику.

- Александр Менакер, папа Андрея. Интеллигент, миротворец, буферная зона между Андреем, властной матерью и Татьяной.

- Людмила Максакова. Они дружили, если верить Егоровой. Максакова - женщина с крутым нравом, взбалмошная и противоречивая. Может быть, Егорова боялась про нее что-то плохое писать. Кто знает? Но общались они точно, в книге есть фото со свадьбы Максаковой, где рядом стоит Егорова.

- Про Фатееву написала очень коротко, но положительно.

- К Маше Мироновой (дочери Андрея) хорошо относилась, и юная Маша до поры до времени платила ей тем же.

Поскольку я считаю Захарова хорошим человеком и режиссером, не замаранным скандалами, и хорошо отношусь с Марии Мироновой-младшей, позитивные характеристики меня порадовали. Но далеко не про всех автор написала положительно.

2. Те, кто притеснял Егорову или завидовал ей. Или по какой-то причине вызвал ее неприязнь.

- Мария Миронова. Она и по свидетельствам других людей, очень тяжелый человек, «диктатор» в семейной жизни. Если написанное хоть наполовину правда, то все печально. Её жизненная позиция была «Весь мир под каблук!» Этим всё сказано.

- Валентин Плучек, худрук театра Сатиры. Если Пырьев был советским Вайнштейном, то Плучек – второй Пырьев, если верить Егоровой, ещё и с комплексом Наполеона. 

- Татьяна Васильева. Писательница дала ей кличку Галоша и явно на нее исходила ядом. Тут вообще не понимаю. Какие-то докапывания до внешности, фигуры и таланта, намеки, какими способами Васильева получала роли. Что Егоровой было с тёзкой своей делить? Васильева вроде на Миронова никогда не претендовала. Или?..

- Жёны – Екатерина Градова и Лариса Голубкина. Пока автор читала любимому наизусть  Бродского и Пастернака, и вообще , шла по жизни, «дыша духами и туманами», жены только и думали, какой бы  ЛуиВитон купить. И подчеркивается, что жены, как и сама Егорова, находились по сравнению с семьей мужа «на разных социальных веточках».  И что ни одну из законных жен артист не любил, а женился на них лишь назло Егоровой.

- Актрисы театра Сатиры. Те, что не прочь были увести Андрея. Несть им числа. Нина Корниенко – одна из них.

3. И наконец, те мужчины, которые вожделели Егорову, хотели видеть любовницей или женой. Их было много, если верить автору.

- Ширвиндт. Интриган, карьерист, пишет автор, да и совсем редиска. Но «… наступал мне под столом на ноги. Я нравилась ему. Я нравилась всем друзьям мужского пола.» Почему у меня ощущение, что скорее Александр нравился ей, а не наоборот? Как-то почти эротически его описала в книге (его первое появление в театре), а в интервью Гордону при его упоминании почти взвизгивала.

- Писатель Юлиан Семенов, автор «Семнадцати мгновений весны». Был влюблен «как Гитлер во власть», «либо ты будешь со мной, либо мне необходимо ампутировать душу и сердце». Замуж звал (почти звал, был женат). Золотом обещал осыпать. «Кто на юге отказывается от романчика, да ещё с Семёновым?» (это уже слова Мироновой). А если верить Егоровой, то романа не было.

- Эдвард Радзинский. Просыпается как-то Татьяна утром, а на подушке, вместо блондинистой шевелюры – лысина, обрамленная волосами. Радзинский написал пьесу «Я стою у ресторана: замуж - поздно, сдохнуть - рано…», в которой главная героиня списана с Егоровой.

- Сводный брат Миронова Кирилл Ласкари. Егорова пишет, что, чтобы позлить Миронова, уехала в Питер и выскочила замуж за влюбленного Кирилла, а через пару дней вернулась в Москву. Ласкари в интервью от всего этого открещивается. Про эти отношения - самая смешная глава. Описание свадьбы и брачной ночи не обошлось без клише про вбегающую в спальню к молодым маму с другими домочадцами. Прямо вижу, как интеллигентная мама новоиспеченного супруга (балерина Мариинки) и бабушка «с высокой прической, как сошедшая с полотна Гейнсборо» вбегают проверять новобрачных, ага…

- Плучек проходу ей не давал. Но Егорова и тут не может забыть Васильеву, которая была фавориткой худрука.

- Владимир Высоцкий. Бард на банкете после концерта играл на гитаре ей одной (нет), подливал шампанское, пододвигая стул поближе и «впиваясь в меня зрачками», пел свои рычащим голосом. Андрей приревновал и… Ну имхо, практически любой бы приревновал к Высоцкому. 

Возможно, так и было. Возможно и вожделели, замуж звали. Почему же я это всё пишу так язвительно и как будто с сомнением? Потому что где-то я уже это читала и слышала, у кого-то другого. И не нравятся мне такие грубые восхваления своей женской очешуенности. Вот так.

Впрочем, всё равно я не считаю автора плохим человеком. Как бы то ни было, именно она была с Марией Мироновой в последние годы её жизни, помогала ей, терпела ее сложный характер. Вторая часть книги называется «Десять лет с Марией Владимировой». И всё-таки она монументальный персонаж.

Ну и конечно, автор любила Миронова. Любила его больше, чем он её. И это ей тяжело было принять. Я считаю, что Егорова – типичная женщина-Ждун (ждунья), как, например, Дорошина по отношению к Ефремову. В смысле не ждёт из тюрьмы, а ждет по жизни пока он «всё летает»…  И это не сарказм и не оскорбление. Я тоже Ждун. А, например, женщина-НЕждун – это Вертинская, Гурченко (их в этой роли нельзя представить).

Я не считаю, что Егорова «осквернила» память Миронова или его «светлый образ». Он был живым человеком, со своими слабостями и противоречиями. Не ангельски хорошим или демоном, а человеком. И если любил Егорову больше, чем кажется читая книгу, то и хорошо…

А вы читали книгу Егоровой?

Можете посоветовать интересные мемуары актеров или режиссеров? Не сухие воспоминания, не скучное изложение фактов жизни. Я читала  мемуары Окуневской, Смирновой, Кореневой, «Неподведенные итоги» Э. Рязанова, может, ещё кого-то забыла. Книги А. Кончаловского читать не буду, наслышана. Мемуары Гурченко, Ширвиндта стоит читать?

Спасибо.

Подпишитесь на наш
Блоги

«Я стою у ресторана…»

06:50, 9 августа 2020

Автор: fghj

Комменты 437

Аватар

Написано неплохо, но многое в книге можно смело делить на 10. В беседах с Гордоном об этом говорили Аросева и Вера Васильевна. Вроде и правду написала, но так, как бы ей хотелось чтобы было. Но увы...

Аватар

Татьяна Васильева, к сожалению, сама призналась, что спала с Плучеком ради роли. Сама Егорова писала, что есть вымысел, но есть и правда.

Аватар

Гурченко - да! Аплодисменты называется. Я после прочтения как то лучше стала к ней относиться. И читается оч легко.

Аватар

Недавно взяла у родителей почитать две книги = Егорову и Гурченко. У Егоровой дошла до момента, где она написала про Балерину (Плисецкую), как будто та только так и крутилась у Миронова. Так противно стало. Забросила. Вчера начала читать Гурченко. Настолько пока нравится, абсолютно отличается от Егоровой.

L

Как помрет какой-нибудь известный актер или певец, так тут же повылезают дамы, с которыми у него была самая сильная любовь. Вот никого он не любил, только ее прекрасную, да всю жизнь, и женился ей назло, и с женой не спал, а любовницы другие были только, чтоб забыть ее, роковуху эдакую. Ладно у Егоровой хоть долгий роман был, а в большинстве случаев дама на одну ночь, даже отношений не было, но все равно утверждает, что вот ее-то он потом всю жизнь и любил, до самой смерти, хоть они больше толком и не виделись.

Подождите...