Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Увлекшись одним автором и не в силах его бросить, пока не узнаю до конца, я все ищу информацию про замечательного писателя Михаэля Энде. В русскоязычной Википедии лишь очень скромная заметка о писателе. И я уже собиралась перевести англоязычные источники, но тут нашла прекрасню статью Лизы Биргер от августа 2019 года о Михаэле Энде. Автор статьи художественно передает факты из биографии писателя. И я решила привести именно эту статью, вместе с моими небольшими дополнениями.

Михаэль Энде
Самая известная книга Михаэля Энде для детей, «История, конца которой нет», начинается с того, как главный герой, Бастиан, забегает в книжный магазин, чтобы укрыться от преследователей, — и именно там находит книгу, из которой потом долго не сможет выйти. Удивительно, но история самого Михаэля Энде началась точно так же. Ну или почти так же: однажды в городке Гармиш, что в баварских Альпах, полил дождь, да с такой силой, что попавшему под него художнику Эдгару Энде оставалось только забежать в ближайшую открытую лавку — галантерейный магазинчик. Хозяйка кружев и бисера Луиза Бартоломэ оказалась женщиной неглупой и интересующейся мистикой, философией и религией. Они проговорили до утра, через несколько дней художник переехал в ее квартирку над магазином, меньше чем через год они поженились, а 12 ноября 1929 года родился их сын Михаэль.

Луиза и Эдгар Энде
Довольно много известно об отце писателя - Эдгаре Энде, но мало где
написано о матери - Луизе Бартоломе. Михаэль Энде описывает ее как маленькую,
но очень энергичную женщину, которая рано осталась сиротой. Родилась Луиза в
Нойнкирхене. Попав в приют в четырехлетнем возрасте, рано повзрослела и
научилась стоять за себя. «Из всех людей, которых я встречал, мама была
человеком, способным на самые сильные чувства, как любви, так и ненависти.
Своей энергией она обеспечивала содержание нашей семьи, потому что продажа
картин моего отца приносила ничтожно мало». И, как правило, Луиза Энде сама же
устраивала продажи работ мужа в кругу своих знакомых. Мать нашего героя
тоже отличалась творческой натурой - Луиза Энде начала рисовать, когда ей было
5 лет. Она рисовала яркие сюжеты своего детства и сказок, полных поэзии и
нежности. Ее работы часто выставлялись в Мюнхене. Михаэль Энде хранил
некоторые из этих картин до конца своей жизни. Их можно посмотреть сегодня в
архиве Энде в Международной молодежной библиотеки Мюнхена. Луиза Энде
боготворила своего сына.

Михаэль Энде с матерью
Урок первый: окружи себя друзьями
Сегодня в Гармише-Партенкирхене — горнолыжный курорт, а в 20-е годы прошлого века это был живописный городок, словно созданный для пейзажей — альпийские склоны и озера и посреди них баварская деревушка с деревянными балкончиками крестьянских домов. Но для Эдгара Энде пейзаж был вовсе не подходящий: он был одним из первых немецких художников-сюрреалистов и рисовал картины-притчи, вдохновленные религиозными и философскими учениями своего времени.

Сохранившийся исторический район города Гармиш.
В Гармише ему делать было нечего, и в 1931 году он перевез семью в Мюнхен, поселился на бывшей вилле скульптора Йозефа Флоссмана и пережил яркий, но, к сожалению, короткий расцвет: несколько его картин купила Баварская академия искусств, им интересовались галереи в Париже и Лондоне, за его работы боролись коллекционеры, а вокруг семьи сложился круг художников, писателей и прочей богемы. Эти люди и разговоры воспитали маленького Михаэля куда лучше, чем любая школа, в которой ему не повезло оказаться.

Эдгар Энде
Привожу несколько работ Эдгара Энде. Заметьте, что эти сюрреалистичные картины написаны, начиная с 1930-х годов, практически на заре сюрреализма. Мне, признаюсь, не нравятся эти работы, они меня пугают, как что-то очень темное и глубинное для моего сознания, но их определенно хочется разглядывать. А разглядев, их будет трудно забыть, с ними придется жить.
Мне кажется, творчество отца не мало повлияло на воображение юного Михаэля. В
"Истории, конца которой нет" я как будто видела сюжеты из
этих картин,
почти как в работах отца писателя: яйцо начала и конца; двери, никуда не
идущие; пустоты, поглощающие пространство; фантазии, не имеющие
границ.













В философской сказке «Момо», написанной сорок лет спустя, в 1973 году, девочка
Момо буквально спасает мир от похитителей времени — серых господ — с помощью
двух верных друзей: подметальщика Беппо и рассказчика историй Джиги. Такой
рассказчик
в мюнхенском детстве Михаэля Энде жил в соседнем доме — художник, коммунист и
алкоголик Фанти, фонтанирующий историями, раскрасивший собственный дом от пола
до потолка сценами из сказок, вечно окруженный соседскими детьми, обожавшими
его от всего сердца. Другие соседи приютили у себя дома бедную семью циркачей
— и дети учились от них магическим трюкам.
Чем теснее сгущались политические тучи за окном, тем важнее становилось для
семейства Энде сохранять свой тесный круг друзей. И вслед за своим автором
герои детских книг Энде, начиная от совсем детского Джима-пуговки и заканчивая
Момо и Бастианом из «Истории, конца которой нет», никогда не бывают одиноки.
Урок второй: все плохое когда-нибудь заканчивается
Счастливое детство Энде продлилось недолго — ему не было и шести, когда к власти в стране пришли нацисты, многие друзья семьи были арестованы, искусство отца было объявлено дегенеративным, картины оказались на кострах, а покупатели, немалую часть из которых составляли богатые евреи — в концлагерях. Семья вынуждена была переехать в тесную квартирку, состоявшую из студии отца и единственной спальни без окон, но со стеклянным потолком — Энде вспоминал, как сильно повлияло на него звездное небо над головой, которое он видел каждую ночь.

Михаэль Энде в детстве
Мать выучилась на специалиста по лечебной гимнастике и массажу, и в
последующие годы кормила семью. Друзья и коллеги отца, евреи и не евреи,
арестованы. Вы семье говорят о концентрационных лагерях. Будучи маленьким
ребенком, Майкл Энде учится не разговаривать с посторонними о том, что он
слышит дома.
Но бедность была не самой главной бедой семейства — отца призвали на фронт. (В
1940 году он был призван в Люфтваффе в качестве оператора).
Михаэля отправили в гимназию, которую он от всей души ненавидел (есть своя горькая ирония в том, что теперь эта гимназия называется в его честь). Он был счастлив, когда гимназию закрыли, а его отправили к дедушке в Гамбург. Там четырнадцатилетний Энде стал свидетелем самой страшной в его жизни бомбардировки, фактически уничтожившей город, — он на всю жизнь запомнил обугленные тела на улицах и абсурдное видение человека, тащившего на себе под обстрелом стол: спасал ли он себя или свое скудное имущество? В 1944 году снаряд попадет еще ближе — в мастерскую отца — уничтожив почти все его картины. Именно под впечатлением от бомбежек Михаэль Энде начал писать стихи.

Гамбург после бомбежки во время Второй Мировой Войны
От сотрудничества с нацистами ему удалось отвертеться — в 12 лет он сумел не пойти в гитлерюгенд, заменив его школой верховой езды, а в марте 1945-го, получив повестку в армию, порвал ее и вступил в местное Сопротивление — Акцию за свободу Баварии, — где работал курьером. А потом все кончилось. Добро победило. И в книгах Энде эта внезапная победа всегда повторяется, самая темная тьма сгущается перед рассветом, но конец всегда светел. Его вера в возможность счастливого финала тем убедительнее, что наступление тьмы он пережил на себе.
Урок третий: выбирай свои уроки
Школу, как уже было сказано, Энде ненавидел — ничего удивительного, что и его
герои ее не слишком любят. Вспомните только, с каким ощущением внутренней
правоты Бастиан прогуливает уроки за чтением «Истории, конца которой нет», а
Момо и вовсе ни в какую школу не ходит, и ничего. Его герои всегда слишком
заняты придумыванием историй («Момо»), чтением историй («История, конца
которой нет») или путешествием за историями («Джим-пуговка», «Рыцарь Родриго и
его оруженосец»), чтобы отвлекаться на какое-то образование.
Энде и сам образование получил в основном в беседах со своим отцом и в немалой
степени — через отцовские картины. Они вместе читали немецких романтиков и
мистиков, прежде всего поэта Новалиса, общались с философами мистического
толка и пытались выстроить свою систему взглядов, основываясь на идеях
времени, где сочетались на равных мистика, католицизм, буддизм, каббала и
антропософическое учение Рудольфа Штейнера, создателя вальдорфской школы
педагогики. Только проучившись два года в вальдорфской школе после окончания
войны, Энде был недолго по-настоящему счастлив. Именно потому «История, конца
которой нет» может (и даже должна) читаться не просто как сказка, а как
непосредственная инструкция для каждого читателя: как войти в Фантазию,
принять ее и через нее найти себя и свой собственный путь.

Рудольф Штейнер, основоположник антропософии
В отличие от большинства философов, Энде не считал искусство вспомогательным инструментом познания, наоборот — он верил, что именно искусство и культура способны изменить мир, потому что только искусство способно создавать новые смыслы. И начиная с первой книги для детей, «Джима-пуговки и машиниста Лукаса» (1960), герои отправляются на поисках этих новых смыслов, попутно создавая целые миры.
Урок четвертый: думать о следующем шаге
Легенда гласит, что Михаэль Энде стал писателем для детей случайно. После
войны он окончил актерскую школу и мечтал о карьере в театре. Он писал пьесы,
выступал на сцене в незначительных второстепенных ролях, работал кинокритиком
на Баварском радио, и доходов от всех этих предприятий едва хватало, чтобы
свести концы с концами. Но театральный роман закончился, когда Энде получил
маленькую роль в «Мамаше Кураж» своего кумира Бертольта Брехта, друга семьи
еще по мюнхенским годам, и жестоко разочаровался в нем: Брехт оказался
неприятным, жестоким и хамоватым режиссером, которому социалистические
убеждения не помешали принять от советского правительства Сталинскую премию на
счет в Швейцарском банке.
В 1956 году Энде отправился в Италию, где на площади в Палермо повстречал
рассказчика: тот сидел на ступеньках, окруженный толпой, и его история
показалась Энде смутно знакомой. Оказалось, что в основе сюжета был роман
Дюма, подарок прадедушки. И тогда Энде задумался: а будут ли его истории
пересказывать через сто лет на площади в Палермо?
Вернувшись в Мюнхен, Михаэль Энде случайно повстречал на улице бывшего
одноклассника — тот стал иллюстратором детских книг и предложил Энде написать
короткую книжку-картинку. Энде сел писать детскую книжку — и встал через год с
пятисотстраничным манускриптом «Джима-пуговки». Десять издательств
отказывались его печатать, а одиннадцатое, крошечное издательство Thienemann,
решилось опубликовать рукопись, разделив ее на две. То, что последовало дальше
— одна из самых стремительных историй литературного успеха в ХХ веке.

Обложка немецкого полного собрания сочинений о Джиме-пуговке и машинисте Лукасе.
Однажды утром Энде позвонила хозяйка квартиры, предупредила, что собирается
обратиться в суд: он уже полгода не мог заплатить за квартиру. Пять минут
спустя раздался еще один звонок: милый женский голос сообщил писателю, что он
стал лауреатом Немецкой детской премии. “Сколько это денег?” — первым делом
спросил Энде. “Немного, — ответил голос, — всего 5000 марок (много больше его
годовой ренты). Но вы подождите, настоящий успех последует за ней”. Дальше все
было быстро: книга была номинирована на премию Андерсена,поставлена на радио,
телевидении и в кукольном театре, а издательство еле успевало печатать новые
тиражи. Но Энде так и не изменил своему принципу: он до конца писал
неторопливо, отдавал книгам годы, мог остановиться на несколько месяцев, чтобы
найти нужное для романа решение. Его следующая большая книга для детей, «Момо»
(1972), заняла восемь лет. И на первых же страницах один из героев,
подметальщик улиц Беппо, объясняет философию самого Энде: думать только о
следующем шаге.
...вот ты видишь перед собой очень длинную улицу. И думаешь: какая же она длинная! Никогда её не одолеть, думаешь ты. (…) И тогда ты начинаешь спешить. И спешишь всё сильнее. А поглядев вперёд, ты видишь, что путь перед тобой совсем не уменьшился. И тогда ты ещё больше напрягаешься – от страха, и под конец ты совсем без сил и не можешь шагу ступить. А улица всё ещё простирается впереди. Но так делать нельзя. (…) Никогда нельзя думать сразу обо всей улице, понимаешь? Надо думать о следующем шаге, о следующем вздохе, о следующем взмахе метлой.
Урок пятый: эскапизм или польза побега
C выходом «Джима-пуговки» Энде превратился в известного писателя, но, несмотря на успех, нравился он далеко не всем. Критики обвиняли его в том, что книги слишком позитивные и ничему детей не учат, никак не готовят к реальной жизни. «Это какой-то эскапизм», — говорили они. Ведь вместо того, чтобы смело бороться с проблемами, Джим-пуговка и его друзья просто сбегают от них. В ответ на обвинения Энде сам совершил акт эскапизма: сбежал в Италию, где поселился на вилле «Единорог» под Римом и посвятил восемь лет написанию следующей книги. Ему важно было сочинить историю, которая говорила бы о реальных проблемах, не изображая реальности.

В сказке о девочке Момо, живущей в амфитеатре под небом, и серых господах,
крадущих время городских жителей, почти нет узнаваемых деталей времени. И тем
не менее всем понятно, о чем она — о том, как, пытаясь удержать и накопить
блага, будь то деньги или время, мы растрачиваем собственную душу. Если «Момо»
казалась вполне ясной критикой современного капитализма, то вышедшая в 1979
году «История, конца которой нет» была настоящей апологией эскапизма: главный
герой, мальчик по имени Бастиан Бальтазар Букс, читает книгу, обнаруживает,
что главный герой в ней он сам, и уходит в страну Фантазию, чтобы полностью в
ней потеряться и в итоге через эту потерю найти самого себя. Книга четыре года
продержалась на первом месте списка немецких бестселлеров, но еще известнее
совместная немецко-голливудская экранизация, в которой вся вторая часть книги,
ее философское зерно, было выброшено. Энде экранизацию возненавидел, объявив
«гигантской мелодрамой из китча, коммерции, плюша и пластика». Так что за тем,
что все-таки хотел сказать автор, придется обращаться к первоисточнику.
Урок шестой: отличить фантазию от лжи
Девочка-королева из «Истории, конца которой нет» объясняла, что фантазия, использованная не во благо, становится ложью, с помощью которой людей заставляют «покупать то, что им совершенно не нужно, или ненавидеть то, чего они не знают, верить в то, что сделает их покорными, и отвергать то, что могло бы их спасти». Одна из главных философских задач всех книг Энде — как разделить полезные фантазии от вредных. Ведь в каждой книге он отправляет читателя в далекие миры, причем миры эти рождаются, кажется, из одного усилия воображения. Но, как в картинах отца, каждый образ имел значение до тех пор, пока вел к духовному и философскому открытию. На самом деле отличить фантазию от лжи не так уж и сложно. Ложь пытается заставить тебя стать другим, фантазия — это когда, пройдя путь по дорогам собственного воображения, ты находишь истинного себя. Как это случилось с Бастианом и как, надеялся Энде, который, как мы помним, верил в спасительную силу искусства, может случиться с каждым его читателем.

В этом эпизоде Атрейо находит самого себя.
Урок седьмой: победи свой страх
По сравнению с философским накалом «Момо» или «Истории, конца которой нет» посмертная книга Энде, «Рыцарь Родриго и его оруженосец» кажется совсем простой детской сказкой. Это история Малыша из бродячего кукольного театра, который сбегает от мамы и папы оруженосцем к знаменитому рыцарю-разбойнику Родриго Грубиану, не зная, что на самом деле Родриго никакой не разбойник, а мирный рыцарь, который скромно выращивает кактусы и всего боится. Бесстрашие Малыша не добродетель, а ошибка — ведь он просто ничего не знает ни о добре, ни о зле, — а страх рыцаря Родриго возникает от нежелания обнаружить в себе добродетели.

В истории, которая получилась в итоге, есть и говорящие попугаи, и короли, и
умненькие принцессы, и черные драконы, и злые волшебники. В стране Фантазии
снова полно приключений. Но главным итогом приключений опять окажется принятие
и открытие себя. Современная Энде критика ругала его книги за то, что они
ничему не учат. В итоге же оказалось, что все это время они учили самому
важному — посмотреть себе в глаза и принять свои недостатки, обратив их в
добродетели.
P.S. Истории, конца которым нет
Со смерти Михаэля Энде прошло более двадцати лет, а его книги все так же читают по всему миру. Вы удивитесь, узнав, что «Момо» остается бестселлером в Турции, что у Михаэля Энде большой фанклуб в Японии. Не зря он намеренно писал истории без узнаваемых реалий — каждый из нас в итоге узнает здесь часть своей собственной жизни. Но самое важное — у Энде всегда есть что сказать нам. Каждая из его книг — послание, причем обращенное не только к детям, но и ко взрослым. «Джим-пуговка» — не позволяй другим за тебя решать твою судьбу. «Момо» — учись отделять главное от суеты. Насколько актуальна оказалась эта книга сейчас, в эпоху соцсетей, словно завет выйти из всякого интернета, крадущего твое время, как крадут его в «Момо» серые господа с сигарами, и начать радоваться настоящей жизни. «История, конца которой нет» — о том, что любая сказка на самом деле рассказывает тебе о тебе самом, открывает путь к собственному сердцу. И вот книга «Рыцарь Родриго и его оруженосец», каждый герой которой тоже проходит до конца истории, чтобы узнать свое предназначение. В этом Энде, конечно, уникальный детский сказочник ХХ века — он не просто сочинял удивительные истории, но и упаковал в них доступно и понятно всю философию ХХ века: о том как, человек, его индивидуальный путь и личный выбор оказывается важнее любой конъюнктуры. Кажется, лучшего способа объяснить ребенку: «Ты прекрасен и уникален такой, какой ты есть», чем подарить ему книги Энде, просто не существует.
Фильм "Бесконечная история" был одним из моих любимых в детстве, а сам Михаэль Энде отзывался о фильме очень критически и был крайне разочарован искажением его романа в фильме. Он заявил, что Фантазия в фильме получилась на «уровне ночного клуба» и, вообще, назвал фильм «гигантским китчем из мелодрамы, коммерции, плюша и пластика». Он выдвинул требование прекратить производство фильма, либо сменить его название, но киностудия отказалась пойти на это. Последовавший за этим судебный процесс завершился не в его пользу. Единственное, чего Энде удалось добиться, — это того, что его имя не упоминалось в открывающих фильм титрах. И только прочитав книгу, я поняла почему. Книга наполнена глубочайшим философским смыслом, поиском самого себя, отношению к окружающему миру с принятием и уважением. В общем, всем советую прочесть "Историю, конца которой нет" и найти там себя.




Обновлено 21/05/20 04:06:
Извините за ошибки и опечатки. "Двери, не ведущие..", а не "идущие", конечно,
и другие глупые описки. Надеюсь, даже продираясь сквозь мои ошибки, читатели
наидут то, что им хочется увидеть.
Михаэль Энде и его бесконечные уроки жизни
04:03, 21 мая 2020
Автор: Bordzhia
Комменты 41
Этот пост, словно машина времени, никогда не думала что однажды вернусь в прошлое, и буду вспоминать время когда затаив дыхание смотрела "Историю, которой нет конца", переживая за главного актера, особенно когда он должен был пройти ворота, которые никто не мог пройти, ибо смерть настигала всех, или тот момент, когда герой потерял своего верного друга - коня, который перестал верить и впал в уныние. Ну а летающий белый друг в образе собаки - отдельная тема)) неужели есть те, кому это так же запомнилось. Спасибо большое за познавательный пост автору, очень интересно!!! П.с. не ожидала прочесть это на "сплетнике", где бываю довольно часто
Спасибо за интересный пост) В детстве очень нравился фильм "Бесконечная история". Несмотря на то, что, возможно, у картины нет той философской глубины, которую там бы хотел увидеть Энде, сам фильм получился очень добрым и хорошим. Самое главное, на мой взгляд, это то, что там положительные герои - на самом деле положительные и на самом деле герои.
Таак, занесу в избранное и почитаю позже)) Очень интересно!
Спасибо за прекрасное начало дня. Интереснейшая статья! Обязательно открою для себя этого автора.
Прекрасный пост. Спасибо вам) К сожалению не знала об этом писателе. Фильм конечно смотрела) одно из лучших воспоминаний детства.