Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Сегодня на Кинопоиске прочитала, что "Джентльмены" подбираются к миллиарду сборов (Ура!)

и сразу вспомнила летнюю статью там же, где автор, Василий Гришин,
анализировал предпочтения российского кинозрителя на основе сборов в
прокате.
Я читала, ржала, и пришла к выводу, что Василий меня точно в своем анализе
срисовал. Статья длинная, с цифрами сборов, я сократила, оставив только
суть.
Итак,
"Бывает так, что фильм, не очень удачно прошедший в американском прокате, у
нас вдруг становится флагманом. Понятно, что предпочтения публики разных стран
и регионов не могут совпадать полностью в силу разного менталитета и многих
других факторов, которые исследуют маркетологи и социологи. Рассказываем, для
каких именно картин Россия стала зарубежным рынком № 1 и чем объясняется такая
любовь.
Территория Б

За последние два с половиной года Россия стала рынком № 1 для 41 картины.
Восемнадцать из них в большинстве стран мира выходили сразу онлайн, минуя
кинотеатры. Это малобюджетные независимые релизы, на кассовую судьбу которых
продюсеры махнули рукой. Российским дистрибьюторам такой товар, бывает,
достается в рамках пакетных сделок (мы продаем вам потенциальный хит по
сходной цене, а в качестве дополнительного обременения вешаем всякий
неликвид).
Впрочем, не исключение и ситуации, когда сами дистрибьюторы недорого закупают
категорию Б, потому что знают предпочтения своей аудитории. Вообще, сам факт
присутствия в широком прокате многих фильмов В говорит о некоторой незрелости
российского рынка и некомпетентности кинотеатров. Они, похоже, не всегда
отдают себе отчет в том, что именно им пытаются продать независимые
дистрибьюторы. Но в общем выборка эта достаточно репрезентативна и дает
отличное представление о том, картины каких жанров российская публика жалует
больше прочих.
В первую очередь бросается в глаза мощный перевес в сторону старомодных
брутальных жанров: больше половины фильмов в списке — триллеры и фантастика.
Их разбавляют мистические хорроры. Но, конечно, тут есть нюансы: не каждый
олдскульный sci-fi и не каждый фильм об ужасах паранормального заходит в
России, чтобы неплохо собрать в прокате; такие фильмы должны соответствовать и
нескольким другим параметрам. О них ниже.
Ветераны 90-х
Средний возраст посетителя российских кинотеатров сегодня — 27 лет. В
некоторые уик-энды — особенно в длинные выходные, связанные с государственными
праздниками — аудитория становится чуть старше (около 30). Причем год от года
этот средний возраст увеличивается; аудитория, предпочитающая смотреть кино на
большом экране, стареет. А ядро сегодняшней киноаудитории — миллениалы,
повзрослевшие в 2000-е, во время возрождения и бурного роста кинопроката в
России.
А в юности они смотрели экшен-классику Голливуда (например, фильмы Джеймса
Кэмерона, Ридли Скотта и Квентина Тарантино, позже — первые фильмы Вачовски.
Мимо них не прошел взрыв популярности киберпанка конца 90-х. Таким образом,
именно Голливуд и Индивуд 90-х сформировали вкус среднего российского
кинозрителя; в России любят старые бренды, будь то жанры, франшизы или актеры
с режиссерами.
Если называть конкретные имена, то в России особенно чтят Люка Бессона, Гая
Ричи и Ларса фон Триера. Любовь к пацанской эстетике Гая Ричи можно объяснить
ностальгией: часть нынешней киноаудитории выросла на «Картах, деньгах, двух
стволах», «Револьвере» или «Рок-н-рольщике». Эти зрители с большой охотой шли
на «Агентов А.Н.К.Л» (сборы в России — 9 млн долларов, третьи в мире после США
и Великобритании) и «Меч короля Артура» (12,7 млн долларов, Россия — лучший
зарубежный рынок для фильма, сборы у нас вдвое выше, чем в Великобритании).
Среди актерских имен самое популярное в России прямо сейчас — Киану Ривз.
Большей популярностью по сравнению с другими странами у нас пользуются и
перезапуски франшиз последних 20 лет. Так, для «Tomb Raider: Лара Крофт»
Россия стала четвертым зарубежным рынком, для «Люди в черном: Интернэшнл» —
вторым, пропустив вперед только Китай. А российские сборы «Девушки, которая
застряла в паутине» оказались лучшими за пределами США. Отдельно стоит сказать
о повторном прокате классики кино. Здесь мы вновь впереди планеты всей, если
речь идет о жанровом кино из 90-х. Два года назад Россия стала лучшей
территорией для 3D-версии второго «Терминатора».
Яркое кино

Поход в кино российская аудитория в массе своей воспринимает как эскапистское
развлечение, отдых от унылых будней. Поэтому неудивительно, что в нашей стране
повышенной популярностью пользуется кинопродукция, проблематика которой имеет
минимальное отношение к реальной жизни. Если выделять какую-то особо
характерную черту национального киновкуса, то это приверженность к красочной
фантастике и фэнтези, особенно с элементами комедии. К этой категории можно
отнести уже упоминавшихся «Людей в черном» и «Меч короля Артура», а также
«Акселя». Череду этих ярких (мы говорим о колористическом решении) проектов
можно продолжить диснеевскими «Джоном Картером» и «Изломом времени», а также
фильмом Lionsgate «Робин Гуд: Начало». Для каждой из этих картин Россия стала
самой успешной зарубежной территорией. Мы больше похожи на молодые
развивающиеся рынки Азии — любим зрелища, масштаб, юмор».
Аномалия Pixar

Большая студийная анимация в нашей стране пользуется огромной популярностью.
Для многих родителей поход с детьми в кино по-прежнему является самым
экономным вариантом досуга вне дома. В России детей любят, что, конечно,
сказывается на сборах мультфильмов. «В этом смысле мы похожи на
латиноамериканские рынки — например, на Аргентину. Впрочем, существенное
отличие России от латиноамериканских и прочих рынков — это скептическое
отношение аудитории к продукции Pixar. Во всем мире она пользуется как минимум
такой же популярностью, что и мультфильмы конкурирующих студий (DreamWorks,
Illumination, Sony и Fox). У нас же она давно и стабильно числится в
отстающих. Вероятно, и здесь дело в эскапистском настрое аудитории.
Мультфильмы Pixar зачастую поднимают недетские вопросы, они не боятся
изображать обычных людей с их проблемами. А кинозритель в России куда охотнее
готов проголосовать рублем за фэнтезийный мир, населенный викингами, драконами
и говорящими кошками, за порцию незатейливого юмора, гарантирующую безмятежное
настроение.
Плохие парни

Наконец, еще одна специфическая черта национального вкуса, парадоксально
сочетающаяся с любовью к инфантильной анимации, — симпатии к антигероям.
Статистика показывает, что в России любят хулиганские фильмы про плохишей.
Вероятно, корни этой любви все в тех же детских и юношеских привязанностях
нынешних активных кинозрителей, которые сначала были поклонниками фильмов
Тарантино и Ричи, а потом — комедий вроде «Мальчишника в Вегасе» и «Очень
плохой училки». За последние два года набралось немало примеров того, как
фильмы про антигероев самых разных жанров, сдержанно принятые в остальном
мире, становились в нашей стране прокатной сенсацией. Самый красноречивый кейс
— сборы «Венома», которые в России неожиданно для всех были больше, чем у
«Войны бесконечности» (1,91 млрд против 1,88 млрд рублей). «Веном» оказался
самым кассовым фильмом года в России в 2018 году, для него наша страна стала
зарубежной территорией № 2 после Китая. И даже мультфильмы про злобных существ
(«Монстры на каникулах» и «Гринч») в России пользуются повышенным спросом.
Если подытожить, то выйдет, что предпочтения среднего российского зрителя таковы: динамичное жанровое кино с ярким дизайном и простым сюжетом. Существенный плюс — присутствие в фильме морально амбивалентного протагониста, наделенного чувством юмора. Ну и, наконец, важным преимуществом становится либо имя культового режиссера родом из «лихих 90-х» в титрах, либо старательное подражание его стилистике в кадре. Под это определение идеально подходит, например, прошлогодний тарантиноид категории Б «Ничего хорошего в отеле „Эль Рояль“». Неудивительно, что именно в России этот фильм собрал самую большую кассу за пределами США. А «Однажды в… Голливуде» собрал в России не просто больше, чем все предыдущие фильмы Тарантино. Россия стала главным зарубежным рынком для этой картины; сборы во Франции и Великобритании — позади. Еще одно доказательство того, что именно разросшаяся фан-база Тарантино и есть ядро ходящей сегодня в кино аудитории, именно такие фильмы ей и нужны."

Портрет нашего кинолюбителя: гадание по кассовым сборам
19:42, 28 февраля 2020
Автор: tayafay
Комменты 62
Я любитель. Он прав, но частично. Готова раз в месяц сходить на какой-нибудь популярный фильм/мультфильм, а в другой раз на фестивальное кино. И вот тут затык, так как фестивальные фильмы не показывают. Легко говорить, что зрители предпочитают ходить на экшн фильмы, если других просто нет или они выходят урезанным планом.
сравнивать нас с великобританией и францией?:))) у нас тупо просто населения больше
там Пушки Акимбо вышли с Дэном Рэдклиффом и Самарой Уивинг, похоже, в нашем стиле кинчик - надо идти)
В нашем Зажопинске нет кинотеатра, а так я ценю фильмы Тарантино, но не очень люблю яркие пластмассовые фильмы, которые наводнили рынок. Больше нравится вдумчивое кино, с неспкщным повествованием, которое отображает нашу жизнь. А муж наоборот любит мир Марвел, яркий и красочный
Спасибо автору, интересно!