Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

 Преследуя бесконечную цель развлечь свою голову и находясь в постоянном поиске прекрасного, я решила обратиться к культовым картинам  мастеров кинематографа.

 Осторожно, пост содержит спойлеры и оценочное суждение, не читайте, если хотите своих чистых впечатлений от просмотров таких лент как: «Последнее танго в Париже», «Затмение» и «8 1/2»

«Последнее танго в Париже» (Last Tango in Paris) Реж. Бертолуччи 1972 В ролях: Марлон Брандо, Мария Шнайдер 

Я все-таки отыскала в Амазоне настоящий фильм «Последнее танго в Париже» Бертолуччи, на этот раз без итальянских семерых детей по лавкам. 

 Что мне бросилось в глаза с первых кадров: маскулинность, брутальность фильма. В первых же кадрах мы видим несчастного героя Брандо - Пола, довольно потрепанного для заявленных 45-ти лет, в распахнутом горчичном пальто, скитающимся по серым улицам Парижа.

Он жалок, лохмат, потёрт, но несмотря на это, мимо проходящая молодая 22-тидвухлетняя француженка Жанна, с милыми, ещё по-детски, припухлыми щеками и губами, модно и экстравагантно для 70-х одетая, оборачивается и с любопытством глядит на героя.

 В современном мире мне трудно представить подобную сцену. И не потому, что я бесчувственная и сухая особа, а потому что в любом возрасте, а тем более в цветущие двадцать смотреть с подобным сексуальным интересом, на помятого, похожего на душевнобольного прохожего в летах, все равно что возжелать музейный экспонат эпохи средневековой чумы.

 Но ладно, дальше режиссёр решил показать самую странную завязку отношений, которые я когда-либо могла представить. 

 Оба героя оказываются в довольно обшарпанной квартире, сдаваемой в аренду, просматривая этот вариант каждый для себя. И вдруг, ни с того ни с сего, спустя 5 минут со времени встречи, они бросаются друг другу в объятия и неистово занимаются сексом прямо у окна, страстно перемещаясь и оказываясь на полу. Как вам такой взгляд на страсть в мужских фантазиях? 

 Герой Брандо - Пол, вовсе не хочет знать ничего о своей молодой любовнице: ни имени, ни возраста, ни рода занятий. И о себе ничего не говорит тоже. Он весь в образе депрессивного, никем не понятого несчастного, переживающего суицид своей жены Розы.

 А героиня Шнайдер - девушка Жанна, тем не менее, оказывается актрисой, к которой не ровно дышит молодой симпатичный режиссёр, снимающий ее в своём фильме. Но она с каким-то неописуемым упрямством все ходит и ходит к Брандо, не уважающим, не слушающим, не слышащим ее ни секунды экранного времени. 

 Помимо нелогичности поведения героев, в фильме присутствует насилие, сексуальное в том числе, моральное в том числе, что ожидаемо дополняют эту картину абсурдных фантазий художника. Здесь стоит упомянуть знаменитую сцену насилия с использованием сливочного масла, как лубриканта, о чем актрису даже не предупредили, и она до сих пор вспоминает те съёмки в интервью с негодованием. 

 Конец у этого претенциозного фильма подстать - напыщенно-ужасный. И поговорку: «лучше ужасный конец, чем ужас без конца», здесь можно применить в прямом смысле. Героиня наказывает героя за его пренебрежение, но так гротескно, что ни чувства удовлетворения, ни сочувствия, никаких других эмоций, кроме недоумения у зрителя не вызывает.

 И этот фильм наверно больше говорит об эго самого режиссера, страдающего по уходящей молодости. Но почему-то я ему не сочувствую. Агрессия выплескивается через экран.

 Подводя итог, не смотря на то, что картина является признанным шедевром, я, обыкновенный зритель, ставлю ему 5/10 за ценности, которые могут прийтись по душе лишь стареющим эгоистам с манией величия, теряющим свою власть и оттого уходящим в неправдоподобные эротические фантазии, как у Бертолуччи. И 5 из этих 10 я ставлю за редкие красивые кусочки дождливого и серого Парижа, а не за историю.

 Лучше бы я все-таки посмотрела фильм про тех многодетных итальянцев, что хитростью подсовывал мне мудрый ютуб. Рекомендовать не буду. Только в качестве исследования мирового кинематографа, но точно не для души и услады взора.

Затмение (L' Eclisse) Реж. Антониони 1962 В ролях: Моника Витти, Ален Делон

С первых кадров невыразимо прекрасной Моники Витти, ее лица, рук, предметов, к которым она прикасается, невозможно оторвать глаз. Это черно-белое кино - завораживающее наслаждение каждой сценой.  Фильм можно смело нарезать в любом кадре и оформлять картиной на стене. Это очень, нет ОЧЕНЬ красиво.

 Красивы стены, лестницы, двери, окна, интерьер, природа и каждый актёр во главе с Витти и Делоном - гимн красоте настоящего художника. Даже если бы этот фильм не имел никакого сюжета, просто совершенство его кадров могло бы стать его сюжетом.

 Но здесь есть и занимательный сюжет, помимо красоты. Это кино об одиночестве, о глубине внутреннего мира человека, которую открывает главная героиня в себе после расставания с женихом архитектором. Она весь фильм смотрит, видит, слышит, чувствует, дышит, как будто впервые заметив настоящий огромный мир, показанный в каждом моменте картины. Ей стало неинтересно внешнее: деньги, социум, статус, она хочет изучать мир. 

 Ее фраза: «Это время, когда держать в руках иголку с ниткой, книгу, мужчину - все одно». Что она хочет сказать этим? Я думаю имеется ввиду, что женщина тысячелетиями шила, затем столетиями читала, а теперь ей предназначили держать мужчину в своих руках - но зачем? Это все навязанные роли, от которых героиня бежит, жадно впитывая каждую встречную частицу мира. Теперь она не объект и даже не субъект жизни, она любознательный созерцатель, принимающий мир во всем многообразии.

 « - Бедность - это то, чего боится моя мать.

- Разве не все этого боятся?

- Я никогда об этом не думала, как и о том, чтобы стать богатой» (с)

 Виттория любуется миром, природой, человеческими творениями и самими людьми:

 «Какое прекрасное лицо», говорит она Пьеру - герою Делона, на проходящего мимо молодого человека. И в этом нет кокетства, желания вызвать ревность, это ее искреннее впечатление от гармонии черт лица случайного прохожего.

На предложение о замужестве Виттория отвечает: «Я бы хотела не любить тебя. Или любить тебя сильнее».

 Вначале фильма она ушла от архитектора почти с теми же словами по смыслу: 

 « - Выходи за меня замуж, Виттория. Я хочу сделать тебя счастливой.

 - Я уже была счастлива, до 20-ти лет, когда мы познакомились. Я ухожу.»

 Виттория и Пьер не подходят друг другу. Она - олицетворение природы, безмятежный исследователь мира, в ее волосах ветер и солнце, в ее глазах деревья и вода, в ее голове прекрасные картины, произведения искусства прошлого и будущего, а Пьер - человек дела, денег, бетона, конструкций, схем, суеты: 

 «Ты ни минуты не остаёшься в спокойствии», говорит она ему.

 Впервые я встретила героиню настолько понятную мне, не смотря на то, что за два часа она сказала  всего несколько фраз. 

 Герои играют, дурачатся, смеются вместе, но однажды никто из них не приходит в назначенное время на свидание. И только старую бочку на стройке,  неподалёку от места их встреч, прорвало, и чистый ручей бодро вытекает на землю. На этом картина заканчивается. 

 Мне очень близка идея режиссера показать мир целиком, без рамок любого института: церкви, брака, социума. Даже музыка почти отсутствует в картине, чтобы не отвлекать, не придавать красивости и без того идеальной реальности. Мы слышим только обыденные звуки: шаги, шуршание шин об асфальт, крики толпы, тишину толпы, ветер, скрип, журчание воды. И героиня, которая замечает все это, составляющее ее мир, такой чистый и глубокий, что его не поместить в рамки, не удержать никакими границами. 

 Идеально красивый фильм, с видами, диалогами и смыслом 10/10

«8 1/2» Реж. Феллини 1963 В ролях: Марчелло Мастрояни, Клаудиа Кардинале, Анук Айми и другие

Трудно подступиться и написать что-то весомое, достойное такого мастера, не будучи никаким экспертом и профессионалом, поэтому мое маленькое мнение полностью сформировано ощущениями, эмоциями, чувствами, а не анализом, на который я не способна.

 Я в полном восторге! Эта первая работа мастера, с которой я ознакомилась, и она гениальна.

 Мне было смешно и немного тревожно, глядя на способ каким режиссёр решил уместить все свои мысли и переживания в один фильм. Это просто гимн жизни, собравший и перемешавший все возможные клише, персонажей, социальные роли и табу.

 Герой Марчелло Мастроянни - Гвидо - режиссёр,  который приступает к съёмкам нового фильма. У него есть все, кроме идеи. Он хочет создать что-то вечное, ценное, но как это воплотить, как донести свой гений до продюсера, критиков и зрителя? 

 Нет такого сценария, который бы показал СУТЬ всего, который выявит истину, и наш герой, в поисках вдохновения и идеи, как копилку вытряхивает все мелочи жизни, накопившиеся за его 43 года: могилы родителей, призраки молчаливого отца, и суетливо-любящей матери, купание в вине в детстве у ворчливой бабушки, побег из католической школы на пляж с мальчишками, танец с местной проституткой, пляшущей румбу для мальчишек за деньги, наказание за побег из школы, умница жена, строгая и любящая, и вереница глуповатых любовниц и надоедливых актрис, друзей, приятелей, случайных знакомых.

 И сначала фильм кажется хаосом, наполненным воспоминаниями, фантазиями и мечтами Гвидо: об идеальной женщине в исполнении Клаудия Кардинале, о собственном гареме, как у царя Соломона, о признании, величии, счастье. Тебе кажется что ты попал в чей-то лихорадочный сон, но показав все это, Феллини, с легкостью Бога преобразует мир, мастерски расставляя всех в круг, где взявшись за руки, люди олицетворяют хаотичный, но неизменно-бесконечный водоворот жизни, одновременно приводящий жизнь в движение и движимый самою жизнью. Круг замкнулся.

 Вот такой гениальный парадокс жизни открывает нам великий Феллини.  Моя оценка 10/10

 Как сказал Гвидо - герой Мастрояни в разговоре с женой: «Жизнь - это праздник - давай проживем его вместе»(с)  

 Так что уважаемые сплетницы, «проживающие со мной этот праздник», если вы смотрели эти фильмы, то с удовольствием прочитаю ваши впечатления, а если нет - то выделите время посмотреть - эти картины стоят того, чтобы увидеть из хоть раз в жизни. 

 Я же только начала своё знакомство с великими художниками прошлого, но уже точно знаю, что просмотрю все работы Антониони и Феллини, они открылись для меня, как философы от кинематографа.

 И, как всегда, буду рада вашим рекомендациям, что ещё надо видеть, надо смотреть.

Блоги

Фильмы прошлого: «Последнее танго в Париже», «Затмение» и «8 1/2»

23:49, 4 февраля 2020

Автор: Bordzhia

Комменты 87

A

Смотрела "Последнее танго в Париже". Мне все равно, кто там режиссер, кто играл, для меня фильм от этого не становится менее отвратительным. Даже вспоминать неприятно.

S

Вы НЕ ПОНЯЛИ ''Последнее танго''.Попробуйте пересмотреть через несколько лет.

Аватар

В итальянском кинематографе такие красивые актеры. Причем такой утонченной, осмысленной красоты.

Аватар

Какой же прекрасный Делон в Затмении! Просто идеал в этом фильме! Не разделяю ужасных отзывов о Последнем танго. Первый раз смотрела фильм в восемь лет и не совсем поняла ту самую ужасную сцену, от которой все так плюются. Осталось впечатление чего-то недосказанного от фильма. Потом уже смотрела подростком, но ничего шокирующего тоже не обнаружила. Девка та еще коза была, насколько помню, она к нему в анал тоже лезла, он же попросил ее ногти обрезать))) И смею заметить, что даже после сцены с маслом, она все равно к нему пришла. При том, что у нее жених вообще-то имелся. Роль Брандо очень нравится в этом фильме, все эти метания, его боль, отчаяние. Финал на самом деле понятен изначально, вопрос был лишь в орудии убийства. ps. Автор, Мария Шнайдер не может вспоминать до сих пор с отвращением эту сцену, поскольку актриса умерла 10 лет назад.

T

В "Последнем танго" главное (для меня) это ведь отношение героя Брандо к жене. Все эти метания, терзания это все о ней.Он говорит с ней, что то доказывает, спорит. А она мертва.И он понимает, что даже не знал ее.История с Жанной это конечно о возвращении к жизни, но совершенно банальная. А 8 1/2 это фильм Феллини о самом себе, типа Когда б вы знали из какого сора растут стихи... Конечно в эру Миту у Феллини совершенно ужасное отношение к женщинам) Он и потребитель, и абьюзер, и женоненавистник, и сексист. Запереть их на чердаке, бить плетью. В наше время такое кино невозможно.

Подождите...