Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Конечно, надо было делать этот пост неделю назад, но было некогда и неохота, а фильм, мне кажется, достоин обсуждения в любом случае. Как в Новый год всегда показывают Иронию судьбы, так через 13 дней, включив телевизор в России, вы обязательно где-то попадете на этот двухсерийный телефильм, которому в этом году уже 40 лет. И все это время он неотделим от одноименного праздника.
Но при этом он сильно отличается от рязановской новогодней классики. По своему настроению он гораздо ближе к чеховским пьесам - наверное, неслучайно главную роль играет Александр Калягин, всего за 4 года до этого блестяще сыгравший главную роль в моей любимой экранизации Чехова "Неоконченная пьеса для механического пианино" (про нее я даже отдельный пост писала, у этого фильма с тем постом есть и еще кое-что общее, поясню ниже).
Фильм поставили Олег Ефремов и Наум Ардашников по пьесе Михаила Рощина, которая с большим успехом шла во МХАТе. То, что это театральная пьеса, чувствуется в диалогах, мизансценах и в целом в драматургии фильма, но в данном случае меня это не раздражает. Получилось вполне органично. Итак, сюжет:
Канун Старого Нового года. Две зажиточные по советским меркам семьи — представители рабочего класса Себейкины и интеллигенции Полуорловы — справляют праздник, при этом у Себейкиных ещё и новоселье. Пётр Полуорлов возвращается вечером домой, где всё готово для праздника, в очень плохом расположении духа. Он разочарован в жизни и во всех своих достижениях. Материальные блага и обустроенная квартира — это не то, ради чего он жил. Пётр Себейкин тоже не находит общего языка с родными. Он трудился всю жизнь, стремился к благополучию и достатку в семье, но всё это вдруг оказывается ни к чему.
Не самый, конечно, жизнерадостный сюжет для праздничного фильма. Наверное, поэтому этот фильм не такой универсальный, как Ирония судьбы или Служебный роман и еще он начинает больше нравиться во взрослом возрасте - если вообще начинает. И, конечно, это очень советское кино. В хорошем смысле. Он начинается песней Сергея Никитина на стихи Пастернака, нам показывают зимнюю Москву начала 80-х, в квартирах есть вся атрибутика тех лет, на кухне ведутся задушевные разговоры - и герои идут отдохнуть душой в баню).
Но главное из-за чего этот фильм интересно смотреть - это актеры. Интеллигентную пару играют уже упомянутый Калягин и Ирина Мирошниченко, а пролетариев - Вячеслав Невинный и Ксения Минина. Во вспомогательных же ролях созвездие - тут и Георгий Бурков, и Петр Щербаков, и блистательная Евгения Ханаева, и, конечно, неподражаемый Евгений Евстигнеев. Другие актеры не такие звезды советского кино, но тоже на своих местах. Маленькую девочку в семье Себейкиных, кстати, играет Анастасия Немоляева, которая потом будет много сниматься. В общем, уже там заметно, что актерский талант там так себе, но волосы красивые.
Именно благодаря актерам фильм местами просто феерический. И еще остроумный монтаж - когда такие разные семьи проживают практически одинаковые ситуации, это как раз подчеркивается постоянными переходами из одной квартиры в другую. И связующее звено - болтливый старик-философ в исполнении Евгения Евстигнеева, которому на тот момент было слегка за 50 всего (кстати, одна из красоток, отмечающих праздник у интеллигентов, в реальности его жена на тот момент - Лилия Евстигнеева - вот она с Ханаевой на фото ниже).
Именно его реплики из этого фильма постоянно цитируются. Его и, конечно, "старого работника культуры" Ханаевой, которая создала из своей роли просто шедевр. Многие из нас, уверена, встречали в жизни таких "интеллигентных дам", которые так любят возвышаться над этой чернью.
Вообще несмотря на советский антураж фильм смотрится весьма актуально. Например, в лице героя Петра Щербакова (там, кстати, есть и другой Щербаков - Борис, совсем еще молодой студент, родственник семьи из рабочего класса) Рощин ехидно иронизирует над всякими народниками, которым приходится таскаться в опостылевший Париж (представляю, каково было советским людям слышать, что он там был ВОСЕМЬ раз!), в то время как они два года не были на рыбалке и вообще душа просит гармонь, лапти и все такое прочее, но вот никак - чертова работа и всякие там Парижи)). Эфемерная близость к народу подчеркивается и дизайном квартиры интеллигентов - в кухне я насчитала минимум два самовара на видных местах, еще всякие полати, типа простая мебель и прочее. А как знакомы нотации героя Калягина по поводу того, что современных детей испортил телевизор, они перестали читать и общаться (ха, телевизор, видел бы он нынешних детей))) Когда он выпинал телевизор из квартиры, я прямо вспомнила многих комментаторов, которые гордо не смотрят телевизор (но не брезгуют какими-нибудь ютьюберами и прочим не слишком отличающимся контентом). Правда, сегодня никто бы не стал смеяться над изобретением его героя - умный унитаз кажется уже не самой бесполезной вещью, есть у него куда более странные конкуренты)))
Очень современна также позиция героя Невинного, который отказался от повышения в должности из нежелания убиваться на работе и отвечать за всех в пользу работы строго от сих до сих. Вероятно, тогда это должно было вызывать порицание, но вообще говоря, это вполне разумно с учетом того, что на холодильник, телевизор и прочее он и так зарабатывал.
Наконец, в заключение -обещанная отсылка к тому посту про экранизации Чехова. Это, конечно, Ирина Мирошниченко. Наверное, это второй фильм после "Дяди Вани", где она прямо наповал сражает своей красотой. Конечно, со времен той экранизации прошло 10 лет и в ней появилось больше горечи, но она хороша! И отличное платье - оно вроде и похоже на знаменитый наряд Нади из Иронии судьбы, но насколько же лучше смотрится!
Старый Новый год: рефлексия по-советски
23:14, 18 января 2020
Автор: Misa
Комменты 109
Смотреть горько и тяжело этот фильм. Люди какие то дёрганные несчастные, зависть родственников обустраивающейся семьи, неприкаянный дед.. не смогла досмотреть первую серию. Дальше будет что приятное?
Моя мама обожает этот фильм, поэтому мы знаем его наизусть, смотрели 100 раз. У нас кассета такая была))). Пользуемся высказываниями оттуда регулярно, причём это наш язык, который мало кому понятен. Фильм не самый известный))). Мирошниченко портил фендибобер на голове.
Ни разу не видела этого фильма.
В Фильмах с Мирошниченко хочется подробно разглядывать наряды и прически Мирошниченко. Сапоги тоже. Интересные у нее выходы всегда.
"Поговорим и про Руссо, и про все", так и крутится в голове))) герой Невинного, кстати, не только отказался от повышения в должности с увеличением ответственности и понижением в зарплате, но и требовал, чтобы все сверхурочные оплачивались. Конечно же жлобом выглядел по тем временам невероятным))) Анастасию Немоляеву я как-то видела в магазине. Хотелось закричать "ааа, где волосы?!!", она их отрезала примерно по лопатки.