Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Обласканный высоколобыми критиками и почитателями мрачности фильм «Маяк», на мой взгляд, попадает в следующую категорию: Врагу пожелаю, а друга уберегу. Только вот ведь незадача: воздержавшиеся от просмотра неженки рискуют упустить из вида исчезающий род киноискусства — сделанного на старомодную чёрно-белую плёнку. Создателям было важно, чтобы изображение было максимально суровым, реалистичным и физиологичным. Появление такого фильма в год выхода на экраны обезличенного цифровой обработкой «Ирландца» Скорсезе вселяет надежду на то, что сторонники плёночного кинематографа продолжают отвоёвывать для нас, зрителей, право наслаждаться оптически несовершенной, но художественно богатой картинкой.
![](https://d.radikal.ru/d29/2001/bd/37c627188f7b.jpg)
Фильм молодого режиссёра Роберта Эггерса, заслужившего признание публики и критиков благодаря ужастику «Ведьма», породил в моей голове самые противоречивые эмоции и мысли: от вздохов восхищения первыми, открывающими фильм кадрами до брезгливости и отвращения, вызванными определёнными сценами. Мой главный вердикт по окончанию просмотра сводился к следующему — форма преобладает над содержанием.
Фабула ленты проста и незамысловата: на небольшом, неприветливом острове стоит маяк, его бесперебойную работу обеспечивают два смотрителя: старый (Уильям Дефо) и молодой (Роберт Паттисон). Первый похож на эксцентричного капитана дальнего плавания, неопрятного морского волка, который при первой возможности заглушает всё увиденное за годы службы у его Величества Океана бутылкой рома. Второй — исполнительный, немногословный новобранец, которому приходится вступать в неравный бой с галлюцинациями и миражами. Основой конфликта является нежелание старика подпускать к светящейся вершине маяка молодого помощника. Маяк превращается в священное место силы и знания.
![](https://a.radikal.ru/a42/2001/b6/5b5ec2a96ca8.jpg)
Заслуга и одновременно спорность данной картины — в её заявке на иносказательность и парафраз важных хрестоматийных произведений англоязычной литературы. Если вы знакомы с романом «Моби Дик» Германа Мелвилла и поэмой «Сказание о старом мореходе» Кольриджа, то в «Маяке» вы сможете разглядеть образно-поэтичный, «подводный» пласт. Подобно герою «Моби Дика», капитану Ахаву, старик Томас хромает и носит протез. Сцены с чайками — аллюзия на признание старого моряка об убийстве альбатроса, которое навлекает на корабль беды. В этих произведениях раскрывается важный и для данного фильма аспект человеческой вины, которая превращается для героев в пожизненное бремя.
![](https://a.radikal.ru/a01/2001/25/3f19e42f7384.jpg)
Наличие аллегоричности обнаружат и те, кто не читал ни Мелвилла, ни Кольриджа, когда в середине фильма откроется правда о том, что молодого смотрителя зовут также, как и старого — Томас. В этом сюжетном повороте кроется намёк на парадигму взаимоотношений между двумя героями: они как отец и сын, но это не сближает, а, напротив, создаёт конфликт — сын восстаёт против отца за право иметь власть, которая заключена в маяке.
![](https://a.radikal.ru/a06/2001/5b/9afbb75c5f8e.jpg)
В деконструировании фильма не обойтись и без греческой мифологии. В развитии сюжета будет использована легенда о Прометее. Аналогия с этим титаном неслучайна — Прометей похитил божественный огонь у Зевса. Молодому смотрителю не даёт покоя амбиция увидеть тайный источник света маяка, прямой доступ к которому ограничил старик и запер на ключ. Только связывать пожилого, хромоногого, бородатого героя Дефо в данном случае следует не с Зевсом, а Посейдоном, властителем морей, или даже с другим морским божеством, старцем Протеем, который мог по желанию превращаться в различных чудовищ и животных. На это сходство указывают и страшные черты, которые время от времени проявляются во внешности старика-смотрителя — склизкий хвост-щупальца и мелкие ракушки-моллюски, покрывающие его лицо и тело.
![](https://b.radikal.ru/b00/2001/02/4d9224818f42.jpg)
Как можно заметить, картина изобилует интересными отсылками и фантазиями на литературные сюжеты и мифы. При желании можно даже вспомнить великого мистификатора Эдгара Аллан По и его рассказ «Бочонок амонтильядо», где одного из героев замуровывают заживо (те, кто уже смотрел «Маяк» поймут о какой перекличке я говорю). Однако у меня сложилось впечатление, что именно в обилии аллюзий и амбициозной попытке воссоздать на экране архетипические сюжеты скрывается главный недостаток фильма — его повествовательная неоднородность и обрывочность. Великолепно сделанных сцен много, но пластичного перехода между ними нет.
Зато форма, визуальная составляющая этой картины заслуживают самых высоких оценок. Сейчас уже мало кого удивишь чёрно-белой палитрой. Часто современные режиссёры обращаются к монохромному изображению, чтобы таким способом занять своё место в плеяде арт-хаусных режиссёров. Иногда смотришь такие фильмы и ловишь себя на мысли, что едва ли можешь оправдать их чёрно-белую палитру. Иначе обстоит дело с «Маяком». Некоторые кадры сделаны словно гравюры гениального иллюстратора Гюставе Доре. Он, кстати, помимо великих рисунков к Библии, «Божественной комедии», сказкам Шарля Перо, также создал иллюстрации к уже упомянутому «Сказанию о старом мореходе» Кольриджа.
![](https://b.radikal.ru/b02/2001/04/cc8c85302e41.jpg)
![](https://d.radikal.ru/d38/2001/b0/89821a847791.jpg)
В качестве заключительной фанфары в адрес «Маяка» я бы сказала о незабываемой игре двух актеров. Это пример полной самоотдачи и способности создавать целостных, встревающих в память персонажей, которые сразу превращаются в ориентиры для последующих картин и новых поколений. Сцена, где герой Уильяма Дефо произносит страшное, словно Шекспиром написанное проклятие в адрес молодого Тома, на мой взгляд, свидетельствует о сверхъестественном таланте актёра. Кроме того, чтобы оценить это перевоплощение в полном объёме, я бы настоятельно рекомендовала вам смотреть «Маяк» без дубляжа. Дефо говорит на «пиратском», сочном, поэтичном английском — это особое удовольствие для зрительского слуха!
Паттисон, который когда-то попал в тот же капкан, что и ДиКаприо, уже несколько лет как достойно выбрался из него. В данном фильме он не просто выдерживает присутствие в кадре такого зубра, как Дефо, но и на равных с ним несёт на своих плечах груз саспенса.
![](https://b.radikal.ru/b36/2001/9d/c207e34f6673.jpg)
Я подчеркну, что картина не для всех, но при этом было бы эгоизмом с моей стороны отговаривать вас от её просмотра.
Тайная сила «Маяка» с Уильямом Дефо и Робертом Паттисоном: мой взгляд
20:32, 14 января 2020
Автор: mar_adentro
Комменты 48
Так что же там за тайный источник света маяка, прямой доступ к которому ограничил старик и запер на ключ?
Обычно я с некоторым предубеждением отношусь к фильмам, которые связаны с Оскаром. Сюжеты в них, как правило, политкорректны, актерский состав гендерно и рассово выверен, и такая предсказуемость скучна. Иное дело - европейские фестивали. Поэтому Маяк в связке с Оскаром изначально не пробудил интереса к просмотру, даже несмотря на участие Дефо. Но после такой чудесной художественной рецензии фильм посмотрю обязательно. Думаю, что эстетика визуального ряда, многослойность сюжета и свобода в толковании увиденного способны искупить грехи провалов в сюжете.
Я преклоняюсь перед Дэфо и люблю Паттисона. Мерзости в фильме физиологичны, типа какашек и разлагающихся трупов или что-то похлеще? Смотрела всякое.. Читала 120 дней Содома.. С Маяком и хочется и колется))
Думаю, сходить или нет, и вы меня ещё больше запутали))
В ближайщее время точ засмотрю. напишу свои ощущения