Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Перепост с Sport24.
В рейтинге самых успешных спортсменов России только три фигуристки — Алина
Загитова, Евгения Медведева и Елизавета Туктамышева. Несмотря на высокую
популярность фигурного катания, заработки главных звезд здесь прилично
отличаются от того, что получают те же футболисты или хоккеисты. Так, за
победу на этапе Гран-при можно получить не больше $18 тысяч. Финал престижной
серии стоит немного дороже — $25 тыс. При максимальном результате призовые за
первую половину сезона составляют $61 тыс. Примерно столько заработала Алена
Косторная.
Но это если вы Алена Косторная. Ну а если вы Лиза Туктамышева, одна из
сильнейших в мире фигуристок на минуточку? Лиза дважды заняла третье место на
серии гран-ри и заработала в общем 18000 долларов (9000 за 3-е место)
плюс Лиза выступала на трех челенджерах ИСУ, но там призовой фонд существенно
ниже основных этапов серии. Если учесть, что Лиза не отобралась на ЧЕ и ЧМ, то
призовые только от гран-при после вычета налога и дележки с федрой и тренером,
составят составят около 653 долларов в месяц плюс зарплата и/или стипендия как
члена сборной. Не густо.
Самые приличные призовые — на чемпионатах мира: $64 тысячи за победу в
одиночном катании и $90 тыс. — в парном, но сумма при этом делится на двоих.
Важно понимать: на руки фигуристы получают еще более скромные деньги. Со всех
призовых нужно заплатить налог на доход физических лиц. Ставка — 13%. Кроме
того, в зависимости от условий контракта или существующих договоренностей до
20% может отчисляться федерации фигурного катания и порядка 30% — тренерскому
штабу.
Еще один источник доходов — выступления в различных ледовых шоу. Новогодние
каникулы — лучшее время для такой работы. Благодаря паузе в соревновательном
календаре (между национальным чемпионатом и Евро — около месяца) позволить
себе праздничные прокаты могут даже действующие фигуристы.
На западе спортсмены относятся к этому более прагматично, именно победы на
соревнованиях они считают пропуском на участие в ледовых шоу, а значит пропуск
к большим деньгам.

КОГДА ВСЕ НАЧАЛОСЬ
До начала 2000-х работа в шоу почти неизбежно оборачивалась переездом в
Северную Америку и была доступна только тем, кто уже завершил спортивную
карьеру. Все изменилось в 2002 году, когда чемпион мира в танцах на льду Илья
Авербух закончил с профессиональным спортом и занялся продюсированием. Правда,
дебютное шоу Авербух поставил еще до официального завершения карьеры. Первыми
зрителями стали жители Новосибирска. Через два года прошел первый спектакль в
Москве. Тогда же появилась продюсерская компания «Ледовая симфония».

В структуре доходов практически с самого начала доминируют спектакли и
гастрольные туры, их доля — порядка 60%, остальное приходится на телепроекты.
Они появились немного позже. Все началось после представления «Россия ждет» в
2006 году, которое показали по Первому каналу. Российские фигуристы
только-только вернулись из олимпийского Турина, где выиграли три золота из
четырех возможных (четвертая медаль — бронзовая — досталась Ирине Слуцкой) и
сразу вышли на лед. Это был большой успех. Благодаря высоким рейтингам
Авербуха и его команду пригласили участвовать в создании телешоу «Звезды на
льду», которое со временем превратилось в «Ледниковый период» и в том или ином
формате до сих пор появляется в эфире Первого.
«Я стою у истоков этого бизнеса в России. Все, что сейчас происходит, в том
числе большое количество самых разных ледовых шоу, — производная от того,
что я задумал больше 15 лет назад. Сначала были просто показательные
выступления. И мечтать о том, что это приобретет такие масштабы, было
достаточно смело. Очень повезло, что в определенный момент тур совпал с
телевизионным проектом. Безумная популярность первых двух сезонов показала,
что мы, в принципе, делаем все правильно».
При этом первые два года своего существования продюсерская компания Авербуха
фактически работала себе в убыток.
«Минусы приходилось закрывать по-разному — продал одну машину, тогда был
Saab, несколько раз перекредитовывался. Максимальные убытки были после
первого гастрольного тура — больше $100 тыс. По тем временам просто огромные
деньги.
Делать качественное представление — дорого. А я сразу спозиционировал свое
шоу как шоу, в котором выступают чемпионы из чемпионов. Только лучшие. И
понимал, что существенную часть расходов будут составлять гонорары. Средняя
ставка для главных героев — $2−3 тыс. за выход, независимо от моего
финансового состояния. Все получали гонорары, даже когда тур был убыточным.
Мне было важно сохранить состав.
Больше десяти лет у Авербуха не было внятной конкуренции на российском рынке.
Организовать свое шоу в разное время пытались и Мария Бутырская, и Алексей
Урманов, и Артур Дмитриев.Но каждый раз натыкались на прохладный прием
московских зрителей.
«Раскачать такой город как Москва — очень сложная задача, — объясняет
Авербух. — Я достаточно долго тренировался в регионах. Это не приносило
доходов. Но я учился, нарабатывал опыт, понимал, как все должно быть,
начиная от рекламного макета и заканчивая поиском спонсоров».
КАК ВСЕ УСТРОЕНО СЕЙЧАС
За последние пять лет количество ледовых шоу в России заметно увеличилось.
Вслед за Авербухом продюсированием занялся Евгений Плющенко. А в 2017 году
этот бизнес заинтересовал еще и Татьяну Навку. Это крупнейшие игроки на
российском рынке ледовых шоу.

По данным из открытых источников, выручка Авербуха составляет примерно 250
млн в год, чистая прибыль — около 29 млн. Выходы фигуристов у Плющенко стоят от 200 до 500 тысяч рублей, по
неофициальным данным. Плющенко несколько лет работал в убыток, Навка — тоже (в
первую очередь — из-за внушительных материально-техническихрасходов). При
этом, если верить госконтракту, за семь представлений на старте 2018 года
подотчетный Минкульту Росконцерт перечислил за «Руслана и Людмилу» порядка 6
млн рублей. Данных за 2020 год, естественно, нет, но, учитывая размах «Спящей
красавицы» с участием Алины Загитовой, ООО «Навка Шоу» вполне может
рассчитывать на выход на самоокупаемость.

Рассчитывать на серьезные доходы — сложнее. Для организаторов стоимость одного
шоу в Москве начинается от 15 млн рублей. Главные статьи расходов: гонорары
топовых участников, рекламные кампании и аренда площадки, в том числе —
тренировочной. Чтобы снизить ее стоимость, постановочная работа идет даже
ночью. Все расчеты — в рублях.
«Мы давно работаем в рублевой зоне. Перестали пересчитывать все в валюту
после кризиса, — рассказывает Авербух. — В валюте все стало грустнее.
Средний гонорар спортсмена где-то 150−200 тыс. рублей за один
выход».
Премьера любого шоу практически всегда проходит в Москве. А дальше начинается
большой гастрольный тур, который может растянуться сразу на несколько лет.
Так, мюзикл на льду «Руслан и Людмила», официальная премьера которого
состоялась 25 декабря 2017 года, в июле этого года добрался до Турции, а
«Алису в стране чудес» Ильи Авербуха уже не первый год показывают в Сочи.
Посмотреть на Татьяну Волосожар в роли белой королевы и Максима Транькова,
безумного Шляпника, можно даже сейчас.
Позволить себе многомесячные гастроли могут не все хедлайнеры. Для таких
случаев у организаторов российских шоу предусмотрен второй состав. На Западе
многие пытаются встраиваться в соревновательный календарь. Организаторы
швейцарского Art On Ice практически каждый год приглашают к себе действующих
чемпионов. Хедлайнер этого года — Алина Загитова — давала свое согласие еще до
того, как объявила о том, что хочет приостановить карьеру. Татьяна Волосожар и
Максим Траньков ездили в Цюрих даже в победные сезоны.

Art On Ice вообще пользуется успехом у фигуристов. Они ценят внимательное
отношение, интересные постановки и очень приличные гонорары. Спортсмен с
именем, задействованный в массовых номерах, получает порядка $2 тыс. за выход.
Солистам платят еще больше — до $5 тыс.
Соперничать с такими суммами прямо сейчас могут только японцы. Елизавета
Туктамышева, например, рассказывала в одном из интервью, что за лето в Японии
можно заработать на хорошую иномарку. Это было еще до окончания
сезона-2018/19, в котором Лиза по-настоящемувернулась в топ мирового фигурного
катания.

В новом статусе за участие в японских шоу ей готовы платить по $5−6 тыс.
Гонорары Загитовой и Медведевой еще выше — до $10 тыс. за выступление. Для
действующих спортсменов актуален примерно тот же принцип, что и с официальными
призовыми — тренеры получают свой процент.
В одном из своих интервью Авербух упоминал, что самый дорогой фигурист в
мире это Юдзуру Ханю. За его участие в шоу организаторы готовы платить до
100 тысяч долларов США.
Как устроен бизнес на льду
02:38, 6 января 2020
Автор: Eliena20
Комменты 120
5 л
Получается,что Навка из бюджета часть денег на свои шоу получает,когда остальные сами выкручиваются и ищут спонсоров ?))
5 л
Мало конечно, с учетом того, что до шоу еще надо дойти. С трех лет начинают пахать. А футболисты могут погулять лениво по полю и получать астрономические суммы. Никогда не понимала дикость сумм в футбольном мире. И ладно бы талантливым платили, так ведь просто можно средним быть и в каком нибудь втором дивизионе штаны протирать...
5 л
Спасибо автору за интересный материал. Но сравнение всех заработков со стоимостью иномарок немного выглядит странным в 2020 году, ведь иномарка может стоить и дешево и дорого. И пример про проданный Saab тоже, наверно, из области легенды. Мой сосед, студент МАИ, работал в первые годы у Авербуха младшим администратором, получал хорошие деньги (это 2007-2008), наоборот купил машину-иномарку в 20 лет (то есть, когда Авербух продал Saab).
5 л
Фактически Авербух и Плющенко действительно крутятся. А Навка, Навка это Навка. Читала отзывы всех шоу, Авербуха хвалят. Сама не люблю, один раз ходила с детьми.
5 л
Не очень люблю такой формат утренников, а детям нравится. Авербух большой молодец, столько труда вложил, стольким фигуристам даёт работу, вот уже и конкурентов себе взрастил. Золушка Плюща очень красивой вышла. На Навкин бенефис за счёт госбюджета не пойду принципиально, на Алину можно будет в других шоу посмотреть, я надеюсь.