Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
В 1911 году группа писателей-сатириков и художников-карикатуристов под руководством иллюстратора Алексея Радакова решила создать принципиально новый детский журнал «Галчонок».
«Я знал, что это дело очень трудное. Создать журнал нового типа, весёлый, с картинками, со смешными рассказами, который вызывал бы радость и смех у детей и в то же время нравился бы педагогам и родителям, — было нелегко. Тип журнала мне самому был неясен; ясно было только то, что надо… создать что-то совершенно противоположное всем этим „Задушевным словам“, „Проталинкам“, „Светлячкам“ и т. д., и т. д., выходившим в то время»
Алексей Радаков придумал и нарисовал запоминающегося героя — Галчонка, весёлого, растрёпанного, любопытного.
На страницах «Галчонка» было всё: и литературные новинки — рассказы, стихи, рисунки, комиксы, — и заметки «обо всём на свете», иногда переведённые из зарубежных детских журналов, и интеллектуальные и творческие задания. Даже сухие сведения из естественнонаучной литературы и свежую газетную хронику (она помещалась в разделе «Газета Галчонка») Радаков и его авторы блестяще умели адаптировать к особенностям детского восприятия, излагать в весёлой, популярной форме, в картинках, очень часто смешных.
С одной стороны, журнал был остро-сатирический, его обожали подростки, с другой стороны - он был про всё, и дети задавали там всякие глупые вопросы и на них отвечали. Предложили детям не бояться задавать всякие глупые вопросы: "Сколько пар обуви изнашивает за свою жизнь человек?" Посчитали, дали ответ!
В журнал помещали много весёлых сатирических комиксов, автором которых был сам Радаков. Особенно дерзко он шутил над традиционной школьной системой. Первое сентября — это парад предметов и типажей учителей и учеников. Здесь высмеивается и скука, которой веет от некоторых предметов, и показной пафос, который должен был бы придавать весомости предмету, но получается смешно и нелепо.
Журнал был еженедельным, поэтому был выбран лучший способ заставить читателей
с нетерпением ждать выхода следующего номера — это печатать серию
комиксов с продолжением. С первого номера А.Радаков запустил серию
про «Чертяку в гимназии».
К такому юмору по поводу школы российское педагогическое сообщество
не было готово.
Когда авторы журнала осмелились объявить конкурс детских рисунков и детских рассказов, это было резко осуждено. "Галчонок" был обвинён в вольнодумстве и его попытались закрыть. Но сразу не удалось, тогда прекратили подписку. Дети стали покупать в розницу на свои карманные деньги. Это вызвало шок трепет и возмущение. Дети передавали журнал друг другу в школе как подпольную литературу, об этом пишут Бенуа и Родаков. Когда Бенуа про это узнал, он сказал: "Какое счастье, что у нас выросло целое поколение умных детей!".
Утверждение редактора и авторов журнала «ребёнок должен учиться, играя» казалось ханжам и педагогам кощунственным. Они были убеждены: «„Галчонок“ приносит несомненный вред всему обществу», публикация детских стихов и рисунков порождает в неокрепших душах авторов лишь тщеславие и самомнение. Совершенно недопустимо затрагивать в издании для самых маленьких общественно-политические темы, печатать карикатуры и комиксы, портящие вкус юного поколения. Агрессивная критика призывала закрыть журнал как «рассадник разврата и вольнодумства».
Под давлением и в результате самой настоящей травли Радаков ушёл из журнала. Новая «правильная» редакция, изменив позицию журнала, потеряла читателей, и в 1913 году он закрылся, просуществовав всего 2 года.
Александр Бенуа с горечью писал: «Люди, любовно воспитавшие настоящего
„Галчонка“, принуждены были его оставить на произвол судьбы,
и он после того, даже не взлетев, шлёпнулся на мостовую
и разбился насмерть». Он сокрушался о том, что отныне
гимназистам придётся довольствоваться дешёвым суррогатом литературы
и графики, они снова обречены поглощать «ту слюнявую бездарную
чепуху, которую… вырабатывают специалисты по детскому чтению
и искусству». Но то, что новый «Галчонок» потерял читателей, его
обрадовало, подтвердив, что у читателей хороший вкус.
В 1915 году Александр Бенуа и многие авторы «Галчонка» поддержали продолжение проекта публикации детских рассказов и рисунков, начатого опальным журналом в 1911 году. Так появился «Наш журнал»
Источник: Российская государственная библиотека. Книги старого дома
Был такой журнал...
14:20, 5 декабря 2019
Автор: Svetusikislove
Комменты 6
Отличный пост! заметье, тогда название журнала было "галчЁнок", а сейчас правильно "галчОнок"
Спасибо, Вам! Интересно читать.
Заинтересовали. Прям хоть иди в библиотеку и выписывай дореволюционные издания.
Познавательно)
Очень прогрессивно для своего времени)