24 ноября 1817 года в Санкт-Петербурге состоялась знаменитая четверная дуэль с участием писателя Александра Грибоедова. Такая дуэль означает поединок, в котором после противников стрелялись их секунданты. Конфликт случился, конечно же, из-за женщины – роковой красотки-балерины Авдотьи Истоминой (ох уж эти балерины!). Об этой дуэли, об известных дуэлянтках и о «Дуэли» Антона Чехова в этом посте.

Авдотья Истомина, легендарная танцовщица Санкт-Петербургского балета, воспетая Пушкиным в "Евгении Онегине", была возлюбленной кавалергардского штабс-ротмистра Василия Васильевича Шереметева в течение двух лет. Однажды у них случилась ссора, после которой балерина съехала к подруге. Вскоре друг Шереметова - губернский секретарь Коллегии иностранных дел и начинающий писатель Александр Грибоедов, которому в то время было всего 22 года, повёз Истомину «на чай» к своему приятелю - камер-юнкеру графу Александру Завадовскому, с которым делил квартиру в столице. В итоге балерина задержалась там на два дня...

В то время Шереметев был в отъезде. После его возвращения он узнал о случившемся от своего приятеля Александра Якубовича (тоже, кстати, литератора). Тот был интриганом и любителем посудачить. Как потом выяснилось, между Завадовским и Истоминой ничего не было, но Якубович преподнес все в таком виде, что подстрекаемый им Шереметев немедленно вызвал Завадовского на дуэль. Но Якубовичу этого было мало, он решил тоже стреляться с Грибоедовым и вызвал его на дуэль. Фраза Эрнеста Хемингуэя «По-настоящему храбрым людям незачем драться на дуэли, но это постоянно делают многие трусы, чтобы уверить себя в собственной храбрости», наверное, как раз про него. Так образовалась эта четверная дуэль.

Первая дуэль состоялась 24 ноября 1817 на Волковом поле в Петербурге. Условия были самые жестокие - стреляться с 6 шагов (хотя по другой версии я читала, что с 12 шагов).

Первым свой шанс использовал Шереметев. Завадовский, который был превосходным стрелком, подходя к барьеру, сохранял полное спокойствие и невозмутимость, и это еще больше разозлило Шереметова. Он выстрелил, не доходя до рубежа. Пуля пролетела очень близко и прорвала воротничок сюртука графа. Потрясенный такой близостью смерти, Завадовский рассердился и подозвал Шереметева к барьеру. Тут же раздались крики о помиловании взбалмошного кавалергарда, ведь при таком раскладе и мастерстве Завадовского кровавая развязка была очевидна. Тогда граф сказал, что лишь прострелит ему ногу для науки, но Шереметев в ответ зачем-то пригрозил повторной расплатой. И Завадовский выстрелил по-настоящему. Он попал в живот, а в те времена это означало верную смерть.

Шереметов упал в снег и стал кататься по нему, истекая кровью. На дуэли присутствовал известный кутила и повеса Петр Каверин (это о нем упоминает Пушкин в «Евгении Онегине»). Он подошёл к раненому и сказал ему: «Что, Вася, репка?» (что-то вроде насмешки «Что? Не понравилась закуска?»). А Якубович, вытащив пулю, протянул её Грибоедову со словами: «Это — для тебя». Из-за трагического исхода первой схватки дуэлянтов вторая дуэль была отложена.

Шереметов умер через пару дней. Кстати, Грибоедов успел помириться с ним до его кончины. Будущий автор "Горе от ума" очень мучился, виня себя в его смерти, ведь, получалось, что это он спровоцировал те события, повлекшие за собой гибель человека. Перед глазами стояла картина – раненый друг корчится на снегу в страшных муках.   

После дуэли Завадовского отправили за границу, Якубовича перевели на Кавказ, а Грибоедов остался в Петербурге. Он покинул город только год спустя, когда его назначили секретарем посольства в Персии. Тут хочется отметить несколько интересных фактов об образовании писателя. По свидетельству родственников, в детстве Александр был очень сосредоточен и необыкновенно развит. В 6-летнем возрасте он свободно владел тремя иностранными языками, в юности уже шестью, в частности в совершенстве английским, французским, немецким и итальянским, очень хорошо понимал латынь и древнегреческий язык. В 11 лет он поступил в университет, в 13 окончил словесное отделение университета со степенью кандидата словесных наук, поступил на этико-политическое (юридическое) отделение, а в 15 получил степень кандидата прав и остался в университете для изучения математики и естественных наук

И вот этот одаренный молодой человек уезжает из Петербурга и в Тифлисе, где он оказался проездом, прямо на ступенях гостиницы встречается с Якубовичем, решительно настроенным на дуэль, несмотря на то, что Грибоедов, не желавший стать причиной еще одной смерти, пытался вразумить его. Ведь никакого «разумного» предлога у второй дуэли не было - Грибоедов его никогда не обижал и на честь не покушался. Но Якубович настаивал на своем.

Сначала хотели стреляться на его квартире, но затем секундант Якубовича Муравьёв нашел местечко у Татарской могилы за селением Куки, где был овраг. Секундантом Грибоедова был его сослуживец - дипломат Амбургер.

Назначили барьеры. Противники продвинулись навстречу друг другу и около минуты выжидали. Наконец, Якубович выстрелил. Пуля попала Грибоедову в кисть левой руки. Он приподнял окровавленную руку и навёл пистолет на Якубовича. Муравьёв, секундант Якубовича, настроенный им против Грибоедова, написал потом, что Якубович не хотел убивать и метил в ногу, и Грибоедов, заметив это, выстрелил в ответ, не придвинувшись к барьеру, хотя имел на это право. Он промахнулся, пуля прошла рядом с головой Якубовича, которого после этой дуэли отправили на каторгу.

Грибоедов был великолепным пианистом и даже сочинял мелодии. Он написал несколько очаровательных музыкальных пьес. Так вот после этой дуэли Александр Сергеевич носил на левом пальце специальную накладку, и ему пришлось разрабатывать руку до прежней ловкости. После он научился играть по-прежнему виртуозно.

Именно по этому ранению впоследствии и было опознано его растерзанное фанатиками тело, которое они после разгрома русского посольства в Тегеране несколько дней таскали по городу, жестоко глумясь над ним, и скинули в общую яму. В возмещение вины за эту кровавую бойню персидский шах отослал русскому царю в подарок огромный алмаз, украшенный рубинами и изумрудами.

Это фото возле памятника Грибоедову в Москве было сделано 11 февраля. В тот день случилась синхроничность - гуляли по Чистопрудному бульвару, сделали фото, а позже в этот день я прочитала, что это была годовщина его смерти. Поэта убили в посольстве в Тегеране именно 11 февраля 1829 года((

Когда читала об этих дуэлях, подумала «А были ли известные дуэлянтки?» Оказывается, были, да еще какие! 

Дружба известной французской писательницы Жорж Санд с великим композитором Листом привела ее к жестокому поединку. Мария д’Агу, возлюбленная композитора, приревновала к нему Санд и вызвала ее на дуэль, выбрав в качестве оружия острые ногти. Соперницы встретились в доме Листа, который заперся в своем кабинете и покинул его, лишь когда женщины угомонились. Победу в этой схватке не одержал никто, но Жорж Санд решила уйти с пути темпераментной графини.

На дуэли завершилась жизнь молодой актрисы Мариинского театра Анастасии Малевской. Это была нелепая смерть от руки юной особы, которая находилась в Петербурге проездом и имя которой даже никто не запомнил. Причиной дуэли был молодой человек, к которому была неравнодушна Малевская. Увидев рядом с ним незнакомку, актриса потеряла рассудок. Минутная вспышка ревности, словесная стычка — и в тот же вечер девушки уже стреляли друг в друга.

В июне 1744 года немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская получила вызов на дуэль от своей троюродной сестры, принцессы Анны Людвиги Анхальт. Неизвестно, что не поделили эти две пятнадцатилетние девочки, но, запершись в спальне Софьи, они принялись на шпагах доказывать свою правоту. К счастью, принцессам не хватило духу довести дело до смертоубийства, а то бы не видать России Екатерины II, коей позднее стала Софья Фредерика. И именно с ее восшествия на престол и начался российский бум женских дуэлей. Только за 1765 год произошло 20 дуэлей, на восьми из которых секунданткой была сама царица. Правда, Екатерина была жесткой противницей смертельных исходов. Ее лозунгом были слова: «До первой крови!», поэтому во время ее правления было всего три случая гибели дуэлянток.

В 1770 году с княгиней Екатериной Дашковой случилась не очень приятная история. Произошло это в Лондоне, в доме графини Пушкиной, жены российского посла. В гости к графине приехала герцогиня Фоксон, одна из образованнейших женщин Англии. Причиной ее приезда было желание побеседовать с Дашковой, а по возможности и подискутировать с ней. После получасовой беседы между дамами завязался горячий спор, который привел у дуэли на шпагах в саду. Поединок длился недолго и завершился ранением Дашковой в плечо.

И напоследок о «Дуэли» Антона Чехова. Это одна из самых больших по размеру повестей Антона Павловича, действие которой происходит на Кавказе на берегу Чёрного моря. Впервые она была опубликована в 1891 году в газете «Новое время». В 1973 году по ней Иосиф Хейфиц снял фильм «Плохой хороший человек» с Олегом Далем, Владимиром Высоцким и Людмилой Максаковой в главных ролях. Нашла в YouTube фильм целиком.


По сюжету 28-летний Лаевский сбежал с чужой женой на Кавказ, чтобы начать там новую жизнь, но Надежда Федоровна быстро ему наскучила, он ее разлюбил и теперь мечтает удрать от нее обратно в «цивилизацию», чтобы опять-таки "начать там новую жизнь". Лаевский ходит по городу, обсуждает Надежду со своим местным приятелем – доктором Самойленко (в фильме его играет Анатолий Папанов), плачется ему в надежде получить его поддержку. Но доктор советует практически то, о чем говорится в этой притче, на которую я наткнулась в соцсетях. 

Один человек пришел к мудрецу за советом:
— Мы с женой давно не испытываем прежних чувств друг к другу, я ее больше не люблю, да и она меня, наверно, тоже. Что мне делать?
Мудрец ответил:
— Любить ее.
Человек подумал, что мудрец не расслышал:
— Но я же говорю, никаких чувств не осталось!
Мудрец кивнул:
— Это хороший повод, чтобы любить ее.
Человек продолжал спрашивать:
— Но как же любить, если не любишь?!
И вот что он услышал:
— Служить ей, слушать ее, ценить ее, сопереживать ей, жертвовать ради нее собой. Для подлинной любви нет никаких преград, ибо слово "Любить" означает не чувство, а действие.

Не буду спойлерить что было дальше, вдруг кто-то захочет прочитать повесть или посмотреть фильм. Кстати, у "Дуэли" несколько экранизаций, в том числе британская и хорватская. 

Приятного чтения или приятного просмотра!))

Подпишитесь на наш
Блоги

Ду-ELLE

13:28, 24 ноября 2019

Автор: AdrianaSuvorova1

Комменты 48

Аватар

Как интересно написано, спасибо! И кукла у вас прекрасная, не обращайте ни на что внимания (я до сих пор мечтаю о Барби...). Британская экранизация "Дуэли" с Эндрю Скоттом-Мориарти. Сначала думала, что после Даля это невозможно, так передать немощь и трусость Лаевского, ан нет, очень захватил этот фильм, не ожидала. И Скотт очень хороший актер.

Аватар

Про женские дуэли промолчу-это мрак и днище. По поводу Грибоедова -почему он просто не пошел и не написал заявление в полицию на Якубовича?дуэли же были запрещены. как можно ставить свою жизнь под угрозу гибели из-за капризов каких-то *анднов?!на всех их дуэлей не хватит

H

Автор, спасибо, увлекли! Прекрасный пост

Аватар

Спасибо ща интересный пост! Про смерть Грибоедова добавлю: в русское посольство прибежали две женщины из гарема и попросили убежища. Он не мог отказать. Свидетели видели, в каком здании женщины укрвлись, поэтому набежали все, кто мог. Месиво было жуткое....

Аватар

1.Посмотрите фильм Ридли Скотта (да-да, который "Гладиатор") "Дуэлянты"- про продолжавшуюся несколько лет дуэль в наполеоновскую эпоху. Отличный фильм, умный и красивый. Там как раз к герою дуэлянт привязался(( 2. Алмаз, который персы отдали за смерть Грибоедова -"Шах"- ничем не украшен кроме гравировки. Он сейчас в Кремле в Алмазном фонде, его можно увидеть. 3. Про куклу. У меня одна взрослая вполне знакомая внезапно стала настаивать, чтобы мы ее на всех мероприятиях (в т.ч. деловых/светских) фотографировали с вязаным медвежонком. И мужа ее тоже. Типа это у них такой личный бренд и они его хотят продвигать. Еле отучили. Достал всех этот медвежонок.

Подождите...