Рейс BA5390 вылетел из аэропорта Бирмингема в 07:20 UTC 10 июня 1990 года. На его борту находились 81 пассажир и 6 членов экипажа. Самолет поднял в воздух второй пилот Аластар С. Атчисон и вскоре передал управление командиру Тимоти Ланкастеру. Через 13 минут, пролетая над Дидкотом (Оксфордшир), самолет набрал высоту чуть больше 5000 метров. Пилоты расстегнули плечевые ремни безопасности, а командир воздушного судна (КВС) ослабил и поясной.

Неожиданно раздался сильный хлопок и в самолете произошла декомпрессия. Левое ветровое стекло кабины, со стороны КВС, отделилось от передней части фюзеляжа. Лайнер продолжил полет без переднего стекла. Командира потоком выходящего из самолета воздуха вырвало из кресла и он вылетел через проем ветрового стекла из кабины самолета. Его прижало спиной к фюзеляжу с наружной стороны, а ноги застряли между штурвалом и приборной доской. Дверь кабины пилотов сорвало и она упала на приборную панель, повредив связь с землей.

Бортпроводник Найджел Огден, находившийся в тот момент в кабине, вовремя сориентировался и крепко схватил капитана за ноги:

«Я услышал шум и, обернувшись, увидел, что переднее стекло исчезло, а Тимоти выскальзывал сквозь проем. Его высосало так, что я мог видеть только его ноги». 

Реконструкция события. National Geographic Channel.

Тем временем бортпроводник почувствовал, что один не сможет удержать командира. Ему на помощь пришли еще два стюарда. Несмотря на их усилия, капитан выскользнул из кабины еще на несколько сантиметров...

«Я схватил Тима за ноги, но меня и самого чуть было не высосало из кабины – за ремень меня втянул обратно бортпроводник Джон. Всё продолжало вырывать и высасывать из кабины, кислородный баллон, который был надежно закреплен чуть было не снес мне голову. Я уже не мог держать Тима, и наш коллега обвязал его лодыжку и закрепил ее за креслом. Кто-то из присутствующих сказал: "Нам придется отпустить его", но я ответил, что никогда этого не сделаю, представляя, что мне еще придется смотреть в глаза членам его семьи».

Стюардесса Сьюзан Гиббинс успокаивала пассажиров и попросила их пристегнуться ремнями безопасности. Второй пилот Аластар Атчисон начал аварийное снижение и включил автопилот, который перед этим отключился из-за того, что Ланкастер задел штурвал. Затем он передал сигнал бедствия. Иногда через боковое окно было видно лицо Ланкастера. Его глаза были открыты и не моргали, несмотря на сильный воздушный поток. Второй пилот и бортпроводники считали, что командир мертв, но решили продолжать держать тело. Посадку разрешили в ближайшем аэропорту Саутгемптона. В 07:55 UTC рейс BA5390 благополучно приземлился в аэропорту Саутгемптона на взлётную полосу №2. Аварийная эвакуация не проводилась. Ланкастера подняли в кабину и на носилках эвакуировали из самолёта.

КВС Тим Ланкастер заработал синяки, а так же получил обморожение, переломы правой руки, пальца на левой руке и правого запястья. Через 5 месяцев после аварии Ланкастер снова сел за штурвал самолёта. В 55 лет, согласно правилам British Airways, он был отправлен на пенсию, но продолжил летать в авиакомпании EasyJet. Сейчас Тимоти Ланкастер уже на заслуженном отдыхе, он женат, у него 5 внуков.

Стюард Найджел Огден отделался вывихнутым плечом и обморожением лица. Он вернулся на работу после небольшого перерыва, но страдал посттравматическим стрессом. Позже выбрал другую профессию. Второй пилот Аластар Атчисон проработал в авиации еще 25 лет и ушел на пенсию. Он, а также бортпроводники Найджел Огден и Сьюзан Гиббинс были награждены британским знаком отличия «Queen’s Commendation for Valuable Service in the Air». Среди пассажиров пострадавших не было. 

В ходе расследования причин происшествия следователи установили, что за 27 часов до вылета на самолёт было установлено новое ветровое стекло и этот аварийный рейс был первым после замены. В ходе расследования было установлено, что 84 из 90 болтов, которыми было закреплено стекло, оказались меньшего диаметра, чем требовалось. Разница давления воздуха в кабине самолёта и снаружи во время полёта в итоге и выдавила ветровое стекло наружу. Остальные болты были правильного диаметра, но короче на 2,5 миллиметра, чем нужно. Выяснилось, что этими болтами было закреплено предыдущее ветровое стекло, которое использовалось в течение четырёх лет. Кроме того, AAIB (Отдел по расследованию авиационных происшествий Великобритании) пришёл к выводу, что причиной аварии послужила установка неправильных болтов начальником смены базы технического обслуживания авиакомпании British Airways в аэропорту Бирмингема. Это произошло из-за того, что вместо того, чтобы свериться с документацией, он просто взял на складе такие же, как ему показалось, болты, как те, которыми было закреплено предыдущее стекло, при этом он ошибся на один размер. Также AAIB отметил ещё несколько нарушений правил авиакомпании, которые помешали вовремя заметить ошибку, и недостаточный контроль за работой техников со стороны авиакомпании.

Подпишитесь на наш
Блоги

КВС за бортом самолёта

22:16, 16 ноября 2019

Автор: Lyalya555

Комменты 57

Аватар

Китайцы сняли уже сняли фильм называется Китайский летчик (2019) Кому то сразу захотелось техников наказать , мозгами надо пользоваться иногда ! Никакого предписания до инцидента не было что надо использовать вот именно такие болты и естественно никто не мог предположить даже что может произойти такое из-за того что болт короче на 2.5 мм .

Аватар

Интересно, почему привинчивают стекла снаружи? Если бы оно привинчивалось вовнутрь стекло бы не выдуло, правильно?

Аватар

Я смотрела этот фильм. Этот бесстрашный пилот ещё потом продолжил работать после выздоровления.

Аватар

Потрясающая история! Бедный капитан, что он пережил!

Аватар

Вот бы Бабженю так проветрить! :))))

Подождите...