Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
— Много ли вас?
— По дорогам, на заброшенных железнодорожных колеях нас сегодня тысячи, с виду
мы — бродяги, но в головах у нас целые хранилища книг.
В этот день, 20 октября 1953 года, в США вышла в свет антиутопия Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту".
Брэдбери назвал роман «451 градус по Фаренгейту», полагая, что при этой температуре самовоспламеняется бумага. Позже писатель узнал, что на самом деле бумага самовозгорается при температуре чуть выше 450 градусов по ЦЕЛЬСИЮ. Оказалось, специалист из пожарной службы, который его консультировал, перепутал температурные шкалы. То есть правильно книга должна называться "843 градуса по Фаренгейту" или "451 градус по Цельсию".
Действие этого научно-фантастического романа происходит в будущем, где общество деградировало настолько, что за хранение книг, заставляющих задуматься о смысле жизни, по закону сжигают дома вместе с самими книгами, а их владельцы считаются преступниками.
Оказывается, Брэдбери писал роман, в основу которого легли рассказы "Пожарный" и "Пешеход", на взятой напрокат пишущей машинке в публичной библиотеке Лос-Анджелеса в 1953 году. Интересен тот факт, что произведение печаталось частями в первых выпусках журнала Playboy.
Роман стал настолько популярным, что его экранизировали - в 1966 году французским режиссёром Франсуа Трюффо, а в прошлом году канал HBO снял одноименный телефильм, где, кстати, главный герой украдкой читает "Записки из подполья" Федора Достоевского, а "Преступление и наказание" его заставляют читать в присутствии других пожарных.
По этой книге ставятся спектакли (в том числе с 2007 года в московском театре «Et cetera»), в нем находят вдохновение музыкальные группы - «Урфин Джюс» (песня «451 °F» из альбома «15»), «Аквариум» (песня «Электрический пес»), «Ария» (песня «Симфония огня» из альбома «Феникс»), ATB (песня «Fahrenheit 451») и «Уровень моря» (песня «451»), а с 2012 года вроде как Google показывает статусный код HTTP 451, предупреждающий пользователей Интернета о том, что запрашиваемая ими страница существует, но недоступна им по юридическим причинам (лично я такое еще не встречала))).
"451 градус по Фаренгейту" я читала на английском, чтобы совместить полезное с полезным)) И, если честно, чтение у меня шло туговато. Наверное, от тех неприятных эмоций, которые я испытывала в тот момент. (Если вы не читали эту книгу, но собираетесь, тогда дальше лучше не читать мой пост, потому что будут спойлеры).
Меня раздражал главный герой (я не припомню, чтобы меня еще кто-то из главных героев книг бесил до такой степени). До начала событий он "спал", сжигал книги и при этом не испытывал никаких угрызений от того, что уничтожал их. Потом в один момент очнулся и накинулся на подруг жены, обзывая их, принялся судить женщин за их отношения с мужьями и детьми, за их аборты и тупость. Кто дал ему право судить тех, кто в отличие от него хотя бы не уничтожал книги? С чего вдруг Монтэг поставил себя выше них? При этом своими истериками подвергал опасности план по спасению книг, о котором они договорились со стариком.
Как мне сказала одна подписчица, она читала книгу в юности, когда это будущее казалось фантастическим. Я же воспринимаю события книги уже в наши дни. Можно сказать, мы сейчас живём в подобном обществе а эти говорящие стены из романа - шоу вроде "Дома 2" и других зомбирующих телепрограмм. И если б Монтэг явился сюда и решил спасать общество, то в целом и спасать было бы практически некого, потому что, как говорила Коко Шанель "Я не создаю моду. Я и есть мода", тут можно было бы перефразировать "Мы не создаём "Дом2", мы и есть "Дом 2".
Для кого-то это покажется дикостью, но лично мое мнение о Монтэге, что он мудак. На мой взгляд, если есть проблема, ее надо решать с умом, как это сделали старцы. Когда я читала о том, что каждый из них «превратился» в книгу и как они изобрели такое средство, чтобы в нужный момент вспомнить все, что прочитали, чтобы передать эти ценные знания будущим поколениям, у меня аж мурашки побежали. Майк Росс из "Форс-мажоров" с его феноменальной способностью помнить все, что он когда-либо прочитал, очень бы пригодился в их команде))
Так вот, старцы никого не убивали, никого не подставляли, ничего не разрушали, они решили проблему по-своему, не причиняя зла. Монтэг же, который сам лично своими собственными руками в течение долгих лет сжигал книги, однажды вдруг прозрел и стал с истеричными криками кидаться на людей, обвиняя их во всех грехах и называя ничтожествами. Как решает проблему Монтэг? Сжигает заживо начальника, подставляет жену пожарника и собирается подкидывать книги в дома пожарников, чтобы тех сожгли, не задумываясь о том, что у пожарников семьи, и от его действий пострадают невинные дети.
Тем более, что это все никак не изменит ситуацию с книгами, ведь запрет на книги от этого не исчезнет. Я бы даже сказала, что Монтэг по сути террорист. Если б он появился сейчас в наши дни, его в один прекрасный день могло бы перемкнуть от того, что все эти ничтожные люди вокруг (как он думал об окружающих после «прозрения») слишком уж увлечены гаджетами или от того, что ему бы не понравилось, как в кафе подружки жены со смехом обсуждают какое-нибудь глупое, на его взгляд, ток-шоу. Тогда бы он сорвался и мог запросто перестрелять всех. Именно таким я увидела Монтэга в книге – нервным, истеричным, трусливым, глуповатым и опасным для общества. И с чего вдруг старцы сделали его предводителем, я не поняла.
И, может быть, я вообще не поняла эту книгу, или поняла неправильно, ведь люди от нее в восторге. И мои знакомые, которые читали ее, тоже делятся восторженными отзывами о ней, но пока никто из них не смог убедить меня в том, что Монтэг - супергерой.
Хотя, в целом, я не жалею потраченного времени. Люди-города-книги стоят того, чтобы отыскать их в конце этого книжного путешествия.
Вместо прочтения сжечь!
12:07, 20 октября 2019
Автор: AdrianaSuvorova1
Комменты 44
Я Монтега не могу осуждать, он чувствовал острую боль от прозрения и правды. Как он сам не был духовно мертв,так его жена уже стала механизмом, программой без воли
Я читала Брэдбери очень давно, будучи подростком. И мне все его истории очень понравились. Особенно я любила его рассказы о других планетах. Герои «451 по Фаренгейту» был понятен подростку, потому что мыслила я тогда и лет до 25 как революционер. Это пробуждение героя похоже на пробуждение и бунт подростка для дальнейшей жизни. Поэтому меня герой не раздражал в своей категоричности, сама такой была. С точки зрения взрослого человека, конечно его поведение может раздражать. Но лучше проснуться, даже поздно, чем никогда. «Кто в молодости не был радикалом - кто-то нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором - у того нет ума» (с) Ещё я читала, что сюжет был навеян сжиганием книг нацистами в Германии во время второй мировой. Т.е. это такой бунт против диктатуры у героя Брэдбери.
Ну может я чего-то не помню и не поняла, но от того что Монтэг "прозрел" мало что изменилось. Вы его обвиняете в том, что делал бы любой необразованный дикарь, который никогда не пытался думать, и уж тем более ничего не прочитал. С чего ему собственно быть другим, когда он тупой мужлан и поступает так же. Другой вопрос что он надежда на будущее, если старцы передадут знания, то будет другой виток. Читать было тяжко, я читала на русском и меня витиеватый, на мой вкус, язык Бредбери (или переводчика) раздражал
тоже не прониклась книгой, наверно, начитавшись восторженных отзывов, ожидала чего-то такого "вау!". Не скажу, что совсем не понравилось, но не восхитилась, как большинство о ней пишет.
я собрала всю линейку антиутопий/утопий: 451 по Фаренгейту, О дивный новый мир, мы, город, 1984. если кто знает ещё, плиз, напишите в личку.