Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

В 1933 году Григорий Александров приступает к постановке своего первого самостоятельного фильма "Веселые ребята".

Как мы помним, в основе фильма любовный треугольник. Пастух Костя влюблен в столичную красотку Лену, которая отвергает его из-за низкого социального положения. Но его любит незаметная, хотя и  голосистая, домработница Анюта.В финале Костя преодолевает все преграды на своей социальной лестнице, становится дирижером оркестра и отвечает на чувства Анюты, которая волшебным образом преображается.

Психологизма или какой-либо связи с реальностью в фильме нет. Но авторы и не ставили себе такой задачи. Зато в картине было много чего другого:  откровенная гиперболизация, гротеск, буффонада, лирика, столкновение смешного с трагическим (репетиция джаза под видом похоронной процессии). Явственно звучали в нем и тема социальной сатиры, и тема любви, и тема новых возможностей для простых людей.

С исполнителями ролей Кости и Лены определились сразу. Утесов предполагался изначально, так как в основу сценария лег его спектакль "Музыкальный магазин", где он исполнял роль Потехина. Для фильма, правда, ему пришлось стать блондином, чтобы выглядеть в кадре простым русским парнем.

Красавица Мария Стрелкова была идеальным вариантом для роли "какая женщина - убиться можно".

А к исполнительнице роли Анюты было много требований: она должна уметь играть, хорошо петь, танцевать, быть красивой, органично выглядеть в роли замарашки и в роли звезды сцены, и хорошо смотреться в кадре с Утесовым. Режиссер пересмотрел множество артисток, вспомнил о коллегах из Пролеткульта, ездил отсматривать девушек из самодеятельности, но найти полностью подходящую артистку ему все не удавалось. И только в Музыкальном театре Немировича-Данченко он нашел то, что искал. Солистка театра Любовь Орлова в оперетте "Перикола"( где Александров ее увидел) перевоплощалась из нищенки в богачку, отлично разыгрывала любовные и юмористические сцены, прекрасно пела и танцевала. К тому же, она была очень хороша собой и уже имела некоторый опыт съемок в кино. Бинго!

Для контраста с отрицательной героиней  брюнеткой Леной положительную героиню решено было перекрасить в блондинку. 

Когда Александров утвердил на роль Орлову, он сообщил об этом Дунаевскому, который работал над фильмом. Отправил совершенно рабочую телеграмму, но проницательный композитор сразу все понял:

Г. Александров – И. Дунаевскому

Есть Анюта по имени Любовь! 

И. Дунаевский – Г. Александрову

Эта строчка телеграммы может стать основой песни. Но музыку к ней, Григорий Васильевич, мне кажется, вы напишете сами. Я прав?

Летом начались съемки в Абхазии. Вот несколько фотографий съемочного процесса:

Орлова очень волновалась поначалу, несколько тушевалась на фоне опытных актеров и, особенно, самоуверенного Леонида Утесова. Но уверенность в ней Александрова ей очень помогла. Цитата из интервью актрисы: "Когда я получила первую похвалу режиссера, это меня так воодушевило, что мое состояние было похоже на состояние Анюты, и мне особенно легко было петь!".

Съемки проходила в Гаграх, на известном курорте. Александров, как и большинство членов съемочной группы,  приехал  на съемки с женой и сыном, чтобы совместить работу и семейный отдых.

В начале съемок за Любовью Орловой стал ухаживать оператор картины Владимир Нильсен, который, кстати, тоже был женат, но в Гаграх его жены не было.  Любовь Петровна поначалу благосклонно принимала его ухаживания, но перенесла все свое внимание на Григория Васильевича, как только по окончанию летнего сезона  Ольга Александрова с сыном вернулись в Москву.  

Между режиссером и актрисой стал молниеносно разгораться роман. Вскоре Люба покинула гостиничный номер с ванной и переселилась в домик с рукомойником во дворе, где жил Александров.

Актриса Тяпкина, игравшая строгую мать красотки Лены, вспоминала: "Когда солнце садилось и уже нельзя было снимать, они отправлялись по берегу моря к месту, где обычно купались, — она в халате малинового цвета, он — в синем халате. Это была очаровательная пара. Оба молодые, красивые..."

Раздраженный В.Нильсен отправил письмо своему другу с таким описанием ситуации: "Гриша (Александров) на меня зол, так как я, очевидно, мешаю ему изгаляться перед легковерными слушателями. Но мне чертовски надоел весь этот салон с наигранным джентльменством. А хуже всего, когда на площадке появляется «хозяйка». Гриша совсем потерял голову и, видимо, собирается после окончания картины жениться".

Вообще, из всего что я видела, читала и смотрела про эту пару, у меня сложилось впечатление, что это была сумасшедшая страсть. Оператор Нильсен был прав, Григорий Васильевич действительно потерял голову. На съемках фильма он значительно увеличил количество эпизодов с участием Любови (те, в которых она кормила быка тарталетками, сражалась с коровами, била посуду, каталась на лестничных перилах), пожертвовав другими эпизодами и персонажами, и даже эпизодом, в котором он сам вместо каскадера бросался с обрыва в море (!)

В Гаграх с Орловой случился несчастный случай. Во время сцены в пансионате она должна была сидеть верхом на быке. Но бык ее скинул, она упала и повредила спину. 

Так как сцену нужно было доснять, после выздоровления Любовь Петровна  продолжила съемки, но ездила уже не на быке, а на спине Григория Васильевича (кадры этого действа на видео  в 9-44) :

Впрочем, режиссер был в таком восторге от своей новой музы, что носить ее  на руках или на плечах было для него удовольствием. Он восхищался ее внешностью и беспрестанно ее фотографировал:

на пляже,

спящей в гамаке,

ну и немного эротики, которая дошла до нас, несмотря на цензуру, которую время от времени проводила сама Любовь Петровна, уничтожая самые откровенные кадры.

Словом, для Григория Васильевича этот роман вылился в какое-то совершенное любовное помешательство. Известно, что после окончания съемок "Веселых ребят" он написал синопсис следующего фильма, в котором будет только одна главная героиня. Она должна присутствовать в каждой сцене, она - идеал, и в нее по сюжету влюблялись все мужчины: пожарные, водопроводчики, художники, милиционеры! 

Но чувства - это одно, а семья - другое. Александров вовсе не планировал разводиться с женой, поэтому, вернувшись в Москву,  они с Орловой стали скрывать свои отношения. Говорят, что именно из-за конспирации у них возникла привычка обращаться друг к другу на вы и появились прозвища Чарли и Спенсер.

К тому же в Москве было не до романтики. Премьера "Веселых ребят" оказалась под угрозой. На фильм ополчились все критики, все издания. Его обвиняли в безыдейности, беспроблемности, американизме и много еще в чем. Народный комиссар просвещения Бубнов запретил фильм, сказав при этом, что картину выпустят «только через мой труп».

Фильм фактически спасли Максим Горький и руководитель Государственного управления кинематографии Шумяцкий, организовавшие специальный просмотр для Политбюро и Сталина. К счастью, Сталину фильм понравился.

Картина дебютировала 25 декабря 1934 года и стала одним из самых популярных советских фильмов всех времен. На Втором Международном Венецианском кинофестивале в 1934 году «Веселые ребята» были удостоены награды за режиссуру и музыку композитора Исаака Дунаевского.

В 1935 году советский кинематограф официально взял курс на соцреализм. Это, как мы знаем, реализм плюс социальный заказ плюс воспитательный эффект.В "Веселых ребятах" ничего от соцреализма не было, и снимать еще раз такой же безпроблемный фильм Александров не мог.  Нужно было найти социальную историю.

Он нашел ее в Мюзик-холле, где в то время работала его жена Ольга.  Новая постановка "Под куполом цирка" пользовалась бешеным успехом. Григорий Васильевич после просмотра тоже был в восторге и тут же связался с авторами пьесы Ильей Ильфом и Евгением Петровым с просьбой написать по пьесе сценарий для кинофильма. 

В Мюзик-холле главную роль исполняла актриса Валентина Токарская, театральная звезда того времени.

Зная о готовящихся съемках, Токарская резонно предполагала, что она и воплотит свою коронную роль на экране, тем более, что авторы сценария Ильф и Петров тоже поначалу так думали. Каково же был их удивление, когда оказалось, что отборочного кастинга не будет, а на главную роль утверждена актриса Любовь Орлова.

Съемки были сложными, нервными и травматичными. Орлова обожглась, когда садилась на раскаленное от софитов стекло пушки.  Оператор Борис Петров во время съемок  так увлекся процессом, что не заметил, как приблизился с камерой к клетке со львами. Звери тут же запустили когти в спину Петрова, его спас лишь выстрел дрессировщика.

Сам Александров поражал всех своими дрессировщицскими навыками.  

Во время работы с группой дрессировщика Бориса Эдера в «Цирке» режиссер сдружился с одной из его львиц. Рассказывали, что она, как собака, ходила за Александровым по павильонам «Мосфильма»

Актер Сергей Столяров (он играл Мартынова) не умел петь, и знаменитую "Песню о Родине" вместо него за кадром исполнил сам режиссер. Это его чуть хрипловатый голос звучит в романтичной сцене за роялем.

В середине съемочного процесса режиссер и авторы сценария сильно разругались. Александров самостоятельно в их отсутствие переработал сценарий, вымарал из него почти всю сатиру, добавил больше мелодрамы и антирасистского пафоса. Ильф и Петров были так оскорблены, что потребовали убрать свои имена из титров. Вместо них дописывать диалоги и некоторые сцены взялись Исаак Бабель и Василий Лебедев-Кумач.

Любовь Петровна в то время, по разным свидетельствам, переживала сложный период.

Она несколько раз травмировалась на съемках, помимо ожога у нее еще были и падения. К ее внешности у многих были претензии. Она была старше своего партнера Столярова на 10 лет и, чтобы эту разницу нивелировать, ее крупные планы переснимали отдельно с особым фильтром и светом.  К тому же, в личных отношениях все было в подвешенном состоянии. Григорий Васильевич был женат и не торопился расторгать свой брак. Его жена Ольга, по воспоминаниям знакомых, присутствовала на съемках "Цирка" и даже снялась в массовке.

Ходили слухи, что все эти проблемы привели Орлову к настоящей депрессии, и она даже стала злоупотреблять алкоголем. Этот факт несколько отдалил от нее Александрова и почти вернул его в лоно семьи.

Можно предположить, что если бы фильм "Цирк" запретила цензура, или, если бы он провалился в прокате, возможно, что жизнь актрисы сложилась бы совсем иначе.

Но фильм  вышел на экраны и произвел фурор! Это был такой сумасшедший, бешеный успех, который даже осознать было трудно. Достаточно сказать, что "Цирк" является абсолютным лидеров советского проката за всю историю советского кино. Орлова стала всеобщим кумиром, настоящей суперзвездой. Девушки по всей стране стремились быть похожей на ее героиню, становились блондинками, копировали наряды из фильма. В 1937 году на Международной выставке в Париже лента «Цирк» была удостоена Гран-при.

В этом же году за женой Григория  Ольгой стал настойчив ухаживать ее коллега Борис Тенин. И неожиданно закрыли Мюзик-холл, где она работала. Видимо, под влиянием этих событий и устав от непонятной ситуации с мужем, Ольга решила кардинально изменить свою жизнь и подала на развод. 

В 1937 Александров стал свободным человеком и в мае расписался с Любовью Орловой. Медовый месяц молодожены провели в Кисловодске. Фотографии того периода:

Вскоре им дали квартиру, куда они переехали с родителями Орловой. Надо сказать, что мать Любови Петровны зятя не очень любила.  Он ей казался слишком легкомысленным и вообще не вызывал доверия. Сестра актрисы вспоминала, что матушка Евгения Николаевна долгое время всем гостям задавала один и тот же вопрос: «А вы посадили бы свою жену верхом на быка?». Разумеется, при этом выбирался такой момент, чтобы вопрос непременно услышал Григорий Васильевич. 

Он не всегда это выдерживал, поэтому они с Орловой довольно часто переезжали пожить в гостиницу, сообщая матери,  что у них иногородние гастроли.

Впрочем, совместные гастроли в 30-е и 40-е случались действительно часто. Григорий Васильевич в жизни был то, что называется "краснобай". Артистичный, обаятельный, уверенный в себе, он любил быть в центре внимания и рассказывать истории, подчас невероятные.  Правдивость не стояла во главе угла, главным был эффект, производимый на слушателя.  Они с Орловой часто гастролировали вместе.  Любовь Петровна  пела классические произведения и песни из своих фильмов, Григорий Васильевич выступал в жанре стендап, рассказывал истории из своей киножизни. Выступления были не только в городах, но и в колхозах.

После "Цирка" режиссер снял три документальных фильма: "Наш цирк" (1936) - музыкальный фильм-концерт, "Доклад Сталина И.В. о проекте Конституции СССР на чрезвычайном Всесоюзном съезде Советов 25 ноября 1936 г." (1936, с С.Гуровым и С.Бубриком) за который Александров получил звание заслуженного артиста РСФСР, и "Физкультурный парад" (1938). Последний фильм не сохранился. Да и вообще, Александров проклял все на свете, что взялся за эту цветную двухчастевку. «Цвет оказался таким ужасным, – жаловался он, – что удалось отпечатать только две копии: одну – для Кремля, другую – за границу. К тому же, доломали единственный в стране цветной киноаппарат».

Следующей художественной картиной режиссера стала кинокомедия «Волга-Волга», веселый фильм, темой которого стала борьба с бюрократией и самодурством.

Многие фразы из фильма сразу же ушли «в народ»:«Благодаря моему чуткому руководству», «Пароход хороший, только он воды боится», «Он официант, он врать не будет», «Я на улице самокритикой заниматься не позволю». Самая же гениальная фраза «Хочется рвать и метать» закрепилась в русском языке в качестве фразеологического оборота. Кстати, знаменитое "Але, гараж!" - тоже оттуда.

Партнером Орловой в фильме был блистательный комедийный актер Игорь Ильинский.

«Волга-Волга» стала мегахитом.

Когда я искала информацию для поста, нашла воспоминания одного киевского журналиста о том, как он брал интервью у Орловой в 1940 году. В воспоминаниях есть такая интересная зарисовка об общении супругов:

За дверью, что слева, повторяется тот же затяжной кашель с хрипом. Перехватив мой взгляд, хозяйка дома объясняет:

— Григорий Васильевич заболел. Простудился, еле-еле температуру сбили.

— Жаль, — произношу сокрушенно. — Собирался его поблагодарить за...

— А мы сейчас... — Орлова подходит к двери и чуть-чуть ее приоткрыв, весело кричит в узенькую щель: — Внимание, старикан, мотор! Мы тут с одним молодым симпатичным человеком собираемся выпить за твое здоровье. Поскольку ты совсем-совсем залазный, к тебе зайти нельзя, то он передает искреннюю благодарность за то, что полностью предоставил в его распоряжение свою жену, сиречь меня...

Мы втроем смеемся. «Старикану», знаю, тридцать семь лет, он на годик моложе своей жены.

— Привет киевлянам! — восклицает Григорий Васильевич со своего ложа. — Видите, прихворнул немного. 

— Ничего, — отвечаю я громко и добавляю: — Выздоравливайте, Григорий Васильевич. Спасибо за все...

Орлова подхватывает: — Слышишь — «за все». Ой, какой же ты недотепа!

В 1940 году на экраны вышел еще один кинохит Александрова "Светлый путь". Фильм тоже музыкальный, комедийный, с элементами фантазийной сказочности. История о том, как простая девушка делает потрясающую карьеру в текстильной промышленности. Этакий прообраз Кати Тихомировой:)  

Кстати, роль Тани Морозовой была самой любимой у Любови Орловой, она несколько месяцев училась на ткачиху и даже сдала техминимум перед съемками. В роли "прекрасного принца" для главной героини снялся красавец Евгений Самойлов. В фильме звучит ставший  знаменитым "Марш энтузиастов"

На фото: Александров снимает полет героини на машине.

Фильм очень эстетичен, особенно финал на только что созданном ВДНХ. Но самое удивительное, что меня просто потрясло в фильме - это сцена в женском душе. 1940 год, женский душ и полупрозрачные кабинки. 

Небольшой бекстейдж со съемок "Светлого пути":

В июне 1941 года, совсем незадолго до начала войны  умерла Ольга Иванова, бывшая жена Александрова. Сын Дуглас, уже 15-летний, остался жить у сестры матери.

Война застала Орлову  и Александрова в Риге. В Москву они добирались довольно долго. В Москве Григорий Васильевич вошел в отряд противовоздушной обороны, и в августе во время одного из налетов его контузило взрывной волной, он получил сильное повреждение позвоночника. Два дня он отлеживался, после чего вернулся к работе – он снимал боевой киносборник «Победа за нами».

В октябре их эвакуировали в Алма-Ату, как и всех работников Мосфильма. Перед эвакуацией Александров заявил, что вместе с ними едет его сын. Любовь Петровна, у которой отношения с Дугласом не очень складывались, попыталась что-то возразить, но Григорий Васильевич поставил ультиматум: либо они едут все, либо он остается с сыном в Москве. Так что поехали все вместе. 

Вскоре Александрову предложили возглавить бакинскую киностудию, и они с Дугласом переехали туда. Парень помогал отцу: монтировал пленки, писал титры. Незадолго до окончания войны Дуглас стал курсантом Тульского пехотного училища, а в звании лейтенанта участвовал в параде Победы на Красной площади.

На бакинской киностудии Александров снял фильм "Одна семья". Он состоит их трех новелл, объединенных общим сюжетом: фронтовик-азербайджанец, оказавшийся в отпуске, попадает в русскую семью, приветливо встретившую его.

Орлова сыграла в нем небольшую роль русской девушки Кати, в которую влюбляется солдат. Фильм почему-то не вышел в прокат. Затем режиссер снял документальную ленту "Каспийцы" про вклад азербайджанцев в ВОВ.  

В 1943 году Александров возвращается в Москву, его назначают художественным руководителем Мосфильма. Одновременно с этим он становится председателем Дома кино, также участвует в организации Театра киноактера и становится его первым директором.

Еще с 1941 года у Григория Васильевича есть идея снять фильм о двойниках.  Вначале эта идея легла в основу сценария шпионского детектива,  но к 1946 году она трансформировалась в романтическую комедию под названием "Весна".

Несмотря на то что Григорий Васильевич был художественным руководителем «Мосфильма», ему пришлось изрядно потрудиться, протаскивая сценарий своей будущей картины через бюрократические препоны. Сыпались самые разные упреки — от аполитичности и безыдейности до… разглашения государственных секретов.

Да, именно так — поскольку главная героиня фильма была профессором физики, цензоры всерьез опасались пропустить на экран нечто такое, что могло бы быть полезно вражеским разведкам. Чуть ли не десять раз пришлось переделывать сценарий, пока он не был утвержден.

«Весна» стала одним из лидеров проката в СССР и за рубежом. На МКФ в Венеции фильм получил Приз за режиссуру и оригинальный сюжет, а Любовь Орлова была удостоена специального приза за исполнение главной женской роли.

Следующая картина режиссера «Встреча на Эльбе» была еще более триумфальной: первое место в кинопрокате по стране, Сталинская премия  и  успех за границей: Приз на МКФ в Братиславе (1949),на МКФ в Готвальдове (1949) и на МКФ в Марианских Лазнях  (1950).

После "Встречи" режиссер задумал картину о Чайковском, но снять ее было не суждено. Ему поручают поставить байопик «Композитор Глинка». Не особо увлекательная, но предельно качественная, мастерски снятая картина получила отличные отзывы критиков: Приз иностранных критиков лучшему фильму  на МКФ в Локарно (1953), Почётный диплом на МКФ в Эдинбурге (1953).

Надо сказать, что все 30 лет были чередой постоянных творческих и жизненных успехов Александрова. Начиная с работы в Пролеткульте, с первых успешных спектаклей, с первых фильмов Эйзенштейна, и на протяжении самостоятельного творческого пути у него практически не было поражений. Его удачливость была настолько тотальной и легендарной, что некоторые, наиболее «суеверные» мосфильмовские режиссеры, запускаясь с новой картиной, отрывали у него «на счастье» пуговицу от пиджака. Бывало, что и с «Ленфильма» наезжали за «счастливыми» пуговицами. 

В 1953 году умер Иосиф Сталин. Александров совместно с Герасимовым и Чиаурели  снимает докфильм "Великое прощание" о его похоронах.

Смерть Сталина принесла один большой плюс - освободили сына Александрова, которого арестовали в 1952 году по подозрению в антисоветской агитации и пропаганде. После освобождения он сменил имя и стал Василием.

В творческом аспекте смена эпохи повлияла на работу Александрова негативно. Поклонников и симпатиков его творчества во власти смели виражи истории. Чувствуя такую перемену, Александров в течение 6 лет ничего не ставил. Наконец в 1959 ему удалось  осуществить постановку комедии "Русский сувенир". Работе над фильмом предшествовал долгий и сложный путь, в результате которого сюжет стал довольно сумбурным, героиню Орловой из матери взрослых детей сделали незамужней молодой женщиной, а роман героев Быстрицкой и Гафта сделали второстепенным, хотя изначально планировалось сделать на нем акцент.

Нельзя назвать фильм удачным, но он очень интересный. По сюжету он чистое роуд-муви с элементами соцагитки. Вместе с тем режиссер решил оторваться по полной и добавил туда и сатиру, и фантасмагорию, и фарс, и даже комедию абсурда. Мне фильм очень напомнил "Ширли-мырли" и  "Даун хаус". 

Хотя в предпремьерных интервью Александров честно говорит, что фильм не только эксцентрический, но и специфический, критики были не готовы к соцреалистическому фарсу. Картину разругали  в прессе.  Правда, друзья Александрова потом совместными усилиями разругали критиков, но режиссер был очень подавлен такой реакцией на свою работу. Следующие пять лет он вообще ничего не снимал. Руководил творческим объединением на "Мосфильме" и занимался общественной деятельностью.

Зато поставил в театре Моссовета спектакль по пьесе "Милый лжец". Премьера состоялась 6 мая 1963 года. Успех был бешеный, артисты выходили на поклоны двадцать пять раз. В паре с Ростиславом Пляттом Любовь Орлова сыграла в этом спектакле более двухсот раз. Полностью спектакль не записали, но сохранилась телепередача, в которой есть несколько отрывков.

Оправившись после неудачи с художественным фильмом Григорий Васильевич переходит на документалистику. В 60-е годы он снял: "Ленин в Швейцарии" , "Накануне", "Десять дней, которые потрясли мир".

В конце 60-х Александров начал работать над сценарием для фильма о разведчиках.  Этот проект совместно с Мосфильмом курировал и КГБ, который выделил спецконсультанта. Но приступить к съемкам удалось только в 1972, потому что сценарий и консультантов много раз меняли. Фильм "Скворец и Лира" был закончен в 1974. На экраны он тогда не вышел. Сейчас его изредка показывают по телевидению, и можно найти в интернете. Отзывы есть как положительные, так и негативные.

В это же время Григорий Васильевич планировал снять фильм по пьесе "Странная миссис Сэвидж". Главную роль в одноименном спектакле играла Орлова в театре Моссовета достаточно успешно. Но этому замыслу не дано было осуществиться, Любовь Петровна заболела.

Любовь Орлова ушла из жизни в 1975 году. Григорий Васильевич тяжело переживал ее уход. Чтобы поддержать и позаботиться, к нему переехала семья его сына. 

Но через три года Василий умер от инфаркта. Эта утрата повлияла на Александрова особенно. Шок был такой сильный, что Григорий Васильевич просто отказывался это понимать и периодически спрашивал домочадцев: "Где Вася?". Эти потери привели его к глубокой депрессии. Он ничего не делал и ничего не хотел. Безразличный ко всему. Казалось, что он уже не оправится.

Но не зря говорится, что судьба - это характер. Судьба у Александрова действительно была удачная, потому что характер такой счастливый - жизнелюбивый, крепкий. Неожиданно для всех Григорий Васильевич воспрянул духом. Он снова почувствовал вкус к жизни, записался к дантисту, обновил гардероб, стал больше общаться с людьми. И  ему снова очень крупно повезло. Госфильмофонд СССР выкупил из кинофондов США все несмонитованные пленки фильма Эйзенштейна о Мексике которые он вместе с Тиссэ и Александровым снимал в 1931 году.

Александров, который последние 40 лет не оставлял попыток вернуть материалы в Россию, получил новую цель и работу. По сценарию, запискам, рисункам Эйзенштейна и по своей памяти он смонтировал фильм "Да здравствует Мексика".

Работа получила признание: Приз FIPRESCI, на международном кинофестивале в Венеции и Почётный Золотой Приз МКФ в Москве.

После этого успеха Григорий Васильевич решает осуществить свою идею снять документальный фильм, посвященный Любови Орловой. Он пишет сценарий, собирает группу, находит второго режиссера. Но здоровье окончательно подводит режиссера, и его фильм доводят до ума уже после его кончины в 1983 году.

Григорий Васильевич всю жизнь восхищался женственностью и красотой Любови Орловой . Это фото он сделал  во время одного из их путешествий по Европе, на нем Любови Петровне уже за 60.

Своих детей у пары, как известно, не было. Любовь Петровна на эту тему отшучивалась, что ее материнский инстинкт в полной мере реализуется в заботе о муже. Многие помощники, ассистенты и студенты Александрова вспоминали, что режиссер и актриса по-отечески опекали их.

А дочь Марии Стрелковой (Лены из "Веселых ребят") рассказывала, что после смерти родителей они хотели ее удочерить: "После похорон папы Григорий Александров и его жена Любовь Орлова пригласили меня к себе на чай. Они сказали: «У тебя был чудесный отец, он много о тебе рассказывал. Говорил, что ты любишь танцы, языки. Вот этому мы будем тебя учить… » Они хотели взять меня на воспитание, ведь детей у них не было. Но я не могла представить, что кто-то может заменить мне маму и отца. Поэтому вернулась в Киев"

Отношения между супругами всегда были очень теплыми. Они очень поддерживали друг друга. Любовь Петровна,  по воспоминанием родственников, очень баловала мужа и создавала в доме особую атмосферу любви и уважения.

Как вспоминала первая жена внука: "За ним приезжала мосфильмовская "Волга". Дедушка брал портфель, выходил из дома, а вся семья должна была стоять на ступеньках и махать ему ручкой. Что мы и делали. Как же, Дедушка идет на работу!" 

В 1949-1957 гг. Григорий Васильевич преподавал во ВГИКе. Его режиссерскую мастерскую окончили Юрий Озеров, Владимир Скуйбин, Борис Степанов, Леонид Гайдай. Гайдая - режиссера-комедиографа, к тому же эксцентрика, считают основным продолжателем традиций Александрова.

Но учились студенты у него не только мастерству, но и отношению к людям. Из воспоминаний однокурсника Гайдая: "Как-то я побывал у него на съемке одной из картин и заметил: абсолютно ко всем он обращался на «вы». Меня это поразило. И знаете, почему? Так же обращался ко всем коллегам и я. Школа Григория Александрова! Он ко всем студентам обращался на «вы», а иногда называл нас по имени и отчеству".

 Григорий Васильевич  всегда с уважением и вниманием относился к своим сотрудникам, к съемочной группе, актерам, заботился об их удобстве. Например, он всегда требовал приличный буфет для участников ночной съемки. Если такового не было, Александров съемку отменял.

Вот такие воспоминания о работе с ним оставили актеры:

Игорь Ильинский: "Да, интересно, весело мы тогда работали! Александров снимал картину непринужденно, как бы шутя, не насилуя, не нервируя актеров, — в дружелюбии и деликатности, во внимании ко всем, кто участвовал в съемках, Григорий Васильевич и Любовь Петровна могли бы соревноваться"

Рина Зеленая: "В картине «Весна» мне удалось убедить Григория Васильевича Александрова разрешить мне сделать роль. Получилось хорошо, и до сих пор зрители смотрят этот эпизод и улыбаются. «Весна» снималась на киностудии «Баррандов» в Чехословакии. Во-первых, это первоклассная студия. Во-вторых, это Григорий Васильевич Александров, который мог даже на «Мосфильме» заставить людей работать точно и без сутолоки. А уж у чехов-то порядок, как в часовом механизме. Григорий Васильевич управлялся с чехами – рабочими в студии – довольно прекрасно. Кричал осветителям «позор» («внимание!), и все понимали друг друга.".

Евгения Мельникова (Райка из к/ф "Цирк"):"Это был замечательный мастер, который умел делать все в кинематографе сам. Кроме того был красив и обаятелен. Умел создать на съемках атмосферу праздника и доброжелательности.  Поэтому работалось легко и весело."

Проиллюстрирую эти слова фотографией, на которой режиссер Александров кривляется с актрисой Раневской:)

Обновлено 20/12/19 20:20:

Первый пост про жизнь Григория Александрова здесь.

Подпишитесь на наш
Блоги

Григорий Александров. Часть 2.

21:41, 20 декабря 2019

Автор: fevronija

Комменты 63

F

Еще у мэтра была страсть к мужскому полу, союз с Орловой был взаимовыгодный, но не семейный в прямом смысле,

Аватар

Спасибо за эти посты

Аватар

Сколько про них слухов до сих пор ходит. что и развелась Орлова с Александровым, потому что он ее перестал снимать. Что и Орлова ради съёмок у Александрова кучу интриг накрутила. И снималась она в его фильме чуть не в 40 лет. А оказывается, что прожили они вместе до конца ее жизни, он ее выбрал из большого количества артисток, т.к. она соответствовала его представлениям о главной героине фильма, и вовсе ей не было сорок, а около 30 в «Веселых ребятах», и любил он ее безумно при том при всем, что был ловеласом. И более того, она пробыла в его любовницах без малого около пяти лет, прежде чем он женился на ней. И кстати о Любови Орловой всегда очень хорошо отзывалась Фаина Раневская. А уж Раневская-то никого не щадила, и говорила о людях все, как есть на самом деле. Фильмы Александрова люблю с детства. Пересматривать вряд ли буду. Но мои детские воспоминания о его фильмах исключительно положительные и хорошие

Аватар

Прекрасный пост из двух частей. Огромное спасибо.

A

Спасибо, автор за интересный пост о таком Мужчине. Про Орлову было много информации на этом сайте, а про Александрова не припомню. Красивый, харизматичный, обаятельный, талантливый, не знаю другого режиссера с таким набором личных качеств. Всегда думала, что в этой паре Орлова путеводная звезда и любимица вождя, но после вашего поста поменяла свой взгляд, и по другому взглянула на их творческий союз. Тяжело было Орловой выглядеть на должном уровне рядом с таким импозантным мужчиной, причем он выглядел до старости очень молодого, не удивительно, что она прикладывала массу усилий и операций по поддержанию своей внешности, но даже это ей не помогло, на фото она выглядит старше него. Может она была его старше не на год, а больше.

Подождите...