Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Архитектурные проекты Москвы 30-50-х годов являются одними из самых амбициозных в мировой истории. Огромные здания, дворцы и арки должны были воплотить в себе всю мощь первого в мире социалистического государства. Самые талантливые архитекторы из самых разных творческих школ боролись за право реализации своих проектов.
Среди всех проектов выделялся «Генеральный план реконструкции Москвы», принятый в 1935 году. Согласно этому плану в кратчайшие сроки Москва должна была превратиться в образцовую и показательную мировую столицу. Целая система магистралей, площадей и набережных с уникальными зданиями осуществили бы самые прекрасные мечты о светлом будущем.
Дворец советов.
О том, чтобы построить главное идеологическое здание, высказывались многие. Идея возведения именно Дворца оформилась в 1922 году, на Первом съезде Советов. По замыслу, строение должно было стать венцом всех высотных творений советской архитектуры, олицетворением большевистской идеологии и «лучшим зданием всех времен и народов» (из пояснительных записок к проекту). В 1931 году объявили конкурс проектов Дворца Советов. Он стал одним из самых массовых не только в Союзе, но и в мире. Всего поступило 160 работ профессиональных советских архитекторов, более 100 эскизов и набросков от простых граждан и 24 проекта иностранных разработчиков.
По итогам, в качестве основы проекта было выбрано предложение Бориса Иофана. К работе также присоединились архитекторы Владимир Гельфрейх и Владимир Щуко. В 1937 году планирование было завершено и одобрено. Дворец должен был стать самым грандиозным строением своего времени: 420 метров в высоту, включая 100-метровую статую Ленина на крыше, и 7,5 млн. кубометров объема. Архитекторы планировали, что их творение обойдет по высоте и объему признанных гигантов начала 20 века — Эйфелеву башню (324 м) и Эмпайр-стейт-билдинг (381 м). Но создатели не учли, что общая высота нью-йоркского небоскреба вместе со шпилем — 443 метра. Так что, если бы Дворец был все-таки построен, он занял бы почетное второе место.
![](https://journal.regionalrealty.ru/thumbnails/xfiles/medialibrary/fac/fac95631f9ec140f950b7e7b0b220477/6abdd53ce53c0d7c61d80de63eb287be.jpg?w=560&h=247&k=0&s=ecc1b7b3f705716218bced2a100a5c4e)
Сравнение высот зданий
![](https://journal.regionalrealty.ru/thumbnails/xfiles/medialibrary/40a/40aa99f584a19c7ebdd0ed596fa308a0/68191732065a2c4e38add8df58f91030.png?w=600&h=450&k=0&s=f373ed59a7489593c0cd080d30f7afad)
![](https://journal.regionalrealty.ru/thumbnails/xfiles/medialibrary/b66/b662424eef1d38ae0f41fb054eb714be/09d7f9f6b46fe16751173bfba795623e.png?w=600&h=450&k=0&s=bc5976d86ffa344018e153c5deb62da8)
![](http://genpro.ru/sites/default/files/styles/blog-820/public/blog/4.jpg?itok=5k2gEA1Y)
Возводить Дворец стали на холме над Москвой-рекой, вместо специально взорванного для этих целей Храма Христа Спасителя. Планировалось, что строительство будет завершено в 1942 году. Однако в сентябре 1941 все работы были прекращены и после войны уже не возобновились. Спустя 15 лет после завершения ВОВ на фундаменте Дворца построили крупнейший в мире открытый бассейн «Москва», который просуществовал вплоть до начала 90-х. Затем, после распада СССР, на своем историческом месте был восстановлен Храм Христа Спасителя.
Небоскреб в Зарядье.
![](http://genpro.ru/sites/default/files/styles/blog-820/public/blog/7.jpg?itok=Ez2MONBT)
Спустя два года после войны руководство СССР постановило постройку в столице восьми высотных зданий. Они больше известны под такими названиями, как «сталинские высотки», «сталинские небоскребы», «семь сестер».
Административное 32-этажное здание в Зарядье по проекту Дмитрия Чечулина должно было стать «восьмой сестрой», последней. Планировалось, что это строение будет самым масштабным и грандиозным, однако этому не суждено было осуществиться. Строительство развернулось довольно активно — к весне 1953 года был заложен фундамент и сооружен стилобат высотки (стилобат — общий цокольный этаж для нескольких зданий, формирующий из них единое строение). Но здание завершено не было. Причин было несколько: смерть Сталина и развернувшаяся в связи с этим кампания по борьбе с излишествами в архитектуре.
![](https://journal.regionalrealty.ru/thumbnails/xfiles/medialibrary/3a0/3a0a973001a2ce5326cd194f2b4f97e9/5b645fcff4da7468d55cc813094832cd.png?w=600&h=450&k=0&s=dbfd1361d51f8b07e61c533244a9b3c4)
С этого момента повсеместно было введено типовое проектирование и строгая функциональность построек, которые исключали декорирования фасадов. Архитектор пытался перепроектировать здание, но долгое время ему отказывали. Лишь в 1967 году его усилия были вознаграждены — на фундаменте здания в Зарядье по новому, теперь индустриальному, проекту Чечулина была возведена гостиница «Россия».
Гостиница «Россия» построена на стилобате «сталинской высотки»
Здание военного Наркомата.
![](http://genpro.ru/sites/default/files/styles/blog-820/public/blog/26.jpg?itok=yb_fzMoh)
Архитектор Руднев в 30-е годы 20 века специализировался на проектировании зданий для Наркомата обороны. Они отличались простотой, но подавляющей монументальностью и неприступностью, что было вполне в духе времени и отражало назначение этих строений. Проект военного Наркомата также был разработан с учетом данных характеристик, но все-таки отличался от своих предшественников. Он стал переходным от мрачной грандиозности к более яркому и богатому стилю, который войдет в советскую архитектуру в начале 50-х годов. И несмотря на то, что работа была очень удачной, ее встретили довольно холодно — проект был реализован лишь частично до 1940 года.
![](https://journal.regionalrealty.ru/thumbnails/xfiles/medialibrary/c0b/c0b132d9f54c9b8bda4760dcec0314de/d402899e213df215242d52fbf992b3d6.png?w=600&h=450&k=0&s=c19886c7183d7f5af6490297e809b538)
«Арка героев».
![](http://genpro.ru/sites/default/files/styles/blog-820/public/blog/30.jpg?itok=-BtffDbe)
После того, как Москва была освобождена от фашистских захватчиков, осенью 1942 года был объявлен архитектурный конкурс на проекты памятников героям войны. Участники придумывали не только памятники, но и предлагали подходящие, по их мнению, места для их возведения.
Проект Леонида Павлова «Арка героических защитников Москвы» был выделен из 150 присланных проектов. Памятник был признан олицетворением настоящего патриотизма и уважения к своим героям. Проект должен был быть реализован после войны, но так и остался лишь задумкой из-за нехватки средств.
![](https://journal.regionalrealty.ru/thumbnails/xfiles/medialibrary/9ca/9ca584254d93ae13b74ce36ac8ab6315/0c2e18b8a230a2722437ba12da2b254d.png?w=600&h=450&k=0&s=5162b1e7f5e1cff5534b7c5f7ba80af3)
Дворец техники.
В 1932 году в столице было предложено создать самое масштабное и грандиозное в мире учреждение всеобщей пропаганды технических и научных знаний — Дворец техники. По идее, он должен был вмещать в себя научные и технические организации и заведения. Уже в 1933 году был объявлен конкурс проектов, в котором выбрали работу знаменитых архитекторов Анатолия и Бориса Ефимович.
Их сооружение было выполнено в новом стиле технократического конструктивизма и лучше всего отвечало задаче «стать памятником великой эпохи завершения технической реконструкции СССР». Несмотря на то, что идею и проект Дворца техники приняли с большим энтузиазмом, его так и не реализовали. Причин было много: многочисленные сокращения смет и изменения мест постройки, задержки финансирования и равнодушие со стороны руководящих органов.
![](https://journal.regionalrealty.ru/thumbnails/xfiles/medialibrary/61d/61dac0cbeb92f5baf669302dbee93629/3a710a138b28e8a2e84c1ae1b37672d1.png?w=600&h=450&k=0&s=06f44f91de3930168563840cf8580ee0)
Дом Аэрофлота.
![](http://genpro.ru/sites/default/files/styles/blog-820/public/blog/28.jpg?itok=fsECAxYf)
Проект Центрального дома Аэрофлота (ЦДА) был разработан архитектором Дмитрием Чечулиным в 1934 году. Строение задумывалось как памятник героизму советских летчиков. В тот год все союзные граждане следили за судьбой оставшихся в живых членах экипажа затонувшего ледокола «Челюскин», которые были вынуждены ждать спасения на дрейфующей льдине. Спустя несколько месяцев моряков удалось спасти. И в этом была заслуга советской авиации.
Проект неоднократно подвергался критике и его не реализовали. И хотя ЦДА так и не был построен, он был частично воплощен в планировании Белого дома — еще одного знаменитого творения Дмитрия Чечулина.
![](https://journal.regionalrealty.ru/thumbnails/xfiles/medialibrary/ebc/ebc0d490a8709a28e596b8b5edd302d5/838f621c907ab83f73605b55af4c62a4.png?w=600&h=450&k=0&s=13d74f44814da9aa27be119c8515f98a)
Жилой дом на площади Восстания.
![](https://files.adme.ru/files/news/part_49/495055/7937405-11-600-a542d8629a-1484576044.jpg)
Это здание также должно было стать одной из восьми высоток. Один из вариантов проекта предложили архитекторы Вячеслав Олтаржевский и Иван Кузнецов. В работе акцент был сделан на сложные конструкции, инженерные и технические находки. Но замысел архитекторов был воплощен лишь на бумаге. Вариант Олтаржевского и Кузнецова сильно отличался от уже одобренных проектов других зданий из восьмерки, поэтому от него отказались.
Жилой дом на площади Восстания все-таки вырос, но уже по другому проекту и под руководством других архитекторов: Михаила Посохина и Ашота Мндоянца. А Вячеславу Олтаржевскому все же довелось принять участие в модернизации «нового облика столицы». Совместно с Аркадием Мордвиновым он создал проект сталинского небоскреба на Кутузовском проспекте, более известному как гостиница «Украина».
![](https://journal.regionalrealty.ru/thumbnails/xfiles/medialibrary/2ef/2ef8dce289515847ed2fa01b82e4e3c7/94bc69aee5200f5d46462d2d62374df0.png?w=600&h=450&k=0&s=e5ce0a956d00f34fc58237f9bf612ef1)
Здание Наркомата тяжелой промышленности.
![](https://files.adme.ru/files/news/part_49/495055/7934555-1-600-a542d8629a-1484576044.jpg)
Начало 30-х годов было временем мощного рывка в развитии тяжелой промышленности. В связи с этим был организован один из самых влиятельных советских наркоматов — Народный комиссариат тяжелой промышленности. Его возглавил самый преданный сталинский соратник — Григорий Орджоникидзе.
В 1934 году был объявлен конкурс по проектам здания Наркомата. Строение должно было быть возведено в самом исключительном месте города — на Красной площади вместо ГУМа. При этом были бы ликвидированы ряды прилегающих улиц и площади Китай-города, так как главную площадь страны должны были расширить вдвое. Планировалось убрать брусчатку и положить ей на смену большие квадраты красного грунта. В 1936 году объявили о втором этапе конкурса.
Согласно новому генплану Москвы, для возведения штаб-квартиры Наркомата тяжелой промышленности отвели другое место — район Зарядье на берегу Москвы-реки, один из немногих мест столицы, сохранивший на тот момент свой первозданный вид. Проектов-участников было очень много. По итогам был одобрен один из проектов братьев Александра и Виктора Весниных и Сергея Лященко. В 1937 году строительство здания отменили в связи с кончиной Орджоникидзе и ослаблением после этого влияния Наркомтяжпрома.
![](https://journal.regionalrealty.ru/thumbnails/xfiles/medialibrary/b7c/b7cc05189fe03d6b04d7d240922e098e/74500ed43b8bd78c700c14f9eacf46ee.png?w=600&h=450&k=0&s=e0b7888fdd7851090d046055ed2a7825)
Дом книги.
![](https://files.adme.ru/files/news/part_49/495055/7937055-9-600-a542d8629a-1484576044.jpg)
В 1930 году запланировали появление в Орликовом переулке Дома книги по проекту архитектора Бориса Великовского. В здании должны были размещаться различные издательства и большой книжный магазин. Обширные остекленные поверхности корпусов-пластин достаточно хорошо контрастировали с сиреневатой облицовкой туфа. Проект был не только эффектен, но и на удивление функционален.
Первая очередь была выстроена уже к 1933 году вдоль переулка. Но позже проект решили пересмотреть и изменить замысел. Проект был отдан Илье Голосову, который сделал уступчатую башню, превратив здание в устремленный ввысь архитектурный монумент с обилием скульптур.
Но и в таком виде он не был реализован. Только в начале 1970-х годах были достроены корпуса административного здания в характерной для того времени модернистской стилистике, с сохранением такой же, как и в первом довоенном корпусе отделки.
![](https://images.spletnik.ru/i/Q/Q8uNV4GKDb/1011.jpg)
Академия наук на Крымском валу.
В 1934 году правительство решило, что Академия наук из Ленинграда должна быть переведена в Москву.
Здание Академии наук призвано было явить собой самый крупный научно-организационный центр страны. Автор проекта – архитектор Алексей Щусев. По личному распоряжению Сталина здание должны были построить именно у Крымского моста – в непосредственной близости от центра города. В 1939 году появилась первая часть - музейный корпус.
![](http://genpro.ru/sites/default/files/styles/blog-820/public/blog/23.jpg?itok=yMAdsw5s)
Однако из-за войны работы были прекращены на этапе возведения нулевого цикла. После строительство было заморожено. В конце 1960-х приняли решение создать Парк искусств и построить Центральный Дом художника и новый корпус Третьяковской галереи.
Спасибо за внимание!
Нереализованные архитектурные проекты СССР
11:31, 15 августа 2019
Автор: hakuna_matata
Комменты 60
Очень интересно. Спасибо! Жаль, что арка героев не была построена
Здания красивые, но меня немного пугают. Какие-то будто языческие, Вавилоном отдают. И не в нашем духе
А архитектор Михаил Васильевич Посохин это двоюродный брат моего прадеда).
Пост интересный спасибо! Бумажная архитектура всегда была у нас на высоте. Зависла на этой фразе: "После того, как Москва была освобождена от фашистских захватчиков, осенью 1942 года был объявлен архитектурный конкурс на проекты памятников героям войны." Как ее понимать? Вроде Москву захватывали поляки и французы, а фашистам это не удалось? Или я не знаю чего-то?
на картинках все проекты отлично смотрятся