Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Вступление. Как все начиналось. (Можно пропустить и сразу перемотать на картинки).
Начиналось все в Китае. Пристрастие китайцев к горячему ароматному чаю побуждало их к поиску идеального материала для изготовления чайной посуды. Материал должен был обладать низкой теплопроводимостью; не впитывать посторонние запахи и привкусы, перебивающие чайный вкус. Сначала использовались каменные чаши. Но фарфоровые были экономичнее и легче.
Первые упоминания об изготовлении в Китае утвари, похожей на фарфор, относятся ко 2 веку до нашей эры. А уже в 7 веке нашей эры у китайцев была идеальная чайная посуда. А еще глазурированные вазы, блюда и статуэтки.
Фарфоровые фигурки и блюда династии Тан – 618-906 гг. нашей эры. Обратите внимание на яркость глазури.
![](https://d.radikal.ru/d27/1906/93/155b53bd6eb7.jpg)
![](https://a.radikal.ru/a37/1906/05/556e224a09ec.jpg)
![](https://d.radikal.ru/d12/1906/bd/71ae4c11853c.jpg)
Глазурь всего лишь слегка размылась. С момента росписи и обжига прошло минимум 1113 (Одна тысяча сто тринадцать) лет. Неплохая гарантия качества.
![](https://d.radikal.ru/d41/1906/cf/01d27730f58e.jpg)
В 11 веке европейцы выдвинулись в первый крестовый поход на Ближний Восток. Увидели у купцов посуду тончайшей выделки. И захотели такую же красоту себе домой. Да, это был тот самый фарфор. Производство, понятное дело, было засекречено. Попытка разглашения/продажи технологии каралась, конечно же, смертной казнью.
Ввиду высочайшего качества и недоступности производства, фарфор называли «белое китайское золото». На самом деле, в Европе фарфор ценился выше золота. Черепки от разбитых изделий знатные дамы помещали в золотые оправы и носили в качестве украшений. Золотая оправа стаканчика из фарфора, принадлежащего королеве Изабелле Кастильской (1451-1504 гг.), имела вес 344 грамм и стоила, как несколько испанских деревень. Одна только оправа.
Китайцы свой секрет так и не раскрыли. Пришлось европейцам проводить самостоятельные промышленные изыскания.
Успеху предшествовали: рискованные дальние путешествия, десятилетия промышленного шпионажа, похищения ученых и порабощение мастеров, многоходовые купли-продажи технологических секретов, многолетние исследования химических свойств горных пород, множество неудачных экспериментов. Подробнее и интереснее об этом – книга «Китайский секрет» Елены Данько. Я знаю, многие читали ее в детстве. В моем изложении книга сильно проигрывает.
Наконец, в 1708 г. в Саксонии при дворе и спонсорской поддержке Августа Сильного ученым-химиком Иоганном Фридрихом Беттгером совместно с математиком-геологом Эренфридом Вальтером фон Чирнхаусом был получен фарфор, превосходящий по прочности китайский.
В 1710 г. в Саксонском городе Мейнсене была основана первая в Европе Мейсенская мануфактура. Руководителем назначен Иоганн Фридрих Беттгер. Геолог к тому времени уже умер(
Сначала европейские мануфактуры имитировали формы и декор китайского фарфора. Но вскоре выработали свой стиль, заимствуя образы античной культуры и европейской живописи. Иногда эскизами служили картины известных художников. Жан Батист Грез, картина "Деревенская невеста", 1761 г.
![](https://b.radikal.ru/b03/1906/3c/3719ea6ccabb.jpg)
![](https://d.radikal.ru/d24/1906/d9/6f1463f8cae4.jpg)
Но, это я отвлеклась. Вернемся к сплетницам.
Германия. Мейсенский фарфор. "Сплетницы" 1924-1934 г. Ручная роспись.
![](https://b.radikal.ru/b09/1906/04/bc9264184feb.jpg)
"Тет-а-тет"
![](https://c.radikal.ru/c33/1906/b6/12690153b873.jpg)
![](https://d.radikal.ru/d34/1906/09/965c11df4f08.jpg)
"Три девицы"
![](https://b.radikal.ru/b29/1906/36/13a4185859db.jpg)
Дрезденское кружево. 1940 г. Скорее всего, подражание Мейсенскому фарфору.
![](https://c.radikal.ru/c28/1906/9c/f35edfe60979.jpg)
![](https://b.radikal.ru/b02/1906/69/18a812b18f03.jpg)
Германия. Фабрика Goebel Hummel. Фигурки детей по эскизам Берты Хюммель выпускались с 1935 до 2008 г. Фигурки Берты Хюммель пользуются популярностью среди любителей фарфора в США с тех пор, как в 1945 г. американские солдаты привезли их в качестве трофеев-сувениров. Перед вами композиция "Секрет".
![](https://d.radikal.ru/d02/1906/d2/d0f8d7329107.jpg)
Каподимонте. Италия. Вторая европейская фабрика фарфора, основана в 1743 г. Мастера Каподимонте оспаривают первенство Мейсенской мануфактуры. Мой голос на стороне итальянцев. Фарфор Каподимонте более мягкий по сравнению с Мейсенским. Мимика у скульптур живее. Складки на одежде, трещинки на полу, другие мелкие детали - реалистичнее и выразительнее.
![](https://b.radikal.ru/b06/1906/fc/37d943973fc6.jpg)
"Un segreto"
![](https://a.radikal.ru/a24/1906/e2/33d51efafe46.jpg)
"Сплетники". Второе название композиции "Непристойный разговор". 1959 г.
![](https://d.radikal.ru/d11/1906/de/886e1db36c7d.jpg)
![](https://b.radikal.ru/b29/1906/47/bb38cfecb2c7.jpg)
![](https://b.radikal.ru/b13/1906/7e/da8f7dd30b30.jpg)
![](https://b.radikal.ru/b05/1906/b6/dcc08da2e98c.jpg)
![](https://b.radikal.ru/b19/1906/85/6e2f99a5fd4e.jpg)
Англия. Royal Doulton. Мануфактура существует с 1815 г.Композиция с интригующим названием "The Gossip". Изделие выпускалось с 1949 по 1967. Дизайнер Leslie Harradine.
![](https://a.radikal.ru/a16/1906/51/b322df3b424c.jpg)
![](https://b.radikal.ru/b40/1906/cc/c781969ae338.jpg)
![](https://b.radikal.ru/b22/1906/9d/c278afcfbdab.jpg)
"Файв о`клок"
![](https://c.radikal.ru/c43/1906/1f/2dfebf82579e.jpg)
Делфский фарфор. Бело-синие цвета голландцы копировали у китайских мастеров. А наши, гжельские, уже у голландцев. Популярный сувенир из Нидерландов.
![](https://b.radikal.ru/b19/1906/45/e99ee3f20f09.jpg)
"Сплетницы" Датской Королевской мануфактуры "Royal Copenhagen". Год основания фабрики - 1775. Изделие производится с 1911 года.
![](https://c.radikal.ru/c30/1906/ba/98c106aee0cc.jpg)
![](https://d.radikal.ru/d08/1906/cb/5f489f30f0e8.jpg)
Испания. "Сплетницы" фирмы Lladro. Фирма более молодая. Основана в 1953 г. и специализируется на производстве статуэток.Годы выпуска изделия: 1978-1985.
![](https://b.radikal.ru/b29/1906/11/c33ce35c6892.jpg)
![](https://d.radikal.ru/d42/1906/98/c2bf380e7745.jpg)
Чехия. Royal Dux. Статуэтка "По секрету", первая половина ХХ века.
![](https://a.radikal.ru/a43/1906/61/8ab87bd73521.jpg)
![](https://c.radikal.ru/c17/1906/0f/705be6af16b7.jpg)
"Сплетницы" той же фабрики Royal Dux, приблизительно 60-е.
![](https://a.radikal.ru/a15/1906/aa/c6227dba1117.jpg)
![](https://a.radikal.ru/a24/1906/95/8e048cb0ff0b.jpg)
Венгрия. Hollohaza Рorcelan. Фабрика основана в 1777 г. Композиция "Девичьи секреты", 1970 г.
![](https://d.radikal.ru/d15/1906/13/3bf4a447a18a.jpg)
Сплетницы Европы. Фарфор. Продолжение.
06:48, 23 июня 2019
Автор: Chi-lady
Комменты 24
Душой отдохнула! Спасибо!
У меня на полке австрияйская статуэтка от бабушки: мальчик и девочка шепчутся, мальчик показывает пальцем на кого-то. И я не замечала этого смысла, пока не прочитала Ваш пост! Спасибо)) теперь я на них по-другому смотрю!
Как же я люблю это удивительное искусство! Благодарю за пост! Покупаю вещицы из фарфора, как точно сказано, от них "...сердце замирает!" Я могу без необходимого, но не могу без лишнего(с)
Китайские фарфоровые изделия 1-2 века н.э. в музее истории Шанхая поразили своим прекрасным видом и свежими красками, удивительно осознавать, но некоторые из них- современники Христа. Искусство на века.
Как мне нравится кружевной фарфор!! У меня есть такая кружевница-фигурка леди в платье,как у тех трёх леди (дрезденский фарфор) из поста.Каждый раз,как беру в руки,сердце замирает.Такая тонкая работа.Вообще,кружевной фарфор-это невероятное зрелище! Такая красота!