Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Вступление. Как все начиналось. (Можно пропустить и сразу перемотать на картинки).
Начиналось все в Китае. Пристрастие китайцев к горячему ароматному чаю побуждало их к поиску идеального материала для изготовления чайной посуды. Материал должен был обладать низкой теплопроводимостью; не впитывать посторонние запахи и привкусы, перебивающие чайный вкус. Сначала использовались каменные чаши. Но фарфоровые были экономичнее и легче.
Первые упоминания об изготовлении в Китае утвари, похожей на фарфор, относятся ко 2 веку до нашей эры. А уже в 7 веке нашей эры у китайцев была идеальная чайная посуда. А еще глазурированные вазы, блюда и статуэтки.
Фарфоровые фигурки и блюда династии Тан – 618-906 гг. нашей эры. Обратите внимание на яркость глазури.



Глазурь всего лишь слегка размылась. С момента росписи и обжига прошло минимум 1113 (Одна тысяча сто тринадцать) лет. Неплохая гарантия качества.

В 11 веке европейцы выдвинулись в первый крестовый поход на Ближний Восток. Увидели у купцов посуду тончайшей выделки. И захотели такую же красоту себе домой. Да, это был тот самый фарфор. Производство, понятное дело, было засекречено. Попытка разглашения/продажи технологии каралась, конечно же, смертной казнью.
Ввиду высочайшего качества и недоступности производства, фарфор называли «белое китайское золото». На самом деле, в Европе фарфор ценился выше золота. Черепки от разбитых изделий знатные дамы помещали в золотые оправы и носили в качестве украшений. Золотая оправа стаканчика из фарфора, принадлежащего королеве Изабелле Кастильской (1451-1504 гг.), имела вес 344 грамм и стоила, как несколько испанских деревень. Одна только оправа.
Китайцы свой секрет так и не раскрыли. Пришлось европейцам проводить самостоятельные промышленные изыскания.
Успеху предшествовали: рискованные дальние путешествия, десятилетия промышленного шпионажа, похищения ученых и порабощение мастеров, многоходовые купли-продажи технологических секретов, многолетние исследования химических свойств горных пород, множество неудачных экспериментов. Подробнее и интереснее об этом – книга «Китайский секрет» Елены Данько. Я знаю, многие читали ее в детстве. В моем изложении книга сильно проигрывает.
Наконец, в 1708 г. в Саксонии при дворе и спонсорской поддержке Августа Сильного ученым-химиком Иоганном Фридрихом Беттгером совместно с математиком-геологом Эренфридом Вальтером фон Чирнхаусом был получен фарфор, превосходящий по прочности китайский.
В 1710 г. в Саксонском городе Мейнсене была основана первая в Европе Мейсенская мануфактура. Руководителем назначен Иоганн Фридрих Беттгер. Геолог к тому времени уже умер(
Сначала европейские мануфактуры имитировали формы и декор китайского фарфора. Но вскоре выработали свой стиль, заимствуя образы античной культуры и европейской живописи. Иногда эскизами служили картины известных художников. Жан Батист Грез, картина "Деревенская невеста", 1761 г.


Но, это я отвлеклась. Вернемся к сплетницам.
Германия. Мейсенский фарфор. "Сплетницы" 1924-1934 г. Ручная роспись.

"Тет-а-тет"


"Три девицы"

Дрезденское кружево. 1940 г. Скорее всего, подражание Мейсенскому фарфору.


Германия. Фабрика Goebel Hummel. Фигурки детей по эскизам Берты Хюммель выпускались с 1935 до 2008 г. Фигурки Берты Хюммель пользуются популярностью среди любителей фарфора в США с тех пор, как в 1945 г. американские солдаты привезли их в качестве трофеев-сувениров. Перед вами композиция "Секрет".

Каподимонте. Италия. Вторая европейская фабрика фарфора, основана в 1743 г. Мастера Каподимонте оспаривают первенство Мейсенской мануфактуры. Мой голос на стороне итальянцев. Фарфор Каподимонте более мягкий по сравнению с Мейсенским. Мимика у скульптур живее. Складки на одежде, трещинки на полу, другие мелкие детали - реалистичнее и выразительнее.

"Un segreto"

"Сплетники". Второе название композиции "Непристойный разговор". 1959 г.





Англия. Royal Doulton. Мануфактура существует с 1815 г.Композиция с интригующим названием "The Gossip". Изделие выпускалось с 1949 по 1967. Дизайнер Leslie Harradine.



"Файв о`клок"

Делфский фарфор. Бело-синие цвета голландцы копировали у китайских мастеров. А наши, гжельские, уже у голландцев. Популярный сувенир из Нидерландов.

"Сплетницы" Датской Королевской мануфактуры "Royal Copenhagen". Год основания фабрики - 1775. Изделие производится с 1911 года.


Испания. "Сплетницы" фирмы Lladro. Фирма более молодая. Основана в 1953 г. и специализируется на производстве статуэток.Годы выпуска изделия: 1978-1985.


Чехия. Royal Dux. Статуэтка "По секрету", первая половина ХХ века.


"Сплетницы" той же фабрики Royal Dux, приблизительно 60-е.


Венгрия. Hollohaza Рorcelan. Фабрика основана в 1777 г. Композиция "Девичьи секреты", 1970 г.

Сплетницы Европы. Фарфор. Продолжение.
06:48, 23 июня 2019
Автор: Chi-lady

Комменты 24
Спасибо, чудесный пост, поднимающий настроение с утра! )
В избранное захомячу, к первой части. Спасибо!
Спасибо! Мне тоже итальянцы очень нравятся, все-таки они красоту тоньше чувствуют. Единственная проблема, что Capodimonte сейчас самая подделываемая мануфактура, поэтому их работы стоят часто недорого. Самое смешное, что подделывают их частенько именно китайцы ))) А Мейсен раннего периода очень красив, а современный лично мне не очень
Замечательные посты, я даже не ожидала по этой теме столько работ, они все красивые, мне понравилось все!)
Нереально красиво! Даже не думала что фарфором можно так тонко передать эмоциональную окраску.....люблю фарфор нежно, но муж говорит что достаточно радиоактивен(