Как известно, когда-то я работала стюардессой. Сначала в гражданской авиации, потом на частных самолетах, что вылилось в цикл рассказов про небесную жизнь. Я и сейчас продолжаю летать, но уже в категории пакс. На английском «рax» обозначение пассажиров в авиационной документации и на сленге бортпроводников.

 Военные любят повторять: «бывших офицеров не бывает, есть офицеры запаса». Моя личная аэрофобия – это однажды услышать во время полета объявление по громкой связи: «Просьба бывших и действующих бортпроводников обратиться к членам экипажа.» Это значит, что ожидается жесткая аварийная посадка и требуется дополнительная помощь.  Надеюсь, мои страхи никогда не сбудутся и, пока полет нормальный, я не упускаю случая перекинуться парочкой вопросов с бригадой: в какой гостинице живут, когда вылет назад, как работается – ведь бывших стюардесс не существует… Я стараюсь не особо докучать праздными расспросами, ребята почти всегда летают сокращенными бригадами – им некогда. Что ещё раз подчеркивает – в случае аварийной ситуации обращаться к «бывшим» придется, только не факт, что они окажутся на этом рейсе.

Недавно фортуна подарила мне тридцать пять минут беседы по душам с милой стюардессой – именно столько следует аэроэкспресс из Шереметьево до Белорусской. Я и моя визави возвращались из разных стран домой. Естественно, мы обсудили и последнюю авиакатастрофу рейса Москва-Мурманск, и следствия, приведшие к ней (заметьте, я не говорю о причинах, т.к. считаю это не этичным. Результаты расследования еще не обнародованы, да и я не эксперт), и условия работы бортпроводников, и много чего другого - всё, о чем могут говорить две стюардессы, действующая и «в запасе». Я не хочу грузить несведущую публику непридуманными страшилками из жизни бортпроводников – достаточно зайти на специальные сайты, где сотрудники оставляют отзывы о работодателях. А ещё я не хочу, что бы мой пост был снесен по звонку из юридического департамента одной могущественной конторы – на внешний лоск эта организация средств не жалеет.

 Так о чем же я хочу вам рассказать? О том самом лоске и всё, что за ним скрывается на самом деле – что стоит за красочными инстаграмчиками молоденьких бортпроводниц и на какие унижения идут их «старшие сёстры» выживая в жесткой конкуренции эйджизма и бодишейминга.

 Дабы не рисковать, я не буду вставлять рекламные фотографии лучезарных стюардесс в форме данной авиакомпании с пометкой «все картинки выбраны случайно», а возложу эту миссию на производителей бельгийского шоколада – только любуясь потрясающими акварелями Жака Де Коника, не забывайте, что это вынужденное экспортозамещение.

Далее рассказ о работе стюардессой в одной российской авиакомпании, переработанный для удобства читателей в литературную форму:

 Еще на перроне я приметила женский силуэт в яркой форме летнего образца и постаралась зайти с девушкой в один вагон аэроэкспресса и, как бы случайно, занять соседнее кресло. На груди значок с именем «Marina» - я свой тоже часто забывала снимать после рейса.

 Что бы расположить попутчицу к откровенной беседе, с грустью смотрю на эффектную форму стюардессы и сочувственно спрашиваю: «Что, летать совсем невозможно?» Бортпроводники никогда не бывают довольны своей формой, но последний вариант настоящий ад – я это прекрасно знаю, но мне важно показать, что я «своя». И, не дожидаясь встречного вопроса, говорю, что свою карьеру я закончила на сине-васильковой, с блузками в виде вышитых самолетиков.

Устало-отстраненный взгляд стюардессы едва заметно теплеет: «Повезло – натуральная, а эта сплошной целлофан! Бывает, стоишь в пиджаке, обливаешься потом, а снять не можешь, что бы элементарно не светить желтыми подтеками. Кожа не дышит и из-за этого спина вечно в мелкой сыпи.»

Наверное, не многие обратят на это внимание – эка невидаль, владельцы экономят на сотрудниках! Но дело в том, что по правилам авиационной безопасности форма должна быть только из натуральных тканей – синтетика моментально воспламеняется и бортпроводник попросту не сможет вытащить из горящего салона потерявших сознание пассажиров, т.к. до этого сгорит сам, как спичка.      

 Марина, как и большинство её коллег не москвичка. Отсутствие постоянной прописки является негласным приоритетом – если наивная московская молодежь таки забредает на зов романтики, то их стараются завалить на первичном собеседовании (например просят рассказать на английском технологию приготовления борща или порассуждать о глобальном потеплении, начиная с перечисления атмосферных слоев земли), потому что знают – после обучения и стажерских полетов подавляющее большинство сбежит в свои не съемные квартиры, роняя тапки. Для остальных – общежитие. Правда туда не так-то просто попасть, но все-таки возможно. По словам Марины, приезжих чуть ли не 80%, но текучка все равно огромная. Это не может не отражаться на безопасности полета. «Собеседования проходят каждую неделю, во офисе толпятся группы из 30-40 человек. Зарплата несопоставима ни с условиями труда, ни с нагрузками, ни тем более, с уровнем столичной жизни, но для регионов это все-таки хорошие деньги, плюс бесплатные билеты и жилье для иногородних. Из москвичей только старая гвардия: либо бортпроводники-инструкторы, либо – кому надо дотянуть до пенсии, ну и ипотечники. Из-за этого внутри коллектива настоящий серпентарий: все ненавидят всех. Старожилы сетуют, что «набрали по объявлению всякую лимиту с тремя классами образования», а «понаехавшие» клянут на чем свет стоит зажравшихся «старух». Такая ситуация весьма на руку руководству: жалобы на коллег не только не осуждаются, но официально приветствуются.»

Марине не больше 25-27 лет, если бы не тяжеловатый макияж (обязательное требование к стюардессам) – то и 23. Без видимых следов тюнинга. Она несколько раз упомянула про работу в бизнес классе. В моё время взрослые стюардессы не любили пускать «молодняк» в бизнес – опыта мало! Не заслужили. Теперь же всё ровно наоборот. Чем ты моложе и худее, тем шире открыты двери возможностей. Что не может не бить рикошетом от уязвленных опытных коллег постарше и поупитанее. «Я закончила иняз и стала летать в заграничные командировки практически сразу после стажерских. С одной стороны я этому очень рада, но с другой стороны всё прекрасно понимаю и, в какой-то степени чувствую себя продуктом со сроком годности – это очень нервирует.

 «Продукт» - тут не случайность.

Мы все разделены на касты. Я в группе «А» - молода, красива, владею языками. Плюс, дополнительный бонус за худобу – допуск в бизнес класс. Но я знаю, что молодость не вечна и наступит тот день, когда ко мне подойдет какая-нибудь гиалуроновая кикимора из отделения и пальчиком укажет, в какое место уколоть ботокс. Или после родов меня вызовут в офис, и начальница скажет в каких местах похудеть. И если я буду умницей, то без скандалов перемещусь в группу «B» и буду летать в Европу и Азию. Без бизнес класса, естественно. Это лишь вопрос времени. И вкусовщины. После рейса моей подружке снизили оценку за внешний вид и настоятельно рекомендовали маскировать веснушки!!! Конечно, можно встать в позу. Ведь нигде не написано, что веснушки являются изъяном, мешающим работе и оскорбляющим эстетические чувства пассажиров. Можно подать в суд, если много свободного времени. И из первой группы сразу перепрыгнуть в штрафбат под знаком «С» - там все наши «старики» и провинившиеся. Летают «в сухую»: на Сухих супер джетах по России. Причем даже в карцере умудрились сделать градации: можно летать просто по РФ, а если ты уж совсем разгневал богов, то тебе закроют путь на Сочи, Санкт-Петербург, Екатеринбург – считается, что там элитная публика и летать туда престижно! И будешь ты мотаться сорокаминутными разворотками в Нижний.»

 Я снова возвращаюсь к теме ботокса и спрашиваю, как дела обстоят на мужской половине? Предсказуемо, мужчин фейс-цензура практически не касается – им достаточно не разжираться до неприличных размеров. Что в 2017 году явилось основным козырем для стюардесс, пожелавших защитить свои права в суде: почему мужчина борт-проводник 54-ого размера не является угрозой безопасности пассажиров, а бортпроводница – является? Максимальный размер одежды: для женщин – 48, для мужчин – 54. В итоге, стюардессы выиграли дело, но вместо заявленных 100 тысяч рублей моральной компенсации, суд постановил выплатить 5…пять тысяч рублей. И это совсем не значит, что стюардам живется легче – при общей нездоровой ситуации внутри коллектива достается всем. Любая провинность – выговор в личное дело. Заболел и взял больничный – выходи и летай по России. Пошел относить справку из больницы в офис, не в белой, а в голубой или бежевой рубашке – получи выговор и летай по России. И не важно, что в этот день у тебя официальный выходной. Это у тебя запиликал телефон? А ты что не знаешь, что сотрудникам запрещено находиться на территории офиса с включенным мобильником? Получите и распишитесь – выговор. Вздумал спорить с инструктором о своих правах – нарушил субординацию. Утепляйся и повтори в учебнике истории параграф про ссыльных декабристов – это твой маршрут на ближайшие полгода. Вы будете жаловаться? На каком основании? Где написано, что Россия хуже Америки?

 Если честно, я растеряна…я думала, что ужасней, чем было тогда, в эпоху сине-васильковой формы уже не будет и быть не может, а теперь я чувствую, что судьба практически ласкала меня по макушке – это очень странное ощущение.

 Пока мы разговариваем, я открыла инстаграм, набираю соответствующий хэштег, и одним глазом поглядываю на глянцево-идеальные профили девочек из группы «А». Марина замечает и улыбается: «Джекпот «Валечки Григорьевой» - мечта всех стюардесс от 20 и до… Говорят, молодой министр заметил её именно там.»

 С одной стороны я не понимаю, почему в век открытой информации и массой возможностей люди всё еще желают увидеть мир такой ценой, а с другой стороны – почему неплохая по меркам регионов зарплата не справляется с текучкой?

 «Москвичам трудно вообразить, что для 90% населения выбраться из своего захолустного поселка в райцентр уже целое событие. У молодежи стоит выбор – либо по блату пойти на мукомольный завод – единственное градообразующее предприятие, либо попытать счастья в крутой авиакомпании. А если тебе ещё и общежитие дадут – ну не красота ли? Ты понимаешь, что для абсолютного большинства стоимость билета из дома до Москвы это целое состояние? Несколько месяцев кропотливого откладывания из без того мизерной зарплаты. А тут тебе, как сотруднику, гарантирован бесплатный перелет! Только пока эти мальчики и девочки копят деньги на собеседование и рассматривают многообещающие картинки своих будущих коллег в инстаграме, они не знают, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке: после учебы компания заключает трехгодичный контракт и в случае добровольного увольнения ты обязан выплатить огромную неустойку. Они не знают, что бесплатные билеты легко обещаются, но трудно достаются: инструктор подловил в здании терминала без пилотки – лишение мильных билетов на полгода; опоздал на рейс – летишь домой за свой счет; пассажир написал жалобу? Ты не улыбалась? Ты с этим не согласна? – мили на корпоративный билет обнуляются. Такое ощущение, что у стюардесс-инструкторов существует какое-то тайное соревнование: кто снимет больше миль у бортпроводников, тот получит больше премию в конце года. Иначе я не могу объяснить этот нездоровый азарт. Ты знаешь, что если сотрудник попал в ДТП на собственном автомобиле его на год лишают мильных билетов? Вот и остаётся, что создавать образ супер счастливой стюардессы в инстаграме. К счастью, через экран вы не чувствуете, что от её синтетического убранства разит бараниной с грибами, а тело запрело. Геолокация Budapest Airport – значит именно то что значит. Путешествие в Венгрию длится ровно столько, сколько нужно уборщикам, что бы убрать салон и зашли новые пассажиры – 20 минут. Достойный фотоотчет из Америки – это всегда насилие над организмом: тебе решать – плюхнуться после десятичасового перелета в постель или заправиться Ред Буллом и отправиться фотографироваться на фоне достопримечательностей – всё сразу не получится. Почти все командировки суточные.»         

 Но Марина не выглядит, как забитая провинциалка и у меня не сложилось впечатления, что она собирается увольняться. «Нет, не собираюсь. Весной закончились три года. Я больше никому ничего не должна, теперь должны мне. Моя зарплата немного подросла и мы с мужем (улыбается) активно стараемся отправить меня в заслуженный декретный отпуск – это единственный способ хоть как-то уравновесить баланс между нами: тебя могут лишить премии, билетов, наказать рейсами по России за любой чих, а вот уволить беременную женщину не имеют право. Тут можно себя чувствовать по-человечески только многодетной матерью – ей я и собираюсь стать. Я всегда любила детей.»

 Словно что-то предчувствуя, Марина дотронулась до своего пейджика: «Слушай, а ты случайно не журналистка? Слишком много вопросов…впрочем мне всё равно. Только пожалуйста, не указывай дату нашего разговора, из какого я города и измени моё имя. Береженого бог бережет…»

 Имя изменено.

 Пост посвящается всем бортпроводникам: настоящим, будущим и тем, кто в «запасе».

 Спасибо за внимание,

 Ваша Весна в Токио.

Подпишитесь на наш
Блоги

Ботокс для стюардессы

15:17, 3 июня 2019

Автор: SPRINGinTOKYO

Комменты 194

Аватар

Летаю в-основном аэрофлотом, в бизнесе как правило не девочки, более опытные ухоженные дамы 40+. Ведут себя профессионально, никаких нареканий. Задолбали с тем, что регулярно видео система не работает, и выбора еды к последним рядам бизнеса тоже отсутсвует, но это не вина борт проводниц

Аватар

Спасибо, было очень интересно почитать об изнанке красивой профессии. Про синтетическую форму, это ужасно!это же не только тяжело работать, это прямое нарушение правил безопасности!самое печальное, что начальство этих девушек абсолютно ничего не сделает, чтобы изменить ситуацию..им пофиг..Сама очень боюсь летать.. вообще тема навела на мысль, было бы интересно почитать и о других профессиях, что скрывается за фасадом...может ещё кто-то напишет?)))я если что акушерка. Возможно рискну, наваяю))

Аватар

Интересный рассказ, безусловно. Но кто-то же должен из стюардесс летать в обычные Российские города, и почему это не должна быть Марина или вы? Если все уйдут в бизнес-класс и улетят в Америку, то кто будет обслуживать нас, простых смертных? Странная логика. Работать хотим, но только не в Урюпинск...

Аватар

Замечательная история! Полезно прочитать всем, кого дух романтизма тянет в бортпроводники. Страшно представить, года 3 назад я сама была такой... Спасибо! +7

I

какой мерзкий пост

Подождите...

Смартфон Huawei Pura 70/Фото: Huawei

Компания Huawei представила линейку смартфонов нового поколения, в которую вошли базовый Pura 70, а также Pura 70 Pro и Pura 70 Ultra. Новинку уже оценили в Китае — во флагманском магазине их разобрали всего за несколько минут после того, как были открыты продажи. Но почему же Pura 70 так популярен?

Главное достоинство — ультракамера с захватом большого количества света, точной фокусировкой и оптической стабилизацией. Высокоскоростная и макросъёмка позволят сделать яркие кадры даже в сложных условиях — например, в путешествии или на вечеринке.

Смартфон Huawei Pura 70/Фото: Huawei
Смартфон Huawei Pura 70/Фото: Huawei

Для всех контентмейкеров и блогеров смартфон тоже просто незаменим: он поддерживает такие режимы, как замедленная съёмка, интеллектуальный угол обзора, панорама, дополненная реальность и другие.

Смартфон Huawei Pura 70/Фото: Huawei
Смартфон Huawei Pura 70/Фото: Huawei

Благодаря механизму переменной апертуры f/1.4—4.0, на камеру Pura 70 получаются отличные снимки в любое время суток. Этот механизм действует примерно так же, как зрачок человеческого глаза, — сужается, когда светло, и расширяется при недостаточном освещении.

Смартфон Huawei Pura 70/Фото: Huawei
Смартфон Huawei Pura 70/Фото: Huawei
У Pura 70 удобный размер: высота — 157,6 мм, ширина — 74,3 мм, а вес — около 200 г/Фото: Huawei
У Pura 70 удобный размер: высота — 157,6 мм, ширина — 74,3 мм, а вес — около 200 г/Фото: Huawei

Рассматривать фото тоже удобно — благодаря экрану 6,6 дюйма, который выполнен по технологии OLED LTPO с адаптивной частотой обновления от 1 до 120 Гц, изображение будет ярким и чётким.

Смартфон оснащён износостойким стеклом Kunlun Glass, которое не бьётся даже при падении с высоты человеческого роста. Поэтому, если вы уронили смартфон, пока снимали для блога или на ходу читали новости про звёзд, у него большие шансы уцелеть. А если вы случайно засунули его в микросумку или карман вместе с ключами, царапин на нём не будет.

Отдельно стоит отметить инновационный умный интерфейс EMUI 14.2: современный и интуитивно понятный. Работать на смартфоне с новыми анимациями и эффектами удобно и приятно. А ещё есть много крутых тем и обоев, с помощью которых можно настроить внешний вид своего устройства по своему вкусу.

Ну и, конечно, Pura 70 обладает запоминающимся дизайном — на случай, если сам телефон тоже попадёт в кадр. Смартфон доступен в трёх цветах: чёрном, серебристом и розовом.

Смартфон Huawei Pura 70/Фото: Huawei
Смартфон Huawei Pura 70/Фото: Huawei

Важным достоинством смартфона являются удвоенные возможности быстрой зарядки: незаменимое качество в наши дни, когда нам приходится жить на огромной скорости и каждая минута у нас на счету.

Подпишитесь на наш

Смартфон нового поколения Huawei Pura 70: обзор

16:53, 23 мая 2024

Комменты 0

Подождите...