"Капернаум" - ливанская драма про судьбу мальчика, живущего в трущобах Бейрута. Режиссер - Надин Лабаки. 2018 год.

Когда я прочитала рецензии про фильм на бескрайних просторах нашего Интернета, была неприятно удивлена. Откуда у людей столько злости и ненависти к детям, бедности и нищете, к эмигрантам? Кто-то даже написал, что жюри прошлогоднего Каннского кинофестиваля, всплакнув, разошлось после просмотра фильма по ресторанам Лазурного берега, пить шампанское с устрицами. Ну или что-то около того... К чему такой цинизм?! Хотят показать себя особо остроумными и проницательными? Неужели у них все внутри очерствело и нигде не дрогнуло после просмотра фильма? Неужто им не жалко детей, живущих в нищете и трущобах? Да и вообще, неужели они не верят в силу искусства? Ведь после этого фильма судьба главного героя - актера, мальчика по имени Зейн изменилась к лучшему: он эмигрировал со всей семьей в Норвегию. И если не снимать про такие вещи фильмы,  никто из "загнивающего" Запада и не будет знать, что происходит за его границами. И, кстати, после просмотра "Капернаума", в отличие от наших, российских фильмов, смотришь на мир добрее, гуманнее. Безумно жалко героев "Капернаума", им сочувствуешь, сопереживаешь. Но все равно фильм пропитан любовью к детям. Фильм взывает к нашим самым лучшим чувствам: любви, состраданию, доброте, сопереживанию. В то время как после нашего псевдо-интеллектуального кино ничего не хочется, кроме как пойти и помыться в душе и больше не вспоминать эту всю гадость.

Немного о сюжете и съемках фильма, а также его героях и создателях

Надин Лабаки стала первой женщиной из арабской страны, номинированной на "Оскар", а 12-летний Зейн аль-Раффеа, сыгравший главную роль, после выхода фильма получил вместе с семьей убежище в Норвегии.

Худой ребенок лет 12 (Зейн аль-Раффеа, его персонажа в фильме зовут так же) заходит в зал суда. Это уже не первое появление Зейна в суде, но на этот раз он выступает в роли истца. "Я подал в суд на родителей. За то, что дали [мне] жизнь", - говорит он судье.

Так начинается фильм "Капернаум", который идет сейчас в российском прокате. Его режиссер и сценарист, ливанская 45-летняя актриса Надин Лабаки, сыграла в фильме эпизодическую роль адвоката Зейна.

Зейн живет в бейрутских трущобах, у него бесчисленное количество братьев и сестер. Он вынужден зарабатывать деньги тяжелым изнурительным трудом. Впереди его ждет не школа, а тюрьма.

Его путь пересекается с мигранткой из Эфиопии Рахиль, которая живет в Бейруте без документов, пытается воспитать своего маленького сына и избежать депортации.

Фильм был номинирован на "Оскар" как лучший иностранный фильм от Ливана, но награды в итоге не получил. Набаки стала первой арабской женщиной, чья режиссерская работа была номинирована на эту премию.

Сирийский кризис

"Я долго думала над этим фильмом. Все началось с сирийского кризиса беженцев. Вы видите его повсюду на улице в Ливане: дети работают, продают жвачки, таскают газовые канистры", - расскывала Лабаки.

По ее словам, на нее повлияла смерть трехлетнего сирийского беженца курдского происхождения Айлана Курди, который утонул при попытке пересечь вместе с семьей Средиземное море в 2015 году. Фото погибшего мальчика на побережье Турции вызвали широкий общественный резонанс.

"Я помню, как увидела его фото и подумала: что мог бы рассказать этот ребенок о том, через что прошел? Потому что мы тащим наших детей, как марионеток, за собой и своими решениями", - сказала режиссер.

Во время сирийского кризиса Ливан открыл свои двери для миллионов беженцев, однако страна находилась в то время в разгаре своего собственного экономического кризиса.

"Ты видишь рост бедности, беспризорников на улице, будь то ливанцы или сирийцы. Они не только на улицах, они везде. Это стало моей навязчивой идеей. Я увидела ребенка на улице в час ночи. Все, что он хотел, это поспать, но место, на которым он сидел, было настолько неудобным, что он не мог уснуть. Именно тогда я была поражена и поняла, что мне нужно что-то делать. Мы лишили этого ребенка его основного права - просто закрывать глаза и засыпать. Я чувствовала себя ответственной за это", - рассказала Лабаки Awards Daily.

Лабаки четыре года исследовала жизнь детей в ливанских трущобах для своего фильма. Лабаки и другие соавторы сценария "Капернаума" разговаривали с детьми в приютах, центрах содержания под стражей, детских тюрьмах и в бедных районах Ливана.

"Я думаю, что идея сцены с ребенком, который подает в суд на собственных родителей, пришла ко мне из-за желания показать гнев детей. Они рассказывали мне, что не хотели бы рождаться. Рассказывали, как пытались покончить с собой. Рассказывали, как хотели бы умереть. Они задаются вопросом, почему их матери не звонят им, пока они в тюрьме. Они не знают, почему их не целуют на ночь. Большинство из них, 99%, не знают даты своего рождения, [потому что их не зарегистрировали]. Их родители игнорируют этот день. Представьте себе, это дети, которые никогда не отмечали свой день рождения", - рассказывает Лабаки.

"Я искренне верю, что источником зла в мире является несчастливое детство. Ты редко выпадаешь из этого круга. У некоторых детей получается, но у 75% из них - нет. Только 25% способны разорвать порочный круг, остальные повторяют шаблон. Они делают то же, что и их родители. Обиженные становятся обидчиками", - говорит она.

В "Капернауме" снимались непрофессиональные актеры. Четверо из них сами были беженцами. Зайна аль-Раффеа, который сыграл главную роль в фильме, Лабаки нашла на улицах Бейрута. Зайн - беженец из Сирии, он прибыл в Ливан вместе с семьей в 2012 году из сирийского города Дараа на юге страны. Он жил в одном из самых бедных районов Бейрута и не ходил в школу.

"Это легко. Она [Лабаки] иногда просит меня грустить, иногда - быть счастливым, вот и все", - рассказал Зейн на одной из пресс-конференций, посвященных фильму, когда его спросили об актерской игре (цитата по агентству Рейтер).

По словам Лабаки, она специально сняла в фильме непрофессиональных актеров. "[В фильме] эти дети говорят о собственных ситуациях. Я думаю, это делает фильм более убедительным. ты видишь и чувствуешь, что эти люди действительно живут этой жизнью. Это не просто фильм", - говорит она.

Фильм был впервые показан в мае 2018 года на Каннском фестивале, где он выиграл приз жюри. Вскоре после возвращения из Канн семья аль-Раффеа получила письмо от Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) о том, что им предоставлено убежище в Норвегии. Они переехали туда в августе 2018 года.

Йорданос Шифероу, которая сыграла в "Капернауме" нелегальную иммигрантку из Эфиопии Рахиль, на самом деле является беженкой из Эритреи. По сценарию, она сначала берет Зейна под свое крыло, а потом исчезает, оставив его со своим годовалым сыном. Позже выясняется, что Рахиль арестовали и посадили в тюрьму.

Как она рассказала журналистам, после съемок сцены с арестом ее арестовали в реальной жизни. "Меня арестовали по-настоящему. Я жила точно так же", - рассказала она журналистам.

Продюсерам фильма понадобилось две недели на то, чтобы освободить Шифероу, и только тогда она вернулась к съемкам.

Ребенка, которого Зейн везет по городу на импровизированной коляске, собранной из скейтборда и большой кастрюли, сыграла беженка Болуватиф Банколь. В марте прошлого года ее вместе с матерью депортировали из Ливана в Кению, а ее отца отправили в Нигерию - на другой конец Африки.

Обновлено 27/05/19 22:08:

Зейн за год вытянулся и уже стал 13-летним парнишкой

Подпишитесь на наш
Блоги

"Капернаум". Рецензия.

22:33, 27 мая 2019

Автор: alfa-omega

Комменты 66

I

у меня фильм слез совсем не вызвал -мальчик там такой уверенный, сам крутится вертится, это его народ, он привык к такому, там все так живут

Аватар

И если не снимать про такие вещи фильмы, никто из "загнивающего" Запада и не будет знать, что происходит за его границами. -------------------------------------------- загнивающий запад не виноват что там так живут. более того мигранты которые оттуда выбрались делают все чтобы запад стал похож на их родные страны.

Аватар

Господи, какой ужас...Весь этот кошмар делает и придумает кучка зажравшихся уродов, тех, кто зарабатывает на горе людей, и маленьких и взрослых. И самое ужасное, что мы не можем ничего изменить. Одни будут богатеть, а другие все больше погружаться в эту безнадегу.

L

Хороший фильм. Смотрели в кинотеатре. Что хорошо в США, так то, что здесь показывают иностранные фильмы на большом экране, правда, это либо специализированные кинотеатры, либо очень узкий прокат в избранных обычных крупных кинотеатрах. Но можно посмотреть фильмы из любой точки мира, включая Россию (если, например, Звягинцев). А вот в Россию как не приеду, гоняют только ширпотребный Голливуд типа "Мстителей" и "Елки-палки" 25-ая часть.

Аватар

Автор, спасибо за статью!))

Подождите...