Если ехать от Мадрида на Сарагосу, а потом повернуть налево, на Туделу, километров через 70 увидите знак — съезд на Борху. Старинный, сонный городок с населением в 5 тысяч человек.

Здесь в 1378 году родился мальчик, названный Алонсо. Фамилии тогда брали по месту рождения, так он стал Алонсо де Борха. Пошел по богословской линии, стал каноником, а когда переехал в Италию, то назвался Алонсо Борджа, или Борджия.

Дослужился до кардинала, в преклонном возрасте стал Папой Римским Каликстом Третьим. От него ведет начало влиятельный семейный клан Борджия, давший в свою очередь понятие "буржуазия" и "буржуй". Железная печка, "буржуйка", тоже уходит этимологическими корнями в наш тихий испанский городок.

Но мы отвлеклись. Есть в Борхе "Мизерикордия", храм Милосердия, а в нем - фрески, настенные росписи испанского художника Элиаса Гарсия Мартинеса, он родился в 1858 году, умер в 1934-м. Прихожан немного, пожертвования скудные, здание ветшает. Фрески Мартинеса от сырости начали шелушиться.

Пожилая прихожанка, Сесилия Хименес, обратилась к настоятелю с предложением — отреставрировать одну из фресок, написанную на евангелический сюжет Ecce Homo ("Се Человек"). Портрет Иисуса Христа в терновом венце и с молитвенным взором.

Сесилия получила разрешение и приступила к работе. Трудилась долго, кропотливо. Прошло почти два года. Когда, наконец, были сняты покрывала, то собравшиеся стояли, как вкопанные, не зная, что и сказать. Изображение на фреске напоминало какого-то мохнатого примата. Работу Ecce Homo тут же окрестили Ecce Mono ("Се Обезьянка"), но из уважения к первоначальному сюжету все чаще называли "Пушистый Иисус".

Родственники художника, который написал фреску, даже хотели подать на пожилую женщину в суд. Сесилия Хименес искренне не понимала, в чем она провинилась, когда на нее посыпался шквал негодования и упреков со всех сторон. 

Деликатность ситуации осложнялась еще тем, что Сесилии - 80 лет, она искренне верующая католичка и смеяться над ней негоже. Однако специалисты, увидев ее работу, единодушно признали ее "худшей реставрацией в истории живописи".

Сюжет попал в газеты и со скоростью молнии пронесся по всему миру.  Творение пожилой испанки всего за несколько часов стало одним из самых популярных интернет-мемов - "фотожабы" на пушистого Иисуса можно найти, не особенно напрягаясь. 

К тому времени, когда стало известно о намерении счистить работу Хименес, люди запротестовали. Все-таки превосходная степень качества. Пусть самая плохая, но главное что - самая!

Люди организовали петицию в защиту реставрации, в ней говорилось, что работа пожилой прихожанки ценнее и интереснее устаревшего оригинала. Нашлись эксперты, которые назвали "Пушистого Иисуса" ярким образчиком примитивизма, сравнивали его с работами Гойи, Модильяни. За несколько дней петицию подписало более 20 тысяч человек.

В Борху потянулись туристы, они непременно хотели увидеть своими глазами знаменитую фреску. Летом 2012 года служители церкви  поставили ограду и стали взимать плату. Люди ехали из Латинской Америки, Австралии, Китая, Японии.

А интернет заполнился восторженными отзывами туристов:

"В жизни  фреска выглядит еще хуже, чем на фото... Мы  в восторге!"

За год в пятитысячной Борхе побывало 57 тысяч человек. Они опускали пожертвования в сундучок. За год набралось около 50 тысяч евро. Деньги были использованы для найма дополнительных служителей  церкви  и для финансирования дома престарелых.  

Когда Сесилия Хименес узнала об этом, то тут же отправилась требовать свою долю от прибыли. Власти пошли женщине навстречу, потому что, благодаря ее «реставрации» и последующему  притоку туристов, стабилизировалась экономика города Борха.

В 2013 году  организация по охране интеллектуальных прав зарегистрировала авторское право Сесилии на "Пушистого Иисуса". А местная винодельня устроила художественную выставку ее картин. 

С тех пор 51% от средств полученные благодаря  пожертвованиям перечисляются на благотворительность, а 49 процент переводят Сесилии Хименес.

По данным New York Post  к 2016 году число туристов, посещающих город составило 160 тысяч человек.

"Не понимаю, - говорит Сесилия, - почему все говорят обо мне, ведь я всего-навсего хотела спасти церковную фреску от сырости!".

В 2016 году по мотивам истории был  снят  фильм « Фреска Фиаско». А в 2018 году вышла опера о фреске. Согласно сюжету, Хименес, на которую сначала ополчились горожане за некачественно проделанную работу, в итоге спасла Борху во времена кризиса и поспособствовала поднятию экономики испанского городка.

Сама женщина в данный момент проживает  в местном доме престарелых. Она охотно позирует и общается с интересующимися ее творчеством туристами.  

Подпишитесь на наш
Блоги

О том как испорченная фреска принесла процветание целому городу.

16:36, 26 мая 2019

Автор: LucyHale

Комменты 49

Аватар

не нашла такой фильм

Аватар

Недалеко от Калининграда в церкви древние фрески просто краской закрасили. Восстанавливать не на что, а под слоем краски (или скорее штукатурки) есть шанс сохранить до лучших времен. Вот и непонятно что "лучше": реставрация как в Испании, или как у нас. Конкретно этому городку просто повезло, что криворукость привела к финансовой выгоде

Аватар

Женщина не промах. Как можно не понимать, что не так с фреской? Испортила, а потом хватило наглости требовать денег.

F

Ожидала увидеть дряхлую старушку в платочке, а тут вполне себе интеллигентная дама :)) оригинальная фреска конечно очень красивая

Аватар

Не знаю, я прям расстроилась. Надеюсь, что оригинал можно вернуть

Подождите...