Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

 

Фрески Сикстинской капеллы, в особенности потолок и сопровождающие его люнеты Микеланджело, несколько раз подвергались реставрации, самая последняя из которых проводилась с 1980 по 1994 год.  Эта последняя реставрация оказала глубокое влияние на любителей искусства и историков, поскольку она выявила цвета и детали, которые не были видны на протяжении веков. Некоторые утверждали, что в результате этого «все книги о Микеланджело должны быть переписаны». Другие, среди которых историк искусства Джеймс Бек из ArtWatch International, подвергли реставрацию резкой критике, утверждая, что реставраторы не поняли истинных намерений художника.

Реставраторов неоднократного критиковали — за пропавшие глаза у некоторых фресок, исчезнувшую «глубину» изображения. На угловых парусах фрески удаление сажи, по мнению экспертов, снизило «драматическую интенсивность» сцен.

Причина разногласий лежит в анализе и понимании техники, применявшейся Микеланджело, и действий реставраторов в соответствии с их пониманием этой техники. Исследование фресок на люнетах убедило реставраторов в том, что Микеланджело работал исключительно в «буон фреско», то есть, что художник рисовал только на свежей штукатурке и что каждый фрагмент работы заканчивался, пока штукатурка оставалась в свежем состоянии. Иными словами, Микеланджело не работал «а секко» и не возвращался к своей работе позже для добавления деталей на сухую штукатурку.

До (слева) и после (справа) реставрации. У многих деталей пропала тень. Изображение после реставрации кажется менее объемным, чем раньше.

Реставраторы, предполагая, что художник предпринял единообразный подход в рисовании, предприняли единообразный подход и в реставрации. Было решено, что весь тёмный слой животного клея и сажи, весь воск и все перекрашенные участки были тем или иным загрязнением: отложениями дыма, предыдущими попытками реставрации и подрисовками реставраторов в попытке оживить внешний вид работы. Основываясь на этом решении, согласно критическому прочтению имеющихся данных по реставрации, сделанному Аргимбо, химики реставрационной группы решили применить растворитель, который эффективно снял с потолка всё до самой штукатурки, пропитанной краской. После обработки осталось только то, что было нарисовано в «буон фреско», то есть по мокрой штукатурке.

Потери такого рода критики реставрации назвали «пародией».

Пазуха свода Иессея до и после реставрации. Глаза теперь отсутствуют, как и на многих других фигурах, особенно среди прародителей. Доминирующая черта многих фигур, глаза во многих случаях были, по-видимому, нарисованы в «буон фреско». Везде, где они были не нарисованы в «буон фреско», а добавлены «а секко», они были удалены реставраторами

Разное состояние двух похожих пазух свода после реставрации. На левой пазухе чёрная детализация одежд, глаз и архитектурных деталей сохранилась. На правой эти детали были утрачены в процессе очистки.

Правая рука и колено Даниила. На нереставрированной фреске красный подмалёвок проступает через чёрную размывку «а секко», добавляя свечение теням. Формы колена и нижней части ноги под одеждой достигаются чёрной размывкой.

В 2011 году в Италии реставраторов обвинили в порче фрески XIII века под названием «Древо плодородия», на которой изображено дерево с растущими на нем фаллосами. После реставрации несколько фаллосов пропали. Изначально на фреске было изображено примерно 25 фаллосов, тогда как после реставрации их стало заметно меньше - на их месте теперь можно увидеть лишь белые пятна. Кроме символов плодородия с фрески исчезло несколько писем, часть арки, огибающей растение, а также фрагменты лиц и фигур женщин. Реставраторы объяснили их исчезновение воздействием сильнодействующих химикатов, с помощью которых велась реставрация. 

До реставрации

После реставрации

В 2015 году в Каирском музее в Египте золотую десятикилограммовую маску фараона Тутанхамона во время перемещения из залов уронили, и у нее откололась борода. Старшая заведующая отделом Тутанхамона Эльхан Абдельрахман не отнесла маску к профессиональным реставраторам, а позволила мужу приклеить бороду под неправильным углом на эпоксидный клей. Клей потек, и оставшуюся часть соскребли скальпелем, оставив серьезные царапины на подбородке 

В августе 2015 года в Москве во время реставрации Торгового дома Кузнецова (Мясницкая улица, дом 8/2), построенного в 1903 году, изуродовали маску Меркурия, находившуюся в аварийном состоянии. Исторический облик лепнины вернули только в июне 2016 года 

В 2012 году фреску испанского художника Элиаса Гарсиа Мартинеса в храме Милосердия в городе Борха в Испании вызвалась реставрировать прихожанка церкви. После реставрации на месте фрески получилось изображение, получившее в СМИ и соцсетях имя «Пушистый Иисус». Теперь неудачная работа превратилась в главную достопримечательность городка, распорядители церкви даже открыли музей, в котором собраны все возможные газетные вырезки и теле- и радиосюжеты на тему «Пушистого Иисуса»

Осенью 2017 года в Москве любители архитектуры обратили внимание на неудачно отреставрированные горельефы на доме Константинова (Сверчков переулок, дом 1.

В 2012 году была отреставрирована неоконченная картина Леонардо да Винчи «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом». В ходе реставрации картина получила более яркие цвета, что вызвало недовольство кураторов Лувра, двое из которых в знак протеста вышли из состава реставрационной комиссии. Они полагают, что реставрация могла бы быть более бережной и деликатной, ибо, по их мнению, даже при жизни Леонардо краски так не резали глаз, как после «омоложения» картины в XXI веке. Реставраторы практически стерли то самое сфумато (смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух), которым знаменит Леонардо.

В августе 2018 года в Калуге были завершены работы по реставрации мозаики в сквере 50-летия ВЛКСМ. В результате мозаику заменили кафельной плиткой 

На фото: мозаика до реставрации

После реставрации

В январе 2018 года в Краснодаре архитекторы обратили внимание на ремонт исторического здания по улице Рашпилевской, с которого убрали всю облицовку, оставив один бетон 
До реставрации

 

После реставрации

В ноябре 2015 года в Санкт-Петербурге активисты обратили внимание на изуродованную в результате реставрации нимфу музыки (на фото справа) на бывшем доходном доме Бадаева (ул. Восстания, 19), построенном в 1906 году

Осенью 2017 года в Москве с доходного дома Густава Гельриха (ул. Малая Дмитровка, 25, стр 3), построенного в 1913 году, убрали скульптуры атлантов и заменили их на плитку. Вход был заделан. По данным координатора движения «Архнадзор», собственник реконструировал здание под отель 

До ремонтных работ

 

   

После ремонтных работ

В январе 2018 года жители Челябинска возмутились реставрацией Дома Чикина (ул. Карла Маркса, 101), во время которой заменили оригинальную дверь дома 
На фото: Дом Чикина до реставрации

Дом Чикина после реставрации

В ноябре 2018 года жители Нижнего Новгорода обратили внимание на неудачную реставрацию мозаики с изображением пловца и чайки на брандмауэре бассейна 

На фото: мозаика до реставрации

 

После реставрации (только не смейтесь)

Блоги

Разрушительная реставрация

15:08, 25 мая 2019

Автор: alfa-omega

Комменты 92

Аватар

Какое тут "не смейтесь", тут плакать хочется((((

Аватар

Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно, но пушистый Иисус это что с чем то. Кааааак они так смогли, это что ребенок рисовал. А в нашей стране вообще ничего реставрировать нельзя, руки крюки

Аватар

Какое уж тут смеяться, тут плакать надо. Кого нанимают на реставрационные работы? Тех несчастных без регистрации из Средней Азии, которые то дворы метут, то хлеб в подвале пекут. Зато наверное недорого.

Аватар

то что происходит в России это не ошибки реставрации, а чистое преступление. Деньги воруют, а гастеры лепят что попало. Последнее панно можно рассматривать как знак- смена этнического состава населения страны.

Аватар

К сожалению, везде очень сильно нарушены пропорции тела, лица. Разве этому не учат сейчас в художественных институтах? Я вот поражаюсь, как Репин мог писать свои гигантские полотна с большим количеством людей с натуры. Ни одна пропорция не нарушена. А тут просто детская поделка в садике. Ну как так можно? Без слез не взглянешь.

Подождите...