Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Мода в Советском Союзе – тема, занимающая многих исследователей и историков костюма, и не меньший интерес вызывающая у обычных женщин, хранящих вырезки и выкройки из советских модных журналов. В послереволюционные 1910-е-1920-е годы люди в основном носили ту одежду, которую могли себе позволить. Однако, как это часто бывало, даже в тяжелые годы разрухи и безработицы женщины старались хорошо выглядеть, пуская в ход разные ухищрения.

Октябрьская социалистическая революция, ставшая переломным моментом в истории страны, не могла не отразиться и на моде, которая после 1917 года изменилась кардинально.

В советском государстве не было места роскошным нарядам, которые шили для себя представители дворянского класса и буржуазии царской России. В Стране Советов каждый гражданин был строителем нового общества, и думать о моде ему не пристало: главной задачей промышленной отрасли было объявлено создание удобного костюма для работников, желательно, подходящего и женщинам, и мужчинам.

https://arthive.com/res/media/img/oy1800/work/da1/105354.jpg

После революции, Первой мировой и гражданской войн мужское население в стране сократилось, а женщины были вынуждены освоить традиционно мужские профессии – теперь они шли на флот, в милицию, в армию, а также занимались тяжелым физическим трудом. Все это повлияло и на фасоны одежды – девушки носили модели «унисекс» и заимствовали из мужского гардероба обувь, головные уборы, рубашки и брюки.

Кстати, Вы не задумывались, откуда в распоряжение большевиков попали вещи из кожи? Изначально кожаные плащи, куртки и галифе были обмундированием царской армии летчик (их тогда чаще называли авиаторами), механиков, мотоциклистов. По одной из версий революционеры нашли форму на военных складах и оценили ее удобство. Кожаной одежды, конечно, на всех не хватило, поэтому ее носили командиры, комиссары, а чуть позже и чекисты.

Так же интересно происхождение знаменитой буденовки. Остроконечная суконная шапка, больше всего напоминает богатырский шлем с картины Виктора Васнецова. И в этом нет ничего удивительно, потому что знамениты художник участвовал в создании головного убора.

https://i.pinimg.com/originals/46/3b/e8/463be8c9a8d5bf7757625ccff586a842.jpg

Кепка. Говорим Ленин, подразумеваем кепка. После Владимира Ильича этот головной убор полюбила вся новоявленная советская элита. Началось все на Финляндском вокзале в Петрограде, куда вождь пролетариата прибыл в апреле 1917-го. Именно в кепи Ленин произносил свои знаменитые апрельские тезисы и в костюме-тройке. По одной из версий, сначала из «пломбированного вагона» он вышел в более уместной с пиджаком и галстуком шляпе. Правда, кто-то ее с головы революционера снял. Мол, слишком буржуазно, народ не признает своим. Так что Ленин оказался в кепке. Был и зимний вариант шапка-ушанка. Правда, все-таки щегольская каракулевая. И пальто, которое Ленин, похоже, привез из эмиграции. Но такая роскошь, скорее, исключение из правил.

https://i.pinimg.com/originals/6c/1e/ec/6c1eec171d662703fb42cad68522fb73.jpg

Ленин и Сердлов (как раз в коже) на открытии временного памятника К. Марксу, ноябрь 1918.

Отличный книга, отличный фильм "Собачье сердце" Швондер и дама в коже

https://cdn9.echosevera.ru/5c9c8e1feac912163a5a50b3/5c9c8fe2c6286.jpg

Не менее популярными стали подпоясанные ремнем гимнастерки. Мужчины надевали их с брюками, женщины - с прямыми юбками из сукна.

Модными были платья из холста, блузки из ситца и матерчатые куртки. С любой одеждой девушки повязывали красную косынку – еще один символ времени, — которая теперь завязывалась не под подбородком, а на затылке. Послереволюционная мода подчеркивала равноправие мужчин и женщин, в равной степени участвовавших в построении нового мира. Носили или карэ или косынки, а не длинные волосы или пышные укладки в стиля "дворянского гнезда"

https://i.pinimg.com/originals/d2/00/49/d20049f28c8946dddcf006ab00c1f20e.jpg

Советская мода 1920-х годов формировалась в условиях жесткой нехватки ткани, поэтому одной из главных задач швейной промышленности стало создание единой для всех моды. Так же длина платьев немного уменьшилась, опять же  из-за нехватки ткани. В ход шли шторы, скатерти и церковные рясы. Писательница Надежда Лохвицкая (псевд. Тэффи), в своих мемуарах пишет, что платья шили из аптечной марли для перевозок, а белье из чертежной кальки, которая после отмачивания становилась немного похожей на батист. Для нарядного платья использовался "богатый" материал. "На углу, в москательной, хозяйка продает кусок занавески. Только что содрала, совсем свежая, прямо с гвоздями. Выйдет чудесное вечернее платье".

«Взамен всех видов платья устанавливалась единообразная форма верхней русской рубашки и для мужчин и для женщин. С такой же точностью был установлен фасон женской юбки. Какие-либо отделки, складки, строчки и манжеты категорически воспрещались», — писал заведующий производственным отделом Москвошвея.

Власти послереволюционной России твердо решили избавиться от всякого наследия прошлого и от элементов России царской, в том числе всего, что касалось стиля одежды. Несмотря на это, над универсальным костюмом для советского гражданина работники швейных фабрик трудились не один год. Производителям одежды была поставлена задача: создать костюмы для пролетариата, которые должны быть не слишком узкими и приспособленными для работы.

Так как других ограничений у художников не было, при работе над новой профодеждой они пустили в ход фантазию и ушли в конструктивизм. Новые модели отличал геометричный крой и такие же рисунки на ткани. Сшитая в мастерских одежда была чем-то принципиально новым, однако привлекла внимание простых граждан, а не обеспеченных дам, по-прежнему предпочитавших одеваться согласно дореволюционной моде.

https://i.pinimg.com/originals/e1/82/3c/e1823ccac2107c3e352d9f8e89f8c4fc.jpg

Отсюда и главный парадокс моды тех лет: работая над одеждой для рабочих, художники экспериментировали и пробовали новые ткани и рисунки, а обшивая партийную элиту, шили по старинке, исключая всякие нововведения.

В начале 1920-х годов отчетливо чувствовалось влияние западных фасонов на советскую моду. В частности, это было связано с повсеместной отменой корсета и нововведениями парижского кутюрье Поля Пуаре. Особенно прижилось в Советском Союзе платье-рубашка с низкой талией, не подчеркивающее фигуру, а, напротив, скрывающее линию талии, бедер и груди. Такой фасон был популярен все десятилетие, со временем менялась лишь длина юбки, постепенно поднимавшаяся выше колена.

Лилия Брик (надеюсь чувства сплетниц не задеты). Не знаю куда она в нем ходила, в шляпке:)

https://cdn.rbth.com/web/jp-rbth/images/2013-10/extra/Lilya_Brik_1924_468.jpg

Женщина1920-30х

http://lamanova.art/images/dress_1924.jpg

Лиля Брик

http://www.artnet.fr/WebServices/images/ll00171lld6mkFFgVeECfDrCWvaHBOc4tF/alexander-rodchenko-portrait-of-lily-brick-by-a-car.jpg
https://i.pinimg.com/originals/e8/be/6d/e8be6d56f752be3dad92495ede16dcb3.jpg

Короткие платья породили проблему чулок, которых раньше просто не было видно из-за длины. Как вспоминает Надежда Мандельштам, женщины бредили чулками, а достать их можно было только заграницей.

Девушки в носках

https://i.pinimg.com/originals/8a/32/ca/8a32ca3c404c814d905ca894caaaa0d9.jpg

"Муза русского авангарда" Лиля Брик просила Маяковского привезти ей из Парижа вместе с духами и бусами , рейтузы и дорогие чулки.  "Без серпа и молота не покажешься в свете! В чем буду фигурять сегодня на балу я в Реввоенсовете?!", в стихах поэт высмеивал мещанство, а в жизни покорно исполнял все просьбы любимой женщины и покупал ей в командировках упаковки с чулками.

В 1921 году, когда при НЭПе стал возможен частный бизнес, в страну попали не только заграничные журналы, но и привезенная с запада одежда. Столичные модницы сразу взяли на вооружение веяния мировой моды. В буржуазной среде женщины снова стали носить муфты, меховые воротники и шляпы-котелки.

Мужчины тоже следовали моде – популярными были фетровые шляпы и боты, костюмы из коверкота и фраки. Однако все это относилось лишь к узкому кругу обеспеченных людей, в то время как большинство граждан одевалось по-другому: прямые длинные юбки и туфли на ремешке для девушек, косоворотки, брезентовые штаны и парусиновые туфли для мужчин.

https://story.ru/upload/iblock/c74/c749f4901e7b04104a47b8f4cc24885b.jpg
https://i.pinimg.com/236x/8a/b1/8c/8ab18c12fc8ef9914baf7a541bb62c12--poetry.jpg

Поэт Владимир Маяковский и Лиля Брик

В период НЭПа (Новая экономическая политика) особенно сильно чувствовалось желание людей веселиться и «прожигать» жизнь – женщины пристально следили за всеми новинками и особенно за парижскими вечерними нарядами.

Популярный за границей образ женщины-вамп, укутанной мехами и украшенной бриллиантами, в Советском Союзе адаптировали актрисы, блиставшие с экранов ослепительными туалетами и драгоценностями, недоступными пролетариату.

https://i.pinimg.com/originals/7b/52/07/7b5207157f9616c62808a5b987ba3812.jpg

Л. Орлова

Советские мастерицы пытались копировать одежду, привезенную из других стран, однако индивидуальные модели и одежда на заказ также была доступна очень ограниченной части населения.

https://i.pinimg.com/originals/6d/e4/96/6de496994b3f57e925d6c5ada227fe8f.jpg

Конструктивизм и парижские фасоны ушли в прошлое в конце 1920-х, а точнее, в 1928 году, когда политика НЭПа была свернута. Власти больше не намерены были терпеть проникновение западных мод на улицы советских городов, и сделали все возможное, чтобы граждане выглядели одинаково.

Фабрики отшивали грубые пальто и платья простого кроя, а последних художников-приверженцев конструктивизма подвергали жесткой критике. Александр Перелицын и Вера Муницына, возглавлявшие художественный совет организации «Союзхлопкосбыт», были одними из последних модельеров, пытавшихся в 1920-е годы привнести в фасоны и крой одежды что-то новое.

«Это очень «левые» ребята. Всякий рисунок — художественный, но простой, без выкрутас, они называют контрреволюционным… И все, что носим с вами… — все это сплошная контрреволюция. Кучка халтурщиков и пошляков, прикрываясь псевдореволюционной фразой, пачкала материю… Здесь была устроена своеобразная ситцевая трибуна, где получили возможность выступать чуждые нам люди, профанируя, вульгаризируя наше социалистическое строительство», — говорилось в одном из фельетонов в газете «Правда», окончательно определившем судьбу советского конструктивизма в моде.

Согласно сохранившимся справочникам, в 1923 году в столице работало 204 мастерские, специализировавшиеся на мужской одежде и только 32 женских ателье. Почти все известные мастерские в то время находились в центре: в Столешниковом переулке, на Петровке, Покровке, Тверской и Малой Бронной.

В это же время появились первые советские журналы мод. Издание «Ателье», созданное при первом советском «Ателье мод», согласно редакционному письму, ставило своей целью «деятельное и неутомимое стремление к выявлению всего, что творчески прекрасно, что заслуживает наибольшего внимания в области материальной культуры».

Материалы для журнала готовили самые известные художники и авторы того времени, а на страницах «Ателье», помимо эскизов и статей, можно было увидеть фотографии знаменитых актрис в дорогих нарядах, выполненных, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, из качественных тканей.

https://i.pinimg.com/originals/eb/0e/31/eb0e3147883158ce3a651a6439588c31.jpg

В журнале был напечатан эскиз популярного платья-бутона скульптора, художницы и модельера Веры Мухиной. Свое название наряд получил из-за драпированной юбки из белой ткани, напоминавшей лепестки цветка. Образ дополняла широкополая красная шляпа и трость.

Издание имело большой успех у читателей, а тираж его составил две тысячи экземпляров. Однако второй номер журнала уже не вышел. Содержание «Ателье» было раскритиковано журналистами другого издания — «Швейник», а в 1925 году большие изменения произошли и в самом «Ателье мод», работники которого после назначения нового руководства стали шить наряды для знаменитостей и жен чиновников.

https://flashbak.com/wp-content/uploads/2016/03/1923-Russia-atelier-10.jpg

Еще один журнал, издававшийся в 1920-х, — «Искусство одеваться», первый номер которого вышел в 1928 году и начинался со статьи Анатолия Луначарского «Своевременно ли подумать рабочему об искусстве одеваться?». Среди рубрик журнала — «Полезные советы», «Прошлое костюма», «Курьезы мод». Читателей призывали участвовать в дискуссиях о костюме для советского рабочего, в которых подчеркивалась необходимость создавать свои, а не парижские моды.

https://i.ebayimg.com/images/g/FB0AAOSwyVBcaguj/s-l640.jpg

Модные девушки 20-ых

Одним из самых популярных художников по костюму, чьи эскизы публиковались в журналах, в первые годы советской власти была Надежда Ламанова, получившая признание еще в царской России.

Создававшая до революции наряды для царской семьи и бомонда и даже получившая звание «Поставщик Двора Ея Императорского Величества», после 1917 года Ламанова вынуждена была приспособиться к новым условиям – не только сменившемуся курсу в одежде, но и недостатку тканей.

Тяжелые обстоятельства модельер смогла обратить в свою пользу: именно с ее легкой руки творческая интеллигенция стала интересоваться кустарными тканями (в начале 1920-х Ламанова экспериментировала с холщовой тканью, полотенцами изо льна, одеялами, шторами).

Известная художница Варвара Каринская руководила школой художественной вышивки ARS. Как и Ламановой, ателье ей помог открыть нарком просвещения Луначарский. Позже она организовала салон для столичной элиты Haute Couture, клиентами которого стали представители обеспеченной верхушки и жены нэпманов. Также в этой среде был популярен антикварный салон Каринской – там богатые дамы покупали украшения.

Варвара Каринская создала новую технологию вышивки по ткани и аппликации, благодаря которым материал напоминал живописное полотно. В 1928 году художница эмигрировала из Советского Союза, остановившись сначала в Германии, а позже перебравшись в Нью-Йорк, где стала хозяйкой самого популярного ателье. Еще одно признание таланта Каринской – премия «Оскар» за лучшие костюмы к фильму «Жанна д’Арк» 1948 года с Ингрид Бергман в главной роли.

https://playitagaindan.files.wordpress.com/2015/04/ingrid-022.jpg

После короткой эпохи НЭПа, стремление выделяться стало немодным, а быть "не как все" могло оказаться даже опасным для жизни. Простота, гигиеничность и целесообразность , на долгие десятилетия заменят советским людям моду, а главными достоинствами внешнего вида будут считаться опрятность, серость и невыразительность. Однако, как показала история, желание женщин хорошо выглядеть так просто не задушишь - даже в эпоху дифицита они находили способ красиво одеваться!

Блоги

"Пролетарский шик"

17:59, 11 мая 2019

Автор: Ancho

Комменты 72

Аватар

спасибо интересно. отдельное мерси за брик в голом платье - как говорится все новое это хорошо забытое старое...я только пардон не очень поняла она совсем под ним нагая?))))теперь понятно почему владимир был ею одержим одиозная мадам конечно

Аватар

Вспоминаю слова известного переводчика открывшей Карлсона для СССР. Первые впечатления от переезда в Союз после Парижа это нищета и убогость повсеместная.

S

Сколько читаю про это, каждый раз интересно! Спасибо! Лиля конечно что-то:))) В то время наверное было легко удержать мужчин такими уловками и эпатажем. Сейчас уже никого и ничем не удивить.

Аватар

богатый шиньон у музы Маяковского. ))))

M

"мама, мама, что я буду делать, Мама, мама, как я буду жить у меня нет теплого пальтишка.." выкручивались, все шили, а мы в 90е это проходили Сейчас тоже из занавесок шьют, только раньше все ткани были натуральные.

Подождите...